Журналистика - опасная профессия


Текстовая версия


Ежемесячный бюллетень событий в средствах массовой информации России
Июль. 2004 г.
Составитель бюллетеня – аналитик Центра экстремальной журналистики,
кандидат политических наук Михаил Мельников (
mel@cjes.ru)

I. Главные события месяца

1. Большинство россиян (53 %) позитивно оценивают работу российских средств массовой информации. При этом уровень одобрения работы прессы даже выше, чем уровень одобрения работы многих государственных и общественных институтов (таких, например, как правительство (33 %). Государственная Дума получила положительную оценку от 25% опрошенных, политические партии – от 20%. Вне конкуренции только президент России, деятельность которого положительно оценивают 75%. россиян.
Такие данные распространил Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) согласно общероссийским опросам, проведенным 17-18 апреля и 26-27 июня нынешнего года в 100 населенных пунктах 39 областей, краев и республик России. Опрашивалось в каждом случае 1600 человек методом интервью по месту жительства.
Треть респондентов (31 %) сообщили, что ежедневно смотрят по телевизору выпуски новостей и информационно-аналитические передачи на политические темы, еще примерно столько же (32 %) смотрят это же несколько раз в неделю. Однако не мало и тех (35 %), кто смотрит эти программы от случая к случаю или не смотрит вовсе.
В оценках качества информационно-политических передач мнения россиян заметно расходятся.
С одной стороны, 38% респондентов считают, что новостные, информационные телепередачи стали интереснее, но примерно столько же (39 %) считают, что особых изменений ни в лучшую, ни в худшую сторону не произошло.
С другой стороны, значительное число россиян (65%) с большей или меньшей долей уверенности отмечают, что в последнее время новостные, информационные передачи разных общероссийских телеканалов делаются все более похожими друг на друга, одинаково комментируют события.
Неоднозначную реакцию вызывает также вопрос об объеме информационно-аналитического телевещания. Существует точка зрения, что череда выборов породила усталость общества от политики и, соответственно, большинство россиян выступают за сокращение объема информационно-аналитического вещания. Опрос показал, что такая точка зрения действительно находит поддержку, но считать, что она безусловна, также было бы неправильно. За сокращение таких программ в пользу развлекательных, высказались 46 процентов опрошенных, против - ровно столько же.
Вопрос о том, «какие программы телевидения лично у Вас вызывают наибольший интерес», в еще большей степени продемонстрировал, что особой усталости россиян от политики и, соответственно, информационно-аналитического вещания не наблюдается. Информационные и новостные программы вызывают наибольший интерес российской аудитории (их отметили 59% опрошенных). Существенно меньше, но также есть свои зрители у аналитических программ (15%). На втором и третьем местах по числу заинтересованных телезрителей - российские и зарубежные фильмы (37%) и развлекательные передачи (32 %).

2. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям выступило в поддержку проекта Декларации о свободе выражения мнений и информации в СМИ в контексте борьбы против терроризма, принятого в мае руководящим комитетом Совета Европы. Руководитель агентства Михаил Сеславинский подписал 7 июля письмо с выражением поддержки данного проекта и направил его в МИД РФ. Об этом говорится в сообщении пресс-службы агентства. "По мнению агентства, принятие данной декларации явилось бы весьма важным ориентиром для всех членов Совета Европы в поиске практического решения актуальной проблемы сегодняшнего дня - сочетания незыблемости принципов свободы слова и информации с одновременным недопущением использования террористами СМИ в своих целях", - говорится в сообщении.
В проекте Декларации, текст которого размещен на сайте агентства, Комитет СМИ Совета Европы, в частности, призывает органы власти государств-членов "не вводить никаких новых ограничений на свободу выражения мнений и информации в средствах информации; воздерживаться от принятия мер, приравнивающих сообщения средств информации о терроризме к поддержке терроризма". Проект Декларации предлагает средствам информации и журналистам: "учитывать их особую ответственность в контексте терроризма с тем, чтобы не способствовать достижению целей террористов". СМИ предлагается также "осознавать опасность того, что средства информации и журналисты могут непреднамеренно служить проводником для выражения настроений расизма или ксенофобии или ненависти".

3. Министерство экономического развития России лишится права разрабатывать правила информационной открытости для правительственных чиновников. Представлять соответствующий законопроект в Государственной Думе будет президент или правительство страны, а готовить соответствующие нормативные акты – недавно созданное Министерство культуры и массовых коммуникаций.
15 июля, когда правительство обсуждало новое положение о Министерстве экономического развития, министра Германа Грефа лишили возможности представлять проект об открытости в Думе. Михаил Фрадков предложил передать это право Министерству информационных технологий и связи. Однако руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский уверен, что Минэкономразвития не будет полностью отстранено от подготовки законопроекта, в котором в любом случае сохранится разработанная этим министерством либеральная концепция.

4. Союз журналистов России обратился в Государственную думу по поводу совершенствования законодательства о средствах массовой информации. Как сообщил секретарь Союза журналистов России Дмитрий Полянин, главное требование - увеличение с пяти до десяти лет срока действия лицензии на теле- и радиовещание.
Союз также предлагают освободить СМИ от налога на добавленную стоимость, отменить таможенные пошлины на ввозимую в страну бумагу и полиграфическое оборудование и, наоборот, ввести пошлины на вывоз газетной бумаги отечественного производства.
Еще одно изменение, на котором настаивают журналисты, - исключить из статьи №129 Уголовного кодекса России (клевета) такие меры пресечение, как арест и лишение свободы.

5. 27-го июля начали голодовку журналисты газетных изданий «Новости Клина», «КлинЭКО» и «Заводская Правда» (Клинский район, Московская область). Четыре голодающих журналиста расположились в палатке, раскинутой возле здания местной Администрации. Рядом с палаткой они установили транспарант со словами «Голодовка против беспредела Главы». Журналисты выдвинули Главе администрации Клинского района А.Постриганю требование перестать оказывать давление на независимую прессу, свободно допускать журналистов в здание Администрации и обеспечить эффективное реагирование чиновников на журналистские запросы.

