Книги: Радио Росси







Книги >>>

Горяева Т.М.
Радио России. Политический контроль радиовещания в 1920-х — начале 1930-х годов. Документированная история. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. 175 с.

Издательство «Российская политическая энциклопедия»
129256, Москва, ул. В. Пика, д. 4, корп. 2.
Тел.: (095) 181-01-71 (дирекция)
Тел./факс: 181-34-57 (отдел реализации)

Аннотация

Эта книга посвящена одному из чудес XX века — радиовещанию, становление и развитие которого как средства информации и пропаганды совпали с формированием советского тоталитарного режима. Об уровне демократии в государстве свидетельствует наличие независимой и самостоятельной журналистики, и напротив, тоталитарный режим различными средствами, от непосредственной цензуры до финансовой, кадровой и иной политики, стремится к созданию системы «карманных» масс-медиа, полностью зависимых от власти. История создания и механизм деятельности этой системы и являются предметом этой книги, в основу которой легли материалы, использованные в учебных курсах Историко-архивного института РГГУ. Для историков культуры, политологов и широкого круга читателей.


Вместо предисловия. Неразгаданный секрет

Героиня фантастического фильма «Контакт» (в талантливом исполнении Джуди Фостер) ученый-астролог долгие годы посылает в космос радиосигналы с единственной надеждой получить ответ от наших соседей по разуму. Наконец, звенящую тишину нарушает долгожданный сигнал — неопровержимое доказательство существования далеких собратьев на звезде Вега. Преобразуемый с помощью ученых в видеоинформацию сигнал проецируется на экране, и дрожащие от волнения люди вглядываются в постепенно проявляющееся изображение. К ужасу всех присутствующих там появляются кадры, знакомые всем землянам второй половины XX века: Германия, мюнхенский стадион, речь Адольфа Гитлера на открытии Олимпийских игр 1936 г. Первый шок сменяется догадкой — транслируемое по телевидению более шестидесяти лет назад «историческое событие» прошло путь до Веги и возвратилось обратно к внукам и правнукам переживших «чуму XX века» в виде своеобразной визитной карточки земной цивилизации. С одной стороны, это явление — простая констатация научного факта. Действительно, как исторически важное событие Олимпийские игры 1936 г. были первой трансляцией по телевидению, которую принимали повсюду, где это было на то время технически возможно. С другой стороны, получить более чем через полвека свое собственное отражение в Виде самого страшного злодея равносильно тому, как после лицезрения в зеркальном отражении прекрасного озера увидеть себя в уродливом кривом зеркале. Огромный нравственный урок для человечества!
Долгие годы страницы наших газет, радиоэфир и экраны телевидения были таким кривым зеркалом или целой системой кривых зеркал. Мы привыкли жить в «королевстве кривых зеркал», в котором правила Ее Превосходительство   Цензура.
М.И.Ромм писал в своих воспоминаниях о том, что И.Сталин на просмотре одного из фильмов А.Б.Столпера ужасно возмутился, услышав закадровый голос диктора: «Что это за загробный мистический голос я слышу все время?» После этого в течение многих лет было запрещено включать в документальные фильмы дикторский текст. Исключение было сделано по специальному разрешению И.Сталина только для привычного голоса Юрия Левитана. Вопрос — почему? Ответ не так-то прост, как кажется. Как свидетельствуют в последнее время исследования Института мозга, сила воздействия голоса без изображения на подсознание человека обладает уникальными свойствами. Эта особенность использовалась в древних религиозных сектах, таких как древнегреческие пифагорийцы, некоторые ответвления иудаизма, ислама, в которых требуется, чтобы во время богослужения жрец, учитель, священник произносили слова учения не на виду аудитории, а находясь за ширмой или занавеской. Как подчеркивает в своих записках о кинематографе Ю.М.Лотман, видеть говорящего — значит понимать, что мы слышим мнение одного конкретного человека, с которым мы можем не соглашаться. Голос-невидимка претендует на большее — на абсолютную истину в последней инстанции. Психологи утверждают, что в раннем детстве, когда человеком командуют больше всего, ребенку меньше приходится видеть говорящего взрослого, находящегося часто или слишком высоко, или за его спиной, где-то высоко над головой. Все эти обстоятельства еще раз доказывают авторитарные свойства невидимого голоса, придающего содержанию речи оттенок бесспорности директивности. И здесь важны, прежде всего, интонации говорящего, тембр его голоса, действующего больше внушением, чей логикой и аргументами..
