Радиорынок. Светлана Ермолаева

Текстовая версия


Радиорынок.

Светлана ЕРМОЛАЕВА. Директор по работе с корпоративными клиентами РКА NAME

В этом материале мы рассмотрим историю развития радиорынка: с чего все начиналось и к чему рынок движется.

Реклама на радио: прошлое, настоящее и будущее
За 10 лет существования радиорынка количество радиостанций увеличилось почти в два раза. Мы рассматриваем только коммерческие станции, т.е. те, которые продают рекламное время. Исключаем такие станции как «Голос Америки», «Радио Свобода», BBC и т.п. Если в 1997 г. существовало 20 станций, продающих свою рекламу, то в 2007 г.. их стало уже 39 (как самостоятельных, так и принадлежащих различным радиохолдингам), хотя многие по-прежнему держат в голове только 3—5 радиостанций.
Нескольким радиостанциям исполнилось уже более 10 лет: «Авторадио», «Маяк», «Ретро FM», «Радио 7», «Русское радио», «Серебряный дождь», «Европа Плюс», «Эхо Москвы», «Радио России», «Юность», Maximum.. Некоторые из них за отчетное время лишь незначительно меняли название и переходили с УКВ- на ФМ-частоты, например: «Ретро FM» (ранее называлось «Радио Ретро») перешло на ФМ-частоту, «Авторадио — народная марка» теперь называется «Авторадио». Эти станции уже сформировали прочный имидж и существуют на рынке как бренды.
Наряду с изменениями названий радиостанций меняются предпочтения аудитории. Если в 1997 г.. первые места рейтинга занимали проводные общероссийские станции: «Маяк» и «Радио России», то на сегодняшний день в Москве их потеснили станции ФМ-диапазона. Аудитория стала слушать больше русскоязычной музыки, поэтому станции с более западным форматом музыки теряют свои позиции в рейтингах: «Европа Плюс» опустилась на пятое место, Maximum и «Радио 7» ушли из «Топ-7», а радиостанция «Ностальжи» прекратила свое существование. «Русское радио», «Авторадио», «Шансон», «Милицейская волна» и «Ретро FM» наоборот набирают позиции, и это станции, формат которых на 90% состоит из русской музыки.
Еще один важный момент — сокращение разрыва между лидерами по объему аудитории. Если раньше между первым и седьмым местом разрыв был большой (аудитория «Радио России» в пять раз превышала аудиторию радио Maximum), то сейчас между «Русским радио» и «Маяком» разрыв составляет всего 40%. Это говорит о большой конкуренции на рынке, станции «бьются» за каждую десятую долю рейтинга. Рынок взрослеет, становиться более насыщенным и развитым с точки зрения предложений для радиослушателя.
А теперь посмотрим, что произошло за последний год. Итак, свои доли в аудитории за этот период увеличили только четыре участника радиорынка (те, кто год назад владел долей > 2%):
• холдинг «Медиа Холд» («Love Радио», «М Радио», «Радио дача») — увеличение доли на 113% за счет появления новых станций;
• «Эхо Москвы» — на 25%;
• «Милицейская волна» — на 12%;
• холдинг ВКПМ («Авторадио», «Юмор», NRG, «Русские песни») — на 7%

Существенным для радиорынка остается тот факт, что самостоятельная станция с грамотной командой и хорошим форматом может достойно конкурировать с большими холдингами, быть значимой и коммерчески успешной. Большие финансовые ресурсы важны, но деньги, к счастью, на радиорынке решают не все.. Появляются новые нишевые станции, которые очень тщательно подходят к выбору формата и достойно борются за свои ниши (Business FM, Relax FM, «Радио спорт» и т.д.)
На сегодняшний день на рынке присутствует 39 радиостанций, которые принадлежат 19 участникам радиорынка: 10 — самостоятельным радиостанциям и 9 — холдингам. В ближайшем будущем ожидается формирование на рынке еще двух радиохолдингов, у которых в активе более чем одна станция: «Моя семья» («Семейное радио» и «Классика рока») и «Объединенные медиасистемы» (Business FM и «Кино FM»).
Весной это года в Москве случилось знаменательное событие — были розданы последние из 50 ФМ-частот. Кроме этого, есть и другие способы вещания: трансляционная сеть (три кнопки), ДВ и СВ, УКВ-диапазон, Интернет, проводное вещание в торговых и бизнес центрах, супермаркетах, на автозаправках и т.д. Таким образом, у рекламодателей появился огромный выбор форматов и широкие возможности для медиапланирования. Главное всем этим пользоваться!
Итак, аудитории распределяется по новым каналам; форматы новых станций становятся очень разнообразными и узкосегменированными — бизнес, семья, дети, спорт. Поэтому не нужно искать аудиторию только на первых пяти станциях: при планировании число станций нужно расширять, так как каждая станция, особенно нишевая, обладает своим уникальным слушателем. Большое количество разнообразных радиостанций привело к тому, слушатель теперь музыку слушает на одной станции, новости — на второй, разговорные программы (утренние и вечерние шоу) — на третьей. Поэтому при выборе станций все более актуальным становится использовать не социально-демографические характеристики аудитории, а такие критерии как характеристика бренда, эмоции, стиль жизни и поведение людей.
Развитие радиорынка несет с собой много возможностей для каждого из его участников. Появление новых каналов распространения открывает поистине неограниченные возможности для радио. И радиостанциям, и рекламным агентствам, и рекламодателям, и исследователям нужно искать новые форматы и способы достижения аудитории, чтобы наиболее эффективно использовать уникальные возможности радио как медиа.

Рекламные Технологии №5 (82)


5133 - OnAir.ru, - Прислать свою новость!





ГАРАНТИРОВАННАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ЮРИСТА ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ


Перекресток

OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных

- Мобильная версия сайта