6. На официальном сайте Министерства иностранных дел России опубликован текст Положения о порядке работы представителей СМИ в зоне проведения контртеррористической операции (КТО) на территории северо-кавказского региона Российской Федерации.
В Положении указано, что для работы в зоне проведения КТО представителям СМИ необходимо получить специальную аккредитацию. В Положении приведен перечень необходимых документов и сроки оформления аккредитации.
Аккредитация представителей российских СМИ осуществляется Управлением информации, региональных и общественных связей Министерства внутренних дел Российской Федерации на срок до шести месяцев.
Аккредитация представителей иностранных СМИ для работы в зоне проведения КТО осуществляется Департаментом информации и печати Министерства иностранных дел Российской Федерации. Для получения этой аккредитации представителям иностранных СМИ необходимо сначала получить аккредитацию при МИД России. Аккредитация представителей иностранных СМИ на работу в зоне КТО также осуществляется на срок до шести месяцев. При этом она не может превышать срок аккредитации при МИД России.

7. Подготовка к досрочным выборам президента Чечни, которые назначены на 29 августа, вступает в решающую фазу. 29 июля в местных электронных и печатных средствах массовой информации началась агитационная кампания претендентов на пост главы республики. Она продлится до 27 августа и завершится за сутки до начала голосования.

II. Погибшие журналисты

9 июля в Москве было совершено покушение на главного редактора российского издания журнала «Форбс» Пола Хлебникова. Он был расстрелян в 21.50 при выходе из офиса журнала. Пол Хлебников получил несколько огнестрельных ранений и был доставлен в одну из городских клиник. Около полуночи он скончался от полученных ранений. Прокуратура Москвы в качестве основной рассматривает версию, связанную с профессиональной деятельностью Пола Хлебникова.
Следствие пока не располагает данными о том, что Полу Хлебникову кто-либо угрожал. Об этом сообщил 10 июля на заседании Государственной думы председатель комитета нижней палаты по безопасности Владимир Васильев. По его словам, прорабатываются две основные версии по делу Пола Хлебникова, одна из которых связана с профессиональной деятельностью погибшего, другая — нет.
Следственная группа прокуратуры, работая на месте происшествия, изъяла 9 гильз  калибра 9 мм, 1 пулю того же калибра и ряд вещей, которые, возможно, имеют отношение к убийству. Опрошены очевидцы преступления. Назначена медицинская, биологическая и баллистическая экспертизы. Проводятся и другие следственные действия.

III. Задержания и аресты журналистов

12 июля вечером из Карабулакского городского отдела внутренних дел (Республика Ингушетия) был освобожден корреспондент информационного центра Общества российско-чеченской дружбы и газеты "Право-защита" Хамзат Кучиев. Он был задержан несколькими часами ранее в ходе несанкционированного обыска в офисе Северо-Кавказского представительства Информационного центра. Сотрудники милиции принесли журналисту извинения за имевший место инцидент. По словам Хамзата Кучиева, милиционеры обращались с ним корректно, без физического насилия. На следующий день утром Хамзату Кучиеву вернули паспорт, еще раз извинились и попросили "не поднимать шум".
Отметим, что 12 июля вечером председатель комиссии по правам человека при Президенте РФ Элла Памфилова в телефонном разговоре с главой Ингушетии Муратом Зязиковым попросила его вмешаться в ситуацию с целью прекращения произвола в отношении общественной организации. В свою очередь, сделать этот звонок Эллу Памфилову попросила председатель Московской Хельсинской Группы Людмила Алексеева. Именно с ней сотрудники Общества российско-чеченской дружбы связались сразу же, как только в офисе начался обыск.

IV. Нападения на журналистов и редакции

В июле ЦЭЖ зафиксировал 5 случаев нападения на представителей средств массовой информации, главным образом, на журналистов. Практически все эти инциденты непосредственно связаны с профессиональной деятельностью пострадавших. Эти случаи трудно назвать случайными происшествиями.

1. 7 июля в Йошкар-Оле (Республика Марий Эл) у подъезда своего дома был избит журналист Виталий Игитов. Происшествие случилось после его публикации в газете "Голос правды". В публикации сообщалось о том, что материалы в официальной марийской прессе по поводу того, что в адрес президента Марий Эл раздаются угрозы, надуманны, это PR-кампания накануне выборов. Обстоятельства инцидента уточняются. Однако сам Виталий Игитов комментировать факт нападения пока отказывается, но в разговоре с журналистами пояснил, что опасается за свою жизнь и безопасность своей семьи.
Многие годы жизни Виталий Игитов писал о негативных явлениях в обществе. В последнее время, в качестве независимого журналиста, он неоднократно критиковал нынешнее руководство республики на страницах негосударственных изданий.
Напомним, что это не первый случай нападения на представителей негосударственной прессы республики. Ранее сообщалось о том, что в столице республики был избит и под видом пьяного доставлен в вытрезвитель главный редактор одной из ведущих негосударственных газет республики "Добрые соседи" Владимир Мальцев. Звонки с угрозами раздаются в кабинетах и квартирах сотрудников газет "Йошкар-Ола", "Добрые соседи", "Молодежный курьер".

2. Корреспондент афганского бюро радио "Свобода" в Москве Фарид Умар 2 июля был тяжело ранен после нападения неизвестных, когда он выходил из своего дома. Двое неизвестных нанесли журналисту несколько ударов ножом. Фарид Умар поступил в больницу в критическом состоянии. Нападавшие не взяли деньги, которые были у журналиста.
Напомним, что репортажи корреспондента радио "Свобода" касались соперничества между различными кланами внутри афганской диаспоры, а также политических событий в России. Журналист заявлял об отсутствии демократии в России. В частности, его репортажи касались отношения российского правительства к гражданскому обществу и к независимой прессе. Коллеги Фарида Умара считают, что причиной нападения на журналиста могли стать его критические репортажи по отношению к российским властям или он мог стать жертвой расистов.

3. 9 июля во Владивостоке предпринята попытка вооруженных людей захватить газету "Ежедневные новости". Около 11 часов утра в помещение газеты попытались вторгнуться люди в камуфляжной форме с автоматами. Охрана газеты не пропустила автоматчиков в помещение и вызвала милицию. Однако, пока милицейский наряд прибыл на место, вооруженные люди ретировались. Накануне, 8 июля, сотрудники милиции изъяли свежий тираж газеты, в котором, якобы, содержалась информация об одном из кандидатов на пост мэра Владивостока. Сотрудниками милиции было изъято около 200 тысяч экземпляров без предъявления каких-либо документов по указанию городской избирательной комиссии.

