Книги: Вартанова. Медиаэкономика







Книги >>>

Вартанова, Елена Леонидовна
Медиаэкономика зарубежных стран: Учеб. пособие — М.: Аспект Пресс, 2003. — 335 с.

ЗАО Издательство «Аспект-Пресс»
111141, Москва, Зеленый проспект, д.8
Тел. (095) 306-78-01, 306-83-71
E-mail: info@aspectpress.ru
www.aspectpress.ru

Аннотация

Учебное пособие обобщает законы и рассматривает национальные особенности зарубежных медиасистем в условиях рынка. В книге дается анализ важнейших концепций медиаэкономики в развитых зарубежных странах, рассматриваются современные бизнес-модели зарубежных медиакомпаний. Пособие содержит статистические данные о ведущих предприятиях СМИ и о медиаиндустрии в США, Великобритании, Франции, Германии, странах Северной Европы. Пособие сопровождено подробными методическими указаниями и справочным аппаратом.
Для студентов, аспирантов и преподавателей факультетов и отделений журналистики, журналистов-практиков, менеджеров предприятий СМИ, экономистов, политологов.

Предисловие к изданию

В современной жизни место классических российских вопросов «Что делать?» и «Кто виноват?» все чаще занимает вопрос «Кто платит?». С переходом к рыночным отношениям Россия столкнулась с тем, что для многих отраслей экономики выработка новых основ хозяйствования стала трудной, почти невыполнимой задачей. Это в полной мере относилось и к средствам массовой информации.
А ведь «изобретать велосипед» не стоило. В развитых странах Западной Европы и Северной Америки медиаиндустрия — преуспевающая и прибыльная отрасль, которая является одной из важнейших составляющих современного бизнеса. Особенности финансирования и управления предприятиями СМИ во всех странах имеют специфический национальный колорит, однако закономерности медиаэкономики в экономически развитых рыночных демократиях одинаковы. Данное учебное пособие анализирует и общие принципы, и национальную специфику медиаэкономики в информационно богатых странах мира, обобщая их опыт в этой сфере.
На лекциях мне часто приходилось отвечать на вопрос: «Если в США или странах Западной Европы государство практически не финансирует СМИ, телевидение в основном является бесплатным, а цена на газету не окупает затрат на ее производство, каким же образом медиаиндустрия становится высокодоходной?» Ответ, очевидный для любого западного потребителя, прост — только за счет коммерческой рекламы. В действительности механизмы, приводящие в движение современную медиаэкономику, сложнее однозначного ответа на вопрос. Напрямую завися от рекламы, прибыльные СМИ все-таки довольно далеки от рекламодателей и даже владельцев, в руках которых находится контроль над финансовыми потоками медиапредприятия. Выявление закономерностей медиаэкономики в условиях развитого рынка — предмет интереснейший, заставляющий думать не только собственников и управленцев, но и самих журналистов. В современном демократическом обществе без знания этих закономерностей ни один журналист не сможет полноценно осуществлять свои профессиональные и творческие функции.
Данное учебное пособие является первой частью дилогии, посвященной экономике и менеджменту зарубежных СМИ. Его структура повторяет курс лекций «Основы экономики и менеджмента зарубежных СМИ», который читается автором на факультете журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Учебное пособие соответствует программе дисциплины «Основы экономики и менеджмента зарубежных средств массовой информации» федерального компонента цикла ДС ГОС ВПО второго поколения по специальности 021400 «Журналистика», рекомендованной Научно-методическим советом УМО государственных университетов. Вопросы управления и структуры зарубежных медиа будут рассмотрены во второй части, работу над которой автор надеется завершить в ближайшее время.
В течение нескольких лет работы над этим учебным пособием помощь автору приходила от разных людей. Несколько слов о тех, чей вклад в эту работу наиболее значителен. Профессор Р. Пикар всегда был готов прийти на помощь - принять меня для беседы в Финляндии, где он работал в последние годы, приехать в Москву для консультаций, прислать книги. Профессор Я. Н. Засурский постоянно удивлял умением увидеть ключевые проблемы современных СМИ. С медиа-экономикой это было особенно очевидно. Поддержав в 1995 году идею курса лекций «Основы экономики и менеджмента зарубежных СМИ», он способствовал развитию нового предмета и реализации многих начинаний автора. Мои коллеги на кафедре зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ помогали доброжелательностью и верой в меня. Доцент И. Ю. Нечаева, прочитавшая несколько вариантов рукописи, доказала важность этой работы и свою искреннюю дружбу. Я признательна ведущему научному сотруднику Л. М. Зем-ляновой и доценту А. Х.-Г. Ибрагимову, одобрившим мою рукопись.
Особое слово благодарности — литературному редактору Е. Н. Ковалевой и А. А. Неболюбовой, оказавшим мне существенную практическую помощь в подготовке рукописи. Я искренне признательна коллективу и руководству издательства «Аспект Пресс» за плодотворное сотрудничество.
Мои студенты, сами того не сознавая, постоянно помогали мне в работе над учебным пособием: в процессе его создания было важным не столько то, что они поняли, сколько то, что им оставалось непонятным.
Я благодарна тем своим друзьям, которые поделились со мной своим вдохновением и временем, чтобы превратить мою рукопись в книгу. Моя семья всегда оставалась моей крепостью. Спасибо за терпение и любовь моих близких: я чувствовала их постоянно.

