Радиостанции начинают сезон без "политических денег"


Текстовая версия


На радио, как и на телевидении, новый сезон начинается осенью. Но этот сезон большинству радиостанций подпортили выборы. Радио разговорного формата к ним очень готовились, музыкальные - страшно боялись. Победило, как всегда, искусство. На разговорных радиостанциях появились музыкальные программы, а большие музыкальные станции организовали совместные проекты с телекомпаниями.

Новый сезон на радио стартовал, но в отличие от телеканалов коммерческие радиостанции FM-формата не собираются сразу выкладываться по полной. Сюрпризы для слушателей и коллег они решили приберечь на середину сезона. Как раз к завершению выборной эпопеи.

Если раньше все надежды на прорыв связывались только с приходом крупных рекламодателей, то теперь они питаются одним настойчивым слухом: до конца пока не сформированный радио-холдинг "Газпром-Медиа" ("Тройка", "Спорт-FM", "Эхо Москвы") собирался выпустить новый попсовый формат, способный потеснить лидеров популярной музыки - "Русскую медиа-группу" ("Русское радио", "Динамит-FM", "Монте-Карло").

Сентябрь начался с кадровых перестановок в эфире. Несколько известных ведущих сменили место работы. Александр Абрахимов перешел с радио "Максимум" (103,7 FM) на "Радио On-line" (88,7 FM). Ксения Стриж и Дмитрий Широков образовали тандем на "Авторадио", покинув соответственно "Шансон" (103,0 FM) и "Русское радио-2" (107,0 FM). С "Русского радио" в неизвестном направлении ушел Андрей Чижов. "Русская медиа-группа" компенсировала потерю нескольких популярных голосов дорогостоящими покупками на рынке.

Основные изменения на рынке радио касаются пока прежде всего так называемых нишевых форматов. Продолжается процесс сегментации вкусов аудитории. Получили свою устоявшуюся аудиторию новые продукты, возраст которых год или меньше, - джазовое радио (89,1 FM), его кровный родственник радио "Классик" (100,9 FM), радио "Тройка" (105,2 FM). По росту рейтинга успешнее всего дела обстоят у "Тройки" - фолковый формат привел владельцев к прибыли уже весной, когда доля слушательских симпатий составила 4%. Чуть хуже результат у более затратного продукта радио "Энергия" (104,2 FM) - 3%.

Лето не принесло практически никаких изменений в динамике рейтингов. Впрочем, и "Энергия", и "Тройка" собираются прикладывать усилия по привлечению новой аудитории. В эфире "Энергии" появилась Масяня. "Тройка" же запускает крупномасштабный рекламный проект "Русские ценности".

Практически все радиостанции нижнего частотного диапазона ходят в аутсайдерах рейтингового листа. Однако стоит обратить внимание на любопытные изменения, которые произошли на волне 88,7 FM. Перемены очень характерны для поведения крупных игроков на рынке коммерческого радио. Владелец весьма свежего продукта "Новости On-line", оценив масштабность затрат на раскрутку традиционной информационной радиостанции и результат усилий, решил сменить формат. Главный редактор радиостанции Сергей Корзун покинул проект. Теперь в эфире звучит "Радио On-line", составленное из весьма эстетски подобранной музыки и нескольких авторских программ. Новости здесь тоже стали более авторскими.

Особенность нишевых радиостанций в том, что на их содержание владельцы не хотят тратить большие средства. А это значит - минимальный штат плюс редкие тематические и информационные программы. Основную нагрузку по привлечению аудитории должна нести музыка. В отличие от других СМИ, радио - наиболее чистый с коммерческой точки зрения продукт. Популярная радиостанция больше развлекает, нежели информирует.

Из-за жесткой регламентации политической рекламы, правил и требований, установленных накануне предвыборной кампании Центризбиркомом, все СМИ лишатся запланированных на осень прибылей. Радио также останется в стороне от денег на политическую рекламу. Весной же и в начале лета коммерческие радиостанции вовсю вели переговоры о заключении выгодных контрактов с ведущими партиями. Тем не менее радио остается растущим рынком. Оно по-прежнему привлекает рекламодателей своей дешевизной и оперативностью работы с аудиторией.

"Маяк". "Маяк" решил стать ближе к народу. Литературную программу, выходящую по средам с 21.00 до 22.00, ведет известная детективщица Дарья Донцова. Пойдя по стопам "Эха Москвы", у которой первой из разговорных радиостанций появилась музыкальная программа, "Маяк" обзавелся своей. По понедельникам здесь будет выходить музыкальная программа с 15-летней историей: "Место встречи - "Маяк". Автором и ведущим передачи будет обладатель уникальной коллекции записей зарубежных исполнителей 40-90-х годов прошлого века Артур Макарьев.

