"Новости СМИ": Радионовости - наша профессия

TEXT


РАДИОНОВОСТИ - НАША ПРОФЕССИЯ

Олеся Кузнецова, "Новости СМИ", №3

Информационные службы есть почти на каждой радиостанции. Где-то им уделяют больше внимания, где-то меньше, но то, что существование радиостанции на современном отечественном рынке немыслимо без новостей - это бесспорно.
В России существуют станции, работа которых полностью или по большей части базируется на информационном вещании. К ним относятся "Эхо Москвы", "Новости on line", "Маяк". На музыкальных станциях, таких как "Европа Плюс", "Авторадио", "Наше Радио", тоже без информационных блоков не обходятся. То, какими должны быть новости, во многом зависит от формата станции и характера аудитории. Было бы абсурдным рассказывать о новостях бизнеса или внешней политики слушателям, которые пока интересуются только роликовыми коньками и постерами. С другой стороны, необходимо учитывать, что людям старшего возраста вряд ли будет понятна информация о Hi-Tech. Так или иначе, руководителям служб информации необходимо знать все эти нюансы. Специалисты сходятся во мнении, что если новости "сделаны" правильно, то они дают возможность привлечь дополнительную аудиторию.

Эхо Москвы

   Бесспорным лидером информационного вещания эксперты называют радиостанцию "Эхо Москвы". Ее опыт интересен еще и тем, что она была первой негосударственной станцией в бывшем СССР и поэтому стремилась к независимому и объективному освещению событий в стране и мире. В службе информации работает 35 человек.
   Высокие рейтинги станции обеспечили, как ни странно, старые и проверенные временем принципы, сформулированные еще на ВВС: локальность, воздействие, практическая польза, релевантность, сенсация. При этом, по словам заместителя главного редактора станции Владимира Варфоломеева, "первая новость должна быть ударной. Необходимо не забывать про тематическое разнообразие выпуска в соответствии с предпочтениями аудитории конкретной радиостанции". Источниками информации для "Эха Москвы" являются "все ведущие российские, а также зарубежные информагентства, отечественная и иностранная пресса, некоторые Интернет-сайты. Особое отношение - к "Интерфаксу" и Reuters". "Эксклюзив, - объясняет Владимир Варфоломеев, - предоставляют собственные корреспонденты, а также источники в разных структурах. Решение об использовании того или иного сообщения в информационном выпуске новостей принимает исключительно ведущий (он же редактор) новостей". На вопрос о том, как можно оценить работу информационных служб других радиостанций и опыт какой из них может быть интересен, заместитель главного редактора ответил: "На подавляющем большинстве радиостанций, доступных в Москве, информация - это всего лишь нагрузка к музыке. За работой тех немногих станций, которые серьезно относятся к новостям, мы следим, но достичь уровня, скажем ВВС, пока никому из них не удается".

Маяк

   Еще одна радиостанция, которая считает себя основной в российском информационном пространстве, это ГРК "Маяк", входящая в холдинг ВГТРК. По словам заместителя директора службы информации ГРК "Маяк" Вячеслава Киселева, сбором информации здесь занимается около 60 человек, не включая внештатных сотрудников. "Самое главное, чтобы новость была свежей и значимой, - считает г-н Киселев. - В выпуске всегда должна быть главная новость дня в том или ином виде. Если происходит развитие какого-либо события, значит, освещение этого развития должно присутствовать в эфире, если действие уже завершилось, то необходима констатация факта с комментариями. Главная новость дня бывает главной до тех пор, пока она не устаревает окончательно. Немаловажными критериями при верстке выпуска новостей являются оперативность, значимость и интерес. Новости всегда должны быть интересными. Кроме того, в выпуске всегда необходимо присутствие новости, которая вызывает общечеловеческий интерес".
   При подготовке выпусков новостей на "Маяке" пользуются информацией подписных агентств: "РИА Новости", ИТАР ТАСС, "Интерфакс", РБК, Associated Press и Reuters. Кроме того, активно используются ресурсы Интернета. "Всю эксклюзивную информацию, - говорит Вячеслав Киселев, - добывают корреспонденты - московские и региональные. У нас огромное количество ньюсмейкеров в Госдуме, Правительстве РФ, прокуратуре, ЦУПе и т.д., с которыми мы связываемся по телефону. Как только возникает какая-то новостная ситуация, мы сразу находим нужных людей. Помимо того, у нас в прямом эфире бывает очень много VIP-гостей. И их информацией мы также активно пользуемся".
   "Какие новости оставить в выпуске, а какие не давать вовсе, в основном, решает шеф-редактор. Если у него есть сомнения, всю ответственность за принятие конкретного решения берет на себя руководитель службы информации или его заместители. Это, как правило, касается политической ситуации в стране. Цензуры в привычном, ортодоксальном, виде на "Маяке" нет. Главный цензор - квалификация редактора и ведущего". На вопрос о том, чей опыт работы мог бы заинтересовать "Маяк", Вячеслав Киселев ответил: "Информационных станций мало: "Маяк", "Эхо Москвы" и, в определенной степени, "Новости on line". На остальных радиостанциях существуют службы информации, но эти станции не информационные, а музыкальные. Радио "Маяк" всегда было информационно-музыкальной станцией, на которой основное внимание уделяется именно информации. Поэтому нам не у кого учиться, все учатся именно у "Маяка". Наша станция - лидер информационного вещания, потому что такого объема информации, причем не только московской, но также общероссийской и международной, больше нет ни на одной радиостанции".

