Я /МЫ ИВАН ГОЛУНОВ!


#пять_дней_которые_потрясли! Ольга Романова: «Заказчики дела Ивана Голунова могут быть совершенно уверенны в том, что мы их найдём. Тупые ублюдки. А исполнители сами виноваты. Тупые ублюдки-2».

#Hot! Шорт-лист финалистов национальной премии «Радиомания-2019»


24 года Радио Рекорд: как менялась радиостанция в меняющемся мире


24 года Радио Рекорд: как менялась радиостанция в меняющемся мире - Новости радио OnAir.ru


22 августа 1995 года в петербургском эфире впервые прозвучали позывные Радио Record. 24 года – солидный возраст для станции, которая ориентируется на молодёжную аудиторию. Сегодня её слушателями являются дети тех, кто включал Record в середине девяностых. Тренды в танцевальной и электронной музыке успели несколько раз радикально поменяться, претерпела радикальные изменения музыкальная индустрия в целом, а станция по-прежнему удерживает значительную аудиторию и развивается, открываясь в новых городах и завоёвывая новые рынки.

Record меняется вместе со временем, и день рождения – повод вспомнить основные вехи, которым запомнилось и время, и радиостанция.

ЛИХИЕ ДЕВЯНОСТЫЕ

Санкт-Петербург середины девяностых благодаря фильмам и сериалам запомнился как город враждующих бандитских группировок и суровых будней сотрудников правоохранительных структур. Но в то же время именно здесь зарождалась и процветала стремительно набирающая популярность электронная музыка. В отсутствие цивилизованного рынка аудиопродукции музыка поступала в Россию стараниями одиночек, привозившими из-за рубежа недешёвые по тогдашним меркам диски, и тиражировалась пиратским способом – оттого объёмы её продаж сейчас невозможно достоверно оценить. Первые клубы появлялись благодаря стараниями юных энтузиастов – ди-джеев, тусовщиков, творческих пассионариев, вырастали из полулегальных и подпольных вечеринок. «Тоннель», «Планетарий», «Candyman» - в эти клубы начала стягиваться прогрессивная молодёжь, ищущая безбашенного веселья и свежих ритмов.

Это была эпоха расцвета техно – оно служило антитезой традиционной «попсе» и рок-музыке. Тогдашние ди-джеи – Лена Попова, Алексей Хаас, Вася Сварщик, Федя Бумер, Сергей «Африка» Бугаев и их коллеги, завсегдатаи и резиденты ночных вечеринок, - стали инициаторами формата, который в итоге выбрала молодая радиостанция «Радио Record». В качестве эксперимента, на который уговорил руководство станции Алексей Цветков, ведущий тогдашнего популярного электронного радиошоу «Полетели!», место у студийного пульта на несколько дней заняли его коллеги и единомышленники.

Миллениалам сложно объяснить, что такое пейджер, и почему в середине девяностых эти примитивные мобильные устройства были насколько популярны. Но во многом именно благодаря пейджерам станция выбрала направление своего развития. Слушателям предлагали проголосовать «за» или «против» музыки, которую крутили ди-джеи. В результате работа операторов пейджинговой компании была фактически блокирована: сообщений с поддержкой было столько, что голосование пришлось остановить спустя пару дней. Впрочем, ди-джеи не остановились на этом: всех, кто поддержал станцию, они призвали собраться под окнами радиостанции. В результате у стен здания на Петроградской стороне, где располагалась студия, собрались сотни молодых людей, танцевавших под музыку, доносившуюся из колонок, которые выставили в окно, и приветствовавших криками поддержки выглядывающих ведущих.

Так Record получил многочисленную армию молодых слушателей и обрел уникальный формат.

