#Hot! Радиостанция ПИ FM начала вещание в Москве на частоте 71,3 МГц

#Hot! «ТНТ Music Radio» выходит в FM-диапазон России


«Наше Радио» преодолело родовую травму советской музыки



«Наше Радио» преодолело родовую травму советской музыки - OnAir.ru

 

Двадцать лет назад произошло событие, ставшее для отечественной музыки знаковым: открылось «Наше радио». Вещание началось 14 декабря 1998 года (с песни группы «Кино» «В наших глазах»), а уже само начало 1999 года ознаменовалось невиданным всплеском активности.

Для нынешней молодёжи всё это выглядит достаточно в диковинку и в то же время крайне «просто» (то есть «примитивно»), но мы же помним отчётливо, с каким поначалу удивлением, а потом кайфом восприняли появившиеся повсеместно как будто в одночасье афиши с рекламой концертов, организованных «Нашим радио».

С каким восторгом встретили массовый выпуск альбомов и разглядывали обложки на кассетах и дисках с меткой новой радиостанции. И, естественно, подключались к самой радиостанции. Я, например, где-то с конца 2000-го (до 2006-го), а кто-то и раньше (и таких было большинство).

(Осенью 1999 года и в 2000 было сделано ещё кое-что безупречно сработавшее для повышения популярности, об этом мы расскажем … когда придёт время).

Появлялись новые лейблы. Один из них, Real Records, претендовал на роль лидера, такого скрепляющего звена между «Нашим» и тем же радио «Максимум» и иными радиостанциями: стартовый 1999 год – но уже в загашнике лейбла: «ДДТ», «ЧайФ», «Аквариум», «Крематорий», «Калинов Мост», «Линда», «Сплин», «Михей и Джуманджи» и даже … Hi-Fi (с Hi-Fi и начиналось восхождение).

Всё это было наше. Именно наше (российское, украинское, белорусское… постсоветское в целом), отделённое от зарубежного репертуара «Максимума» и всеобщей барахолки в стиле «Муз-ТВ» или «MTV».

Так что да, вкусовая революция свершилась.

Всё это надо знать современной молодёжи, несмотря на кажущиеся анахронизмы. Потому что точно так же все эти нынешние цифровые технологии вроде itunes и иже с ними завтра окажутся такими же «анахронизмами», как то, о чём вы вспоминаем: лейблы, кассеты с дисками, радио…

Но нам и самим хорошо было бы разобраться. Мы-то сами до конца поняли и осознали, что это было, в действительности? То есть с чем работали организаторы «Нашего радио», и насколько это успешным оказалось, и существовала ли альтернатива тогдашнему руководству (а это, напомним, был Михаил Козырев, как раз-таки уволившийся летом с радио «Максимум»)? И какой урок этот опыт может дать уже нынешним слушателям?

Приступаем.

Итак, с чем они работали.

Вопрос лучше так переформулировать: что руководству «Нашего радио» досталось?

А досталось… Разумеется, это был рок во всей жанровой палитре, но также и масса иной музыки, как унаследованной от СССР, так и появившейся уже после. «Михей и Джуманджи» и Hi-Fi, в частности, отдалённо даже не рок, сюда же «Иван Купала», «Гости из будущего». Ещё на радио «Максимум» стартовали «С.Т.Д.К.», «Отпетые мошенники», Лика Стар и даже «Руки вверх!» ранние. Вот так-то!

Дело в том, что родовой травмой советской (и постсоветской) музыки являлась неумеренная её расчленённость. В частности, рок зародился как отрицание советской эстрады (в том числе и даже прежде всего ВИА) и авторской, бардовской песни, то есть «грушинки», говоря обобщённо.

Притом, что, по сути, во многом обнаруживается жанровая преемственность. Гибрид ВИА и бардовщины. Просто кому-то было нужно выхолостить к концу 1970-х культуру ВИА и в целом эстрады до такого, что к ним на уровне инстинкта у населения возникало отвращение. «Грушинку» же через ряд переходных форм низвели до тюремного, военного и дворового блатняка, то есть музыки шпаны.

В конце 1980-х второй удар по эстраде оказался совершён посредством распространения заведомого кича (такого, как «Ласковый май» или «Мираж»). Естественно, на этом фоне очень выигрышно смотрелся рок, быстро расслаивавшийся на множество поджанров, в противовес официозу. Даже если не было никакого антисоветского содержания и в помине (ну что там у «Браво», «Карнавала» или «Динамика» антисоветского-то?). Именно этим и отличался от зарубежного, органически спаянного с остальными музыкальными направлениями.

А в девяностых постсоветское пространство заполонило множество диковинных жанров. Причём музыкальное расслоение культивировалось и продолжало культивироваться, несмотря на проступавшее ощущение искусственности разделения.

Именно такой завал и разгребали и на «Максимуме», и на образовавшемся «Нашем». При Михаиле Козыреве на «Нашем» ко всему в принципе присматривались. За исключением блатняка. Рок, поп-музыка, рэп … было почти всё. В основном эфире, или же в рубрике архивной музыки, или хотя бы поддержка на концертных площадках. В «Раритете» в конце «Чартовой дюжины». Были также ночные передачи, в которых ставили то, что днём в эфир не попадало.

Были «Любэ» с «Землянами» (тот самый «переходный случай» ВИА и рока). Александр Маршал. Агутин. Кузьмин долго был (ну а что, чем хуже «Браво»?). Пугачёва. «Гости из будущего». Рассматривались «Цветы» (и снова – ВИА или рок?) – и Децл и «Тату»…

Но были имена, которым доступ на радиостанцию оказался блокирован априорно. «Гражданская оборона», «Сектор Газа», «Оргия Праведников»… с нескрываемым субъективизмом в их отношении от Козырева.