Все разговорные радиостанции серьезно готовятся к выборам. На "Маяке" даже появилась специальная еженедельная программа, посвященная им, - "Свободный выбор", которая является совместным продуктом радиостанции и компании "КРОС" (заказчиком выступает ЦИК).

Главный проект "Маяка" нового сезона - проведение Международного профессионального форума. По приглашению российской стороны в Москве 2 октября состоится очередное заседание радиокомитета Европейского вещательного союза. Там же презентуют национальную российскую радиопремию "Радиомания", которая, как надеются учредители, в будущем будет иметь общеевропейский характер. Кроме того, "Маяк" запускает проект "Всемирное радио в России". Цель - вывести российское радиовещание на общеевропейский уровень.

"Эхо Москвы" неплохо подготовилось к новому сезону, который у них стал не столько календарным, сколько политическим. С 1 сентября увеличилось время общественно-политического вещания. Выпуски новостей по будним дням с 6.00 до 20.00 снова будут звучать в эфире каждые 15 минут. А самые серьезные изменения произойдут в вечернем эфире субботы и воскресенья. По субботам с 19.00 до 20.00 слушатели смогут узнать мнение о событиях прошедшей недели Сергея Пархоменко или Юлии Латыниной. В эфире появится авторская программа Андрея Черкизова под рабочим названием "Кухня". Она будет выходить в эфир по субботам с 20.00 до 21.00.

Завершит субботний вечер (21.00-23.00) двухчасовая авторская программа Сергея и Петра Пархоменко "2-Пархоменко-2", которая ранее выходила в ночь с четверга на пятницу.

По воскресеньям Алексей Венедиктов будет в эфире три часа подряд - с 17.00 до 20.00. В рамках его эфира будут идти программы "Ищем выход" (обсуждение событий прошедшей недели с журналистами и политиками); "Без посредников", которая переезжает с субботнего вечера на воскресный (предполагаемое время выхода - 18.00), а также авторская программа Александра Климова и Алексея Венедиктова "Эхо недели" (политические итоги недели) - с 19.00 до 20.00. Программа "Прямая речь", ранее выходившая по субботам в 19:00, также перемещается в воскресный эфир и будет звучать в рамках программы "Эхо недели".

Еще в июле у программы "Серебро" радиостанции "Эхо Москвы" появилась музыкальная часть - свой хит-парад, который на сегодняшний день является единственным чартом "Эха".

"Maximum" собирается жестко придерживаться своего старого пути и ничего не менять. Нет ни новых лиц, ни новых программ. Поскольку у станции не было и нет "общих" новостей, а есть только музыкальные и светские, то и под выборы ничего нового делать здесь не собираются. О политике на станции будут говорить только в том случае, если этого захочет какой-то кандидат в депутаты, - но только на правах рекламы. Строгость Закона о выборах так впечатлила руководство станции, что даже к такому виду участия в политической жизни страны оно относится с некоторой опаской.

"Европа Плюс". Радиостанция серьезно подготовилась к новому сезону и решительно настроена на борьбу. Генеральный директор "Европы Плюс" Александр Полесицкий, произнося традиционные для нового сезона слова "радость жизни для людей, музыка и т.д.", продолжил: "такой предстанет "Европа Плюс" перед своими и, надеюсь, "чужими" радиослушателями".

Тяга к телевидению захватывает все больше радиостанций. "Европа Плюс" объединилась с каналом "Россия" в организации очередного "реального шоу" - "Народный артист". Это уже не простое информационное спонсорство, а серьезные партнерские отношения. "Европа" отдала программе своего ведущего утреннего шоу Антона Комолова. Как говорят на станции, полноценный совместный проект с телевидением - идея очень привлекательная, и к ней стремятся, но пока "небольшими шагами".

"Русская медиа-группа" пошла гораздо дальше. У них полноценный совместный проект с "Первым каналом". С начала августа каждую пятницу на "Первом" выходит программа "Золотой граммофон". На этот проект сделана серьезная ставка. Остальные открытия нового сезона на "Русском радио" меркнут на фоне "Граммофона". Дружба руководства "Русской медиа-группы" с "Первым каналом" наконец превратилась в серьезный взаимовыгодный проект.

"Радио России", сохраняя пристрастие к литературным постановкам, не забыло и о новом политическом сезоне. На радиостанции чтят закон о выборах, поэтому цикл программ "Право на выбор" будет идти с 10 ноября по 5 декабря. Станция тоже тяготеет к совместным проектам с телевидением, но реализует эту идею по-своему - программой "Особое мнение", которую ведут "звезды" каналов "Россия" и "Спорт" Николай Сванидзе, Сергей Брилев и другие. При этом "Радио России" - единственная федеральная радиостанция, на которой выходят программы для детей и передачи для домохозяек.

Марина НОСКОВИЧ, Игорь РЯБОВ
"Известия МЕДИА" 05.09.2003




18.09.2003 г. - 7306 - Прислать свою новость!







OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных

- Мобильная версия сайта