4. Редакцию областной газеты «Новгородские ведомости» пытались поджечь 22 июля рано утром. Около 7.00 работникам оперативных служб поступила информация о том, что на втором этаже здания редакции газеты "Новгородские ведомости" начался пожар. Прибывшие к месту происшествия сотрудники правоохранительных органов обнаружили в одном из кабинетов здания самодельное устройство для поджога. Распространения огня удалось избежать, площадь пожара оказалась минимальной. При пожаре никто не пострадал, так как утром в здании находился только охранник.
Работники «Новгородских ведомостей» заявили местным журналистам, что расценивают произошедшее как обычное хулиганство. Но у новгородской милиции есть и другие версии, связанные с профессиональной деятельностью редакции и журналистов.

5. В Северном округе Москвы совершено разбойное нападение на редактора отдела финансов журнала "Компания" Наталью Романову. Об этом сообщил журналистам главный редактор журнала Андрей Григорьев. По его словам, нападение произошло в середине дня 28 июля в подъезде дома, где живет Наталья Романова. "Она была избита неизвестным мужчиной, который при этом не угрожал и не предъявлял каких-либо претензий, причем он даже не предпринял попыток ограбления и не отнял дорогой мобильный телефон", - добавил он. Наталья Романова была доставлена в больницу. Угрозы ее жизни нет.
Наталья Романова в редакции занимается темой финансов и банков, которая в последние два месяца особенно обострилась. В то же время каких-либо откровенно конфликтных или острых публикаций, которые могли бы вызвать негативную реакцию и тем более, толкнуть кого-то на преступление, в журнале не было, свидетельствуют коллеги потерпевшей. Однако главный редактор не исключает связи нападения на сотрудницу журнала с ее профессиональной деятельностью. Темы, которые вела в журнале Наталья Романова, сами по себе острые и болезненные.

V. Ограничения в профессиональной деятельности редакций и журналистов, давление на прессу

В июне отмечено свыше пятнадцати ограничения профессиональной деятельности редакций и журналистов. Большинство случаев свидетельствует о стремлении должностных лиц органов власти ограничивать доступ журналистов к месту актуальных событий и источникам информации, о попытках властей влиять на режим распространения оппозиционной прессы.

Радикальным средством протеста против многочисленных фактов ограничений профессиональной деятельности журналистов и редакций можно считать голодовку представителей ряда СМИ Клинского района Московской области.
Журналисты подмосковного города Клин объявили голодовку. Четверо сотрудников двух местных газет разбили палатку у здания районной администрации и отказались принимать пищу. Так журналисты оппозиционных изданий пытаются бороться с произволом чиновников органов местной власти. Напомним, что после скандальных материалов о спекуляции земельными участками, коррупции и воровстве клинские чиновники перестали допускать на официальные мероприятия журналистов оппозиционных изданий и отвечать на официальные запросы редакций.
Вот как прокомментировал ситуацию Дмитрий Сучков, корреспондент газеты «Новости Клина»: «К примеру, получил отказ недавний редакционный запрос в администрацию по поводу обращения Главы района в прокуратуру с официальной просьбой о закрытии уголовных дел на чиновников, обвиняемых в растратах бюджета…Складывается впечатление будто все, что творит администрация должно быть окутано тайной».
Главные редакторы четырех изданий (газеты «КлинЭко», газеты «Новости Клина», газеты «ЛДПР», газеты «Заводская Правда») направили жалобу губернатору Московской области. Администрацией района, считают заявители, постоянно чинятся препятствия в получении информации всем независимым средствам массовой информации, кроме муниципального телеканала «Поиск» и газеты «Серп и Молот». Эти СМИ не размещают критические материалы в адрес органов местного самоуправления и его главы. Газетам же «ЛДПР», «КлинЭко», «Новости Клина», «Заводская Правда» недоступны все заседания, проводимые в стенах администрации, в том числе и заседания Совета депутатов Клинского района.
Четыре дня круглые сутки голодающие находились перед зданием Администрации, однако, никаких контактов с Главой района не произошло.
В ходе проведения голодовки в адрес редакций газет «Новости Клина» и «КлинЭКО» по поручению губернатора Громова поступило письмо от Министра по делам печати и информации правительства Московской области С.Моисеева. Министр пришел к выводу, что администрация Клинского района проводит не достаточно эффективную политику в общении с местной прессой. Главе района А.Постриганю рекомендуется «незамедлительно внедрить в практику работы регулярное проведение брифингов, пресс-конференций, рабочих встреч с представителями СМИ независимо от их форм собственности».
30 июля 2004 года после встречи одного из голодающих журналистов (Людмилы Мальхановой) с министром С.Моисеевым было решено прекратить голодовку. Личное обращение министра по делам печати и информации и обещание разрешить все спорные вопросы привело журналистов к решению завершить акцию протеста.
Итогом этой акции протеста можно считать то, что важность соблюдения прав журналистов в получении информации и необходимость общения муниципальных властей со СМИ признали в Правительстве Московской области. Клинские журналисты надеются, что это признают и районные власти. И не только на словах.
События июля подтверждают и тот факт, что избирательные кампании не обходятся без ограничений прав прессы на распространение актуальной информации 

