"Маяк" показал "25-й кадр"


Текстовая версия


Сатине Оганджанян

16 июля состоялось официальное открытие фотовыставки, организованной  радиостанцией "Маяк" и киноконцерном "Мосфильм".
На ней были представлены совместные работы сотрудников интернет-редакции "Маяка" - фотографа Кирилла Курганова и художника Михаила Приорова. На 40 фотопортретах, которые так и останутся в Главном здании Мосфильма, авторы постарались изобразить деятелей современного российского кино такими, какие они есть в жизни. Отсюда и название "25-й кадр": большинство фотопортретов - некий момент истины: такие узнаваемые люди, как Алексей Баталов, Клара Лучко, Эльдар Рязанов, Карен Шахназаров, Елена Цыплакова, Рената Литвинова и многие другие, с первого взгляда не воспринимаются как "те, которые с голубого экрана". Поначалу узнать их довольно трудно - ведь в секунде помещается только 24 кадра, а 25-й уходит в подсознание. А потом - раз! - и незнакомый на первый взгляд старичок превращается в Льва Дурова.
На несколько вопросов OnAir.ru о выставке и подготовке к ней ответили создатели портретов, художник и главный редактор сайта www.radiomayak.ru Михаил Приоров и фотограф радио "Маяк" Кирилл Курганов (псевдоним Олега Дербикова).

           
OnAir.ru: Михаил, как родилась идея этой выставки?
Михаил Приоров:
Я по образованию художник (окончил Москвоский художественно-промышленный университет им. Строганова), но обстоятельства заставили меня уйти в другую область. Я тосковал по художественной специальности и применял ее, где только мог: когда работал на телевидении, делал декорации, на сайте "Маяка" занимаюсь фотографиями, баннерами.
Когда Олег показал свои архивы, я понял, что на этих невостребованных пленках есть очень редкие кадры, и предложил сделать фотографии актеров по всем законам художественного портрета. Причем, выйти с ними в офф-лайн, чтобы было проще воспринимать работы. Так мы подошли к идее выставки.

OnAir.ru: Почему именно "25-й кадр"?
Кирилл Курганов:
Выставленные фотографии изображают наших артистов такими, какими мы никогда не видели их на экранах. Когда обычно начинаешь фотографировать актера, он становится таким, каким мы видим его в кино - на нем появляется непроницаемая маска, вуаль. А эти снимки сделаны во время живых бесед с актерами, режиссерами, когда человек отвлечен на что-то или думает о чем-то про себя. Это тот 25-й кадр, который никто не видел и вряд ли увидит. Мы постарались показать людей такими, какие они в жизни.
Михаил Приоров:  Да, нам захотелось сделать галерею высокого уровня, и представить снимки, где люди, однако, выглядят непарадно. Рабочее название нашей галереи - "новый Нопельбаум". Нопельбаум - гениальный фотограф, к сожалению, забытый. Он снимал и царскую семью, и Ленина, и Троцкого.

OnAir.ru: Каким образом вы работали над изображениями?
Михаил Приоров:
Мы брали "исходники" - фотографии репортерского толка, можно сказать, любительские, где по десять-сорок лиц в одном кадре, - и вырезали из них портреты. Первые наши попытки были чисто ремесленные - заменить фон, пририсовать, дорисовать. Но меня это не устраивало, потому что хотелось сделать грамотный портрет и получить, в конечном счете, образ. Конечно, никаких улыбок не подрисовывалось, никаких глаз не подсвечивалось. Все фотографии из цветных делались цветными.
Верный тон - это всегда верный цвет. Все эти фотографии есть и в цветном варианте. Рената Литвинова, например, была на ярко-красном фоне, потому что мне казалось, что это цвет ее образа.
Потом захотелось сделать мост между фотографией и кино. Чтобы связать портреты с кино, появился прием "зерна". Тут важна компрессия, размер гранул - это как мешать краски на палитре.

OnAir.ru: Где в работе над фотографиями кончается труд фотографа и начинается художник? Как вообще вам удается работать вместе?
Михаил Приоров:
Мы совпали чисто по-человечески. Это редко бывает, но личные амбиции уходят у нас на второй план.
Кирилл Курганов: Конечно, у нас возникают споры. Когда мы отбирали работы, то долго дискутировали. Но мы всегда находим здоровый компромисс. Я не могу сказать, что я только снимаю, а художник занимается дизайном. Мы все делаем вместе.
К примеру, мы очень долго спорили, каким представить моего любимого актера Виктора Сухорукова. Он говорил, что надо показать его как героя "Брата" и "Брата-2", я говорил, что это неинтересно. В результате оставили тот портрет, который отражает того Сухорукова, какой он есть в жизни. Сам Виктор сказал: "Ты меня поймал в неожиданном для меня ракурсе. Но я чувствую, что таким я был в 89 году, и таким остаюсь до сих пор". Вот это для меня ценно.

OnAir.ru: Почему выставка проходит на Мосфильме? Ведь вход сюда возможен только по пропускам…
Михаил Приоров:
Выставок, на которые вообще никто не ходит, очень много.
А Мосфильм мил тем, что, несмотря на пропускную систему, здесь толпы народа. Причем это и есть наша целевая аудитория. Сюда приходят люди заинтересованные: это работники Мосфильма, молодые актеры, люди, которых пригласили на кастинг. Не говоря о тысячных экскурсиях школьников. Сюда приходят люди, мнение которых нам интересно.
Кроме того, первую пробу мы сделали в Доме Кино, во время XXV Московского кинофестиваля. Тогда было 25 портретов: XXV кинофестиваль, 25-й кадр, 25 портретов - мы выбрали символическую цифру.
Кирилл Курганов: В Доме Кино кто-то говорил, что не нравится, кто-то говорил, что нравится, но равнодушных не было.
Кстати, во время презентации выставку посетили представители китайского посольства. Сам посол видел выставку в интернете, она ему очень понравилась. Так что будем надеяться, что выставку увидят и в Китайской народной республике. Кроме того, нас приглашают в Германию, потому что и там многие интересуются русским кино. Буквально на днях мы получили хорошее предзнаменование: ассоциация канадских фотографов высоко оценила наши работы. Мы будем продолжать и надеемся показать фотографии зарубежным зрителям.

OnAir.ru: Сколько всего работ насчитывает ваша коллекция?
Михаил Приоров:
У нас больше двухсот работ. Мы выбрали те, которые интересны мне как художнику - по пластике, зрителю - по именам, плюс - те, которые попадают под категорию 25-го кадра: они не узнаются. Не узнают Рязанова, Сухорукова. На Баталова люди разевают рот: "Это наш супергерой Гоша? Да разве это Гоша?.. Это уже все - черепаха Тортилла"
Мне кажется, что талантливый человек со временем усиливается в глазах, в улыбке. Некоторые женщины были недовольны тем, что вышли "без комплимента". Но они там краше, чем в молодости! Там жизнь видна. А жизнь - это и есть искусство.

OnAir.ru: Не обижались ли на вас сами артисты за то, что они получаются такими "не такими"?
Кирилл Курганов:
Обиды были. Поэтому представлены две фотографии Ирины Алферовой, две фотографии Анастасии Вертинской. Но в основном недовольство выражали продюсеры: они считают актеров товаром, это их проблемы. Мы ничего не ретушировали и оставили фотографии в девственной красоте.

20 июля 2003 г.




21.07.2003 г. - 8642 - Прислать свою новость!







OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных

- Мобильная версия сайта