Книги: Бубукин. Эфирные тайны







Книги >>>


Бубукин А.В.
Эфирные тайны. – Новосибирск: Издательство «FM-реклама», 2003. – 148 с.

Об авторе

Андрей Валентинович БУБУКИН родился 21 марта 1957 года в г. Москве. Закончил переводческий факультет МГПИИЯ им. М.Тореза (сейчас Московский Государственный Лингвистический Университет).
С 1991 по 1995 год — директор эфира и программный директор радиостанции «Европа Плюс». С 1995 по 1998 совмещал должности главного музыкального редактора «Европы Плюс» и «Радио Ретро». В 1999 году программный директор «Радио 101». С 2000 года — директор регионального вещания «Авторадио» и «Радио Энергия  FM», а также тренер-консультант по вопросам радиовещания АНО «Интерньюс».
С автором книги можно связаться по электронному адресу в Интернете: ab45@yandex.ru

Аннотация

Почему, имея практически один и тот же аудиоматериал, одни музыкальные радиостанции популярны и успешны, а другие нет? «Эфирные тайны» — для тех, кого волнует этот вопрос. Книга написана человеком, который провел немало мастер-классов, посвященных программированию музыкального эфира. В ней содержится информация, дефицит которой в той или иной степени ощущают многие FM-радийщики, включая и редакторов и ведущих эфира. II часть книги — «Просто радио» — представляет собой краткий и тоже увлекательный экскурс в историю радиовещания.

Предисловие к изданию

Я пришел работать на радио в январе 1991 года. Моей первой должностью в этой области была должность директора эфира радиостанции, которая тогда называлась «Европа плюс Москва». В то время в нашей стране музыкальное коммерческое радиовещание только зарождалось, и поэтому приходилось учиться практически всему. Моими первыми учителями были французские специалисты с парижской радиостанции «Европа 2» и американские специалисты, представители фирмы RCS, разработавшей знаменитый в радийной среде генератор плей-листов «Селектор». Были стажировки во Франции, работа с французскими и американскими консультантами в Москве.
Хочу честно признаться в том, что прошло не менее пяти лет практической работы на радио, прежде чем я начал что-то понимать в музыкальном программировании эфира. Я и сегодня продолжаю учиться, чувствуя при этом, что процесс обучения не закончится никогда, потому что радио меняется вместе с окружающей нас жизнью и завтра оно будет уже другим, а чтобы быть успешным, надо идти в ногу со временем.
В 2001 году глубоко уважаемая мной АНО «Интерньюс» пригласила меня потрудиться в качестве консультанта по основам музыкального программирования эфира для независимых коммерческих радиостанций, расположенных на бескрайних просторах нашей обширной родины. За два с половиной года работы на этой благодарной ниве мне посчастливилось побывать практически во всех регионах России от Южно-Сахалинска до Санкт-Петербурга.
Не скажу, что я увидел ужасающую картину. Это не так. Однако то, с чем я столкнулся в деле организации радио, показало достаточно низкий общий уровень профессионализма в этой новой для нашей страны области. А о знании истории радиовещания речи вообще не идет.
И хотя после вышесказанного данная мысль кажется внешне противоречивой, хочется дать самую высокую оценку нашим региональным вещателям, которые практически на одном энтузиазме при отсутствии какого-либо реального опыта и специальных знаний, пользуясь в основном одной лишь интуицией, буквально «на коленке» делают радио, способное в некоторых городах конкурировать с известными московскими сетевыми радиостанциями.
Данный факт говорит о богатом потенциале регионального музыкального коммерческого радиовещания, внушает оптимизм и надежду на то, что при определенных материальных условиях и при наличии специальных знаний радийщики-регионалы будут в скором времени способны выходить со своими концепциями на московский рынок и на равных конкурировать со столичными вещателями.
В качестве преподавателя, консультанта и, что мне кажется особенно важным, практика радио я прочитал множество книг и статей, посвященных современному радиопрограммированию. Многие из них показались интересными и хорошо написанными, однако во всех прочитанных мною на сегодняшний день книгах говорится о программировании с позиции «как мы делаем это». Многие моменты очень полезны и работают, но в подавляющем большинстве они должны быть выполнены только таким образом, как требует автор.
В данном случае я преследую другую цель. Я хочу рассказать о принципах, на основе которых строится современное программирование эфира музыкальных радиостанций. Главным здесь не является подход «делай, как я, и никак иначе». Главное — это понимание основополагающих законов, лежащих в основе стратегий радиовещания, а я лишь призываю вас искать свои собственные уникальные подходы и методы, полагаясь на эти законы. Тем программным специалистам, которые еще не настолько уверены в своем мастерстве, чтобы идти своей собственной дорогой, а не слепо копировать лидеров эфира, эти законы подскажут, почему те станции, которые вы копируете, являются преуспевающими. Книга поможет вам определить, какие из методик не особо применимы в вашей ситуации, а какие наиболее соответствуют именно вашему бизнесу и положению на рынке.
Хочу сразу оговориться, что в тексте будут часто встречаться англицизмы, а также радийные арготизмы (профессиональный жаргон) и неологизмы, по той простой причине, что соответствующих терминов в русском языке или не существует, или они длинные и описательные, либо давно изменили свое первоначальное значение. Естественно, при первом употреблении этих слов будут даваться соответствующие пояснения.
Во второй части книги я вкратце изложил историю развития коммерческого радиовещания в США и Западной Европе. Мне кажется очень важным, чтобы современные радийщики знали «корни» своей профессии.
Здесь приведены лишь фрагменты более фундаментального труда, который я планирую завершить к концу будущего года. Естественно, большая часть этой новой книги будет посвящена истории российского радиовещания.
В заключение мне хотелось бы выразить благодарность Марку Гарсия из Франции, человеку, занимавшему в начале 90-х годов должность директора программ «Европы 2», и Джеффу Поллаку из США, в то время руководителю RCS. Именно эти люди помогли мне понять основы музыкального программирования.
Особую благодарность я выражаю Рите Набоковой за помощь, оказанную в написании главы «Диджей», и Сергею Дузю за предоставленные материалы, которые я использовал при написании главы «Новости на музыкальном радио».
Из желания поделиться теми знаниями, которыми со мной когда-то щедро делились наши зарубежные коллеги, а также в помощь российским рыцарям радиоэфира в надежде на то, что радиовещание наконец займет в нашей стране и на нашем рекламном рынке по праву принадлежащее ему почетное место, и написана эта книга.


