Что слушают наши дети?


Текстовая версия


Когда происходит первое знакомство человека с радио, сказать довольно сложно. Скорее всего еще до рождения. Об этом заботится западная музыкальная индустрия, выпуская диски "Для будущей мамы и ее ребенка". Данные регулярных исследований аудитории радиостанций, проводимых КОМКОН, - "Новое поколение" и "Мониторинг" - охватывают несколько повзрослевшее население (от 4 лет и старше) и дают представление о более осознанном радиопрослушивании. Свои первые впечатления на эту тему дети высказывают при участии родителей и опытного интервьюера.

Потребление радио детьми от года к году идет по нарастающей и переживает три пика существенных изменений в объемах слушания: в 6, 8 и 12 лет. По утверждению психологов, именно в эти периоды жизни у детей происходят важные психофизиологические изменения, связанные с развитием мышления, памяти, внимания, воображения, чувств. Являясь самым абстрактным из искусств, радио требует немалой работы перечисленных высших психических функций, поэтому неудивительно, что повышение интереса к радио происходит именно в эти годы. С 13 лет слушание радио приобретает черты "взрослого": оно становится регулярным и стабильно высоким по объемам. Так, если в возрасте 8-11 лет радио слушают 58% детей, то в период с 12 до 15 лет количество радиослушателей в подгруппе достигает 78%. Эта цифра вполне сопоставима с той, которую демонстрируют люди в возрасте 31-40 лет, - 74%. Продолжительность слушания радио также меняется с возрастом в сторону увеличения: дети младшего возраста в среднем проводят у радиоприемника чуть больше часа, 12-15-летние - около двух часов. Своего максимума как по объемам, так и по продолжительности молодежное слушание достигает в группе 16-19 лет: ежедневно на какую-либо волну настраиваются 87% опрошенных и остаются там в среднем 2 часа 50 минут.

Подавляющее большинство тинейджеров слушают радио каждый день, однако девушки более активно включены в процесс. Они проводят у радиоприемников в среднем на 30 минут в день больше, чем юноши. С 24 лет мужчины начинают проявлять больший интерес к радио, опережают женщин по интенсивности слушания и уже не уступают позиций вплоть до 50-летнего возраста. Аналогичные тенденции, кстати, прослеживаются в потреблении радио и у американских подростков.

Несколько десятков лет назад радио у ребенка ассоциировалось со словом преимущественно из какой-нибудь радиопостановки или детской образовательной программы (вроде "Радионяни", ставшей уже легендой). У современного ребенка первоначальный интерес к радио возникает как интерес к музыке. До 8-9 лет восприятие музыки на радио происходит на эмоциональном уровне - грустно/весело.

Однако ученые доказали, что именно в раннем возрасте человек имеет уникальную способность воспринимать и находить интересной самую сложную музыку. В ходе эксперимента выяснилось, что наибольшей привлекательностью для маленького ребенка обладает не жанр популярной музыки или детские песни, а классика. В этой же плоскости лежит открытие, что человек, лишенный в детстве возможности слушать сложную с точки зрения гармонии и интонационного строения музыку, имеет менее развитое музыкальное мышление и не в состоянии воспринимать такую музыку в зрелом возрасте.

То, что ребенок слушает в период до 9 лет, запечатлевается в его сознании наиболее прочно. На этом этапе радио-музыкальными пристрастиями ребенка являются пристрастия родителей и ближайших родственников. 35% слушателей из группы 8-11 лет признаются, что слушают станции по выбору родителей, 14% заявляют, что на выбор влияют брат или сестра, а также другие члены семьи. С годами процесс восприятия музыки, а также жизни в целом усложняется и к 12-13 годам выходит на качественно новый уровень.

Подросток перестает быть ретранслятором родительских предпочтений, у него активно начинает вырабатываться собственный взгляд на вещи, происходит его становление как личности. Радио уже не воспринимается в качестве обычного внешнего раздражителя, оно приобретает черты живого человека с характером, способного что-то рассказать и объяснить, чему-то научить или развлечь. Радио на этом этапе является отражением философии жизни молодых людей и одновременно проводником этой самой философии посредством музыки и информации. Одним словом, становится неотъемлемой частью молодежной субкультуры. Любая станция, не удовлетворяющая требованиям стильности, модности и прогрессивности, характеризуется емким словом "отстой". На этом же основании выбираемые для прослушивания станции могут служить индикатором "продвинутости" молодого человека.

Распознать станции, ориентированные на молодежь, легко даже не искушенному в вопросах социологии человеку. Названия большинства из них говорят сами за себя: "Энергия", "Динамит", Ultra, "Хит FM", Maximum. Во всех чувствуется напор и недвусмысленный намек на их исключительность и незаурядный потенциал - категории, которыми мыслит каждый подросток. Помимо идеологической радио в этот период выполняет также и социальную функцию: абсорбирует бурные психофизиологические процессы и избыток внутренней энергии, направляя их в созидательное русло. Еще один важный момент состоит в том, что радио дает российским молодым людям возможность приобщиться к образу жизни и культуре их западных сверстников. Ведь известно, что за границей радио является непременным атрибутом школьной и студенческой жизни.

По силе воздействия на молодых людей с радио не могут конкурировать ни телевидение, ни пресса, ни Интернет, ни кино, ни уж тем более книги. Тому есть две причины. Первая состоит в том, что за журналом и в кино надо сходить, Интернет установить, в книгу вникнуть, телевидение вообще слабо приспособлено для удовлетворения потребностей молодежи. А радио всегда под рукой и не требует дополнительных физических, умственных и финансовых усилий. Оно динамично в своих изменениях, эмоционально и всегда находится в мейнстриме культурно-развлекательной жизни. Вторая же причина - это то, что, по данным социологических исследований, в иерархии интересов подростка первое место занимает музыка (за ней следуют мода и Интернет). А что, как не радио, является перекрестком музыкальных потоков?

На сегодняшний день безусловными фаворитами среди радиостанций у населения в возрасте 12-19 лет являются "Динамит FM", Ultra и "Европа Плюс". Тройку лидеров в мужской группе образуют Ultra, "Динамит FM" и "Наше радио", в женской - "Динамит FM", "Европа Плюс" и "Русское радио". Для девушек также характерны высокие объемы прослушивания Love Radio. Что касается кумиров современной молодежи, то из исполнителей пятерку лидеров образуют Эминем, Шакира, Алсу, Бритни Спирс и Наталья Орейро. Среди лидеров-групп соотечественников явно больше: Rammstein, "Руки вверх", "Дискотека Авария", "Тату" и "Король и Шут". Интересно, что группа "Тату" попала в пятерку усилиями лишь женской половины аудитории. В списке мужских предпочтений они открывают только третью десятку. Правда, тот факт, что они оказались практически единственной женской группой, попавшей в топ-лист мужских симпатий, тоже может считаться свидетельством успеха.


Ирина Чмовж, Руководитель проектов радио компании "КОМКОН-Mедиа"
29.05.2003  Русский Фокус




03.06.2003 г. - 6782 - Прислать свою новость!







OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных

- Мобильная версия сайта