Дмитрий Савицкий о развитии независимой радиостанции


Текстовая версия


Радиостанция "Серебряный Дождь" - уникальный проект для российского медиарынка: это независимый проект с дорогим в производстве контентом и лояльной стабильной аудиторией, который делает ставку на традиционное эфирное вещание в пору повальной "диджитализации", сохраняет независимость на поделенном между несколькими холдингами рынке и сам продает рекламу, не доверяя селлерам. Как развивается радиостанция в пору экономической нестабильности, Sostav.ru рассказал её гендиректор Дмитрий Савицкий.

OnAir.ru - Дмитрий Савицкий о развитии независимой радиостанции

- Добрый день. Вашей радиостанции недавно исполнилось 20 лет, поздравляю вас с этой датой.

- Спасибо.

- Вы «ударно» отпраздновали день рождения…

- Вы имеете в виду тех религиозных фанатиков, что напали на нас? Да, было дело, но мы не расстраиваемся. Хуже всего, конечно, было то, что они напали тогда, когда у нас была семейная часть, люди с детьми. Но что говорить о психопатах…

- Согласен. «Серебряный дождь» недавно объявил о новом позиционировании - теперь вы преподаете «радионауку» и называетесь «Первое Гуманитарное Радио». Расскажите, пожалуйста, подробнее о проекте.

- В сентябре мы запустили новый формат вещания, в рамках которого прайм-тайм заполняют лекции ведущих специалистов из самых различных областей. Владимир Познер, в частности, читает лекцию о Hi-End аппаратуре, своем хобби, которым безумно увлечен, а, к примеру, Юрий Лужков к нам скоро придёт рассказывать про мёд и пчел.

Проект «Месяц Науки» показал классный результат и вызвал шквал отзывов и благодарностей от слушателей, поэтому мы планируем продолжить проект.

- Не приведет ли это к сокращению количества новостей?

- Выпуски новостей, как были на прежнем уровне, так и остались. Структурные изменения планируются в рамках основных программ. Если, условно говоря, раньше первый час утренней программы был посвящен экономике, второй – политике, а третий беседе с гостем, то сейчас в первый час Кафельников будет рассказывать про спорт, второй - Полина Киценко про здоровое питание, третий - какой-нибудь музыкант. Сейчас мы ведём переговоры с Кевином Спейси о том, чтобы он записал для нас радио-лекцию как правильно писать сценарии.

Как нововведения отразятся на долях, мы поймем в декабре-марте, после анализа. Естественно, мы ожидаем позитивной динамики, потому что это, безусловно, интересно нашей аудитории. Конечно, всегда найдутся и те, которые скажут: «Ой, а где же острые репортажи про политику?». Но мы все же надеемся, что слушатели, которые едут на работу, с большим интересом включат интересные гуманитарные программы, которые позволят им узнать что-то интересное и новое, чем программы, где в сотый раз рассказывается о грустном курсе доллара. Если со взрослыми будут ещё и дети, то взрослые сделают радио погромче - для того, чтобы и они слышали.

- Это такой тренд – вводить гуманитарные программы? «Эхо Москвы» ставит в эфир исторические передачи.

- «Эхо Москвы» не слушаю, но, думаю, да, тренд. Нам идея в голову пришла шесть лет назад. Проект был задуман как коммерческий, под него мы долго искали спонсора, но так и не нашли. В первую очередь из-за отсутствия подходящих лекций. Но сейчас аудитория устала от одного и того же: ежедневной борьбы друг с другом в Facebook. Нужно начать заниматься чем-то отстранённым и явно неглупым, чем-то, что пойдёт себе на пользу, вот мы и занялись.

- У вашей станции уникальное положение на рынке: независимость, с одной стороны, и самостоятельная продажа рекламы с другой. Это не изменится? Вы не собираетесь сотрудничать, например, с каким-нибудь селлером? Или искать покупателя на станцию?

- Насчет покупателя, мы открыты к диалогу, готовы обсуждать предложения, поскольку «Серебряный дождь» все-таки коммерческая радиостанция, бизнес. Но бегать по рынку и кричать «купите нас, купите» мы не станем - мы вполне успешны и самодостаточны и нам и так хорошо.

Что касается селлеров – точно нет. Если когда-нибудь произойдёт ситуация, при которой станция будет продана и перейдёт в собственность другой компании, которая наверняка захочет, чтобы команда сохранилась, я буду настаивать, чтобы ни в коем случае нас не продавал какой-нибудь объединённый коммерческий отдел каких-то непонятных пяти радиостанций, даже если у них супертоповый рейтинг.

