Книги: Васильева. Курс радиотелевизионной журналистики







Книги >>>

Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н.
Курс радиотелевизионной журналистики: Учеб. Пособие — СПб.: Специальная Литература, 2004. — 288 с.


Издательство «Специальная литература»
190005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., 29
Тел.: 327-57-80
Факс: 325-22-11
E-mail: speclit@speclit.spb.ru

 

Об авторах

Владимир Георгиевич Осинский и Татьяна Викторовна Васильева - кандидаты филологических наук, Геннадий Николаевич Петров - доктор филологических наук. Авторы являются доцентами кафедры радио и телевидения факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета.
Долгое время они читают курсы лекций и ведут семинарские занятия по теории и практике радиотелевизионной журналистики, руководят дипломниками и аспирантами. Участвовали В создании ленинградской - петербургской школы телерадиоведущих.
Г. Петров - автор монографии «Телевизионная драматургия», в которой раскрываются секреты ТВ-зрелища.
В. Осинский - действительный член Международной академии информатизации, автор серии работ о телекино.
Т. Васильева - исследователь радиопублицистики и одни из руководителей масс-медиа-центра, где можно получить второе высшее - журналистское - образование и совершенствовать профессиональное мастерство.
Их воспитанники трудятся в редакциях и на студиях, а также в университетах - на факультетах и отделениях журналистики - по всей России, в странах дальнего и ближнего зарубежья. Сфера профессиональных интересов авторов данного пособия - история и теория телерадиожурналистики, телерадиовещания Северной  столицы,  героическая история радио блокадного Ленинграда.

Аннотация

В данном учебном пособии, обращаясь к традициям и современным проблемам радиотелевизионной журналистики, авторы предпринимают попытку проследить основные этапы к векторы ее развития, связанные с активной диалогизацией эфира, возвращением «живого» вещания, развитием его технических возможностей.
Формообразующие и выразительные средства вещания, приемы и методы, творческие проблемы радиотелевизионной публицистики рассматриваются на примерах популярных аналитических и художественно-публицистических программ, в контексте эволюции наиболее востребованных, закрепившихся в практике СМИ жанров.
Издание рассчитано на студентов факультетов журналистики российских вузов, телевизионных отделений театральных и киноинститутов, мыжет быть интересно всем, кто интересуется проблемами электронных СМИ.

Введение

Радиотелевизионная журналистика — чрезвычайно эффективное средство организации и воспитания аудитории, формирования общественного мнения. Очевидно, что в современном мире общественные вкусы и предпочтения, кумиры толпы и модели поведения определяются главным образом электронными СМИ.

Информация — есть классическая основа журналистики. В последнее десятилетие нас сопровождает необыкновенный информационный взрыв. Он заметно повлиял на радиотелевизионную журналистику, которая остается чрезвычайно эффективным средством организации и воспитания аудитории, формирования общественного мнения. Рост популярности у зрителей и слушателей, рейтинг программ электронной журналистики говорит о том, что здесь сконцентрировались, сплелись в один узел вопросы политические, идеологические, экономические, организационные.
 