НА ПУТИ К ДВУХТЫСЯЧНЫМ. ЭПОХА РЕЙВОВ

Число поклонников электронной музыки неуклонно росло, и вскоре пространства ночных клубов стало не хватать – даже несмотря на то, что в центре и на окраинах города появлялись всё новые и новые заведения: «Пирамида», «Экскаватор», «Порт», «Просвет», «Jet Set», «Zet», «Мама»… Многочисленные рейвы, которые уже были на пике популярности в Европе, начали появляться и в Санкт-Петербурге. Пустовавшие в отсутствие концертов или мероприятий дворцы культуры и спортивные арены открывали свои двери организаторам первых фестивалей, за городом возникали первые опен-эйры. «Знаменка», Fortdance, «Восточный удар», «DJ Parade», «Mayday» - всё это события, которые сформировали российскую электронную сцену. Record активно поддерживал рейвы, а вскоре и сам начал проводить фестивали.

В 1997 году увидел свет легендарный альбом The Prodigy «Fat of the Land», удостоенный многочисленных наград и выведший ломаные ритмы в мейнстрим. Визит британских суперзвёзд в Россию тогда ещё казался недосягаемым, но Recordу удалось договориться с коллективом об официальной презентации альбома в Петербурге. Презентация состоялась в одном из пустующих цехов Кировского завода, собрав многотысячную аудиторию.

Электронная музыка, которая звучала на рейвах, не очень подходила для коммерческого эфира, и радиостанции приходилось искать баланс между музыкой, которую готова слушать широкая аудитория и более жестким – клубным и фестивальным – звучанием. Так сформировался ночной сегмент, где свои живые миксы играли клубные ди-джеи. Здесь было представлено всё многообразие электронной музыки: техно («Технический перерыв» с Леной Поповой), drum’n’bass («Пиратская станция» с Костей «DJ Гвоздь» Нестеровым), house (Сергей «Kefir» Лазарев), trance (Филипп «DJ Feel» Беликов и Андрей Ильин) и т.д.

В дневном эфире звучали более доступные коммерческие хиты – благо в начале девяностых танцевальная музыка стала очевидным трендом, чему немало способствовало появление первых отечественных музыкальных телеканалов (MTV Россия и Муз-ТВ); в начале двухтысячных на российской сцене сформировалась целая плеяда поп-звёзд, взявших на вооружение актуальный саунд и сделавших его по-настоящему народным. Имена многих из них до сих пор не утратили узнаваемости: «Руки Вверх», «Отпетые мошенники», Глюкоза, «Дискотека Авария», Акула, «Гости из будущего» - всё это герои, звучавшие в эфире Recordа на заре тысячелетия наряду с популярными западными house и drum’n’bass треками.

Вскоре фестивали стали визитной карточкой Радио Record. Они вырастали из эфирных программ («Пиратская станция», «Трансмиссия») или были приурочены к событиям в жизни станции («Вспышка»). Они собирали поп-звёзд («День молодёжи» на стадионе им. Кирова) или поп-героев конца прошедшего столетия («Супердискотека»). Техно-музыка, ставшая лейтмотивом танцполов конца девяностых, уступила в популярности стилю progressive house, который приобрёл в народе ироничное, но ставшее общеупотребимым название «колбаса». Символом этого времени стал фестиваль «Колбасный Цех», заполнявший самую крупную крытую арену города – Петербургский СКК.

КОНЕЦ ДВУХТЫСЯЧНЫХ. РОССИЯ НАСТУПАЕТ

Ко второй половине двухтысячных российская электронная сцена наверстала весь путь, который прежде был пройден западными исполнителями и продюсерами. Фестивали и опен-эйры приобрели сравнимые, а зачастую и превосходящие масштабы, как по составу участников, так и по количеству посетителей. Появлялись первые российские проекты, музыканты и ди-джеи, которые приобретали известность за рубежом.

