Сокращение вещания радиостанции "Орфей"


Текстовая версия


Радиостанция "Орфей": быть или не быть?

Валерий Кичин
Первый раз опубликовано в "Российской газете" (Федеральный выпуск) 19.11.2003
 
Статья "Дискотека Россия" ("РГ", 13 ноября) вызвала необычную активность читателей - оказалось, состояние отечественного радиоэфира и усыхание культурного пространства страны волнуют гораздо больше людей, чем полагают многие теоретики и практики нашего радио.

"Орфей" на рынке
Речь шла, в частности, о резком сокращении вещания "Орфея" - единственного федерального радиоканала, где можно услышать классическую музыку. Вот как объяснил "РГ" свое решение глава ФГУ "Российский государственный музыкальный телерадиоцентр" известный дирижер Сергей Политиков:
- Всю вещательную технику мы арендуем у ВГТРК "Культура". Но с июля цены на услуги связистов выросли почти вдвое. Это был удар: в бюджете такие расходы не предусмотрены. Мы поняли, что к концу года можем оказаться банкротами. На "Орфее" замечательный коллектив, люди самоотверженно работают за более чем скромные деньги, у нас с ними полное взаимопонимание, и конфликтов никогда не было. Но в сентябре пришлось пойти на сокращение вещания. Иначе был риск погубить и радио "Орфей", и еще пять коллективов, входящих в Музыкальный центр.
- Радио "Орфей" - такая же визитная карточка страны, как Большой театр. Разве он не заслуживает более солидной финансовой поддержки?
- Понимаете, реклама памперсов не вписывается в формат классической музыки, но вопрос о грантах для такого уникального радио ставить нужно. Получили же президентские гранты симфонические оркестры, некоторые музеи. Необходимо не просто восстановить, но и увеличить объем вещания, расширить территорию, где принимают "Орфей", чтобы классику могли слушать и в Сибири, и на Сахалине. Люди должны иметь выбор, а сейчас его нет. Надо думать и о техническом перевооружении "Орфея" - в большинстве регионов его принимают в монорежиме, что для классики неприемлемо. "Орфей" плохо слышен даже в Москве: до пожара в Останкино передатчик мощностью в 15 киловатт стоял почти на вершине башни, а теперь 2,5-киловаттный и к тому же низко висит.
- С какой целью "Орфей" объединили с Музыкальным центром и какие вы видите в этом перспективы?
- До 1990 года наши фонды пополнялись новыми записями. Потом все прекратилось. Наша задача - восстановить музыкальную летопись России. Это даст работу и музыкантам. Ведь у нас искусственно убит спрос на фольклор, на ансамбли народных инструментов, негде исполнять новые сочинения композиторов. Недавно мы получили грант к 90-летию Серафима Туликова. У него 60 новых замечательных песен - почему бы их не записать? Нужен выход к публике и молодым авторам.
- Вы видите способы для классического радио вписаться в рыночную экономику?
- В мире много государственных станций такого типа, но много и коммерческих - и там постоянно объявляют: вечер музыки Шуберта, спонсор такой-то. Это для бизнеса элемент престижа. Ведь на Западе классика даже в такси звучит!
- Так, может, "Орфею" не хватает умелого менеджера, который убедил бы бизнесменов, что вкладывать деньги в классическое радио - вопрос чести. Как это происходит в США.
- Российский бизнес этого пока не понял.

Минпечати:  у культуры хорошие шансы
А вот как комментирует ситуацию с "Орфеем" заместитель главы Минпечати Андрей Романченко.
- Резкое повышение цен на техническое обслуживание и связь особенно ударило по радиокомпаниям, которые по своему профилю на доходы от рекламы не могут рассчитывать и трансляцию программ обеспечивают за счет бюджета. Выйти из положения они пытаются двумя способами: сократив объем вещания или уменьшив число передатчиков. К обоим министерство относится крайне негативно: это ведет к ущемлению интересов слушателей и потере аудитории.
Со своей стороны мы всячески стараемся помогать уникальной радиостанции "Орфей". Конечно, классическая музыка присутствует и на радио "Россия", и на "Маяке", и на "Радио-7", и на радио "Классик". Но канал, передающий только классику, у нас один. Так что мы не согласны с решением руководства ФГУ "Музыкальный центр" сократить вещание и, предвидя такую ситуацию, еще летом рекомендовали искать способ жить не только за счет федерального бюджета. Но сделали все от нас зависящее, чтобы в бюджете на 2004 год была предусмотрена индексация основных расходов, связанная с повышением тарифов на услуги связи. При этом имеется в виду вернуть прежний объем вещания "Орфея" - 18 часов в сутки.
- Какие перспективы для радио "Культура", которое никак не может найти свое место в эфире?
- В сентябре на конкурс были выставлены три частоты, но по техническим причинам его отложили. В конце зимы или начале весны, полагаю, он состоится. И хотя на каждую частоту поступило от 25 до 30 заявок, я думаю, что у радио "Культура" хорошие шансы. Туда пришли очень профессиональные люди, и радио обещает быть интересным.

