Книги: Радио Росси







Книги >>>

Горяева Т.М.
Радио России. Политический контроль радиовещания в 1920-х — начале 1930-х годов. Документированная история. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. 175 с.

Издательство «Российская политическая энциклопедия»
129256, Москва, ул. В. Пика, д. 4, корп. 2.
Тел.: (095) 181-01-71 (дирекция)
Тел./факс: 181-34-57 (отдел реализации)

Аннотация

Эта книга посвящена одному из чудес XX века — радиовещанию, становление и развитие которого как средства информации и пропаганды совпали с формированием советского тоталитарного режима. Об уровне демократии в государстве свидетельствует наличие независимой и самостоятельной журналистики, и напротив, тоталитарный режим различными средствами, от непосредственной цензуры до финансовой, кадровой и иной политики, стремится к созданию системы «карманных» масс-медиа, полностью зависимых от власти. История создания и механизм деятельности этой системы и являются предметом этой книги, в основу которой легли материалы, использованные в учебных курсах Историко-архивного института РГГУ. Для историков культуры, политологов и широкого круга читателей.


Вместо предисловия. Неразгаданный секрет

Героиня фантастического фильма «Контакт» (в талантливом исполнении Джуди Фостер) ученый-астролог долгие годы посылает в космос радиосигналы с единственной надеждой получить ответ от наших соседей по разуму. Наконец, звенящую тишину нарушает долгожданный сигнал — неопровержимое доказательство существования далеких собратьев на звезде Вега. Преобразуемый с помощью ученых в видеоинформацию сигнал проецируется на экране, и дрожащие от волнения люди вглядываются в постепенно проявляющееся изображение. К ужасу всех присутствующих там появляются кадры, знакомые всем землянам второй половины XX века: Германия, мюнхенский стадион, речь Адольфа Гитлера на открытии Олимпийских игр 1936 г. Первый шок сменяется догадкой — транслируемое по телевидению более шестидесяти лет назад «историческое событие» прошло путь до Веги и возвратилось обратно к внукам и правнукам переживших «чуму XX века» в виде своеобразной визитной карточки земной цивилизации. С одной стороны, это явление — простая констатация научного факта. Действительно, как исторически важное событие Олимпийские игры 1936 г. были первой трансляцией по телевидению, которую принимали повсюду, где это было на то время технически возможно. С другой стороны, получить более чем через полвека свое собственное отражение в Виде самого страшного злодея равносильно тому, как после лицезрения в зеркальном отражении прекрасного озера увидеть себя в уродливом кривом зеркале. Огромный нравственный урок для человечества!
Долгие годы страницы наших газет, радиоэфир и экраны телевидения были таким кривым зеркалом или целой системой кривых зеркал. Мы привыкли жить в «королевстве кривых зеркал», в котором правила Ее Превосходительство   Цензура.
М.И.Ромм писал в своих воспоминаниях о том, что И.Сталин на просмотре одного из фильмов А.Б.Столпера ужасно возмутился, услышав закадровый голос диктора: «Что это за загробный мистический голос я слышу все время?» После этого в течение многих лет было запрещено включать в документальные фильмы дикторский текст. Исключение было сделано по специальному разрешению И.Сталина только для привычного голоса Юрия Левитана. Вопрос — почему? Ответ не так-то прост, как кажется. Как свидетельствуют в последнее время исследования Института мозга, сила воздействия голоса без изображения на подсознание человека обладает уникальными свойствами. Эта особенность использовалась в древних религиозных сектах, таких как древнегреческие пифагорийцы, некоторые ответвления иудаизма, ислама, в которых требуется, чтобы во время богослужения жрец, учитель, священник произносили слова учения не на виду аудитории, а находясь за ширмой или занавеской. Как подчеркивает в своих записках о кинематографе Ю.М.Лотман, видеть говорящего — значит понимать, что мы слышим мнение одного конкретного человека, с которым мы можем не соглашаться. Голос-невидимка претендует на большее — на абсолютную истину в последней инстанции. Психологи утверждают, что в раннем детстве, когда человеком командуют больше всего, ребенку меньше приходится видеть говорящего взрослого, находящегося часто или слишком высоко, или за его спиной, где-то высоко над головой. Все эти обстоятельства еще раз доказывают авторитарные свойства невидимого голоса, придающего содержанию речи оттенок бесспорности директивности. И здесь важны, прежде всего, интонации говорящего, тембр его голоса, действующего больше внушением, чей логикой и аргументами..
