Ди-джей и новый гипноз


Текстовая версия


"Radio To Radio", №3, июнь 2003 г.
Елена Симонова, психолог, бизнес-консультант

В современной медицине и психологии большую популярность завоевала модель специализации мозговых полушарий. Так, левое полушарие, согласно этой концепции, активно задействовано в период бодрствования, в нем преобладает сознательное, вербальное, логико-грамматическое, рациональное, конкретное и аналитическое содержание. В то же время правое полушарие мозга человека отвечает за состояние гипнотического транса, оно наполнено визуально-пространственным, интуитивным, абстрактным, синтетическим. Эта информация из клинической сферы, на взгляд автора, имеет самое прямое отношение к анализу деятельности радио-ди-джеев.

Теория нового гипноза рассматривает состояние гипнотического транса, при котором активность левого полушария снижается, а правого, наоборот, растет, как естественное: человек может находиться в обыденном трансе до 20 раз в день, например, во время поездки на автомобиле по привычному маршруту, в метро или слушая голос ди-джея любимой радиостанции. Такое рассеянное, отрешенное, задумчивое состояние возникает у нас, когда мы не вслушиваемся, не концентрируемся на содержании речи, а плывем на определенной волне эмоционального состояния. Внимание расфокусировано, часть его направлена на слушанье "краем уха", часть - на собственные мысли.
Хороший ди-джей поддерживает непрерывность этой волны, ее приливы и отливы, он сам в потоке и увлекает за собой в этот поток слушателя. Именно поэтому большинству слушателей практически неважно, что говорит ведущий, главное - как он (она) это делает.
Парадоксальный факт: профессионалы-гипнотизеры, казалось бы, добиваются концентрации пациента на внутренних состояниях, проблемах и ресурсах, однако наведение и сопровождение определенного состояния происходит за счет внешней речи специалиста. Похожим образом действует и ди-джей: его более или менее активный речевой поток практически не достигает сознания, он, вкупе с музыкальным рядом, воздействует на бессознательное. Трансовые состояния - прямой путь в бессознательное человека или, как говорят в народе, в подсознание.
Не будем забывать, что основа ди-джейской профессии - это сведение, микширование. Суть деятельности ди-джея - в управлении состоянием слушателя посредством варьирования звуков. Надо признать, что специалистам, занимающимся клиническим гипнозом, есть чему поучиться у ди-джеев в той части их работы, которая касается наведения транса. Ручейки их незамысловатых речей звучат в эфире гладко, музыка незаметно перетекает в милые и, как правило, пустые комментарии, они рассказывают забавные истории, случаи, потом снова звучит песня и так далее - как раз то, что необходимо для транса.
Кстати, и сами ди-джеи, говоря о своей деятельности, упоминают "поток", состояние консонанса со слушателем, некую "отстраненность" во время эфира. Известно, что гипнотизеру легче ввести человека в транс, если он сам находится в легком трансовом состоянии. Кстати, и музыку мы слушаем правым полушарием. Многие ди-джеи рассуждают так: "Моя главная задача - не мешать слушать музыку".
Однако стоит напомнить, что это не просто отдых для натруженного рацио. Во время транса отключается левое полушарие, в котором сосредоточен потенциал критической оценки, тестирования реальности. Правое полушарие мозга отвечает за фантазию, творчество, и, когда оно активизируется, внушаемость индивида вырастает на порядок. После виртуозной болтовни ди-джея обо всем и ни о чем сопротивляемость внушению аудитории близка к нулю. Даже пресловутый "двадцать пятый" кадр действует не так сильно, как речевой транс.
Не забудем, что работа гипнотизера состоит не только в том, чтобы погрузить человека в особое измененное состояние сознания, но в этом состоянии воздействовать на него, внушая ему то, что ему необходимо для выздоровления или разрешения проблем. Правда, теория нового гипноза, в отличие от классической, призывает больше доверять бессознательному пациента, которое само отыщет возможные пути разрешения трудностей. Радио-ди-джеи "солидарны" с представителями новой волны: они с успехом добиваются измененного состояния сознания радиослушателей, однако практически не используют его для внушения. Единственное, что активно внедряется слушателю в голову - звучащая в данный момент радиостанция лучше всех остальных.
Возможно, это и к лучшему, так как обучение ди-джеев основам внушения привело бы к возрастанию в разы их возможностей манипулировать общественным сознанием, что при личностной незрелости более чем опасно. В этом смысле показателен интерес общества к таким направлениям, как Нейро-лингвистическое программирование, или НЛП. Фантазия обывателя выглядит так: "Я освою НЛП и буду программировать людей, управлять ими". Она весьма распространена и строится на вытеснении главной идеи любого направления психотерапии: новые возможности направляются в первую очередь на изменение, улучшение, оптимизацию собственного поведения. И уж коли ди-джеи столь преуспели в наведении особых измененных состояний сознания, возможно, представителям этой профессии стоит обучиться для начала основам работы с собственными состояниями, особенно перед эфиром. Потому что там, где нет осознанного, профессионального, этически выверенного внушения, возникает неосознанное и примитивное заражение слушателя собственными состояниями, подчас истерическими, депрессивными, паранойяльными и т.д.
Таким образом, хотя и считается, что институт ди-джейства находится в кризисе и уже пережил свой пик успеха, можно с уверенностью сказать, ди-джеи еще находятся у подножия горы, восхождение на которую позволит лучшим из них стать настоящими "целителями общественных недугов" или "властителями дум целого поколения".
Милтон Эриксон, основоположник теории и практики нового гипноза, на основе работ которого Р. Бэндлер и Д. Гриндер разработали технологию знаменитого НЛП, утверждал, что состояние гипнотического транса терапевтично само по себе, вне зависимости от его содержания. В таком случае, можно смело утверждать, что хорошие ди-джеи уже выполняют без всякого преувеличения психотерапевтическую миссию. А плохие - наоборот.



* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.


9749 ONAIR.RU 02.09.2003 TEXT АРХИВ Прислать свою новость!





OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных - О защите персональных данных - Публикационная этика

Мобильная версия сайта