Александр Пономарев: "Пришло время культуры"


Текстовая версия


"Российская газета", 27.05.2004
Валерий Кичин


Как уже сообщала "РГ", в ближайшее время должно начать вещание FM-радио "Культура". Этого события любители искусства ждали очень давно: наконец-то в российском эфире, переполненном стандартными поп-рок-форматами, у них появится своя зона, свободная от музыкальной дешевки. Новое радио отпочковалось от телеканала "Культура", неуклонно набирающего популярность. О дальнейшей жизни обоих каналов мы беседуем с Генеральным директором ГТРК "Культура" Александром Пономаревым.

- Каким вы видите радиоканал? Это самостоятельное образование, или он будет работать в связке с телеканалом?
- Необходимость тесного взаимодействия между ними кажется бесспорной. У меня нет иллюзий по поводу числа журналистов, способных готовить качественные программы культурной тематики. Только желания для "культурного журналиста" недостаточно. Как нигде важно быть глубоко и серьезно погруженным в тему, иметь соответствующее образование и воспитание. И многие из этого небольшого количества журналистов уже работают на канале "Культура" или с ним сотрудничают. Не использовать такой потенциал просто неразумно. Кроме того, радио в своих передачах может развивать темы, затрагиваемые в телепрограммах, в более свободном, "просторном" для мысли радиоэфире. Уверен, что у многих участников и зрителей "Культурной революции", других ток-шоу нашего телеканала возникала досада по поводу того, что те или иные интересные повороты дискуссии не получили развития. Радиоверсия позволяет "договорить", да еще привлечь к разговору слушателей. Я уже не говорю о классической музыке, присутствующей на телеканале в сравнительно малом объеме, в том числе и из-за чисто технического несовершенства передачи в телеэфире звука - в моноварианте. А радиостанция в FM-диапазоне транслирует стереозвучание приемлемого качества. Совместная работа радио и телевидения по освещению того или иного музыкального события даст в результате возможность аудитории получить гораздо более полное и адекватное представление о происходящем в концертном зале. Телевизионный репортаж дополнится возможностью послушать произведение целиком, в хорошем звучании - по радио. Способов интересного и полезного для публики взаимодействия телевидения и радио много...

- А разве на телеканале не предполагается внедрять стереозвук?
- Конечно, есть и планы, и реальные разработки. Но это не только техническая проблема записи и передачи стереозвука в эфир из Москвы (требующая, кстати, достаточно заметного финансового обеспечения) - к этому мы готовы более всего. Должна быть возможность принимать и распространять такой звук у местных передающих телецентров, а у потребителей должны быть телеприемники, способные стереозвучание воспроизвести. Таких телевизоров у населения гораздо меньше, чем кажется. А вот стереозвук по радио значительно более доступен.

- Есть в сегодняшнем радиоэфире формат, наиболее близкий вашему представлению о радиоканале "Культура"?
- Очень близкого нет. Более других, может быть, - "Эхо Москвы". Мы исходим из того, что современный культурный процесс - чрезвычайно динамичный, живой, драматичный, пронизывающий все сферы человеческой деятельности. Радио "Культура" должно не только создавать адекватное представление об этом процессе, но быть его влиятельной составляющей. Поэтому наряду с собственно художественным вещанием в значительном объеме - полемика, дискуссии, много прямого эфира, радиошоу...

- Как понять этот термин применительно к радио? Ведь шоу в буквальном переводе - зрелище, его надо показывать.
- Если толковать его как представление, то у радио достаточно выразительных средств. Другое дело, что у него своя эстетика - более тонкая, строгая, требовательная. Недостаток таланта или бедность мысли не удастся компенсировать пышным антуражем и яркостью картинки. Но по способности "активировать" воображение, побудить слушателя к сопереживанию, "сотворчеству", хорошее радио вряд ли уступит телевидению.

- Радио намного старше телевидения - накоплены огромные коллекции великолепных старых передач. Вы будете их использовать?
- Мы и сейчас ведем работу с телерадиофондом. Там есть уникальные вещи, но публика не имеет к ним доступа. Вспомним одного только Литвинова с его детскими передачами - классика! Сохранилось множество замечательных радиоспектаклей: начинаешь слушать - и забываешь, что нет картинки, что работает только слух, а все остальное - воображение.

