Безголосое радио. Радиожурналист Александр Юриков пытается понять, что же убило живой эфир


Текстовая версия


Один из показателей кризиса в сфере музыкального радио — положение тех, кто первым пробился в новый диапазон. "Радио MAXIMUM" уже давно, вскоре после перехода под крыло "Русской медиагруппы", попало в разряд середнячков. Элегантная станция "Европа плюс", переходящая из рук в руки (из французских в русские и обратно), поражает ледяным равнодушием ведущих и программной службы к собственному эфиру. В водоворот разборок попало "Радио РОКС" — начались судебные иски, в Санкт-Петербурге частота вещания отошла новым московским владельцам, а коллектив станции, поддерживавший рок-звучание в городе на протяжении многих лет, остался без работы.

А главное — уже давно не появляются в эфире яркие личности, которых хотелось бы слушать, за которыми было бы интересно следить. А те, кто радовал нас в прошедшие десятилетия, или уплыли на ТВ, или вообще сменили сферу деятельности, или повторяют себя вчерашних. Где сегодняшняя Ксения Стриж с ее узнаваемым голосом и колючей интонацией? С ней часто хотелось спорить, но ее всегда хотелось слушать. Кто сможет повторить (или усилить) завораживающие интонации Жени Шаден — таинственного радиоперсонажа, позволявшего "Европе" не опасаться конкуренции в ночном эфире? Куда ушел "информационный клоун" Александр Абрахимов, превративший MAXIMUM не только в самую продвинутую, но и в самую интеллектуальную станцию в российском эфире?

Зато в нашей культурной столице с большим отрывом не первый год лидирует "Дорожное радио" — примитивная конструкция вообще без ведущих музыкального эфира (для экономии фонда зарплаты) и без единой вменяемой программы. А в плейлистах большинства рейтинговых радиостанций наверху "поющий приказчик" Стас Михайлов — исполнитель, словно созданный для корпоративных вечеринок. А за ним, за Ваенгой, за Лепсом (монстрами нынешнего музыкального эфира) проглядывает жуткое мурло российского шансона, бессмысленного и беспощадного. Как поется в одной песне, звучавшей в эфире "Дорожного", "Ту-ту-ту-ту-ту-ту-ту-ту, мой поезд едет в Воркуту" (внимательно пересчитал — все "ту-ту" из текста на месте).

Не отползая в сладкое прошлое, хочется понять, что же убило живой радиоэфир.

Первая причина кризиса радиожанра — самострел. Так угробили "Радио MAXIMUM", сначала упразднив там информационную службу, затем отдав огромное количество времени ведущим, которые были людьми другой группы крови. В Питере через два года после того, как стартовало молодежное "Радио STUDIO", ворвавшееся в группу лидеров по рейтингам, владельцы решили, что сами знают, как делать радио. Эфир забили близкой их вкусу клубной музыкой, радио стало стремительно приближаться к рядовой танцплощадке. И скатилось во вторую десятку рейтинга, а самое главное — потеряло своего слушателя. "Радио On Line", где звучали голоса Стриж, Абрахимова, Константина Михайлова, Семена Чайки, Дмитрия Быкова, Элины Николаевой... и их начали слушать даже те, кто вообще игнорировал этот вид коммуникации, вскоре было выведено из эфира решением руководства "Проф-медиа". На данной частоте зазвучало банальнейшее "Радио Диско".

Вторая причина кризиса радиожанра — неумение или нежелание работать с новой аудиторией. В 1991 году присланный из Лос-Анджелеса американскими совладельцами MAXIMUM старина Берт, собрав у окна на пятом этаже здания на Пушкинской площади молодую поросль ведущих, показывал на очередь, которая тянулась к недавно открытому Макдоналдсу, и говорил: вон там, в этой очереди, ваши слушатели! Там стояли те, кто тогда вообще не слушал радио. Новую аудиторию искали для себя и STUDIO, и "Радио On Line". И находили! Сегодня этим никто себя не утруждает. Станции рвут на куски один небольшой пирог. В Москве, например, "Ретро", "Радио Дача", "Милицейская волна" и еще пара-тройка станций фактически не отличаются друг от друга по звучанию — и все вроде идут навстречу массовой аудитории.