Очевидно, что в современном мире общественные вкусы и предпочтения, кумиры толпы и модели поведения определяются главным образом электронными СМИ. Вольно или невольно, но мы можем поймать себя на мысли, что уже думаем так, как Сорокина, Сванидзе, Парфенов, еще того хуже — Киселев, Доренко, Комиссаров, «оттягиваемся», как Дибров, «отдыхаем», как Верка Сердючка…
Это отлично понимают сейчас разного рода политические силы и движения, стремясь получить как можно больше выходов на каналы массовой информации. В СМИ тоже происходят перемены позитивного характера: меньше ощущается стремление к конфронтации, принципиальность проявляется все более сдержанно и достойно, создается аура некоторой усредненности, «центризма» в позициях, хотя бы видимость объективности.
Но жизнь требует большего. В первую очередь — ответственности тех, кто работает в СМИ, кто получает, обрабатывает и распространяет информацию, обеспечивает устойчивость или создает неустойчивость политического организма общества.
Телевизионные каналы, редакции, радиостанции стремятся к росту популярности своих программ, а значит, и к повышению мастерства их создателей в то же время новые грани государственной информационной политики, отстаивание журналистской свободы или видимость этого процесса — все это не уменьшает роли информационного вещания, а, напротив, ставит его в центр событий и процессов.
Немалую роль в этом играет человеческий фактор, который в применении к телерадиовещанию следует понимать как дальнейшую персонификацию публицистических материалов, усиление роли и авторитета журналиста-ведущего, комментатора, репортера.
Журналист преломляет факты и события, о которых идет речь у микрофона и телекамеры, через собственный профессиональный и жизненный опыт, гражданские качества. 
К сожалению, в современном эфире нередко явная ангажированность оборачивается не просто активностью, напористостью, наступательностъю, а политическим киллерством, предостаточной брутальностью, «разборками» в прямом эфире. Это тоже реалии нынешней журналистики.
Некогда классик писал, что свободная печать обладает способностью «дух государства доставлять в каждую хижину». Это удивительное свойство присуще ТВ и РВ еще в большей степени. Проникая в любые уголки планеты, они приносят туда ту или иную информацию буквально в доли секунды.
Рост информационной насыщенности эфира предполагает и повышение качества журналистских материалов, поиск форм, способов их подачи, а также своеобразие информационно-аналитических программ каждого какала.
Отечественной тележурналистикой в этом отношении накоплен богатейший опыт. Он связан и с именами известных теле- и радиожурналистов, ведущих, аналитиков, комментаторов, и с коллективным творчеством, профессиональные приемы и методы которого нашли отражение в эволюции форм и жанров вещания.
Остроту, актуальность и спорность затронутых авторами проблем иллюстрируют заметки на полях — мнения исследователей журналистики и телекритиков, писателей и режиссеров, известных деятелей культуры и политиков о современном радиотелевизионном вещании, о популярных передачах и их ведущих; здесь же представлены и суждения самих «телезвезд» о себе и своей профессии.
Авторы искренне надеются, что материалы этой «полевой» подборки послужат не только цитаткой на заметку, но и сподвигнут начинающих журналистов к более глубокому изучению актуальных проблем современной радиотелевизионной публицистики.
Любая практическая деятельность не обходится без инструментария, от эффективности использования которого напрямую зависят его результаты. В журналистике это целый корпус приемов, методов, форм и жанров, ролей и имиджей, функций и стилей — своего рода система профессиональных координат, без освоения которых журналист состояться не может. О том, как они проявляются в современном российском телерадиовещании,  и рассказывает данная книга.


Содержание

Введение

Часть I. ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЕЩАНИЕ

Раздел 1.  Природа электронных СМИ
Радио и телевидение в развитии общества. Аудиовизуальный феномен
Коммуникативные особенности электронных СМИ   
Особенности восприятия эфирной информации
Выразительные возможности радиотелевизионной журналистики.
Звучащее слово  
Язык телевизионного экрана
Музыка в арсенале выразительных средств радио и телевидения
Документальный звук — ярчайшая краска эфира 

Раздел 2.  Информационное вещани: современные процессы
Эфирные новости в век информации
Договоримся о терминах  
Новости - визитка канала  
Оперативность - главный критерий
«Стаккато» новостей   
От первого лица  
Информировать, развлекая
Интерактивность — новая концепция  
Перспективы электронных СМИ
Новости с Чапыгина, 6
Радио Петербурга.  Время — местное

Раздел 3.   Журналист в программах новостей: роли и имиджи
Журналист-репортер
Журналист-ведущий
Журналист-редактор

Часть II.  АНАЛИТИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ
ВЕЩАНИЕ

Раздел 4.   Публицистика — в лицах
Требуется профессионал
«Звездные» вехи эфирной публицистики  
«Лидеры мнений» периода «перестройки»   
От «мессий» и «телекиллеров» к нынешним «Временам»   

Раздел 5. Публицистика — в жанрах
Похвальное слово жанрам
С чего все начиналось
Современная аналитика: векторы развития
Магия общения
Беседа в эфире 
Комментарий на радио и телевидении 
«Круглый стол»   
Диалог через океан (опыт телемостов в прямом эфире) 
Телевизионные дебаты
От радиокорреспонденции — до специального репортажа
Приемы образной публицистики
Между рассказом и исследованием
Ленинградская школа портретной очеркистики
О первом космонавте и о денди 1920-х годов
Раздел 6.  Между журналистикой, искусством и аттракционом
«Телеброненосец» КВН
Эстетика ПТС
От высокой эстрады — к видеоодиру
В стилистике восьмидесятых
Видеошопинг по клипвитринам
«Диспансер для лечения усталости»
 Маг аттракциона
Ток-шоу: по мотивам реальности
В формате игры   
Команда железного маршала («Что? Где? Когда?»)
Телеробинзоны и застеколыцики имеют свою историю
Телевизионная «робинзонада»
Звено шагает не в ногу
Телекатавасия «застеколья»
Сделать реальным реалити-шоу

Заключение

Литература
Именной указатель
Указатель названий программ и передач радио и телевидения

 

Ваше мнение об этом издании Вы можете оставить внизу, в комментариях к теме.










OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных

- Мобильная версия сайта