Книги: ФНР. Радио нов., муз., общ







Книги >>>

Радио: музыкальное, новостное, общественное... / Под ред. В. А. Сухаревой, А. А. Аллахвердова. — М.: Фонд независимого радиовещания, 2001. — 224 с.

 

Издатель - Фонд Независимого Радиовещания
119146, Москва, 2-я Фрунзенская ул., 8
Тел. (095) 956-31-13/14
Факс (095) 956-31-15
E-mal: office@fnr.ru 

 

Аннотация

Эта книга — первое отечественное издание по теории и практике радио. В ней впервые представлен российский опыт программировании радиостанций трех форматов: музыкального. новостного, общественного. А также описаны технологии производства утреннего шоу и разговорных программ для музыкального радио.
Книга составлена из лекций, прочитанных практиками - представителями московских радиостанций «Нашего Радио», «Максимум», «Эха Москвы», «Говорит Москва» и «Радио России» — на семинаре, который проводился Фондом независимого радиовещании дли региональных радиостанций.
Издание предназначено для практиков и теоретиков радиовещания, специалистов в области средств массовой информации, студентов факультетов и отделений журналистики, а также всех тех, кто интересуется проблемами отечественного радио.

Oт редактора

Радиорынок в нашей стране сложился. У нас есть блестящие музыкально-развлекательные радиостанции, которые отстроены с такой точностью, что в их сетке вешания трудно найти слабые сегменты. Есть оперативные и сильные по уровню своего воздействия новостные станции. Есть социально-ориентированные, ностальгически милые общественные. Но до сих пор нет ни одного серьезного исследования, которое могло бы показать механизмы их работы, объяснить, что, как и почему они делают.
В одном из писем, которые приходят в адрес Фонда независимого радиовешания, была такая фраза: «...Начиная работать на коммерческом радио, я сталкивался с большим количеством вопросов, на которые мне никто из коллег не мог ответить. Лучшие рекомендации, из тех, что я получал, звучали так: «Не грузись» или «Делай, как в Москве». Понятности такие ответы не добавляли. Информации о том, почему в мифической Москве на «фирменном радио» делают так, и что такое правильная вещательная политика — нигде нет. Мы работаем нелепую и всю теорию радио создаем сами».
Действительно, если в Москве и Санкт-Петербурге коммерческое радио начиналось и развивалось на основе американских и европейских (французских и британских) теоретических и практических разработок, то в регионах в большинстве случаев просто копировались московские схемы, часто даже без понимания внутренних механизмов и скрытых пружин их работы.
Но время шло. Накапливался российский опыт. Западные вещательные модели «русифицировались». Сегодня на вопрос: «В каком формате вы работаете — новостном или музыкальном?», можно услышать: «А у нас в России — третий формат».
Суть этого загадочного «третьего формата» уловить достаточно сложно. Он индивидуален в зависимости от города вешания. Но основа — в смешивании элементов разных форматов и выстраивании их в вещательной сетке в зависимости от времени суток и характеристик включающейся аудитории. Так, музыкально-развлекательная радиостанция может вечером давать молодежную программу типа «Танцпол», а в обеденное время транслировать семейный разговорный канал. Или радиостанция, считающая себя разговорной с общественно-политическим уклоном, может каждый час начинать песней, все «упаковывать» музыкой и придерживаться строгого форматного плей-листа. Единственными реальными характеристиками, как-то указывающими на то, какого формата придерживается радиостанций и что формирует ее программу, становятся процентные соотношения музыки и текста, русских песен и западных, серьезных передач и развлекательных и так далее.
Конечно, за смешивание схем программирования руководство таких радиостанций можно подвергнуть остракизму и упрекнуть в незнании законов современного коммерческого вешания. Сказать, что с таким подходом они не выживут в условиях жесткой конкуренции, которую им в скором времени обеспечат крупные московские сетевые радиостанции, заполонив регионы своим продуктом. И, наверно, это справедливо. Но практика показывает, что в России сейчас две трети несетевых радиостанций работают как раз в этом самом пресловутом «третьем формате». И многие занимают лидирующие позиции в рейтингах по городу вешания. Да и «крутые» московские станции в чем-то лукавят, когда говорят, что четко соблюдают европейские или американские форматные законы.
Впрочем, можно ли говорить о форматах в стране, где до конца не сложились социальные страты? И где всякий раз, тестируя новую радиостанцию, приходится гадать, какая аудитория на нее «выскочит».
Так или иначе, за десять лет российской радиоиндустрией накоплен гигантский опыт, который нужно поднять на поверхность.
Предлагаемая книга — начало.
Это первое отечественное издание по теории и практике современного коммерческого радиовешания. И оно в своем роде уникально. В нем впервые собран именно российский опыт создания радио. До этого единственным источником информации о производстве и программировании были западные книги, тиражируемые по России, как в свое время Солженицын или Мандельштам, в «списках», пиратских переводах и бледных ксерокопиях.
Мы считаем эту книгу первой попыткой наладить обмен опытом в профессиональной среде. Кому-то повысить квалификацию, кому-то почувствовать себя абсолютным профессионалом и с презрением сказать: «Я все это знаю», но утвердиться в правильности своего пути.
К сожалению, сегодня в российском радиовещании можно наблюдать тенденцию к отказу от локального вещания и радиопередач собственного производства в пользу готовых сетевых продуктов, предоставляемых «Европой Плюс», «Русским Радио», «Эхом Москвы», «Нашим Радио», «Серебряным Дождем» и другими радиостанциями.
Это происходит по разным причинам. Здесь и недальновидность хозяев локальных станций, которые, стремясь сэкономить, убивают даже успешные проекты. И дороговизна оборудования, необходимого для нормальной комплектации студий. И кадровые проблемы. И отсутствие образовательной системы в области радиовещания, которая могла бы помочь решить проблему кадров. И многое другое.
Тенденция к отказу от собственного радиопроизводства ведет к усугублению неравномерного развития радиовещания в России, так как независимые радиостанции, становясь сетевыми, подпадают под действие жестких контрактов, ведущих к максимальному ограничению собственной творческой инициативы. Следствием этого становится общее ослабление региональных кадров, способности которых оказываются не востребованы при создании эфирного продукта. Это, в свою очередь, ведет к тому, что профессиональные навыки, опыт создания качественного эфирного продукта становится «ноу-хау» небольшой группы радиостанций, а все более-менее сильные региональные кадры бегут в столицы.
Опыт, изложенный в этой книге, возможно, позволит кому-то избежать ошибок, кому-то — повысить рейтинг и сохранит жизнь не одной локальной радиостанции.
Это издание не менее важно и для теоретиков, которые готовят потенциальные кадры для радиоиндустрии. В нашей стране теория и практика радиовещания редко говорят на одном языке и понимают друг друга. На радиостанциях, по крайней мере, в Москве, работает не много выпускников специализированных вузов, готовящих радиожурналистов. Во многом это связано с тем, что существенный объем современной  теории   коммерческого  радиовещания  —  американского производства, а у нас почти семьдесят лет была совсем другая школа. Возможно, эта киша прояснит какие-то вопросы и позволит приблизить отечественную теорию к практике. А от этого, в конечном счете, выиграет рынок.