Елена Вартанова
Москва, лето 2001 г. — март 2003 г.

 

Оглавление

Предисловие

Раздел I. Медиаэкономика в современном обществе

Глава 1. СМИ в современной экономике 
Структура современной медиасистемы 
Постиндустриальное общество и современная медиаэкономика 
Концепция «информации» в теориях современного общества
Информационно богатые рынки СМИ 

Глава 2. Концепции медиаэкономики 
Теоретические подходы к изучению СМИ
Медиаэкономикс как развитие политэкономии и социологии СМИ

Краткие выводы 
Вопросы для самопроверки

Раздел II. Медиарынок

Глава 3. Основные концепции медиаэкономики 
Ключевые понятия медиаэкономики 
СМИ — сдвоенный рынок товаров и услуг 
Географический рынок СМИ
Конкуренция СМИ на рынке содержания
Конкуренция СМИ на рынке свободного времени
Конкуренция СМИ на рынке рекламы
Типы рекламы в СМИ 
Медиапланирование 

Глава 4. Структура рынка СМИ 
Типы рыночных структур в медиаиндустрии
Издержки в медиаиндустрии
Современные рыночные стратегии предприятий СМИ
Спрос и предложение в медиаэкономике
Парадокс разнообразия в СМИ
Экономическая медиаполитика зарубежных государств

Краткие выводы 
Вопросы для самопроверки 

Раздел III. Экономические особенности печатных СМИ

Глава 5. Газетная индустрия в информационно богатых странах
Основные этапы развития газетной индустрии
Экономические особенности газетной индустрии
Типы рыночных структур на газетном рынке
Ценовая конкуренция в газетной индустрии
Современные тенденции развития газетного рынка 
Экономические особенности журнальной индустрии 

Глава 6. Национальные особенности современных рынков прессы
Общие черты газетных рынков информационно богатых стран
Национальные газетные рынки: общая характеристика 

Краткие выводы
Вопросы для самопроверки 

Раздел IV. Экономика телевидения

Глава 7. Модели организации телевизионной индустрии
Аудиовизуальный сектор в медиаиндустрии 
Основные модели телевизионной индустрии
Технологии распространения телесигнала

Глава 8. Экономические особенности телевизионной индустрии
Особенности ТВ как индустрии 
Источники доходов в телевизионной индустрии 
Стратегии конкурентоспособного программирования 
Экономические и организационные особенности телесетей 
Производство телепрограмм как сектор телеиндустрии

Глава 9. Коммерческое и общественное ТВ на современном
медиарынке 
Экономика культурной глобализации
Коммерческие телеканалы на медиарынках развитых стран
Финансирование и организация общественного вещания
Модели общественного вещания в развитых рыночных
демократиях

Краткие выводы 
Вопросы для самопроверки 

Раздел V. Экономика радио- и кабельной индустрии

Глава 10. Экономические особенности радиоиндустрии
Радио — самое доступное СМИ
Эволюция рыночной стратегии радиовещания
Основные форматы современных коммерческих радиостанций
Глава П. Экономика кабельной индустрии
Организация кабельной индустрии
Ценовая структура кабельной индустрии 

Краткие выводы
Вопросы для самопроверки 

Раздел VI. Экономика онлайновых СМИ

Глава 12. Новые ИКТ и экономика традиционных СМИ
Конвергенция медиатехнологий, медиарынков и СМИ 
Конвергенция как фактор преобразования медиасистем
Контент-индустрия в структуре экономики СМИ
Экономические преимущества Интернета перед традиционными
СМИ 

Глава 13. Экономика онлайновых СМИ
Журналистика в условиях прогресса ИКТ
Бизнес-модели онлайновых СМИ
Источники доходов онлайновых СМИ

Краткие выводы 
Вопросы для самопроверки 

Приложение 1. Историческая трансформация системы
финансирования СМИ
Приложение 2. Первая «шестерка» медиакомпаний
Список дополнительной литературы 
Интернет-ресурсы
Глоссарий

 

Ваше мнение об этом издании Вы можете оставить внизу, в комментариях к теме.





OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных - О защите персональных данных - Публикационная этика

Мобильная версия сайта