Маленькие хитрости
Государство понимает, что без классики народ не полон. Понимают и бизнесмены, что слово "классика" может дать им фору. И пускаются на маленькие хитрости, чтобы получить FM-частоту. В 90-х некие ловкачи подали заявку на создание "Радио Классика", выиграли конкурс и год передавали нон-стоп, в порядке обкатки, хорошую музыку. А потом перешли на "классический рок". Формально не возразишь: во всем есть своя классика - и в роке, и в платьях с вырезом, и в сосисках. Но это уже не Моцарт.
Теперь это радио усохло, на его частоте вещает "Монте Карло", а новый конкурс выиграло новое радио "Классик". Оно и теперь существует, своим названием успокаивая ответственных за эфир людей. Его формат я бы назвал необременительным. "Классик" не хочет утруждать слушателей ни сильными эмоциями, ни даже информацией об авторах, названиях и исполнителях. Музыка, приятная во всех отношениях, сентиментально-меланхолическая, ласкающая слух. Слоган соседнего радио "Джаз" "Таинственные звуки для двоих" сгодился бы и для "Классики". Иногда в круг Керна и Уэббера заскочит классическая тема - или переведенная в ритмы ча-ча-ча, или не сложнее "Баркароллы" Чайковского. И не длиннее: ведь надо рассказать, о чем пишет спонсорский журнал "XXL", как выглядит девушка снизу и какие в моде лифчики. Все это тоже приятно, и я не брошу в это радио камень, но к классике оно имеет такое же отношение, как варьете "Метелица" - к консерватории. Классика тем и отличается от попсы, что предлагает не нирвану, а глубокие и сильные переживания.
Опыт московского "Классика" ставит под сомнение самую идею коммерческого и при этом полноценного классического радио. Нельзя разрывать симфонию рекламными паузами. Нельзя петь "Я люблю вас, Ольга...", чтобы эхом откликнулось: "Кто идет за "Клинским"?". Поэтому из всей классики "Классик" передает "Танец маленьких лебедей", после которого хоть потоп.
Ближе к истине петербургская "Классика". Конечно, там тоже придерживаются драконовского "FM-формата", который, как у нас убеждены, непригоден для крупных форм: днем дают миниатюры, зато ночью идут оперы. К музыке относятся корректней, к слушателям уважительней: сообщают, кто автор, кто исполняет, когда записано. Оба канала работают на FM и звучат, не в пример "Орфею", отлично, а главное, они в зоне слышимости. И сразу выяснилось, что классика, даже в столь усеченных формах, востребована: по данным Гэллапа, петербургскую станцию 300 тысяч слушателей включают регулярно. Эта "Классика" адресована состоятельным людям и в числе рекламодателей имеет Mersedes Benz, Sony и ряд ресторанов.
Здесь уже рукой подать до какого-нибудь радио "Бетховен" в Сантьяго, где симфонии и оперы можно слушать в любое время суток. Во всем мире общество, бизнес-структуры и государственные службы тратятся на классическое радио как на лекарство от одичания. Так что, смотришь, однажды очнется от хватательных инстинктов и наш бизнес, станет состоятельней общество и дееспособней государство - авось все и образуется. Если еще не будет поздно.

Денди,  где твой шофер?
Рынок есть рынок - ориентируется на платежеспособных. Кто у нас платежеспособен? Супруга новорусского капиталиста да подросток, который с кличем "Вливайся!" отдаст за спрайт последний червонец, а то и выклянчит у богатых предков модную тачку. Поэтому радио торопится обслужить эти части населения, соревнуясь, кто в "светскости", кто в "молодежности": слева воркуют, что стильный мужчина должен иметь своего шофера, справа ревет хеви-метал.
А настоящего "среднего класса" у нас пока нет, и остальное население радиобоссам неинтересно. Никому на радио не нужен, к примеру, крестьянин. Или тот, кого звали гегемоном. Не нужен интеллигент, который скучковался вокруг "Эха Москвы", на ниве информации не имеющего конкурентов. Не нужен студент - слишком умный. Все умные собрались бы и вокруг культурного радио, если бы "Орфей" был доступен, а новорожденному радиоканалу "Культура" дали место в эфире. А пока большая часть людей у нас на голодном пайке. Жируют в эфире только поколение пепси и стильные мужики с шоферами. Дисбаланс.

Но это уже вульгарный социологизм и новая отдельная тема.




20.11.2003 г. - 8429 - Прислать свою новость!







OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных

- Мобильная версия сайта