- В кампании по выборам президента Чечни в июле начался агитационный период. В эфир государственных электронных СМИ  вышли первые выступления кандидатов в президенты. Правда, "по техническим соображениям" руководители телеканалов отказались от прямого эфира, что было расценено некоторыми кандидатами как ограничение свободы слова.
Каждый из семи зарегистрированных кандидатов в президенты Чечни, согласно проведенной жеребьевке, получил бесплатное время для выступления в эфире государственных телерадиокомпаний. 29 июля кандидаты впервые обратились к своим избирателям. Правда, сделали это только двое из них (на эфир приглашали всех семерых) – генеральный директор объединения "Грознефтехим" Умар Абуев и директор чеченского филиала Современной гуманитарной академии Абдула Бугаев. По словам заместителя председателя государственной телерадиокомпании Чечни Билкис Дудаевой, никакой политической подоплеки в этом факте нет: "Одни были за пределами республики, другие оказались заняты личными делами".
Однако, как выяснили журналисты, не все кандидаты знали о том, что у них была возможность уже 29 июля обратиться к избирателям по местному телевидению. "Я извещен только о времени моего индивидуального выступления, а про коллективные дебаты я был не в курсе", – сообщил кандидат Мовсар Хамидов. Впрочем, особого сожаления по поводу пропущенного бесплатного выступления кандидат не высказал. Он, как и некоторые другие участники выборов, считает, что эффект от телевыступлений был бы значительно выше, если бы они проходили в прямом эфире. "К нам обращался с такими претензиями кандидат Бугаев, но мы ему объяснили, что никто не собирается заниматься цензурой телевыступлений кандидатов, все дело в наших технических возможностях",– пояснила Билкис Дудаева. Тем не менее, в предвыборном штабе Абдулы Бугаева отказ от прямого эфира расценили как ограничение свободы слова: "Про технические возможности – это отговорки, на самом деле власти опасаются бесконтрольных выступлений кандидатов".
Не верят в Чечне и в то, что полностью подконтрольная республиканским властям телерадиокомпания сможет сохранить нейтралитет по отношению к кандидатам. "Алу Алханова уже давно показывают во всех выпусках новостей, причем пример в незаконной, на мой взгляд, агитации подают центральные телеканалы",– посетовал в беседе с корреспондентом газеты «Коммерсант» Мовсар Хамидов. Билкис Дудаева заверила корреспондента газеты «Коммерсант», что предпочтений никому из кандидатов отдано не будет, но вместе с тем не исключила, что в новостных выпусках местного телевидения и впредь могут появляться сюжеты о событиях, в которых "будет принимать участие председатель общественного совета по восстановлению Чечни Алу Алханов".

- 8 июля во Владивостоке в 8 часов утра милиция и молодые люди спортивного вида совместно блокировали типографию, в которой печаталась популярная общественно – политическая газета "Ежедневные новости". Милиция проверяла все автомобили с целью арестовать тираж со статьей, в которой косвенно упоминался один из кандидатов на пост мэра. Городская избирательная комиссия ранее посчитала, что в этом номере содержится незаконная агитация. Комиссия и направила письмо в милицию, которая в свою очередь задержала около 200 тысяч экземпляров специального выпуска газеты, посвященного итогам выборов мэра.
Под конвоем милицейских машин тираж специального выпуска доставили во Фрунзенский районный отдел милиции. У входа в отдел одним из молодых людей спортивного вида был избит видеооператор, пытавшийся снять материал об изъятии газеты. Оператор и свидетели написали соответствующее заявление в правоохранительные органы, после чего пострадавший был доставлен в травматический пункт. В настоящее время ведется разбирательство, как по факту незаконной агитации, так и по факту избиения.
Случаи ограничения прав прессы по-прежнему дают о себе знать на этапе распространения продукции средств массовой информации. Это и прямой отказ в предоставлении типографских услуг оппозиционной прессе, и давление на полиграфистов, обслуживающих «опальные» издания, и создание иных условий, препятствующих распространению СМИ.

- Типография в Ингушетии отказалась печатать газету после того, как ее директор Сулейман Костоев был вызван для дачи показаний в республиканское МВД. Сотрудников милиции интересовало, на каком основании газета печатается в типографии? Директор объяснил, что между редакцией газеты, имеющей все законные документы, в том числе, и свидетельство о регистрации, и типографией заключен договор о предоставлении печатных услуг. Однако силовики все же "рекомендовали" прекратить печатание газеты, мотивируя это тем, что ими получено соответствующее указание от начальства. По их же словам, эта была инициатива не местных властей - указание сверху последовало после получения письма из Чеченской республики.
Директор типографии был вынужден написать объяснительную записку и дать гарантию того, что выпуск газеты в типографии будет остановлен. Между тем, других типографий, обеспечивающих требуемый газете формат, ни в Чечне, ни в Ингушетии не существует.
Напомним, что ранее редактор газеты "Чеченское общество" Тимур Алиев также вызывался в МВД Ингушетии, где ему также "рекомендовали" остановить выпуск издания. Судя по высказываниям силовиков, их не устраивал характер публикуемых в газете материалов. Газета занимала жестко-критическую позицию по отношению к происходящему в республике. Обычные темы, поднимаемые изданием - всевозможные нарушения прав граждан Чечни, в том числе, и политических. В газете печатались статьи о коррупции чиновников и военных, рассказывалось о зачистках и похищениях людей в республике, публиковались также критические материалы в адрес ее нынешнего руководства и федерального командования. То есть, освещались практически все проблемы, существующие на данный момент в Чечне.

- Шесть руководителей самых крупных предприятий Ростовской области, издающих региональные печатные СМИ, отправили председателю правительства России Михаилу Фрадкову срочную телеграмму, в которой просят защитить их от компании с сомнительной репутацией. Дело в том, что Управление федеральной почтовой службы по Ростовской области (ссылаясь на распоряжение первого заместителя генерального директора Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" Д.Чуйко) отказывается заключать с донскими СМИ договоры на распространение печатных изданий по подписке и включать их в российский и региональный каталоги. Донским издателям предлагается заключать договоры на распространение с неким обществом "Межрегиональное агентство подписки", которое работает по договору с ФГУП "Почта России".
Между тем, это самое общество отказывается предоставлять уставные документы для ознакомления с участниками общества и уставным фондом предприятия, что является ключевым моментом при заключении хозяйственных договоров. Донские издатели, среди которых, в частности, директора двух государственных унитарных предприятий - "Редакция газеты "Наше время" и "Редакция газеты "Молот", а также генеральный директор Издательского дома "Крестьянин" усматривают в действиях ФГУП "Почта России" грубые нарушения действующего федерального законодательства, в частности, Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Этот конфликт завершился  победой прессы. 29 июля Комиссия Ростовского Управление Федеральной антимонопольной службы России рассмотрела дело о злоупотреблении доминирующим положением на рынке против Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России». По результатам рассмотрения дела Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» выдано предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

- В столице Мордовии криминал продолжает преследование коммерческих партнеров самого тиражного в республике еженедельника "Столица С". Ранее был избит руководитель фирмы "Солитон", занимающейся распространением еженедельника, Александр Юдаков, сожжены принадлежащие "Солитону" два киоска по продаже прессы. На этот раз с представителями криминала пришлось встретиться директору фирмы "Принт Сервис" Андрею Алексееву и его сотрудникам. В офис фирмы вошли двое молодых людей и, угрожая пистолетом, потребовали, чтобы они в недельный срок покинули помещение (его фирма арендует на основании договора, заключенного с комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Саранска), в противном случае к ним будут применены меры физического воздействия. Фирма "Принт Сервис" является структурным подразделением Издательского Дома "Столица С".

