#HOT! Минцифры продлит меры антикризисной поддержки медиаотрасли

#ГОЛУНОВ Дело о подброшенных наркотиках. Суд над экс-сотрудниками МВД


Как выглядела музыкальная индустрия России эпохи нулевых


Как выглядела музыкальная индустрия России эпохи нулевых - Новости радио OnAir.ru



Андрей Бухарин, музыкальный критик и один из создателей легендарного журнала «ОМ», рассказывает о том, что страна слушала в нулевые.

Ностальгия по нулевым будет если не сильнее, то болезненней. 2000-е, гадкие и сладкие, оказались в музыкальном смысле совершенно нулевыми — простите за невольный каламбур. Хотя бы просто потому, что никакой очередной музыкальной революции в этом десятилетии не случилось — ни на Западе, ни у нас. Революция случилась совсем другая, цифровая, но из-за нашего привычного технологического отставания заметили ее в отечественной музыкальной индустрии не все.

МЕЖДУ ДВУХ КРИЗИСОВ.

Вообще, любое десятилетие как культурная эпоха никогда не совпадают со своими календарными рамками. Как бурные 1990-е сгорели в августовском дефолте 1998-го, так и нулевые родились на свет из этого же огня, чтобы им, в свою очередь, положил конец мировой экономический кризис 2008-го. Вот так, из пламени в пламя перелетая, порхала легкомысленная бабочка этого десятилетия.

Во всяком случае, в музыкальном бизнесе это проявилось самым наглядным образом. Августовский дефолт смел его прежних игроков (уцелели немногие), а свято место, как известно, пусто не бывает, и на смену им из сумрака вышли пираты, накопившие за годы бесконтрольного тиражирования компакт-дисков какие-то капиталы, наладившие производство и дистрибуционные сети по всей стране. Некоторые из таких компаний легализовались и превратились в уважаемых участников рынка.

Оттолкнувшись от дна, наша музыкальная индустрия росла как на дрожжах — во всех направлениях.

К западу от наших музыкальных границ как раз в эти годы случился небывалый кризис, вызванный той самой цифровой революцией и крушением рынка физических носителей. А у нашего человека только-только начало расти благосостояние, и он вовсю осваивал CD- и DVD-плееры. Так что тиражи компакт-дисков брали все новые высоты — как раз до 2008 года, когда проблемы на финансовых рынках совпали у нас с приходом поколения, фанатично качавшего музыку из интернета и оккупировавшего только появившуюся сеть «ВКонтакте».

СЛИЯНИЕ И ПОГЛОЩЕНИЕ.

Понятно, что в это десятилетие происходило много чего, но попытаемся вспомнить лишь ключевые его точки. Если на время оставить в стороне русскую поп-музыку, у которой всегда была своя свадьба, думаю, все согласятся с тем, что главными именами 2000-х были Земфира и «Мумий Тролль», хоть родом они и из предыдущего десятилетия. С ними нам жилось, не знаю, счастливо ли, но долго.

А третьим элементом нулевых стал Сергей Шнуров. Вот в ком дух и буква (матерная) десятилетия воплотилась максимально точно! «Ленинград» был не просто популярен, он был моден и актуален. Постмодернистский цинизм умного и ушлого питерского панка безо-шибочно нашел своего адресата в формирующемся среднем классе, в белых воротничках, еще не забывших голодного детства и разборок на коммунальной кухне. И именно Шнуров стал самым востребованным артистом на частных вечеринках, олигархических и корпоративных. И не он один — вообще происходило наглядное «слияние и поглощение» крупных артистов с представителями крупного капитала. Недаром Лагутенко так и назвал один из альбомов «Мумий Тролля».

Корпоративы — характерная примета того времени, когда артисты наконец-то начали зарабатывать приличные деньги, но играя не открытые концерты, а выступая на личных или корпоративных праздниках. Недаром Шнуров распустил свою группировку «Ленинград» именно в 2008 году, когда финансовый кризис нанес удар и по корпоративам тоже.

Здесь можно и подвести черту под его карьерой, если бы разносторонние личные таланты Шнурова и его безудержная жажда денег не позволили ему совершить невозможное — прыгнуть на подножку уходящего в будущее поезда и стать еще более популярным в следующем десятилетии.

«ЭТО ЖЕ НАШИ КЛАССОВЫЕ ВРАГИ».

Важной и болезненной точкой для нашей рок-музыки в 2000-е стало появление «Нашего радио», созданного Михаилом Козыревым в конце 1998 года и на десятилетие определившего колею, по которой двигался русский рок. Большинство рок-звезд десятилетия так или иначе прошли через эфир «Нашего радио». Те принципы форматирования радиоэфира, которые применял учившийся этому в Америке Козырев, заодно отформатировали и звучание русского рока.

Ирония заключается в том, что русский рок во многом содержательно и идеологически эволюционировал в сторону, очень далекую от идеалов своего демиурга.

Примером может служить ключевая группа эфира «Нашего радио» — «Король и Шут», про которую один известный в свое время либеральный журналист как-то обронил мимоходом: «Это, конечно, все прекрасно, но они же наши классовые враги».

ВЕЧЕРИНКА У ДЕЦЛА ДОМА.