У нас уникальный коммерческий отдел - все супер-профессионалы, работают больше 15-ти лет на станции, знают всё. Безусловно, слабые стороны есть и у них, но, положа руку на сердце, я бы, наверное, назвал этот коммерческий отдел самым сильным в Москве. В том числе, и потому что мы нишевая станция. Не то, чтобы мои сотрудники какие-то супергениальные, а просто потому что продавать станцию, которая занимает первые пять строчек рейтинга в разы проще, чем продавать нишевую станцию. Это надо уметь и это надо любить. Есть разница в работе на оптовой базе и в бутике на Тверской.

- Сегодня в радиосегменте ситуация хуже, чем в 2008?

- Несопоставимо. Дольше тянется, тяжелее и самое главное - нет надежды. В 2008 году все было понятно. Бухнулось где-то там, аукнулось везде. «Сейчас всем миром накинемся и всем миром решим.» В какой-то степени это и произошло. Это было какое-то единое финансовое пространство, это были кредиты западные, валютные и как-то так.

Хоть после кризиса 2008-го никто на 100% и не оправился, но тогда это был кризис, а сейчас - рецессия. И судя по всему она продлится еще долго. Дно нам обещают вот уже полгода, но что-то мы никак его не достигнем. И по моим ощущениям будет еще хуже. Совершенно непонятно, что должно произойти, чтобы эта ситуация как-то перевернулась, развернулась и начала в какую-то другую сторону развиваться.

- Компания обычно пересматривает бюджеты в связи с падением доходов, начинает экономить на чем-нибудь. Вы экономите? И как вы выживаете, будучи игроком независимым?

- Нет, ни на чем мы особенно не экономим. Организация у нас маленькая, штат не раздут, лишних секретарш нет. Мы живем немного в протестантском шведском варианте - все прижато. Экономить на зарплатах бессмысленно, они и так невысокие. Когда люди - профессионалы, им снижать зарплаты рука не поднимается. Может, пару каких-то позиций подсократили, но это произошло из-за общего сокращения рынка. Стал просто меньше объём работы.

Тем, у кого нет административного ресурса, выживать сложнее. Все холдинги имеют административные ресурсы, а у нас его нет. При этом у холдингов, в моем понимании, дела тоже не слишком хорошо идут: «косты» в какой-то степени уменьшаются от того, что ты сидишь и владеешь пятью станциями, но не очень сильно. Не получается сильно сэкономить: все равно, к примеру, на пять предприятий нужно пять бухгалтеров. Никто даже не скрывает, что у них немало убыточных станций. Вот ЕМГ, например, все-таки продали этот «Кекс» несчастный…

- Как тогда выстраивать бизнес в непредсказуемых экономических реалиях? На что ориентироваться?

- Никак. Его никто и не строит. Все ужались, кто где смог, никто никому зарплату не повышает. На этом запасе кислорода все стараются продержаться как можно дольше, пока все это не устаканится и не пойдёт вверх. Я говорю исключительно про нашу отрасль, может, в торговле или нефти какие-то колоссальные бизнес-планы, а рекламе и медиа сейчас лишь бы выжить.

Мы субстанция более или менее защищённая. За счет того, что мы маленькие. Кроме того, у нас очень гибкая политика, что дает нам возможность избежать 25 согласований с 47 начальниками и крайне быстро принимать решения. Мы конкурентноспособны и клиентоориентированы, сегодня придумали - завтра уже все сделали.

- Насколько вы гибки в плане скидок?

- На большие скидки мы не идем, но мы готовы к диалогу. Мы не огромная сеть, которая может на рубль отгрузить кучу рекламы ещё на других радиостанциях. Мы считаем себя отелем Hyatt, который даже при неполной загрузке номеров не пустит бомжа ночевать. У нас нет плана, который надо выполнить любой ценой, иначе мне сократят зарплату и у нас нет некоего владельца, которому, вообще фиолетово какие скидки дает его радиостанция, потому что в его бизнесе она находится где-то на уровне погрешности.

