Сокращение вещания радиостанции "Орфей"


Текстовая версия


Радиостанция "Орфей": быть или не быть?

Валерий Кичин
Первый раз опубликовано в "Российской газете" (Федеральный выпуск) 19.11.2003
 
Статья "Дискотека Россия" ("РГ", 13 ноября) вызвала необычную активность читателей - оказалось, состояние отечественного радиоэфира и усыхание культурного пространства страны волнуют гораздо больше людей, чем полагают многие теоретики и практики нашего радио.

"Орфей" на рынке
Речь шла, в частности, о резком сокращении вещания "Орфея" - единственного федерального радиоканала, где можно услышать классическую музыку. Вот как объяснил "РГ" свое решение глава ФГУ "Российский государственный музыкальный телерадиоцентр" известный дирижер Сергей Политиков:
- Всю вещательную технику мы арендуем у ВГТРК "Культура". Но с июля цены на услуги связистов выросли почти вдвое. Это был удар: в бюджете такие расходы не предусмотрены. Мы поняли, что к концу года можем оказаться банкротами. На "Орфее" замечательный коллектив, люди самоотверженно работают за более чем скромные деньги, у нас с ними полное взаимопонимание, и конфликтов никогда не было. Но в сентябре пришлось пойти на сокращение вещания. Иначе был риск погубить и радио "Орфей", и еще пять коллективов, входящих в Музыкальный центр.
- Радио "Орфей" - такая же визитная карточка страны, как Большой театр. Разве он не заслуживает более солидной финансовой поддержки?
- Понимаете, реклама памперсов не вписывается в формат классической музыки, но вопрос о грантах для такого уникального радио ставить нужно. Получили же президентские гранты симфонические оркестры, некоторые музеи. Необходимо не просто восстановить, но и увеличить объем вещания, расширить территорию, где принимают "Орфей", чтобы классику могли слушать и в Сибири, и на Сахалине. Люди должны иметь выбор, а сейчас его нет. Надо думать и о техническом перевооружении "Орфея" - в большинстве регионов его принимают в монорежиме, что для классики неприемлемо. "Орфей" плохо слышен даже в Москве: до пожара в Останкино передатчик мощностью в 15 киловатт стоял почти на вершине башни, а теперь 2,5-киловаттный и к тому же низко висит.
- С какой целью "Орфей" объединили с Музыкальным центром и какие вы видите в этом перспективы?
- До 1990 года наши фонды пополнялись новыми записями. Потом все прекратилось. Наша задача - восстановить музыкальную летопись России. Это даст работу и музыкантам. Ведь у нас искусственно убит спрос на фольклор, на ансамбли народных инструментов, негде исполнять новые сочинения композиторов. Недавно мы получили грант к 90-летию Серафима Туликова. У него 60 новых замечательных песен - почему бы их не записать? Нужен выход к публике и молодым авторам.
- Вы видите способы для классического радио вписаться в рыночную экономику?
- В мире много государственных станций такого типа, но много и коммерческих - и там постоянно объявляют: вечер музыки Шуберта, спонсор такой-то. Это для бизнеса элемент престижа. Ведь на Западе классика даже в такси звучит!
- Так, может, "Орфею" не хватает умелого менеджера, который убедил бы бизнесменов, что вкладывать деньги в классическое радио - вопрос чести. Как это происходит в США.
- Российский бизнес этого пока не понял.

Минпечати:  у культуры хорошие шансы
А вот как комментирует ситуацию с "Орфеем" заместитель главы Минпечати Андрей Романченко.
- Резкое повышение цен на техническое обслуживание и связь особенно ударило по радиокомпаниям, которые по своему профилю на доходы от рекламы не могут рассчитывать и трансляцию программ обеспечивают за счет бюджета. Выйти из положения они пытаются двумя способами: сократив объем вещания или уменьшив число передатчиков. К обоим министерство относится крайне негативно: это ведет к ущемлению интересов слушателей и потере аудитории.
Со своей стороны мы всячески стараемся помогать уникальной радиостанции "Орфей". Конечно, классическая музыка присутствует и на радио "Россия", и на "Маяке", и на "Радио-7", и на радио "Классик". Но канал, передающий только классику, у нас один. Так что мы не согласны с решением руководства ФГУ "Музыкальный центр" сократить вещание и, предвидя такую ситуацию, еще летом рекомендовали искать способ жить не только за счет федерального бюджета. Но сделали все от нас зависящее, чтобы в бюджете на 2004 год была предусмотрена индексация основных расходов, связанная с повышением тарифов на услуги связи. При этом имеется в виду вернуть прежний объем вещания "Орфея" - 18 часов в сутки.
- Какие перспективы для радио "Культура", которое никак не может найти свое место в эфире?
- В сентябре на конкурс были выставлены три частоты, но по техническим причинам его отложили. В конце зимы или начале весны, полагаю, он состоится. И хотя на каждую частоту поступило от 25 до 30 заявок, я думаю, что у радио "Культура" хорошие шансы. Туда пришли очень профессиональные люди, и радио обещает быть интересным.

