Книги: Васильева. Курс радиотелевизионной журналистики







Книги >>>

Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н.
Курс радиотелевизионной журналистики: Учеб. Пособие — СПб.: Специальная Литература, 2004. — 288 с.


Издательство «Специальная литература»
190005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., 29
Тел.: 327-57-80
Факс: 325-22-11
E-mail: speclit@speclit.spb.ru

 

Об авторах

Владимир Георгиевич Осинский и Татьяна Викторовна Васильева - кандидаты филологических наук, Геннадий Николаевич Петров - доктор филологических наук. Авторы являются доцентами кафедры радио и телевидения факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета.
Долгое время они читают курсы лекций и ведут семинарские занятия по теории и практике радиотелевизионной журналистики, руководят дипломниками и аспирантами. Участвовали В создании ленинградской - петербургской школы телерадиоведущих.
Г. Петров - автор монографии «Телевизионная драматургия», в которой раскрываются секреты ТВ-зрелища.
В. Осинский - действительный член Международной академии информатизации, автор серии работ о телекино.
Т. Васильева - исследователь радиопублицистики и одни из руководителей масс-медиа-центра, где можно получить второе высшее - журналистское - образование и совершенствовать профессиональное мастерство.
Их воспитанники трудятся в редакциях и на студиях, а также в университетах - на факультетах и отделениях журналистики - по всей России, в странах дальнего и ближнего зарубежья. Сфера профессиональных интересов авторов данного пособия - история и теория телерадиожурналистики, телерадиовещания Северной  столицы,  героическая история радио блокадного Ленинграда.

Аннотация

В данном учебном пособии, обращаясь к традициям и современным проблемам радиотелевизионной журналистики, авторы предпринимают попытку проследить основные этапы к векторы ее развития, связанные с активной диалогизацией эфира, возвращением «живого» вещания, развитием его технических возможностей.
Формообразующие и выразительные средства вещания, приемы и методы, творческие проблемы радиотелевизионной публицистики рассматриваются на примерах популярных аналитических и художественно-публицистических программ, в контексте эволюции наиболее востребованных, закрепившихся в практике СМИ жанров.
Издание рассчитано на студентов факультетов журналистики российских вузов, телевизионных отделений театральных и киноинститутов, мыжет быть интересно всем, кто интересуется проблемами электронных СМИ.

Введение

Радиотелевизионная журналистика — чрезвычайно эффективное средство организации и воспитания аудитории, формирования общественного мнения. Очевидно, что в современном мире общественные вкусы и предпочтения, кумиры толпы и модели поведения определяются главным образом электронными СМИ.

Информация — есть классическая основа журналистики. В последнее десятилетие нас сопровождает необыкновенный информационный взрыв. Он заметно повлиял на радиотелевизионную журналистику, которая остается чрезвычайно эффективным средством организации и воспитания аудитории, формирования общественного мнения. Рост популярности у зрителей и слушателей, рейтинг программ электронной журналистики говорит о том, что здесь сконцентрировались, сплелись в один узел вопросы политические, идеологические, экономические, организационные.
 