- А это искусство не ушло в прошлое? Примерно так, как немое кино умерло в эпоху звукового?
- Совсем нет. В мире - ренессанс радио. И о радиоспектакле нельзя думать как о сколько-нибудь ущербном жанре. Это просто другое искусство. Люди, которые умеют все это делать, работают с нами, и, судя по пробным записям, их мастерство не утеряно. Очень хотят и готовы участвовать в радиотеатре и многие артисты, режиссеры.

- А ресурсы для этого есть?
- Все есть - есть студии, кадры, сценарный портфель. А теперь появится и эфир. Правда, по поводу сроков первого выхода в эфир есть тревоги, связанные с изменениями структуры правительства и соответствующих ведомств. Поэтому мы обращаемся к министру культуры и массовых коммуникаций и всем причастным - помогите радио "Культура" выйти в эфир как можно раньше. Это из ряда тех красивых дел, которые помнят долго и с благодарностью.

- И все-таки у вас нет ощущения, что вы занимаетесь реставрацией Помпей? Ведь целая радиоцивилизация, по существу, разрушена и сегодня уже не существует.
- Есть ощущение, что мы строим - новое, светлое, красивое, очень нужное. Проект наш основан на замечательных традициях, но устремлен в будущее.

- Поговорим о том, как живется культуре на телевидении. По моим ощущениям, не слишком уютно. Хотя есть сдвиги - по примеру вашего канала коммерческое ТВ тоже стало показывать хорошее кино и серьезно говорить о серьезном искусстве.
- Я выступал перед студентами МГУ, были традиционные вопросы о "кошмаре" на нашем телевидении. Точка зрения штампованная и не всегда справедливая. Я ответил, что не вижу никакой трагедии. И что следующий сезон, по моему убеждению, будет сезоном возвращения к культуре на больших каналах. В один из дней на Первом в прайм-тайм давали "Улицы разбитых фонарей", а потом "Загадка императора" Радзинского, потом "Фабрику звезд". Знаете, какие были рейтинги? "Улицу..." смотрело 39 процентов аудитории, Радзинского - 20 с лишним процентов, "Фабрику звезд" - 19 с небольшим. И это нормально: естественным образом наступило время, когда и канал готов отдать прайм-тайм познавательной передаче Радзинского, и публика хочет это смотреть. Неважно, в силу каких причин - устала от сериалов, надоела попса, обрыли боевики. Важно - хочет. Публика готова - и у коммерческого канала появилась возможность, не теряя рейтинга и, стало быть, рекламных денег, представить товар другого качества, уровня и направления. Я уж не буду вспоминать о сериале "Идиот". Убежден также, что в будущем сезоне на всех ведущих каналах появится специально отведенное, причем хорошее время под документальное кино. Потому что и к этому публика уже готова. В ней все дело - в публике. Не может канал, рассчитанный на широкого зрителя, предлагать этому зрителю то, что ему неинтересно!

- Телеканал "Культура" в этом смысле стоит особняком - у него своя публика. Вы ощущаете какие-то изменения в предпочтениях вашей аудитории?
- Наша публика довольно консервативна, и ее предпочтения сильных изменений не претерпели. Она любит документальное кино, исторические передачи, любит творческие портреты актера, художника, режиссера. Но она же смотрит и "Бригаду"!

- Аудитория растет?
- Существует исследование "Телевидение глазами телезрителей в 2003 году". Там есть вопрос: "Если бы из всего телевидения остался только один канал - какой бы вы оставили?". По стране 3 % зрителей, а в Москве 8 % ответили, что оставили бы канал "Культура". Тогда вопрос слегка изменили: какие три канала вы бы оставили, если бы пришлось себя ограничить? И здесь уже 10 % по стране и 21 % в Москве ответили, что оставили бы "Культуру". Это говорит о том, что увеличилась наша лояльная аудитория. При этом надо иметь в виду, что еще недавно "Культура" распространялась до Урала, восточнее ее не могли принимать. Так что мы медленно, но растем. В начале измерений наша доля аудитории была 0,3 - 0,4 процента, а сейчас - 2,6 - 3,2 по России, а по Москве - до 5. Три процента от всех включивших телевизор в стране - это очень большая цифра.

