#HOT! Победители Национальной Премии «Радиомания 2024»Радио «Ностальжи»: минус один запорожский брендРадио «Ностальжи»: минус один запорожский бренд OnAir.ru | Избранное в Telegram
Послесловие к продаже бренда запорожского радио «Ностальжи» холдингу ТАВР и его «Даче». «Ты будешь писать, что все плохо, и, раз “Ностальжи” продали, значит, остальные радио тоже умрут?» – спрашивала меня коллега, небезразличная к судьбе радиостанций Запорожья. «Местечковые радио умрут, ты же понимаешь», – изрекал давний игрок запорожского медиарынка. «Через три месяца после окончательного вхождения в эфир “Дачи”, никто и не вспомнит, что был такой бренд “Ностальжи”», – резюмировал бывший радийщик, отдавший работе на радио с десяток лет. Собственно, это общая картина настроений вокруг продажи бренда запорожского радио «Ностальжи» радиохолдингу ТАВР и его «Даче» и перспектив развития местного радио. Доля истины, безусловно, в этом есть. Тем более что продажа «Ностальжи» и потеря позиций местных радиостанций происходят у нас не впервые. Запорожье уже пережило продажу местного «Заря FM» радио «Ретро FM», исчезновение с эфира радио «Юниверс», потерявшего обе лицензии. А теперь так же спокойно переживает потерю одной из первых, статусных и рейтинговых коммерческих радиостанций Запорожья. Запорожье, по сути, начало прощание с «Ностальжи» около месяца назад. Однако местные медиа заголовками вроде «Запорожская радиостанция “Ностальжи” поменяла собственника», «Массового увольнения на “Ностальжи” не будет», «В маршрутках вместо “Ностальжи” придется слушать “Дачу”. Радиостанцию поглотили» – среагировали на событие только после 15 ноября, когда новость впервые появилась на ТК. «Я не хотел бы рекламировать это событие. Совсем», – сообщил в телефонном разговоре основатель и уже экс-собственник радио «Ностальжи» Геннадий Рекалов, по совместительству депутат горсовета и владелец еще одной частоты – радио «Контакт». Они с женой владели 100% предприятия, разделив доли поровну. Супруга Елена продолжительное время была и директором радиостанции. Сейчас главой компании стал один из давних сотрудников радио. «90 процентов коллектива как работали, так и будут работать на радио. Кого увольнять? У нас сплоченный коллектив. И в переговорах учитывался вопрос его сохранения», – утверждает Геннадий Рекалов. Правда, в самом коллективе сейчас не самые радужные настроения. Официально без изменений коллектив будет работать до марта. Что будет потом, не берется утверждать никто. Эллина Владимирова, шеф-редактор информационной службы «Ностальжи», стоявшая у истоков этого радио и отдавшая работе здесь 16 лет, в телефонной беседе сдержанно поделилась: «Мне слишком тяжело об этом говорить. Я пока беру паузу и воздерживаюсь от любых комментариев». Воздерживается от подробных разъяснений и новый руководитель радио, еще недавно занимавший позицию коммерческого директора Сергей Ябченко. В свое время он начинал здесь с работы диджеем. Вырос вместе с радио. «Я не готов давать больше той информации, что уже появилась в интернете. Что касается коллектива, могу сказать: 90, даже 95% состава останется. У нас есть костяк, который работает больше 16 лет. Они работали, работают и будут работать», – новый директор настойчиво объяснил свою позицию в телефонной беседе, отказавшись встречаться. И добавил: «Да, у нас изменился учредитель. Однако сейчас люди умные, им важно сохранить то, что есть». Тем не менее, что случится в марте, можно будет узнать, только дождавшись этого срока. «Как изменится формат, будет известно только после 10 марта. Тогда я вам смогу сказать больше», – уточнил нынешний директор радио Ябченко. Вопрос этот актуален для почти 20 человек коллектива. Дело в том, что работать на радио в Запорожье – негде. Еще 15 лет назад Запорожье насчитывало как минимум девять местных радиостанций: «Заря FM», «Алекс-радио», «Юниверс», «Запорожье FM», «Новое радио», «Радио 5», «Сага». Сейчас, после продажи «Ностальжи», на город численностью почти 800 тысяч человек остались вещать, по сути, местная радиосеть «Великий Луг», «Запорожье FM» (радио областной гостелерадиокомпании) и проводное радио «Радио 3». По идее, должен вещать в формате местного радио и «Радио Шансон» на 105,1. Однако часто «совместный продукт» с какой-нибудь из всеукраинских радиостанций (экономящий средства, однако сокращающий объем местного вещания) незаметно задвигает на задний план программную концепцию, утвержденную Нацсоветом. Это нормальная практика для местных радиостанций. Например, частота, тоже принадлежавшая компании Рекалова и транслировавшая «Вирус FM», давно уже ретранслирует по принципу «совместного продукта» «Kiss FM». Радио «Великий Луг», владеющий двумя частотами, на одной транслирует непосредственно «ВЛ», на 102,2 – совместный продукт с «Люкс FM». Владимир Кучугурный, представитель Национального совета по телевидению и радиовещанию в Запорожской области, объясняет: «Когда Нацсовет выдает лицензию на частоту, он ориентируется не на собственника, а на выполнение программной концепции. То есть, новые собственники того же “Ностальжи” должны соблюдать ее программную концепцию, где четко оговорено, какое количество, в