- Газету "Орловские новости" отключили от Интернета, как объяснил провайдер, по приказу областной администрации. 30 июля в 15.00 в компьютерах редакции пропал доступ на Всемирную паутину, а уже в 16.20 провайдер уведомил о расторжении договора. По заявлению представителей редакции, устно провайдер пояснил, что не собирается портить отношения с областной администрацией, так как ему пригрозили, что в случае неподчинения его бизнес на территории Орловской области закончится. Как считают журналисты, это было сделано после того, как обращение "Орловских новостей" к председателю Верховного Суда России Вячеславу Лебедеву поддержали орловские правозащитные и общественные организации.
Кроме того, в конце июля неизвестные хакеры в течение нескольких дней атаковали сайт "Орловских новостей". Только усилиями технического персонала газеты была обеспечена доступность электронная версия последнего выпуска. "По поводу незаконного отключения от Интернета мы обратились с заявлением в прокуратуру области, где отметили и мотивацию провайдера, - сообщила журналистам главный редактор газеты Елена Годлевская. – Мы также намерены подать заявление на провайдера в суд, так как никаких задолженностей перед провайдером редакция не имела, более того, мы оплачивали услуги авансом". О том, стоит ли сменить провайдера, в редакции сейчас думают.
Как обычно, немало случаев ограничений прессы представляют банальное ограничение свободы действий журналистов на месте события. Здесь приводятся типичные случаи из практики журналистов и редакций.

- Иностранные журналисты обиделись на организаторов салона вооружения "Russian Expo Arms 2004", развернутого в Нижнем Тагиле (Свердловская область). По словам представителя американского информационного агентства Militari Pereskop Рубена Джонсона, организаторы выставки оказались "ужасными бюрократами". Для того, чтобы получить аккредитацию на экспозицию в Тагиле, господину журналисту пришлось сделать 30 звонков по различным инстанциям. "Я с такими препятствиями никогда не сталкивался", - пожаловался американский журналист. Что касается условий для работы прессы, то, по мнению Рубена Джонсона, в Нижнем Тагиле создана неплохая база для оперативной передачи информации.
Государственное обвинение на слушаниях по делу об убийстве депутата Государственной думы Галины Старовойтовой настояло на удалении журналистов из зала суда. Дальнейшее рассмотрение дела государственный обвинитель предлагает вести в закрытом режиме. Информационное агентство "Интерфакс" напоминает, что после заседания, на котором свидетель назвал имя предполагаемого заказчика слежки за депутатом, некоторые СМИ исказили факты. Против удовлетворения ходатайства выступили подсудимые и адвокаты.

- 26 июля в Чебоксарах перед началом работы республиканской комиссии по вопросам безопасности дорожного движения журналисты были удалены из Дома советов Чувашской Республики. За день до этого мероприятия все СМИ получили официальное приглашение с указанием точного адреса и времени заседания.
Представитель пресс-службы президента Чувашии, извиняясь, объяснил журналистам, что корреспондентов просят покинуть зал заседаний всего лишь на время прений по первому вопросу, когда будет обсуждаться ситуация с аварийностью на дорогах. Журналисты недоумевают - зачем же скрывать от населения правду о причинах роста аварийности на дорогах Чувашии?

VI. Cудебное преследование редакций, юридическое давление на прессу

Свыше 20 случаев судебного преследования и иного юридического давления наблюдал ЦЭЖ в июне в отношении журналистов и редакций. В большинстве случаев  судебные разбирательства инициированы представителями различных органов власти, и бизнес, известные политические деятели. В данном бюллетене приводится лишь несколько характерных примеров.

- Автор передачи «Момент истины» Андрея Караулова (телеканал ТВЦ) фигурирует в качестве ответчика в уголовном деле, в основе которого лежат обвинения в дискредитации Псковской области.
8 июля в администрацию области пришел ответ первого заместителя прокурора города Москвы по обращению о распространении клеветы в отношении Псковской области в авторской телепередаче «Момент истины». Как сообщил псковским журналистам заместитель губернатора Псковской области Виктор Комиссаров, по результатам проверки 21 июня возбуждено уголовное дело по части 2-ой статьи 129 УК РФ (клевета).
Напомним, что передача транслировалась на телеканале ТВЦ в апреле 2004 года. По мнению истца, администрации Псковской области, в передаче были распространены сведения, не соответствующие действительности.
«Автор программы «Момент истины» Андрей Караулов не имел морального права делать сюжеты о Псковской области, даже не посетив ее. То, что раньше жизнь области его не интересовала, а потом он стал делать сюжеты о псковском регионе, говорит лишь об одном – это политический заказ», - заявил корреспонденту Псковского агентства информации (ПАИ) заместитель председателя Псковского областного Собрания Анатолий Копосов, комментируя факт заведение уголовного дела по факту дискредитации Псковской области. «Заведение уголовного дела на Андрея Караулова – это справедливое решение, поскольку факты, представленные в его программе, явно не были проверены и не соответствовали действительности», - считает Анатолий Копосов.
Вице-губернатор Псковской области Юрий Демьяненко считает, что в основе иска лежат факты дискредитации Псковской области. "Если преследовать чёрную цель, то любой факт можно вывернуть наизнанку. Андрей Караулов сказал 5% правды и 95% - лжи, но проблема в том, что люди верят центральным телеканалам, и если они говорят, что в Псковской области всё оборудование для детской областной больницы сгнило, значит, это правда. Вот так и складывается негативное отношение к власти, которая реально работает", - сообщил журналистам чиновник.
По словам вице-губернатора, он убедился на себе, что "в передаче идёт явная подтасовка фактов, явная ложь". "Андрей Караулов без зазрения совести попытался перечеркнуть громадный труд большого количества людей, а это может сделать только непорядочный человек",- сказал вице-губернатор.