А сколько уже у нас клонов "Русского шансона"? Неуловимый шарм "Радио Джаз" в Москве или "Радио Эрмитаж" в Питере только подчеркивает кондовость большинства радийных структур. Неумение и нежелание расширять рамки аудитории приводят к застою в уровне рекламных доходов, а точнее, к неуклонному их падению: в последние годы темпы снижения рынка радиорекламы резко увеличились и доходили до 38 процентов за квартал.

Третья причина застоя в музыкально-информационном вещании, увы, не зависит от тех, кто его строит. Это общий кризис популярной отечественной музыки. Ретростанции по-прежнему стоят на трех китах: Пугачева, Леонтьев, Ротару. Ну, им вроде так и полагается, хотя даже Бог троицу любит не до такой степени. Поп-станции? На них погоду пытаются делать резко сдавший внешне, почти полностью утерявший свою артистическую харизму Киркоров, вечно тянущий одну и ту же мелодию, вытащенный из бабушкиного сундука Басков, несколько разновидностей Анжелики Варум... Молодняк? Пресытившись изделиями Дробыша, он пытается исполнять свои произведения, в основном это музыкальные отходы (исключу, пожалуй, Потапа и Настю Каменских — их спасает ирония).

И последнее — информационная составляющая. Для большинства тех типовых станций, которые здесь обозреваются, это действительно последнее дело. Так, почитает в эфире мальчик или девочка что-то недавно пришедшее по интернету — и слава богу. Выстраивать информационную политику? Учитывать интересы аудитории? Себе дороже. Есть властные структуры, с которыми неохота ссориться. Есть рекламодатели, им тоже что-то может не понравиться. Вот, к сожалению, типичный пример подхода к информационной работе, сформулированный в директивном письме главного редактора одной питерской радиостанции, претендующей на массовую аудиторию (за подлинность ручаюсь): "Господа коллеги! Вам прекрасно известно, что мы придерживаемся дружелюбного нейтралитета по отношению к делам власти и одновременно исповедуем в нашей работе объективный (неангажированный) подход к освещению событий. Тем не менее есть внешние факторы, которые накладывают ограничения на свободу выбора редакторами некоторых тем, освещаемых в наших новостях. В первую очередь эти ограничения вызваны особенностями психотипа нашей целевой аудитории. Наша аудитория — это обыватели, которые заинтересованы в том, чтобы их жизнь текла так, как она течет, лишь бы их лишний раз не трогали. Именно поэтому давно известный вам девиз наших новостей: "В Багдаде все спокойно!" Как же подавать в нашем продукте сообщения о "маршах несогласных", "охта-центрах" и прочих событиях, раскалывающих общество на политически противоборствующие стороны? Раньше мы полагали, что наличие ссылки на источник позволит нам остаться нейтральными в глазах аудитории по отношению к подобным событиям. Но теперь понимаем, что это не так. Для того чтобы соблюсти кодекс журналистской чести и одновременно сохранить нейтралитет, мы должны были бы дать возможность высказаться обеим противоборствующим сторонам. В данном случае и гражданским активистам, и властям. Но, как вы понимаете, в рамках нашего формата это неосуществимая затея. К тому же риск превратиться в площадку для политических баталий как-то плохо соотносится с нашим намерением сохранить нейтралитет. Все вышесказанное заставляет нас В ПРИНЦИПЕ отказаться от освещения подобных тем в информационных выпусках, о чем я и хочу вас в очень настоятельной форме предупредить".

Будет подобное радио слушать сегодняшняя продвинутая аудитория? Ну. хотя бы те, кто вышел на митинги на проспекте Сахарова или Дворцовой площади? Это вряд ли.

И Стас Михайлов с рефреном "все для тебя" — в какую-то другую кассу.

Что же интересного остается сегодня для активно живущих, мыслящих слушателей в диапазоне от 87,5 до 108 МГц? Только прогноз погоды. А его все равно на какой частоте слушать.

Александр Юриков, www.kommersant.ru



* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.


7236 ONAIR.RU 30.01.2012 TEXT АРХИВ Прислать свою новость!





OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных - О защите персональных данных - Публикационная этика

Мобильная версия сайта