- Телеканал "Культура" много сделал, чтобы стать современным - по стилю и содержанию. Но пока главным образом в дизайне. А вот в составе программ еще много консерватизма.
- Мне кажется, архаики нет. А консерватизм - хорошее слово. Я вообще очень боюсь победы одного из направлений. В том и прелесть, что внутри телекомпании есть силы, которые тянут к современным веяниям, и есть другие силы, которые хотят придерживаться традиций.

- Вернемся к будущему радиоканалу - где его смогут слушать?
- Лицензию на вещание мы получили в Москве. Но собираемся развивать вещание и по стране, распространяя сигнал через наш телевизионный спутник. Уже есть партнеры в очень многих городах, которые хотят сотрудничать с новым радио. Так что задача - стать Всероссийским радиоканалом.

- Как сложится сетка вещания, какие будут пропорции между музыкой, которую нужно просто слушать, и разговорным материалом - комментарием, дискуссиями, новостями?
- Мы не будем дублировать радио "Орфей" - музыка займет приблизительно четверть объема суточного вещания. Примерно столько же будет отдано под радиоспектакли, художественные постановки. Остальное - новости и публицистика. Будет много музыки крупных форм - опера, симфония, балет, прямые трансляции.

- Как идет подготовка к началу вещания?
- Записали много музыки, несколько радиоспектаклей. А чтобы вернуть затраченные деньги, вошли в сотрудничество с Институтом новых технологий - там есть программа подготовки просветительских кассет для школ. Мы собрали свои записи и подготовили комплект дисков - собрания уникальных голосов России, инструментальной и вокальной музыки, диски, посвященные ансамблям, народным инструментам, симфоническим оркестрам... Получилась серия "Классика в классе". В школах это так понравилось, что уже есть запросы на дополнительный тираж.

- Вопрос о финансах. Был у ВГТРК один едок - канал "Культура", потом добавился второй - канал "Спорт", теперь еще радио "Культура", а бюджет все тот же?
- Более того, в 2004 году бюджетные средства уменьшены на 36 процентов по сравнению с прошлым годом. Бюджет вообще занял жесткую позицию по отношению к государственному телевидению. ВГТРК взял на себя обязательство покрыть разницу за счет зарабатывания рекламных средств. Но денег не хватает, и многие планы рушатся. К примеру: мы покупаем права на разовый показ опер. У них хороший рейтинг. За эти права мы платим не очень большие деньги. Но компании, которая производит такую запись, она обходится порядка миллиона фунтов стерлингов за спектакль. На покупку прав у нас денег худо-бедно хватает. А чтобы произвести такого качества продукт - нет. В Москве сейчас очень оживленная театральная жизнь, и по крайней мере десять спектаклей в год достойны того, чтобы их увековечить для будущих поколений. Ведь у нас молодые артисты и режиссеры уже признаются в том, что им даже творчество Товстоногова неизвестно! А потом и от них ничего не останется...

- Когда-то была целая программа "фильмов-спектаклей", которые тогда много бранили, но благодаря им мы теперь можем увидеть в расцвете и МХАТ, и Малый театр, и Александринку, и Театр Российской армии.
- Я убежден, что и теперь нужно целевым образом выделять средства, чтобы хоть какую-то часть спектаклей записать без скидок на бедность.

- Привлекать спонсоров пока не удается?
- Есть первые обнадеживающие звонки. В частности, "Интеррос" выделил каналу "Культура" солидный грант, и это позволило нам сделать целый ряд работ, о которых мы не могли бы и помышлять, исходя из нашего бюджета. Если пример будет заразителен, дело пойдет.

- И последний вопрос: прошел слух, что телеканал "Культура" собираются сделать платным. Наши читатели встревожились и уже прислали нам несколько писем. Это действительно так?
- Не представляю, откуда берутся такие слухи. Разумеется, нет.




29.05.2004 г. - 5636 - Прислать свою новость!







OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных

- Мобильная версия сайта