Эти необыкновенные свойства «великого говорящего» были гениально распознаны, В.Лениным и его окружением буквально с первых шагов технического развития радио в России, сначала как военного средства (радиобомбы, оперативная связь), а затем мощного идеологического орудия партии, так называемого «митинга миллионов», которому даже в самые тяжелые дни советской власти оказывалось предпочтение в государственном финансировании. Здесь большевиками учитывались два важнейших фактора — особая русская привязанность и предрасположенность к устной речи, которые так тонко подметил еще Морис Палеолог, с другой, огромные территории России, населенные полуграмотными и неграмотными людьми, не испытывающими симпатии к новой власти.
История формирования государственного пропагандистского канала весьма примечательна, поскольку развитие радио как средства связи, его информационного и творческого потенциала совпало с историей становления сталинского режима. С одной стороны, не надо было ломать старые традиции и формы, с другой, как нечто совершенно новое радио и в своей содержательной и организационной частях очень чутко вбирало все признаки становления тоталитарной власти. Вот почему история превращения «чуда XX века», действительно Начинавшегося как народная трибуна и мощная культуртрегерская струя, в «постоянно бубнящую черную тарелку», символизирующую сталинскую эпоху, особенно показательна с точки зрения понимания происшедших в этот период деформаций, которые сделали всю систему социо-культурных ценностей советского общества практически необратимыми.
Не стоит забывать, что речь идет о зарождении нового синтетического коммуникативного канала, с развитием которого (телевидение, компьютер) мир обрел новые психо-эстетические формы общения и получения информации. Особая привлекательность радио в глазах обывателя, мифологизировавшего всех, кто связан со «звучащим невидимкой», наделяла радио особой притягательной силой. Отсюда так непросты и противоречивы взаимоотношения между «четвертой властью» и «властью первой», отчетливо сознававшей могущество и зависимость своего политического успеха от уровня ангажированности журнализма (вот почему устойчивое мнение о том, что И.Сталин недооценивал роль радио есть не что иное, как один из мифов советской историографии). Вообще заслуги прессы и журналистов в становлении и «обслуживании» тоталитарных режимов не только значительны, но и определяющи. Подмена нравственных основ в понимании сущности профессиональной этики журналистов принципами «партийности печати и литературы» обусловили функции и характер советских масс-медиа. Впрочем общим местом является утверждение о том, что об уровне демократии в государстве свидетельствует наличие независимой и самостоятельной журналистики, и напротив, тоталитарный режим различными средствами, от непосредственной цензуры до финансовой, кадровой и иной политики, стремится к созданию системы «карманных» масс-медиа, полностью зависимых от власти. История создания и механизм деятельности этой системы и являются предметом этой книги.


СОДЕРЖАНИЕ

Вместо предисловия. Неразгаданный секрет
Немного теории
Культура и цензура: мифы и реальность или
история борьбы против правды
Архивы радио
Радио и власть, или как это начиналось
Радиогазета — основная форма радиовещания
20—30-х годов
Радио входит в каждый дом
Начало радиоцензуры
Прелюдия боя — тактика обороны
Последний акт, или «какая муха
укусила тов. Ройзенмана?»
Конец правды
По ту сторону эфира
Список источников и литературы  

 

Ваше мнение об этом издании Вы можете оставить внизу, в комментариях к теме.










OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна!

Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.

Мобильная версия сайта