- Псковский городской суд удовлетворил исковое заявление лидера Псковского регионального отделения Российской «Партии жизни» Михаила Брячака о защите чести и достоинства, предъявленного к Государственному предприятию Псковской области "Редакция газеты "Псковская правда".
Напомним, что весной 2004 г. в газете "Вече. Псковская правда" была опубликована статья, в которой была сделана попытка опорочить Михаила Брячака. В ответ на это он подал иск в суд о защите чести, достоинства и деловой репутации. Суд признал растиражированные в газете сведения не соответствующими действительности и обязал издание их опровергнуть.
В городском суде ожидается рассмотрение также исков, предъявленных Михаилом Брячаком к редакции газеты "Псковская правда" и к Государственной телерадиокомпании "Псков".

- Претензии в судебном порядке к изданию "Новая газета" предъявляет заместитель Сергея Миронова в возглавляемой им «Партии жизни» Рафгат Алтынбаев. Он подал иск в суд по факту опубликования статьи о бывшем мэре г. Набережные Челны, бывшем представителе Татарстана в Совете Федерации Рафгате Алтынбаеве.
В статье утверждалось, что в бытность последнего на посту мэра в Набережных Челнах, он и все чиновники администрации города прошли обучение на курсах имени Рона Хаббарда, вследствие чего в Набережных Челнах расцвели "ваххабизм, хаббардизм, бандитизм", а сам Рафгат Алтынбаев подвергся зомбированию.
Между тем журналисты связались с Центром Хаббарда в Москве. Сотрудники центра категорически заявили, что ни Рафгат Алтынбаев, ни чиновники администрации города никогда не обучались ни в одном из центров дианетики.
Как известно, Рафгат Алтынбаев неоднократно объявлял о своем намерении принять участие в выборах президента Татарстана, которые должны состояться в 2006 году. Значительная популярность бывшего сенатора в республике, который является оппонентом действующего президента республики Минтимера Шаймиев, не может не пугать силы, не заинтересованные в его приходе к власти в республике.

- Глава администрации Кстовского района Нижегородской области Юрий Лебедев Кстовский городской суд защитить его чести, достоинство и репутацию от нападок со стороны районной газету "Земляки".
Главный редактор газеты Олег Захаров, ознакомившись с исковым заявлением, сообщил журналистам, что автор одной из статей в газете (депутат Земского собрания Кстовского района Николай Герасимов) сравнил работу чиновников администрации района с персонажами басни Крылова "Лебедь, рак и щука". Этим, по мнению главы района, умаляется его честь и достоинство, как главы администрации.
В другой публикации тот же автор, комментируя получение администрацией кредитов, приводит в качестве примера другую басню "Мартышка и кредит", подчеркивая, что "мартышка - дура". "Кстовский глава и здесь усмотрел оскорбление, сравнение конкретного человека с мартышкой", - сообщил Олег Захаров.
Дискредитацию должностного лица Юрий Лебедев увидел также в фотомонтаже, опубликованном газетой, где Юрий Лебедев был представлен в роли Бен-Ладена. А в обнародовании места его отдыха (Карловы Вары, Чехия), глава района вообще усмотрел вмешательство в его личную жизнь.
Глава администрации района в своем заявлении в суд пишет, что публикации "Земляков" повлияли на его здоровье: повысилось давление, появились головные боли, бессонница, ухудшился аппетит, обнаружились сбои в ритмах сердца. Кроме трех миллионов рублей с редакции в качестве компенсации морального вреда, он просит также взыскать 300 тысяч рублей с депутата Герасимова и 300 тысяч - с корреспондента Натальи Морозовой.
Главный редактор Олег Захаров заявил, что считает упомянутые публикации здравой критикой деятельности районной администрации. По его мнению, Лебедев не высказывает претензий по самой сути материалов. Захаров считает, что истинной причиной направления искового заявления в суд является желание администрации района "заткнуть рот" газете и напугать редакцию большой суммой компенсации морального вреда.

- В Архангельске завершился судебный процесс по иску депутата Государственной думы Владимира Крупчака к газете "Правда Северо-Запада". Поводом для спора стала статья от 21 апреля 2004 года под названием "Депутаты пусть работают в Москве, а мы тут сами разберемся". Депутат счел, что в статье содержатся сведения, которые порочат его. Вот фраза. Которая, по мнению истца, содержала такие сведения. "Изначально Крупчак сам планировал возглавить регион, но незадолго до дня голосования снялся с выборов, как говорят, не без участия Кремля, которому вряд ли понравилось, если бы у руля в области стал человек, фигурирующий в добром десятке уголовных дел, возбужденных, в том числе, и по фактам экономических преступлений". И далее: "При этом Крупчак почему-то не уточняет причины столь бедственного положения отрасли, как будто не именно его в прошлом году правоохранительные органы, можно сказать, за руку поймали за выводом прибыли за рубеж, уличили в уклонении от уплаты налогов и искусственном банкротстве подконтрольных леспромхозов". Свои морально-нравственные страдания Крупчак оценил в 10 миллионов рублей.
Октябрьский районный суд города Архангельска вынес решение иск удовлетворить частично - только в той части, где речь идет о неуплате налогов, и с редакции взыскать пять тысяч рублей.

- Бывший спикер Крымского парламента Евгений Супрунюк обратился в суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации и взыскании морального вреда с газеты "Зырянская жизнь" (Республика Коми). Предварительное рассмотрение дела состоялось 26 июля в Сыктывкарском федеральном суде.
Истец (ныне доцент Сыктывкарского государственного университета, преподаватель конституционного и международного права Евгений Супрунюк) требует возмещения морального вреда, якобы причиненного ему одной из недавних публикаций в газете. Ущерб преподаватель оценивает в 500 тысяч рублей.
"Зырянская жизнь" воспроизвела на своих страницах материалы украинской газеты "С места происшествия" (печатного органа Главного управления МВД Крыма) и книги журналиста-правозащитника Марка Агатова "Спикер-убийца". По данным крымских СМИ, бывший спикер, полковник милиции Евгений Супрунюк объявлялся в розыск, ему инкриминировалось получение взяток и ряд других преступных деяний.
Это дело интересно тем, что суду предстоит ответить на вопрос, что является «дословным воспроизведением» в данном конфликте, насколько эффективной является норма Закона РФ «О СМИ», освобождающая журналиста от ответственности.
Представители бизнеса – вторая по численности категория лиц (после представителей органов власти и политических деятелей), предъявляющая претензии к представителям прессы в судебном порядке. Как правило, эти иски направлены на защиту деловой репутации

- Издание "Биржевая газета" (Пензенская область) ждет очередное судебное разбирательство. Хозяин кафе "Русская водка" Лев Трифонов подал в суд на еженедельник. Поводом послужила публикация в одном из номеров "БГ" о том, что именно в этом заведении торгуют фальсифицированной водкой. Сообщение газеты было проверено милицией. Результат химического анализа изъятого спиртного свидетельствовал в пользу "БГ" - эксперты обнаружили в водке посторонние примеси, что, по их мнению, представляет угрозу здоровью и даже жизни потребителей. Однако Лев Трифонов посчитал, что его честь и репутация пострадали от публикации. Он же выставил счет еженедельнику в 30 тысяч рублей.

