Книги: ФНР. Время работать на радио







Книги >>>

Время работать на радио. Современная радиожурналистика в разных жанрах. / Под ред. Е.Н. Филимоновых. – М.: Фонд независимого радиовещания, 2002. – 192 стр.

Издатель – Фонд независимого радиовещания
119146, Москва, 2-я Фрунзенская ул., 8
Тел.: (095) 234-00-32/26; 956-31-13/14
Факс: (095) 956-31-15
E-mail: office@fnr.ru
www.fnr.ru 

 

Аннотация

Эта книга составлена по материалам лекций, прочитанных на семинарах для журналистов региональных радиостанции и объединенных общим названием «Время работать на радио». Семинары были организованы ФНР при поддержке «Интерньюс». В сборнике описаны современные жанры радиожурналистики, причем особый акцент сделан на представлении актуальной социально значимой информации.
Составители не ограничились теми лекциями, которые прочитали на семинарах ведущие российские и зарубежные журналисты, представляющие «Эхо Москвы», «Наше радио», «Радио России», Русскую службу новостей, ТВ-6 (ныне ТВС), Всемирную службу Би-Би-Си, ФНР. Статьи, вошедшие в книгу, включают и те материалы, на основе которых эти лекции готовились.
Издание предназначено для журналистов-практиков, теоретиков радиовещания, специалистов в области средств массовой информации, студентов факультетов и отделений журналистики, а также всех тех, кто интересуется тенденциями современной радиожурналистики.

От редактора

В арсенале тренеров школы Би-Би-Си в Екатеринбурге есть игра. «Семинаристам» предлагается выклеить из цветных журналов собирательный портрет слушателя. Получается веселый разговор о серьезных вещах. Как аудитория меняется в зависимости от формата радиостанции? Каков возраст, пол, уровень образования, род занятий, каковы интересы людей, которые слушают радио? И, наконец, какая информация им нужна?
Однажды я провела такую игру на семинаре в Орле. Насколько же велико было мое изумление, когда мне представили коллаж, где на зеленом лужке среди буренок красовался Егор Семенович Строев, губернатор Орловской области!.. Журналисты, которые создали этот «шедевр», не работали в радиоузле при областной администрации. При этом они с серьезным видом мне доказывали, что Егор Семенович — это и главный вдохновитель, и главный потребитель их трудов...
Прежде, чем смеяться, давайте спросим себя: а не делаем ли мы на своей станции новости так, как будто вещаем только в кабинете губернатора или мэра? Не увлекаемся ли пресс-релизами о победных шествиях руководителей города и области по промышленным объектам? Переводим ли на «человеческий» язык казенные отчеты о принятых постановлениях? И, вообще, часто ли задаем себе вопрос, для кого мы работаем?
Как-то раз мне поведали историю, которую я называю кошмарным сном новостийщика. В одном славном городе областную телерадиокомпанию возглавил бывший вице-губернатор. И работа тамошних репортеров превратилась в пропаганду успехов обладминистрации. Однажды дошло до абсурда. Увидеть себя по телевизору захотел заместитель главы области, ответственный за сельское хозяйство. Он вывез молодую журналистку в колхоз, долго показывал передовые навозожижесборники, рапортовал, называл много цифр, но когда посмотрел сюжет, остался недоволен. Что-то ему показалось в собственной речи не слишком гладким. И что же вы думаете? На следующий день он повез ту же съемочную группу на то же место переговаривать те же речи!
Кто виноват, что зрителей два вечера подряд кормили одним и тем же скучнейшим сюжетом? Самодур вице-губернатор? Президент ГТРК? А может, журналисты, которые позволили манипулировать собой? Что делать в таких ситуациях? Как заставить уважать себя?
Помните, вы работаете для слушателей. Человек по ту сторону радиоприемника - ваш главный адвокат. Но и вы главный адвокат того человека по ту сторону эфира.
Чиновники, коммерсанты, от которых, возможно, зависит ваша радиостанция, находятся, в свою очередь, в прямой зависимости от вашей аудитории. Вы лучше, чем кто-либо, должны знать интересы своих слушателей и защищать их при любых обстоятельствах.
Будьте честны, объективны, беспристрастны. Тогда у вас будет репутация неподкупного, независимого журналиста. И вы всегда сможете сказать людям, которые попытаются использовать ваш эфир как трибуну, что не в ваших принципах заниматься пропагандой. Займите нейтральную позицию. К оппозиции вас никто не призывает.
Не давайте забывать главам своих регионов, что они не восточные тираны и деспоты, а выбранные демократическим путем губернаторы, мэры, депутаты и пр. У них нет слуг. Это они служат людям. И ваша задача как журналиста - правдиво рассказывать слушателям о деятельности властей и доносить до ушей высоких начальников проблемы сограждан, а не наоборот. Неужели чиновник страшнее, чем пуля в горячей точке или пожар на месте катастрофы? Зачем вообще мы идем в журналистику?
Конечно, здорово, когда в редакции приняты хартии, защищающие репортеров, когда существуют профессиональные объединения, способные противостоять давлению властей и финансовых магнатов. Но если вы вдруг оказались в одиночку, знайте: и один в поле воин.
Оттачивайте мастерство. Будьте профессионалами.
В этой книге мы попробуем помочь вам укрепиться в уверенности, что вы все делаете правильно.

Елена Филимоновых

 

Содержание

От ФНР
От редактора

Андрей Аллахвердов. Этика 
Полли Тойнби. Что такое новости? 
Владимир Варфоломеев. Как писать для радионовостей?
Елена Филимоновых. Источники информации
Геннадий Сырков. «Чайник»: подставка для микрофона
Интервьюирование
Майк Омсби. Пресс-конференция 
Борис Барабанов. Vox Pop, или Что вы думаете по этому поводу?
Елена Филимоновых. У меня зазвонил телефон
Как писать «войсер»? 
Елена Упорова. As Life - как в жизни
Пакет
Владимир Варфоломеев. Выпуски новостей 
Нил МакКафферти. Служба информации 
Всеволод Нерознак. Новости: репутация и деньги 
Кевин Бёрден, Дэвид Вуд. Новости из Думы 
Елена Упорова. Социальная информация на радио: современные подходы
Владимир Кара-Мурза. Вслед за новостями
Борис Барабанов. Социальные проекты
на музыкальных FM-станциях: быть или не быть? 
Вера Новохатская. Аудиодневники
Андрей Аллахвердов. «Оклахома, как она есть» 
Геннадий Сырков. Ищи, кому невыгодно!
Дмитрий Губин. Чуть повыше бегемота, чуть пониже акробата

 

Ваше мнение об этом издании Вы можете оставить внизу, в комментариях к теме.

 










OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна!

Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.

Мобильная версия сайта