Эти необыкновенные свойства «великого говорящего» были гениально распознаны, В.Лениным и его окружением буквально с первых шагов технического развития радио в России, сначала как военного средства (радиобомбы, оперативная связь), а затем мощного идеологического орудия партии, так называемого «митинга миллионов», которому даже в самые тяжелые дни советской власти оказывалось предпочтение в государственном финансировании. Здесь большевиками учитывались два важнейших фактора — особая русская привязанность и предрасположенность к устной речи, которые так тонко подметил еще Морис Палеолог, с другой, огромные территории России, населенные полуграмотными и неграмотными людьми, не испытывающими симпатии к новой власти.
История формирования государственного пропагандистского канала весьма примечательна, поскольку развитие радио как средства связи, его информационного и творческого потенциала совпало с историей становления сталинского режима. С одной стороны, не надо было ломать старые традиции и формы, с другой, как нечто совершенно новое радио и в своей содержательной и организационной частях очень чутко вбирало все признаки становления тоталитарной власти. Вот почему история превращения «чуда XX века», действительно Начинавшегося как народная трибуна и мощная культуртрегерская струя, в «постоянно бубнящую черную тарелку», символизирующую сталинскую эпоху, особенно показательна с точки зрения понимания происшедших в этот период деформаций, которые сделали всю систему социо-культурных ценностей советского общества практически необратимыми.
Не стоит забывать, что речь идет о зарождении нового синтетического коммуникативного канала, с развитием которого (телевидение, компьютер) мир обрел новые психо-эстетические формы общения и получения информации. Особая привлекательность радио в глазах обывателя, мифологизировавшего всех, кто связан со «звучащим невидимкой», наделяла радио особой притягательной силой. Отсюда так непросты и противоречивы взаимоотношения между «четвертой властью» и «властью первой», отчетливо сознававшей могущество и зависимость своего политического успеха от уровня ангажированности журнализма (вот почему устойчивое мнение о том, что И.Сталин недооценивал роль радио есть не что иное, как один из мифов советской историографии). Вообще заслуги прессы и журналистов в становлении и «обслуживании» тоталитарных режимов не только значительны, но и определяющи. Подмена нравственных основ в понимании сущности профессиональной этики журналистов принципами «партийности печати и литературы» обусловили функции и характер советских масс-медиа. Впрочем общим местом является утверждение о том, что об уровне демократии в государстве свидетельствует наличие независимой и самостоятельной журналистики, и напротив, тоталитарный режим различными средствами, от непосредственной цензуры до финансовой, кадровой и иной политики, стремится к созданию системы «карманных» масс-медиа, полностью зависимых от власти. История создания и механизм деятельности этой системы и являются предметом этой книги.


СОДЕРЖАНИЕ

Вместо предисловия. Неразгаданный секрет
Немного теории
Культура и цензура: мифы и реальность или
история борьбы против правды
Архивы радио
Радио и власть, или как это начиналось
Радиогазета — основная форма радиовещания
20—30-х годов
Радио входит в каждый дом
Начало радиоцензуры
Прелюдия боя — тактика обороны
Последний акт, или «какая муха
укусила тов. Ройзенмана?»
Конец правды
По ту сторону эфира
Список источников и литературы  

 

Ваше мнение об этом издании Вы можете оставить внизу, в комментариях к теме.





ГРАМОТНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ПЕРЕВОД ДОКУМЕНТОВ НА ЯЗЫКИ СТРАН ЕС. ДАЛЕЕ



OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных

- Мобильная версия сайта