Отставить разговоры: в московском радиоэфире преобладает музыка


Текстовая версия


"Время новостей", 02.06.2004
Святослав Бирюлин

1 июня место «разговорного» «Радио Online» заняло музыкальное «Радио Диско». Замена явилась логичным следствием процессов, происходящих на московском рынке, - за последние годы ни одна ток-станция не добилась тут сколько-нибудь значительных успехов.

Еще великий рекламист Дэвид Огилви называл радио «Золушкой рекламного мира» - в большинстве стран радийная доля в общем рекламном пироге не превышает 10%. В России не превышает и пяти. При этом в Москве больше радиостанций, чем в большинстве городов мира, - их уже за 30 (скоро появятся еще пять), но в столичном FM-диапазоне явно доминирует музыка. Собственно, у нас есть одна успешная информационная станция - «Эхо Москвы».

За последние годы попытки сместить «Эхо» с пьедестала предпринимались дважды. Сначала появился «Маяк-24», круглосуточный информационный канал, дочерний проект «большого» «Маяка». Несмотря на могущество государственного медиахолдинга, станция пребывает среди аутсайдеров. Второй попыткой была появившаяся в 2002 году станция «Новости Online», на частоте которой ныне начало работу «Радио Диско». Два года учредители пытались сделать информационный канал - сменились три команды, одну из которых возглавлял бывший генпродюсер «Эха» Сергей Корзун. Рейтинг упорно не хотел расти. Руководство решило запустить на 88,7 неполитическое talk-radio классического западного образца. В бой были брошены лучшие силы - пригласили вести эфир Константина Михайлова, Ксению Стриж, Александра Абрахимова... Через полгода, несмотря на некоторое количество преданных поклонников, рейтинг остался на прежнем уровне. И тогда было решение превратить Online в «Диско» - в станцию, на которой под разговоры отведено всего 6 часов в сутки.

Еще одним разговорным проектом стало радио «Арсенал» - дочернее предприятие «Эха», куда Алексей Венедиктов и компания собирались, если «Эхо» постигнет судьба НТВ. Но «Эхо» не погибло, «Арсенал» стал ток-станцией: выяснилось, что успешный опыт команды не всегда хорош в новых условиях. Хотя на «Арсенале» выходят интересные передачи об истории и искусстве, рейтинг измеряется десятыми долями процента. В Москве можно принимать «Би-би-си», «Немецкую волну», «Свободу» и другие зарубежные ток-станции. Однако они никак себя не продвигают, а качество сигнала здесь столь низко, что в иных районах слушать их невозможно. Неудивительно, что их рейтинги еще ниже, чем у «Арсенала».

В США разговорные станции успешно конкурируют с музыкальными, ибо здесь разговорное радио укоренено в традиции: до изобретения телевидения оно было главным средством информации. В СССР же такое радио ассоциировалось прежде всего с пропагандой - с появлением коммерческих станций о нем с удовольствием забыли. В новой России ток-станции (не исключая и «Эха») слушает в основном старшее поколение - в ближайшее время их число не увеличится. Причин несколько. Первая и самая главная - экономическая: в Москве множество станций делит между собой жалкие 4,5% рекламных денег, которых в России и так немного. При этом радио - дорогой бизнес, а разговорное радио - дорогой втройне. Как шутят радийщики, для создания музыкального радио нужны один год и один миллион, разговорного - три года и три миллиона. Независимо от того, есть ли у станции слушатели, она должна платить за сигнал, за лицензию, за оборудование и за работу сотрудников. На Западе давно идет процесс сегментации радиорынка - станции борются не за всех слушателей, а за определенную узкую группу. В Москве этот процесс только начинается. В США станция может довольствоваться 5% рынка и быть прибыльной. В России такая станция вылетит в трубу, потому что 5% рынка - это очень мало в абсолютном выражении. Поэтому единственный способ выжить - создавать продукт, интересный как можно большей аудитории. А единственная вещь, интересная почти всем, это поп-музыка.

Другая проблема - специфика нашего слушания радио. Радио слушают в основном утром, собираясь на работу, по дороге на нее - в машине и на самой работе, фоном. Фоновый характер потребления не предусматривает активного включения в процесс. Разговорное же радио требует внимания и времени, которого у активно работающего населения мало. А потребность в информации в начале и середине дня вполне удовлетворяют то же «Эхо» и короткие выпуски новостей в эфире музыкальных станций. Вечером же пальма первенства отходит телевизору.

Вымывание из FM-диапазона качественной музыки и разговорных проектов не есть следствие творческого кризиса радийщиков или оглупления публики. Это лишь приведение эфира в соответствие с запросами большинства, продиктованное стремлением заработать. Или просто выжить. Эпоха энтузиастов на радио давно закончилась, современное радио - это бизнес, главная цель которого - приносить прибыль. Именно поэтому «Открытое радио», транслировавшее классический западный рок, превратилось в «Попсу», а «Радио Online» - в «Радио Диско». И пока рекламный рынок в Москве не вырастет настолько, чтобы всем хватало денег, энтузиасты разговорного радио появятся едва ли.


10104 ONAIR.RU 04.06.2004 TEXT Прислать свою новость!






УСПЕШНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ СЛОЖНЫХ СПОРОВ ПО НАЛОГАМ. ГАРАНТИИ. ПОДРОБНОСТИ



OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных

- Мобильная версия сайта