- Правление Альфа-банка поручило юридическому управлению банка подготовить материалы для обращения в арбитражный суд по всем без исключения случаям недобросовестного и недостоверного отображения в СМИ ситуации вокруг Альфа-банка в период с 5 по 16 июля. Как отмечается в пресс-релизе банка, "подобные публикации и репортажи во многом стали "спусковым механизмом" для возникновения массовой паники и ажиотажа". Ранее сообщалось, что вкладчики Альфа-банка в начале июля изъяли со своих счетов в банке около $200 млн.

Однако на фоне дел типа «бизнес против прессы» явно выделяется случай в Рязани. И не только тем, что речь идет об уголовном преследовании журналистов.

- В Октябрьском районном суде Рязани 22 июля начался судебный процесс по делу главного редактора издания «Приокская газета» Надежды Курбачевой. Ее обвиняют в нарушении сразу трех статей Уголовного кодекса России - «Bымогательство», «Понуждение к совершению сделки» и «Kоммерческий подкуп». По данным следствия, редактор требовала с руководства Ново-Рязанской тепловой электростанции $2 тыс. за то, что она не будет публиковать в своем издании компромат по поводу деятельности руководства ТЭЦ. По мнению следствия, все эпизоды совершены Надеждой Курбачевой в составе организованной преступной группы, куда входил и ее муж Евгений Курбачев, возглавлявший отдел распространения в газете. Ему также вменяются нарушение трех статей Уголовного кодекса.
Супруги Курбачевы были задержаны еще в январе 2002 года. Управлением по борьбе с организованной преступностью (УБОП) Рязанской области начато расследование дела месяцем ранее после того, как туда обратился генеральный директор Ново-Рязанской ТЭЦ Валентин Тихвинский. Он заявил, что редактор «Приокской газеты» вымогала у него около $2 тыс. Дело в том, что в сентябре–ноябре 2001 года два рязанских издания – «Приокская газета» и «Вечерняя Рязань» – опубликовали серию статей о переделе собственности на Ново-Рязанской ТЭЦ. После этого, по версии следствия, Надежда Курбачева решила шантажировать предприятие.
Как сообщил заместитель начальника Рязанского УБОП Владимир Цепков, сначала редактор сообщила директору ТЭЦ о том, что у нее есть некий компромат на предприятие. За отказ от публикации этого материала, как утверждают следственные органы, журналистка предложила главе ТЭЦ заключить с редакций договор об информационном сотрудничестве, после чего «Приокская газета» станет публиковать только положительные заметки о предприятии.
Согласно материалам уголовного дела, Валентин Тихвинский согласился на предложенные ему редактором условия, однако тут же обратился в УБОП, сотрудники которого организовали операцию по задержанию вымогателей с поличным.
Надежда Курбачева не признает себя виновной. Еще во время следствия она сообщила, что на самом деле между ее изданием и Ново-Рязанской ТЭЦ был все-таки заключен договор о сотрудничестве, но ни о каком вымогательстве при его составлении речи не было. В день ареста, говорит журналистка, к ней в кабинет зашел представитель ТЭЦ. Он положил на стол редактора пачку денег, а затем вдруг быстро вышел, забрав с собой подписанный обеими сторонами договор. Она попыталась остановить его и даже выбежала в коридор, но там ее уже ждали сотрудники УБОП.
Не добавляет популярности СМИ и поток административных правонарушений, которые фиксируют различные органы власти в соответствии со своими полномочиями.

- Нарьян-Марская телерадиовещательная компания привлечена к административной ответственности за выпуск без регистрации двух номеров газеты "Заполярная столица". Такой вердикт вынес городской суд Нарьян Маара.
Ранее прокурор Ненецкого автономного округа возбудил дело об административном правонарушении в отношении "Нарьян-Марской телерадиовещательной компании". Ей инкриминировались правонарушения, предусмотренные статьями Административного кодекса РФ (изготовление и распространение продукции незарегистрированного СМИ и выпуск и распространение продукции СМИ с неполными выходными данными). Первое слушание по этому делу состоялось 30 июня. В связи с вызовом свидетеля судья объявила перерыв до 2 июля. 2 июля разбирательство продолжилось. В результате суд постановил привлечь телекомпанию к административной ответственности в виде штрафа в 21 тысячу рублей.

- Комиссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС) рассмотрела дело об административном правонарушении, возбужденном в отношении Закрытого акционерного общества "Редакция газеты "Московский Комсомолец". Поводом к разбирательству послужило распространение в газете "Московский Комсомолец" от 16 марта этого года в статье рекламного характера "Все путем!" рекламы крепкой алкогольной продукции.
Как сообщается в пресс-релизе ФАС, комиссия признала рекламу алкогольной продукции, размещенную в данной газете, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Эта норма указывает, что реклама алкогольной продукции содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции допускается только в организациях осуществляющих деятельность по производству алкогольной продукции.
Было принято решение выдать ЗАО "Редакция газеты "Московский Комсомолец" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и оштрафовать ЗАО "Редакция газеты "Московский Комсомолец" на 40 тыс. рублей.

- Федеральная антимонопольная служба России приняла решение оштрафовать Открытое акционерное общество «Первый канал» за нарушение закона «О рекламе». Штраф был наложен по результатам рассмотрения дела, возбужденного комиссией антимонопольного ведомства. Дело было возбуждено по факту прерывания рекламой передачи «Бокс. Бои сильнейших профессионалов мира» (трансляция от 23 мая 2004 года). Фактическая длительность передачи составила 44 минуты. За это время она восемь раз прерывалась рекламой, отмечается в сообщении. По мнению ФАС, Первый канал нарушил положение статьи 11 закона о рекламе (при трансляции рекламы ее звук не может быть громче звука транслируемой программы). Кроме того, ФАС полагает, что телекомпания нарушила еще одну норму той же статьи. Она не допускает распространение одной и той же по содержанию рекламы одного и того же товара более чем два раза общей продолжительностью не более чем две минуты в течение часа эфирного времени радио- и телепрограммы на одной частоте вещания.
В результате антимонопольное ведомство приняло решение выдать ОАО «Первый канал» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе и наложении штрафа в размере 40000 рублей.

