Ди-джей и новый гипноз


Текстовая версия


"Radio To Radio", №3, июнь 2003 г.
Елена Симонова, психолог, бизнес-консультант

В современной медицине и психологии большую популярность завоевала модель специализации мозговых полушарий. Так, левое полушарие, согласно этой концепции, активно задействовано в период бодрствования, в нем преобладает сознательное, вербальное, логико-грамматическое, рациональное, конкретное и аналитическое содержание. В то же время правое полушарие мозга человека отвечает за состояние гипнотического транса, оно наполнено визуально-пространственным, интуитивным, абстрактным, синтетическим. Эта информация из клинической сферы, на взгляд автора, имеет самое прямое отношение к анализу деятельности радио-ди-джеев.

Теория нового гипноза рассматривает состояние гипнотического транса, при котором активность левого полушария снижается, а правого, наоборот, растет, как естественное: человек может находиться в обыденном трансе до 20 раз в день, например, во время поездки на автомобиле по привычному маршруту, в метро или слушая голос ди-джея любимой радиостанции. Такое рассеянное, отрешенное, задумчивое состояние возникает у нас, когда мы не вслушиваемся, не концентрируемся на содержании речи, а плывем на определенной волне эмоционального состояния. Внимание расфокусировано, часть его направлена на слушанье "краем уха", часть - на собственные мысли.
Хороший ди-джей поддерживает непрерывность этой волны, ее приливы и отливы, он сам в потоке и увлекает за собой в этот поток слушателя. Именно поэтому большинству слушателей практически неважно, что говорит ведущий, главное - как он (она) это делает.
Парадоксальный факт: профессионалы-гипнотизеры, казалось бы, добиваются концентрации пациента на внутренних состояниях, проблемах и ресурсах, однако наведение и сопровождение определенного состояния происходит за счет внешней речи специалиста. Похожим образом действует и ди-джей: его более или менее активный речевой поток практически не достигает сознания, он, вкупе с музыкальным рядом, воздействует на бессознательное. Трансовые состояния - прямой путь в бессознательное человека или, как говорят в народе, в подсознание.
Не будем забывать, что основа ди-джейской профессии - это сведение, микширование. Суть деятельности ди-джея - в управлении состоянием слушателя посредством варьирования звуков. Надо признать, что специалистам, занимающимся клиническим гипнозом, есть чему поучиться у ди-джеев в той части их работы, которая касается наведения транса. Ручейки их незамысловатых речей звучат в эфире гладко, музыка незаметно перетекает в милые и, как правило, пустые комментарии, они рассказывают забавные истории, случаи, потом снова звучит песня и так далее - как раз то, что необходимо для транса.
Кстати, и сами ди-джеи, говоря о своей деятельности, упоминают "поток", состояние консонанса со слушателем, некую "отстраненность" во время эфира. Известно, что гипнотизеру легче ввести человека в транс, если он сам находится в легком трансовом состоянии. Кстати, и музыку мы слушаем правым полушарием. Многие ди-джеи рассуждают так: "Моя главная задача - не мешать слушать музыку".
Однако стоит напомнить, что это не просто отдых для натруженного рацио. Во время транса отключается левое полушарие, в котором сосредоточен потенциал критической оценки, тестирования реальности. Правое полушарие мозга отвечает за фантазию, творчество, и, когда оно активизируется, внушаемость индивида вырастает на порядок. После виртуозной болтовни ди-джея обо всем и ни о чем сопротивляемость внушению аудитории близка к нулю. Даже пресловутый "двадцать пятый" кадр действует не так сильно, как речевой транс.
Не забудем, что работа гипнотизера состоит не только в том, чтобы погрузить человека в особое измененное состояние сознания, но в этом состоянии воздействовать на него, внушая ему то, что ему необходимо для выздоровления или разрешения проблем. Правда, теория нового гипноза, в отличие от классической, призывает больше доверять бессознательному пациента, которое само отыщет возможные пути разрешения трудностей. Радио-ди-джеи "солидарны" с представителями новой волны: они с успехом добиваются измененного состояния сознания радиослушателей, однако практически не используют его для внушения. Единственное, что активно внедряется слушателю в голову - звучащая в данный момент радиостанция лучше всех остальных.
Возможно, это и к лучшему, так как обучение ди-джеев основам внушения привело бы к возрастанию в разы их возможностей манипулировать общественным сознанием, что при личностной незрелости более чем опасно. В этом смысле показателен интерес общества к таким направлениям, как Нейро-лингвистическое программирование, или НЛП. Фантазия обывателя выглядит так: "Я освою НЛП и буду программировать людей, управлять ими". Она весьма распространена и строится на вытеснении главной идеи любого направления психотерапии: новые возможности направляются в первую очередь на изменение, улучшение, оптимизацию собственного поведения. И уж коли ди-джеи столь преуспели в наведении особых измененных состояний сознания, возможно, представителям этой профессии стоит обучиться для начала основам работы с собственными состояниями, особенно перед эфиром. Потому что там, где нет осознанного, профессионального, этически выверенного внушения, возникает неосознанное и примитивное заражение слушателя собственными состояниями, подчас истерическими, депрессивными, паранойяльными и т.д.
Таким образом, хотя и считается, что институт ди-джейства находится в кризисе и уже пережил свой пик успеха, можно с уверенностью сказать, ди-джеи еще находятся у подножия горы, восхождение на которую позволит лучшим из них стать настоящими "целителями общественных недугов" или "властителями дум целого поколения".
Милтон Эриксон, основоположник теории и практики нового гипноза, на основе работ которого Р. Бэндлер и Д. Гриндер разработали технологию знаменитого НЛП, утверждал, что состояние гипнотического транса терапевтично само по себе, вне зависимости от его содержания. В таком случае, можно смело утверждать, что хорошие ди-джеи уже выполняют без всякого преувеличения психотерапевтическую миссию. А плохие - наоборот.




02.09.2003 г. - 8635 - Прислать свою новость!







OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных

- Мобильная версия сайта

Орленок (Туапсе)