Очевидно, что в современном мире общественные вкусы и предпочтения, кумиры толпы и модели поведения определяются главным образом электронными СМИ. Вольно или невольно, но мы можем поймать себя на мысли, что уже думаем так, как Сорокина, Сванидзе, Парфенов, еще того хуже — Киселев, Доренко, Комиссаров, «оттягиваемся», как Дибров, «отдыхаем», как Верка Сердючка…
Это отлично понимают сейчас разного рода политические силы и движения, стремясь получить как можно больше выходов на каналы массовой информации. В СМИ тоже происходят перемены позитивного характера: меньше ощущается стремление к конфронтации, принципиальность проявляется все более сдержанно и достойно, создается аура некоторой усредненности, «центризма» в позициях, хотя бы видимость объективности.
Но жизнь требует большего. В первую очередь — ответственности тех, кто работает в СМИ, кто получает, обрабатывает и распространяет информацию, обеспечивает устойчивость или создает неустойчивость политического организма общества.
Телевизионные каналы, редакции, радиостанции стремятся к росту популярности своих программ, а значит, и к повышению мастерства их создателей в то же время новые грани государственной информационной политики, отстаивание журналистской свободы или видимость этого процесса — все это не уменьшает роли информационного вещания, а, напротив, ставит его в центр событий и процессов.
Немалую роль в этом играет человеческий фактор, который в применении к телерадиовещанию следует понимать как дальнейшую персонификацию публицистических материалов, усиление роли и авторитета журналиста-ведущего, комментатора, репортера.
Журналист преломляет факты и события, о которых идет речь у микрофона и телекамеры, через собственный профессиональный и жизненный опыт, гражданские качества. 
К сожалению, в современном эфире нередко явная ангажированность оборачивается не просто активностью, напористостью, наступательностъю, а политическим киллерством, предостаточной брутальностью, «разборками» в прямом эфире. Это тоже реалии нынешней журналистики.
Некогда классик писал, что свободная печать обладает способностью «дух государства доставлять в каждую хижину». Это удивительное свойство присуще ТВ и РВ еще в большей степени. Проникая в любые уголки планеты, они приносят туда ту или иную информацию буквально в доли секунды.
Рост информационной насыщенности эфира предполагает и повышение качества журналистских материалов, поиск форм, способов их подачи, а также своеобразие информационно-аналитических программ каждого какала.
Отечественной тележурналистикой в этом отношении накоплен богатейший опыт. Он связан и с именами известных теле- и радиожурналистов, ведущих, аналитиков, комментаторов, и с коллективным творчеством, профессиональные приемы и методы которого нашли отражение в эволюции форм и жанров вещания.
Остроту, актуальность и спорность затронутых авторами проблем иллюстрируют заметки на полях — мнения исследователей журналистики и телекритиков, писателей и режиссеров, известных деятелей культуры и политиков о современном радиотелевизионном вещании, о популярных передачах и их ведущих; здесь же представлены и суждения самих «телезвезд» о себе и своей профессии.
Авторы искренне надеются, что материалы этой «полевой» подборки послужат не только цитаткой на заметку, но и сподвигнут начинающих журналистов к более глубокому изучению актуальных проблем современной радиотелевизионной публицистики.
Любая практическая деятельность не обходится без инструментария, от эффективности использования которого напрямую зависят его результаты. В журналистике это целый корпус приемов, методов, форм и жанров, ролей и имиджей, функций и стилей — своего рода система профессиональных координат, без освоения которых журналист состояться не может. О том, как они проявляются в современном российском телерадиовещании,  и рассказывает данная книга.


Содержание

Введение

Часть I. ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЕЩАНИЕ

Раздел 1.  Природа электронных СМИ
Радио и телевидение в развитии общества. Аудиовизуальный феномен
Коммуникативные особенности электронных СМИ   
Особенности восприятия эфирной информации
Выразительные возможности радиотелевизионной журналистики.
Звучащее слово  
Язык телевизионного экрана
Музыка в арсенале выразительных средств радио и телевидения
Документальный звук — ярчайшая краска эфира 

Раздел 2.  Информационное вещани: современные процессы
Эфирные новости в век информации
Договоримся о терминах  
Новости - визитка канала  
Оперативность - главный критерий
«Стаккато» новостей   
От первого лица  
Информировать, развлекая
Интерактивность — новая концепция  
Перспективы электронных СМИ
Новости с Чапыгина, 6
Радио Петербурга.  Время — местное

Раздел 3.   Журналист в программах новостей: роли и имиджи
Журналист-репортер
Журналист-ведущий
Журналист-редактор

Часть II.  АНАЛИТИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ
ВЕЩАНИЕ

Раздел 4.   Публицистика — в лицах
Требуется профессионал
«Звездные» вехи эфирной публицистики  
«Лидеры мнений» периода «перестройки»   
От «мессий» и «телекиллеров» к нынешним «Временам»   

Раздел 5. Публицистика — в жанрах
Похвальное слово жанрам
С чего все начиналось
Современная аналитика: векторы развития
Магия общения
Беседа в эфире 
Комментарий на радио и телевидении 
«Круглый стол»   
Диалог через океан (опыт телемостов в прямом эфире) 
Телевизионные дебаты
От радиокорреспонденции — до специального репортажа
Приемы образной публицистики
Между рассказом и исследованием
Ленинградская школа портретной очеркистики
О первом космонавте и о денди 1920-х годов
Раздел 6.  Между журналистикой, искусством и аттракционом
«Телеброненосец» КВН
Эстетика ПТС
От высокой эстрады — к видеоодиру
В стилистике восьмидесятых
Видеошопинг по клипвитринам
«Диспансер для лечения усталости»
 Маг аттракциона
Ток-шоу: по мотивам реальности
В формате игры   
Команда железного маршала («Что? Где? Когда?»)
Телеробинзоны и застеколыцики имеют свою историю
Телевизионная «робинзонада»
Звено шагает не в ногу
Телекатавасия «застеколья»
Сделать реальным реалити-шоу

Заключение

Литература
Именной указатель
Указатель названий программ и передач радио и телевидения

 

Ваше мнение об этом издании Вы можете оставить внизу, в комментариях к теме.





ЗАКОННАЯ ЭКОНОМИЯ НА НАЛОГАХ. УСПЕШНЫЕ ПРИМЕРЫ. ГАРАНТИИ. ПОДРОБНОСТИ


Перекресток

OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных

Мобильная версия сайта

войлок купить