Маленькие хитрости
Государство понимает, что без классики народ не полон. Понимают и бизнесмены, что слово "классика" может дать им фору. И пускаются на маленькие хитрости, чтобы получить FM-частоту. В 90-х некие ловкачи подали заявку на создание "Радио Классика", выиграли конкурс и год передавали нон-стоп, в порядке обкатки, хорошую музыку. А потом перешли на "классический рок". Формально не возразишь: во всем есть своя классика - и в роке, и в платьях с вырезом, и в сосисках. Но это уже не Моцарт.
Теперь это радио усохло, на его частоте вещает "Монте Карло", а новый конкурс выиграло новое радио "Классик". Оно и теперь существует, своим названием успокаивая ответственных за эфир людей. Его формат я бы назвал необременительным. "Классик" не хочет утруждать слушателей ни сильными эмоциями, ни даже информацией об авторах, названиях и исполнителях. Музыка, приятная во всех отношениях, сентиментально-меланхолическая, ласкающая слух. Слоган соседнего радио "Джаз" "Таинственные звуки для двоих" сгодился бы и для "Классики". Иногда в круг Керна и Уэббера заскочит классическая тема - или переведенная в ритмы ча-ча-ча, или не сложнее "Баркароллы" Чайковского. И не длиннее: ведь надо рассказать, о чем пишет спонсорский журнал "XXL", как выглядит девушка снизу и какие в моде лифчики. Все это тоже приятно, и я не брошу в это радио камень, но к классике оно имеет такое же отношение, как варьете "Метелица" - к консерватории. Классика тем и отличается от попсы, что предлагает не нирвану, а глубокие и сильные переживания.
Опыт московского "Классика" ставит под сомнение самую идею коммерческого и при этом полноценного классического радио. Нельзя разрывать симфонию рекламными паузами. Нельзя петь "Я люблю вас, Ольга...", чтобы эхом откликнулось: "Кто идет за "Клинским"?". Поэтому из всей классики "Классик" передает "Танец маленьких лебедей", после которого хоть потоп.
Ближе к истине петербургская "Классика". Конечно, там тоже придерживаются драконовского "FM-формата", который, как у нас убеждены, непригоден для крупных форм: днем дают миниатюры, зато ночью идут оперы. К музыке относятся корректней, к слушателям уважительней: сообщают, кто автор, кто исполняет, когда записано. Оба канала работают на FM и звучат, не в пример "Орфею", отлично, а главное, они в зоне слышимости. И сразу выяснилось, что классика, даже в столь усеченных формах, востребована: по данным Гэллапа, петербургскую станцию 300 тысяч слушателей включают регулярно. Эта "Классика" адресована состоятельным людям и в числе рекламодателей имеет Mersedes Benz, Sony и ряд ресторанов.
Здесь уже рукой подать до какого-нибудь радио "Бетховен" в Сантьяго, где симфонии и оперы можно слушать в любое время суток. Во всем мире общество, бизнес-структуры и государственные службы тратятся на классическое радио как на лекарство от одичания. Так что, смотришь, однажды очнется от хватательных инстинктов и наш бизнес, станет состоятельней общество и дееспособней государство - авось все и образуется. Если еще не будет поздно.

Денди,  где твой шофер?
Рынок есть рынок - ориентируется на платежеспособных. Кто у нас платежеспособен? Супруга новорусского капиталиста да подросток, который с кличем "Вливайся!" отдаст за спрайт последний червонец, а то и выклянчит у богатых предков модную тачку. Поэтому радио торопится обслужить эти части населения, соревнуясь, кто в "светскости", кто в "молодежности": слева воркуют, что стильный мужчина должен иметь своего шофера, справа ревет хеви-метал.
А настоящего "среднего класса" у нас пока нет, и остальное население радиобоссам неинтересно. Никому на радио не нужен, к примеру, крестьянин. Или тот, кого звали гегемоном. Не нужен интеллигент, который скучковался вокруг "Эха Москвы", на ниве информации не имеющего конкурентов. Не нужен студент - слишком умный. Все умные собрались бы и вокруг культурного радио, если бы "Орфей" был доступен, а новорожденному радиоканалу "Культура" дали место в эфире. А пока большая часть людей у нас на голодном пайке. Жируют в эфире только поколение пепси и стильные мужики с шоферами. Дисбаланс.

Но это уже вульгарный социологизм и новая отдельная тема.


8703 ONAIR.RU 20.11.2003 TEXT Прислать свою новость!






ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ ПО КОРПОРАТИВНОМУ ПРАВУ. ДАЛЕЕ


Перекресток

OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных

- Мобильная версия сайта