частности, информационных, публицистических, культурологических передач должно быть. Однако любое радио, работая, может внести изменения в лицензию. Если Нацсовет посчитает это уместным и правильным, он эти изменения примет». Судя по всему, этих изменений и опасается коллектив «Ностальжи». Ведь сменив собственников и руководителя, радио «Дача» сменило и программную концепцию. Вместо музыкально-культурологического формат радиосети стал развлекательно-информационным. Сократились объемы информационно-аналитических и публицистических программ (с двух часов до одного часа в сутки), культурных (с четырех часов до 30 минут в сутки) и научно-просветительских (с одного часа до 30 минут в сутки). Почти в шесть раз возросло количество развлекательных и музыкальных программ (с трех часов до 17,5 часов в сутки). Подобные изменения в программную концепцию внесло ООО «ТРО “Русское радио – Украина”» из группы ТАВР. Там увеличили долю национального аудиовизуального продукта до 24 часов в сутки, сократили объемы информационно-аналитических и публицистических программ (до одного часа в сутки), а также культурно-художественных и научно-просветительских. При этом кто-кто, а Нацсовет точно не будет отслеживать долю местных новостей в общем объеме информационных материалов: не в его компетенции. Главное – чтобы новости, если так обозначено в программной концепции, были… Владимир Кучугурный уверен: в такой тенденции виноваты сами радиокомпании. «Радио сами приучили слушателя, что кроме музыки, ловить на частоте больше нечего. Сами радиокомпании отучили радиослушателя от интересных интервью в эфире, аналитики и публицистики, качественного информационного продукта», – заявляет он. Павел Мирошниченко, кандидат филологических наук, преподаватель радиожурналистики Запорожского нацуниверситета, начинавший свою радиокарьеру вместе с нынешним руководителем «Дачи» Соней Сотник на «Мюзик радио» и проработавший несколько лет на «Ностальжи», утверждает: продажа радио – большая потеря для запорожского медиарынка. «По-перше, це було кваліфіковане надійне джерело місцевої інформації. Його гасло для аудиторії: “Телефонуй. Повідомляй!” справді працювало. По-друге, “Ностальжі” – це дійсно бренд. Воно виростило багато зірок. Це чудова практична школа для журналістів. У Запоріжжі – два факультети журналістики. Питання: де тепер студенти будуть проходити практику з радіоспеціалізації? Якщо радіо перетворять просто на канал ретрансляції, тоді там буде потреба тільки в рекламі», – рассуждает Павел Мирошниченко. По его словам, вопрос, насколько Запорожью нужно еще одно радио, где будет транслироваться «найкращі взірці радянської, російської та української естради: всіма улюблені «ностальгічні» композиції 80-х і 90-х років минулого сторіччя та найуспішніші пісні наших днів», остается открытым. По сути, «Дача» станет конкурентом «Ретро FM», «Нашего радио», «Мелодии» и «Авторадио». Однако, утверждает Павел Мирошниченко, сейчас интересы аудитории не играют никакой роли при распределении рынка. Что же подтолкнуло основателя и владельца «Ностальжи» Геннадия Рекалова продать проект, который, как утверждают медийщики, «для него был больше, чем радио»? Сам Геннадий Александрович этого не сообщил. Поговаривают, его могли просто «попросить» сделать это накануне парламентских выборов 2012 года. С другой стороны, есть информация, что продать радиостанцию он хотел еще в 2008 году, однако грянувший кризис обесценил часть активов. Как бы там ни было, сейчас уход «Ностальжи» с рынка играет на руку оставшимся полноценным местным радиоресурсам: «Великому Лугу», родившемуся практически одновременно с «Ностальжи» в далеком 1995 году, и радио «Запоріжжя FM». По самому же большому счету вопрос продажи «Ностальжи» в Запорожье все-таки актуален больше для журналистского круга. Возможно, слушатель даже не заметит, что еще одного местного радио с 16-летней историей больше нет. Тем более что, как говорят знающие люди, Соня Сотник «халтуру в эфир гнать не будет»… Наталья Выговская, osvita.mediasapiens.kiev.ua Данное сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер. •• А.А. Венедиктов внесен Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов. ••• Генеральная прокуратура России признала нежелательной в РФ деятельность иностранной неправительственной организации Medusa Project (владельца интернет-издания "Медуза"/Meduza), которая ранее была признана иноагентом Минюстом РФ. #2719 ONAIR
|
Торжественная церемония награждения состоялась 22 ноября в Radisson Collection Hotel
«Радиомания - 2024». Итоги. В Москве вручили золотые микрофоны
«Радиомания» учреждена с целью повышения престижа Радио, демонстрации достижений отрасли, обмена опытом и повышения профессионального уровня работников радиовещания
«Радиомания-2024». Онлайн-трансляция церемонии вручения национальной Премии
Смотрите прямой эфир церемонии вручения главной награды в сфере радиовещания в России
Смотреть онлайн! Прямая трансляция «Ээхх, Разгуляй! 2024» из Москвы
Будем петь, танцевать и зажигать под лучшие хиты «Радио Шансон»
Онлайн-трансляция «Радио в глобальной медиаконкуренции - 2024». 2-й день
В Москве проходит одно из значимых событий радиоиндустрии
Далее