Наблюдая сегодняшний невероятный бум русского хип-хопа и бесчисленных фрешменов, как горох высыпающих на сцену, вспоминаешь, что жанр родился не сегодня, как можно было бы подумать, и даже не вчера. И одна из причин ажиотажа — эффект отложенного спроса, так как все эти годы русскому рэпу не удавалось пробиться к по-настоящему широкой аудитории. И нулевые в этом смысле сделали немало.

На ум сразу приходит Децл. Под этим именем дебютировал в рэпе 16-летний Кирилл Толмацкий, продюсируемый собственным папой. Кто бы мог подумать, что смерть Кирилла в прошлом году так всколыхнет его поколение, а он окажется одновременно и жертвой хип-хопа, и его настоящим мучеником — интересным, думающим человеком, разорвавшим с отцом-продюсером и упорно искавшим и не находившим собственную дорогу.

Не пытаясь охватить необъятное — еще несколько ключевых рэп-имен десятилетия. Гангста-рэп был представлен и московской улицей (Centr), и молодой столичной богемой («Кровосток»). Последние сделали настолько убедительную версию криминального матерного хип-хопа, что их слушатели удивились бы, узнав, что эти пацанчики, Шило и Фельдман, — современные художники.

Centr же были ребята аутентичные — они даже не подозревали, что под таким названием уж 20 лет существует легендарная московская нью-вейв-группа Василия Шумова. И до сих пор стриминговые алгоритмы путаются между Шумовым и Гуфом с Птахой.

Серьезных мужчин выставил на рэп-фронт Ростов-папа. Успех «Касты» много сделал для популяризации хип-хопа. И в конце концов из их круга вышел Василий «Баста» Вакуленко. Спасибо партии за это.

КРУЧЕ КРУТОГО.

Русская поп-музыка в нулевые искала и молодую кровь, и источники обновления. Образцы для подражания, как всегда, предоставили «враждебные страны НАТО». Прежде всего это о «Фабрике звезд», запущенной Первым каналом по франшизе голландского телеконкурса талантов.

До тотального обновления, что происходит в наши дни, было далеко, но в поп-лексиконе уже появлялись новые имена — Тимати, к примеру. Однако больше «Фабрики звезд» запомнились демонстрацией продюсерского могущества — Игоря Матвиенко, Максима Фадеева, Игоря Крутого, Виктора Дробыша, Константина Меладзе и примкнувшей к ним Примадонны.

НАС НЕ ДОГОНЯТ.

Но главным достижением отечественной популярной музыки стал проект, крайне далекий от мафиозной атмосферы главных продюсерских кланов, — его создал детский психиатр Иван Шаповалов, один из тех редких самородков шоу-бизнеса, что двигают его вперед.

t.A.T.u., дуэт девушек-подростков, изображавших лесбиянок, которыми они не являлись в действительности, порвал не только российские, но и мировые чарты, став единственным реальным примером успеха отечественных артистов на интернациональном рынке. В начале 2000-х наши девочки оказались куда смелее западных артистов и были впереди планеты всей, уже тогда продвигая те тренды, которые западная индустрия столь настойчиво культивирует в наши дни.

ВИШЕНКА НА ТОРТЕ.

В нулевые усилиями Первого канала застойный европейский трэш-конкурс «Евровидение» был переведен в разряд важного национального состязания типа футбола. Людей приковало к экранам, и нефтяное и финансовое могущество России было эффектно продемонстрировано в 2008 году, когда первое место взял Дима Билан (Пугачева, «Мумий Тролль» и даже t.A.T.u. в этом не преуспели). Это была своего рода прощальная вишенка на гламурном торте российских нулевых.

Фото: Золотой граммофон - 2001 | foto.radiospletnik.ru


Автор текста: Андрей Бухарин, esquire.ru




Данный текст запрещен к копированию и публикации на страницах сайта radioportal.ru



#socialize! Читать наши новости в Facebook, RSS, E-Mail, ВКонтакте, Twitter

#539 ONAIR.RU 11.01.2021 CANONICAL TEXT Прислать новость!



Читайте также RSS E-Mail Facebook ВКонтакте Twitter

Радио Romantika – 10 лет в эфире
В этом году Радио Romantika празднует свое десятилетие. 25 января радиостанция принимает поздравления и дарит подарки

В эфире радиостанции из Висконсина в последнее утро президентства Дональда Трампа прозвучало 36 прощальных песен
А затем в эфире прозвучали 52 песни, в каждой из которых было слово «завтра»

Новости городов вещания Love Radio
В преддверии Дня всех влюбленных Love Radio в Тольятти запускает акцию «Счастливая валентинка», «Love Radio – Йошкар-Ола» - поздравляет всех с наступающим Днем студента и приглашает к участию в суперигре «Зачетная неделя»

Ведущие утреннего драйв-шоу на «Авторадио» Сергей Демидов и Виктор Абрамян из Занзибара
Вас ждут поистине жаркие и интересные эфиры
Радио «Китап» будет формировать новую татарскую городскую культуру
«Литературная радиостанция — это новое направление развития татарского языка, литературы. Радио — это опора и поддержка для веками существующей в Казани татарской интеллигенции», — пояснил руководитель Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» Айдар Салимгараев

Далее новости за этот день



OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных

Мобильная версия сайта