Первым успешным электронным проектом, наверное, стоит назвать группу ППК (дуэт Сергея Пименова и Александра Полякова), ворвавшихся в 2001 году в западные чарты с хитом Resurrection – вольной трансовой трактовкой мелодии советского композитора Э. Артемьева из фильма «Сибириада». К концу десятилетия на российской сцене появилось уже множество ди-джеев и продюсеров, которых охотно принимали на западе. Среди них – и DJ Feel (Филипп Беликов), семь лет подряд не покидавший наиболее весомого мирового рейтинга DJ Mag Top 100 DJ’s, Bobina (Дмитрий Алмазов), Lady Waks (Александра Серегина), Numark (Антон Дмитриенко), DJ Smash (Андрей Ширман), Леонид Руденко, Matisse & Sadko (братья Юрий и Александр Пархоменко).

На мировой электронной сцене, также как и в России – время расцвета trance-музыки. Лидерство в рейтингах удерживают голландские «трансовики»: Armin van Buuren и Tiёsto, их восточногерманский коллега Paul van Dyk и британцы Above & Beyond. Все они теперь регулярно посещают российские фестивали, а кто-то приезжает и с собственными помпезными шоу («Armin Only» и «A State of Trance», выступление Tiёsto на Красной площади в Москве). Нидерланды в это время – и кузница электронного контента и трендсеттер в части музыкальных мероприятий.

Главный мировой фестиваль двухтысячных – Sensation, созданный единомышленниками из компании ID&T. Концепция его проста как всё гениальное: белый дресс-код и особое внимание к постановочному шоу, декорациям и спецэффектам. В 2008 году Радио Record удалось договориться с ID&T и впервые привезти именитое шоу в Санкт-Петербург. На несколько лет Sensation станет главным летним музыкальным событием города, а впоследствии, поддержанное трансляциями в телеэфире и десятками официальных пре-пати в городах, и самым заметным электронным фестивалем страны.

По другую сторону от мелодичного транса – ломаные ритмы во всех их проявлениях, которые особо полюбились российским слушателям: фестиваль «Пиратская станция» становится самым крупным drum’n’bass событием в мире, серия darkside-вечеринок на заброшенных индустриальных объектах Therapy Sessions становится одним из наиболее заметных альтернативных электронных событий Петербурга второй половины нулевых.

ДЕСЯТЫЕ. НАСТУПЛЕНИЕ ХАУСА

Смена десятилетия ознаменовалась постепенным возвращением house-музыки, но теперь ей удалось куда глубже обосноваться в самом сердце музыкальной индустрии. Танцевальный саунд становится мейнстримом, и теперь уже мировые поп-звёзды хотят звучать модно и современно. В мировые хит-парады попадают Sia, Niсki Minaj, Usher и Rihanna, треки которых продюсирует David Guetta. Появляется электронное супер-трио Swedish House Mafia, состоящее из трёх самых именитых шведских хаус-продюсеров: Axwell, Steve Angello и Sebastian Ingrosso. Ещё один шведский феномен – Тим Берглинг (Avicii) становится одним из самых высокооплачиваемых ди-джеев мира.

Однако теперь, когда танцевальная музыка стала господствовать в хит-парадах на радиостанциях и ТВ, индустрия требовала всё новых и новых подношений, оригинального и свежего звучания. Подхваченная ведущими музыкальными издательствами, танцевальная музыка стала смешивать и синтезировать любые заметные музыкальные направления – от ретро (disco, funk) до современных (dubstep, trap, electro). Любой свежий саунд приводил к очередной волне ремиксов и римейков треков прошлых лет в обновленном и осовремененном звучании.

НА ПУТИ В БУДУЩЕЕ

Однако, ключевые изменения происходили не в музыкальных жанрах, а в среде, которая развивалась значительно активнее, и к сегодняшнему дню радикально изменила сложившиеся принципы потребления музыкального контента. Речь, конечно, об интернете и мобильных устройствах. Традиционная модель распространения лицензионной музыки на аналоговых или цифровых носителях в России так и не достигла общемировых масштабов: сперва рынок был перенасыщен пиратской продукцией, затем, с распространением интернета, файлообменников, peer-2-peer сервисов и соцсетей с возможностью делиться аудио- и видеофайлами у слушателей появилась возможность получить искомый контент практически даром. Цифровые сервисы развивались настолько стремительно, что попытки ограничить к ним доступ значительно отставали от совершенствования используемых в них технологий. Это существенно отразилось и на мировом шоубизнесе, потери которого приняли катастрофический характер.