Говорит Москва

   В столице эту станцию больше знают как проводную. Ее даже иногда называют "кухонным радио". Между тем через сеть Общественного Российского Радио она вещает во многих регионах страны.
   Структура службы информации радио "Говорит Москва", как рассказывает руководитель службы информации Ильмира Маликова, довольно проста: директору службы подчиняются все сотрудники, выпускающие редакторы службы информации (те, кто работает с лентами информационных агентств, редактирует новости, верстает выпуск на основании сообщений информагентств и материалов корреспондентов). Выпускающий редактор сам читает новости в прямом эфире. Новостной "шаг" - 30 минут, выпуски звучат в начале и середине часа. Всего информацией на радио "Говорит Москва" занимается 13 человек.
   "Структура службы информации, - продолжает Ильмира Маликова, - является нормальной для формата так называемого общественного радио, в котором работает станция "Говорит Москва", а также максимально вписанной в те рамки финансирования, на которые она может рассчитывать. "Говорит Москва" - разговорное радио, где новости играют важную, но не определяющую роль. Оно вещает в 15 крупных регионах и почти 200 городах. Социальная тематика является приоритетной: образование, пенсии, жилищное законодательство, культура, медицина, реформа армии, тарифы и пр.". Источники информации для станции "Говорит Москва" - ИТАР ТАСС, "Интерфакс", "РИА-Новости", РБК, "Газета ру", "Росбалт", ресурсы Интернета.
   "Деньги на содержание станции, - заявляет г-жа Маликова, - поступают из Московского городского бюджета, это налоги наших сограждан, которые имеют право знать правду о том, что происходит в Москве. Нам платят москвичи, но не лично Юрий Лужков и Владимир Платонов". По мнению руководителя службы информации радио "Говорит Москва", в большинстве своем информационные службы на радиостанциях - профессиональные. Сюда можно отнести и "Радио России", и "Маяк", и "Эхо Москвы", и "Новости on line", и "Русское радио", только нужно учитывать, что некоторые из них работают в рамках своего формата.

Новости on line

   Эта радиостанция, не так давно появившаяся на информационном рынке, относит себя к так называемому fast radio. По словам ее главного редактора Сергея Корзуна, задача станции - "обеспечить непрерывный поток новостей и иных информационных сообщений в эфире в круглосуточном режиме. Структура станции позволяет постоянно пополнять звуковую базу данных, содержащую краткие и развернутые новости, комментарии, мнения экспертов, обзоры печати и т.п. База данных может использоваться для различных звуковых сервисов, скажем, в мобильной телефонии и для создания индивидуального "радио по заказу".
   Источниками информации для радиостанции "Новости on line" являются агентства "Интерфакс", ИТАР-ТАСС, РБК, "РИА Новости", Reuters, новостные ленты в Интернете. "Собственные корреспонденты и эксперты - это не столько источник информации, сколько источник комментариев и мнений", - считает Сергей Корзун.
   На "Новостях on line" ведущие имеют возможность самостоятельно принимать решения, связанные с версткой информационного выпуска. Верстка больших информационных программ - это совместная работа ведущего и шеф-редактора. Оценивая работу служб информации на других станциях, г-н Корзун отметил, что "самая сильная из них - на "Эхе Москвы". Но, по мнению главного редактора "Новостей on line", этот опыт, как и опыт других служб, он использовать не может, поскольку на его станции работают "по иной - модульной - технологии, с созданием базы данных, а не просто с отдельными выпусками новостей".

Европа Плюс

   Пожалуй, эта станция - самый яркий представитель музыкального радио. "Европа Плюс" благодаря своей сети представлена практически во всех российских регионах. И, как считает директор информационной службы "Европы Плюс" Юлия Гарамова, "здесь новостям отводится значимое место".
"В информационной службе радиостанции работают пять человек, - сообщила г-жа Гарамова, - три журналиста в будние дни, один - в выходные и один репортер. Информационный выпуск строится следующим образом: первая новость - самая главная, "горячая новость" часа (приоритет отдается российским новостям), далее - по степени важности. Принцип построения выпуска отчасти напоминает телевизионный. Мы стараемся в каждом выпуске рассказать обо всём понемногу, затрагивая все важнейшие аспекты человеческих интересов. Для новостей кино, спорта и музыки отводится специальное время и отдельный выпуск.
   В задачу репортера информационной службы входит рассказ с места самых заметных московских событий. Как правило, это события культурной и социальной направленности.
У новостной службы есть возможность оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации. Например, во время захвата заложников в Москве мы работали круглосуточно. И пусть в эфир наши новости выходили не так часто, как новости других радиостанций, зато в наших выпусках заведомо были исключены ошибки, т. к. вся информация многократно проверялась и фильтровалась".






23532 ONAIR.RU Прислать свою новость!




# РЕКОМЕНДУЕМ


# РЕКОМЕНДУЕМ



OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных - О защите персональных данных - Публикационная этика

Мобильная версия сайта