Содержание

Манана Асламазян. Щедрость и легкость
Предисловие автора

Часть I
ЭФИРНЫЕ ТАЙНЫ

Глава 1. Как это делается технически  
Глава 2. Классификация вещания по форме собственности
Форматы радиостанций
Классификация по форме собственности
Классификация по типам радиовещания
Классификация но формату вещания
Специализация или более узкое форматирование эфира 
Глава 3. Радиовещание: плюсы и минусы
Глава 4. Как выбрать свой формат
С чего начать 
Возрастные и социальные особенности целевой аудитории
Новости или музыка
Клоны не работают  
Глава 5. Почему многие радиостанции так похожи друг на друга 
Глава 6. Музыка как инструмент программирования Горячая ротация
Глава 7. Исследования в категориях горячей ротации
Глава 8. Подбор музыкального материала категорий «голд» (музыкальные исследования)
Глава 9. Несколько замечаний на тему музыкальных исследований 
Глава 10. INDEX CARD
Глава 11. Эфир в масштабе времени. Единицы измерения эфирного пространства
Глава 12. Микс и клок
Глава 13. Ротация песен в суточной и недельной сетке
вещания
Глава 14. Утро: радио — лучший будильник
Глава 15. День, вечер, ночь
Глава 16. Порядок настройки генератора плей-листов Общие правила программирования и редактирования
Глава 17. Комментарии к общим правилам
программирования
Глава 18. Звуковая «одежда» эфира
Глава 19. Диджей 
Правила работы ведущего
Техники дыхания
Глава 20. Новости на музыкальном радио
Глава 21.   Интерактивность на радио: только плюсы
Заключение       

Часть II
ПРОСТО РАДИО
Глава 1. Немного истории: от рождения до Второй мировой
войны
Начнем «от печки»
Первые шаги радио
Первый диджей
Радио превращается в СМИ 
А в Европе
Глава 2. Частотная модуляция
Глава 3. От сороковых годов XX века до нашего времени
В это время в США
А в это время в Европе
Источники

 

Ваше мнение об этом издании Вы можете оставить внизу, в комментариях к теме.










OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных

- Мобильная версия сайта