Но, например, за бортом почему-то оказались и «Автоматические Удовлетворители», заложившие основу для отечественного панк-рока, и «АВИА» и «Странные игры» (оттуда вышли «Deadushki» и «Два самолёта»), «Облачный край», «Пекин-Роу-роу» (предтеча «Запрещённых Барабанщиков»)… «Автограф»… Берём любую посвящённую отечественному року книгу и обнаруживаем колоссальное количество проигнорированных имён. А они почему?

(Ещё из-за Михаила Козырева в 2003 году в эфире не стало «Короля и Шута» из-за песни «Мёртвый анархист». Якобы песня калечит детскую психику. Как это, скажем прямо, в духе ненавистных ему цензоров в СССР!).

Уже после ухода в 2005 году Михаила Козырева и «Король и Шут» вернулся в эфир, и зазвучала «Гражданская оборона», и трибьют «Сектору Газа» оказался поддержан. Но в целом так и остались все означенные проблемы. Принципиально ничего не поменялось. Ни у Михаила Козырева, ни у тех, кто после него руководил, завалы так и не получилось разгрести полностью.

На этом месте мы косвенно подбираемся к ответу на вопрос по поводу альтернативы.

Таки на 1999 год альтернативы Михаилу Козыреву – не было. То есть любой оказался бы вынужден проводить подобные эксперименты и репертуар отличался бы частностью. И с аналогичным результатом. А кто такой этой «любой»?

В том-то всё и дело, что ни Артемий Троицкий, ни Александр Ф Скляр, ни Фадеев, ни Нестеров, ни Толмацкий, ни Бурлаков… не олицетворяли они необходимой всеохватности. Со всеми минусами фигура Михаила Козырева являлась на тот момент идеальной.

Хотя бы для прививания интереса к новой музыке, а также для расширения кругозора в отношении «старой, доброй, проверенной музыки» (в том плане, что «старый добрый рок» не сводится к «Чайфу», «ДДТ» или «Машине времени» и что даже это не только «Аквариум», «Пикник», «АукцЫон»…). Возможно ли это было за пять-шесть лет совершить? Терзают сомнения.

Собственно, как это ни покажется парадоксально, но лишь сейчас мы к такой возможности максимально приблизились. Да, утрачены кассеты с дисками, превратились в очередные атрибуты ностальгии, ретроманства. Но: itunes, youtube, аудиотреки на yandex… На любой странице не составит труда треки разместить для прослушивания. В том числе и из старинных творческих загашников. И нынешнее «Наше Радио» возможность эту использует по полной программе. В самом начале двухтысячных подобных возможностей не было.

Так что всё в наших руках. В наших.

Всё это понятно самому Михаилу Козыреву. Но, увы, минусы, о которых было сказано выше, – минусы эти и перевесили. В конце он концов из тех наших мыслителей, кто чересчур яро стремится изжить всё советское. Но даже столь ненавистные ему большевики работали с дореволюционным наследием как данностью и преобразовывали, а он и масса ему подобных стремились уничтожить это раз навсегда – а с чего тогда создавать? Советскость – неуничтожима. Не потому, что «народ не тот», «страна не та», «уничтожена демократия». Но потому, что это наш культурный код, и не надо стыдиться его. Он как данность.

Всё это понимают в нынешнем руководстве «Нашего радио» и одинаково привечают музыкантов различных политических суждений. Музыканты сами во многом тоже от антисоветских штампов отходят. Так что вполне возможно воссоединение отечественного рока с его прототипом в лице ВИА. В целом синтез репертуара разных эпох и различных жанров. В том числе и осмысление … лучших образцов советских песен времён 1920-х, 1930-х, 1940-х, 1950-х. И это – наше.

А что, разве в тех же Штатах отрицается искусство первой половины прошлого века?


Александр Китаев, km.ru



Данный текст запрещен к копированию и публикации на страницах сайта radioportal.ru

#socialize! Читать наши новости в Facebook, RSS, E-Mail, ВКонтакте, Twitter

474 ONAIR.RU 14.01.2019 TEXT Прислать свою новость!



Читайте также RSS E-Mail Facebook ВКонтакте Twitter

Приложение «Радио. XX век» позволит совершить музыкальное путешествие во времени
Бесплатное мобильное приложение «Радио. XX век», созданное Гостелерадиофондом, подарило новую жизнь полузабытым радиозаписям советских времен
Акция ENERGY in the MOUNTAIN пройдет в Екатеринбурге
9 февраля 2019 года радиостанция соберет самых активных слушателей в горнолыжном комплексе «Уктус»

Премию «Нового Радио» «Высшая Лига» посмотрели миллионы россиян
«Высшая Лига», самый молодой музыкальный спецпроект «Европейской медиагруппы», прошла в Москве в конце ноября 2018 года в третий раз

Юта в шоу «Домоседы» на «Радио Дача»
Как всегда, слушателей ждала теплая беседа и заряд самого хорошего настроения

«Юмор FM» проведет для слушателей специальный показ комедии «Холмс & Ватсон»
В рамках утреннего шоу «Юмор FM» проходит специальный проект, победителей которого ждут пригласительные билеты на показ комедии

Далее новости за этот день


ПОМОЩЬ ПРИ ВСТУПЛЕНИИ В СРО И ПОЛУЧЕНИИ ДОПУСКОВ ЗА МИНИМАЛЬНЫЙ СРОК


Перекресток

OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных

- Мобильная версия сайта