Книга составлена из лекций, прочитанных практиками — представителями крупных московских радиостанций на семинаре, который проводил Фонд независимого радиовещания (ФНР) при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса). Этот семинар был посвящен технологиям программирования радиостанций трех основных форматов или типов вещания: музыкального, новостного, общественного. Это несколько условная градация, но она наиболее точно соответствует структуре российского рынка сегодня и в целом объясняет суть программной политики радиостанций и особенности подбора программ.
Программа семинара и темы лекций выстраивались в соответствии с запросами региональных радиостанций — участниц семинара. Были подняты три группы вопросов: общие принципы программирования музыкальных, новостных и общественных радиостанций; работа с информацией в зависимости от формата вещания и опыт создания утреннего шоу для разных радиостанций. Эти темы проходят через все предлагаемые лекции. Отдельно были рассмотрены технологии производства разговорных и развлекательных передач и механизмы промоушна.
Это обусловило и структуру предлагаемого издания. «Радио: музыкальное, новостное, общественное...» состоит из трех частей: лекций по работе музыкального радио, новостного и общественного.
Особенности работы музыкальных станций разбирались более детально, но это тоже оправдано потребностями рынка. Сегодня в России большая часть радиокомпаний работает в музыкальных форматах.
В сборнике представлены радиостанции, на наш взгляд, наиболее точно соответствующие указанным выше типам вещания. Это определило и подбор авторов. Несомненно, приемы и методы работы с этими форматами не исчерпываются опытом данных радиостанций. Будем надеяться, что при подготовке следующих изданий круг участников будет более широким.
Принимая во внимание то, что данная книга — сборник лекций, мы постарались максимально сохранить авторский стиль и манеру изложения, чтобы передать неповторимую ауру личностей. Многие статьи представлены в авторской редакции.
Большинство терминов, употребляемых в тексте - профессиональный сленг. Вообще современная теория коммерческого радио строится на сленге. Конечно, с этим можно было бы бороться, стремясь уже сейчас унифицировать терминологию. Но, боюсь, искусственно ничего не выйдет. Теория и практика опять будут говорить на разных языках. Поэтому пусть сама жизнь отберет то, что наиболее точно отражает реалии. Самовар остался самоваром, а не стал «агрегатом для кипячения воды посредством трубы, наполненной шишками».

Фонд независимого радиовещания благодарит всех авторов – участников этой книги за время и усилия, потраченные на работу над ней. Это вдвойне ценно, учитывая тот факт, что все они – работающие профессионалы, и многие ежедневно выходят в эфир.
Мы выражаем благодарность Институту «Открытое общество» (Фонд Сороса) за финансовую поддержку данного издания.
Мы очень благодарны всем, кто принимал участие в подготовке этой книги к печати.

С уважением,
Виктория Сухарева.


Содержание

От редакции ФНР 
От редактора

Раздел 1. МУЗЫКАЛЬНОЕ РАДИО
Михаил Козырев. Выбор ниши: технология создания новой радиостанции
Ольга Максимова. Утреннее шоу на музыкальном радио
Борис Барабанов. Работа службы информации на музыкальном радио
Андрей Клюки и, Владимир Верещагин. Разговорные и развлекательные программы на музыкальном радио
Дмитрий Конов. Механизмы продвижения радиостанции
Михаил Козырев. Поиск творческого персонала радиостанции и работа с ним

Раздел 2. НОВОСТНОЕ РАДИО
Юрий Федутинов. Программирование и рекламная политика новостной
радиостанции (на примере «Эха Москвы»)
Владимир Варфоломеев. Новости на информационном радио

Раздел 3. ОБЩЕСТВЕННОЕ РАДИО
Марина Скалкина. Программная политика общественной радиостанции
Ильмира Маликова. Новости на общественном радио
Вячеслав Умановский. «Радио России». Новый облик

 

Ваше мнение об этом издании Вы можете оставить внизу, в комментариях к теме.










OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна!

Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.

Мобильная версия сайта