Это как Business FM у Лисина. Не уверен, что он вообще знает, что у него есть эта радиостанция в качестве актива. Там все меряется калькулятором, есть спущенный план, от головной организации - он должен быть выполнен. План выполнен, вот вам премия. Есть премия, пошел купил автомобиль, поехал отдыхать в Анталию. Схема ясна и понятна. Проблема в том, что в этой ситуации выполнение плана любой ценой создаёт демпинг и еще черт знает что. Мы сказали: «Нет, ребята. Мы тогда вообще не будем рекламу размещать, будем существовать на подножном корме сами по себе. Нам никто ничего приказывать не сможет.»

- Помимо рекламы вы на чем-то ещё зарабатываете?

- Нет. Продаем сайт, конечно, но это всё кот наплакал. У нас есть агентство, которое продает билеты, концертное агентство, занимающееся организацией выступлений групп на каких-то мероприятиях. Но это дополнительные приятные бонусы, которыми пользуются наши слушатели и рекламодатели.

- Диверсифицировать свои доходы не будете?

- Мы - радио. Каким образом диверсифицировать? Это «Газпром-Медиа» может себе позволить вкладываться в альтернативные варианты, а у нас каждая копейка на счёту. Мы занимаемся своими вопросами. Мы сделали сервис по продакшн-студии, по записи фонограмм для ритейла - магазинов и ресторанов. Плюс записи всяких сервисов, когда звонишь, например, на внутренний номер телефона и там говорят: «Нажмите кнопку 5». К нам часто за этим обращались, оказалось, что есть потребность. Мы это оформили в некое официальное предложение. Можно даже домашние какие-то видео озвучивать. Но это все равно не бизнес. Как и сайт - гарнир к главному блюду.

- Многие радиостанции тяготеют к тому, что эфир - это эфир, но базовая точка - это digital представительство, но вы все равно делаете упор на развитие эфирного вещания. Будет ли это меняется со временем для вас?

- Сложно сказать. В мире другая экономика. В России цифровое радио не развивается и официально объявлено, что не будет развиваться в ближайшее время (в первую очередь по экономическим причинам).

Да, мы развиваем сайт, выкладываем много контента. Сейчас начнем выкладывать проекты, которые вообще не звучат в эфире. Это немного другая, отдельная история. Но мы стараемся не переборщить, чтобы сайт у нас не отнял аудиторию, и эфирная доля не сократилась. Мы считаем, что сайт – штука самостоятельная, она должна все время подпитывать интерес к эфирному радио, а эфирное радио – отсылать за подробностями на сайт, и вот в таком балансе они должны двигаться и катиться.

Потом, честно говоря, у меня большой скепсис по поводу продаж интернет-рекламы. Очень хорошие продажи в этом сегменте у шести площадок в России. Это крупные поисковики в основном.

- Кто ваши основные рекламодатели?

- Бренды среднего уровня. Во взаимодействии с ними ничего не поменялось, кроме одного – бюджетов стало меньше. Работы при этом меньше не стало. Работы полно, проектов миллион. Средний чек сократился. Получается, что работаем столько же, а получаем гораздо меньше.

- Насколько вы просели по итогам первого полугодия?

- Кажется, просели мы на 30 - 50% (в зависимости от месяца). И это не худший вариант. Я знаю один телеканал, который просел на 300%.

Мы следим за конкурентами: у кого что выходит, сколько стоит, кто какие скидки дал. Мы даже знаем, кто как и на что договаривается, также следим и за общими трендами в плане контента. Конкуренция обострилась.

- Почему эфирное радио является выигрышной площадкой для бизнеса?

- Во-первых, радио – это один из самых оперативных и быстрых носителей. Любое изменение можно сделать за секунду. Любой рекламный ролик можно записать за час. В ситуации, когда денег полно, наверное, это не самый важный фактор. В ситуации, когда каждая копейка на счету, это неплохо.

Во-вторых, радио – единственный носитель, который воздействует не визуально, а задействует мыслительные процессы и подсознание. Это ниша, которая отсутствует в других медиа. Это тоже неплохо. Радио также круто в его интерактивности: сюда можно позвонить, поговорить. Радио ещё долго останется собеседником людей.

Если телевидение работает для всех, то радио именно для вас, и это круто. Наша аудитория это знает. У нас всё гораздо ближе к человеку: даже если мне пишут письма, я на них лично отвечаю. Мода на новые медиа проходит, прошла на «Одноклассники», прошла на «ВКонтакте», пройдет и на Facebook. А есть вечные ценности, и радио – одно из них.


2279 ONAIR.RU 09.11.2015 TEXT АРХИВ Прислать свою новость!








OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных

Мобильная версия сайта