Модели легального распространения музыки с помощью потокового аудио появились в 2008 году – одними из первых сервисов стали шведский Spotify и французский Deezer. Однако потребовалось почти десять лет для того, чтобы эта модель стала по-настоящему массовой и прибыльной для её создателей. Совершенствование смартфонов и сетей беспроводной передачи данных, распространение облачных сервисов, наконец, появление нового поколения потребителей музыкального контента – всё это способствовало тому, что сегодня модель распространения потокового аудио с доступом к колоссальной библиотеке записей уверенно занимает лидирующее место на музыкальном рынке, оставляя за бортом архаичные сервисы, позволяющие приобретать отдельные треки или альбомы.

Изменения музыкального рынка обозначили проблему и для музыкальных радиостанций, заставив задуматься о том, как сохранить слушателя, и что именно и в какой форме можно будет предложить ему в перспективе. Радио Record транслировало эфир в интернете с начала двухтысячных, а с 2010 начало создавать дополнительные онлайн-потоки в наиболее востребованных слушателями музыкальных стилях. К сегодняшнему дню Record предлагает более 70 онлайн-станций, отражающих весь спектр электронной и танцевальной музыки. Накопленная аудитория позволила задействовать модель монетизации сервиса путём интеграции рекламных прероллов – таким образом сервис получил возможность извлекать средства для собственного развития. В ближайшее время Радио Record запускает систему платной подписки, позволяющей пользователям получить доступ к потока более высокого качества без рекламы.

Главное преимущество потоковых радиостанций для слушателя заключается в том, что от пользователя не требуется самостоятельных усилий для подбора подходящего музыкального материала. Как и на традиционной радиостанции, каждый из потоков – это результат отбора, проведённого музыкальной редакцией. Их задача – постоянная актуализация фонотеки, анализ предпочтений аудитории и создание новых востребованных форматов.

Развитие цифровых сервисов, интеграция их в современную бытовую электронику – головные устройства автомобилей, мобильные телефоны и планшеты, «умные» колонки, а также создание и оптимизация пользовательского интерфейса, который позволит сделать прослушивание станций простым, комфортным и удобным – это те задачи, которые сегодня стоят перед Радио Record и другими радиостанциями.





Данный текст запрещен к копированию и публикации на страницах сайта radioportal.ru

#socialize! Читать наши новости в Facebook, RSS, E-Mail, ВКонтакте, Twitter

692 ONAIR.RU 23.08.2019 CANONICAL TEXT Прислать новость!



Читайте также RSS E-Mail Facebook ВКонтакте Twitter

Звезда «Русского Радио» Дмитрий Оленин пробежит Московский марафон в составе Эко-команды Минприроды
Дмитрий Оленин готов решительно покорить дистанцию в 10 километров по самым живописным местам Москвы
«Амедиатека» покажет церемонию вручения «Эмми» в прямом эфире
Трансляцию можно будет посмотреть в ночь с 22 на 23 сентября (начало в 02:00 по московскому времени)
Минюст опроверг сообщения об отмене празднования Дня радио
Ранее СМИ сообщали, что в рамках «регуляторной гильотины» рассматривается возможность признать утратившим силу ряд нормативных актов СССР, вводящих старейшие профессиональные праздники
Скорбим. В страшной аварии погиб известный златоустовский радиоведущий
Всё произошло вчера вечером на одном из самых оживленных перекрестков в Новом Златоусте
Дни радио сочтены. Правительство РФ может отменить несколько профессиональных праздников
Среди документов СССР и РСФСР, которые предлагается отменить, оказались те, что вводят, например, День радио
Далее новости за этот день


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ АДВОКАТА В ДЕЛАХ ЛЮБОЙ СЛОЖНОСТИ. ДАЛЕЕ


Перекресток

OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных

Мобильная версия сайта