- Управление федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан наложило штраф в размере 50 тысяч рублей на Информационно-рекламное агентство "Информ-клуб ЭС", которое является учредителем и издателем газеты "Курьер ЭС", за распространение рекламы алкогольных напитков.
Как сообщила главный специалист Управления Любовь Зяббарова, реклама спиртных напитков с содержанием алкоголя более 15 процентов в соответствии с законодательством разрешена только в местах их производства и продажи. Между тем, “Информ-клуб ЭС" разместил в своей газете рекламу коньяка "Хеннесси", содержание алкоголя в котором заведомо выше. Любовь Зяббарова отметила, что это уже третье дело, которое Управление возбуждает в отношении указанного юридического лица по признакам нарушения законодательства о рекламе, сообщает Татар-информ.

- 21 июля 2004 года Комиссия Федерального антимонопольного ведомства рассмотрела дело, возбужденное в отношении Закрытого акционерного общества "Издательский дом "БУРДА" по факту распространения в журнале "Playboy" за апрель, май, июнь 2004 года рекламы крепкой алкогольной продукции.
В тот же день Комиссия рассмотрела дело, возбужденное в отношении Закрытого акционерного общества (ЗАО) "Журнал "Эксперт" по факту распространения рекламы крепкой алкогольной продукции в журнале "ELLE БИЗНЕС" №4 за май 2004 года. Журнал является совместным проектом ЗАО "Журнал "Эксперт" и Общества с ограниченной ответственностью (ООО) "Издательский дом "АФС" и распространяется совместно с журналом "Эксперт".
По итогам рассмотрения этих дел Комиссия признала рекламу алкогольной продукции, размещенной в журнале «Эксперт» и «Playboy» ненадлежащей.

VII. Иные виды давления на прессу

В этом разделе ЦЭЖ помещает, в частности, информацию о необоснованной и неаргументированной критике деятельности редакций и журналистов, об угрозах в их адрес, ином давлении на представителей прессы.

1. 14 июля на заседание комиссии, занимающейся вопросами помощи пострадавшим от пожаров в Курганской области, была приглашена журналист городской газеты "Курган и курганцы" Светлана Кирсанова. Члены комиссии обиделись на статью под названием "Дымный шлейф слухов". В этом материале сообщалось, что до пострадавших от пожаров людей не доходит гуманитарная помощь. "Сегодня они искренне не понимают, куда уходят миллионы рублей, о поступлении которых рапортует пресс-служба областной администрации. Почему на счете фонда лежат неизрасходованные, не то 9, не то 12 миллионов рублей, а людям не дадут побольше денег на жизнь в первое время?" - пишет газета. Члены комиссии отметили, что могут отчитаться обо всех гуманитарных средствах и потребовали от газеты опубликовать опровержение.

2. Главные редакторы газет "Сосновский вестник" и "Знамя Победы" (Нижегородская область, Шарангский район) Татьяна Якимова и Тамара Петунина были уволены с занимаемой должности. Об этом они сообщили в интервью Нижегородскому телеграфному агентству. По словам журналистов, их вынудили уволиться по собственному желанию, однако они убеждены, что главная причина увольнения заключается в том, что в их газетах публиковалось недостаточное количество материалов о губернаторе Нижегородской области Геннадии Ходыреве.
Уволенные редакторы сообщили корреспонденту агентства, что в их редакции неоднократно поступали звонки из управления общественных связей администрации губернатора с настоятельными требованиями ставить в номер подавляющее большинство новостей, присланных пресс-службой губернатора. Например, администрация заставляла районные газеты публиковать информацию о сбалансированности кадровой политики губернатора, а также о том, что у губернатора с кадрами все в порядке, в то время, как прокуратура Нижегородской области направила в адрес Геннадия Ходырева представление о несоответствии ряда чиновников областного правительства занимаемым должностям.
Как сообщила Татьяна Якимова, за последние два года ее снимали с должности уже три раза. "Последний раз начальник отдела пресс-службы губернатора Олег Сухонин сам приехал в район и вручил мне приказ об увольнении, аргументировали тем, что очень мало печатаем материалов об областной администрации", - сообщил редактор. Татьяна Якимова отметила, что работает в редакции почти 29 лет и каждый раз, когда ее хотели снять с должности, весь коллектив редакции был против, поэтому работа продолжалась. "В этот раз даже коллектив ничего не смог сделать. Но я не сдамся, буду бороться дальше", - подчеркнула она.
Отстраненные от должностей редакторы также сообщили, что они обратились за поддержкой в Центр защиты прав прессы. "Мы хотим писать информацию о том, что интересно для нашего района… ", - заявила Тамара Петунина.
По словам уволенных журналистов, аналогичная ситуация складывается и в других районах области.

3. 15 июля пресс-служба администрации Красноярского края распространила в СМИ заявление, в котором некоторые независимые газеты обвиняются в ангажированности. При этом администрация выражает уверенность, что нарушить политическую стабильность в регионе не удастся, что "времена господства "черного пиара" не вернутся".
В тексте обращения, в частности, сообщается, что «…в ряде независимых газет появились статьи, критикующие деятельность краевой администрации. Все эти материалы: "По уши в цементе" ("Красноярский рабочий" от 15 июля), "Подставные лица" ("Московский комсомолец в Красноярске" от 14 июля) и "В чьих руках "Красноярский цемент" ("Сегодняшняя газета" от 14 июля) - один и тот же текст с незначительными отличиями. Нам известен человек, который разносит этот текст по редакциям, известны суммы, которые он предлагает за его размещение в газетах. Эти публикации еще раз подчеркивают тот факт, что есть люди, пытающиеся дестабилизировать политическую ситуацию в крае и готовые на это тратить немалые деньги».

4. 13 июля Федеральная антимонопольная служба выступила с заявлением. В документе сообщается о недостоверности сведений, опубликованных в газете "Коммерсант" (№ 125, 13 июля 2004 г.) в статье "ФАС хочет слишком много знать о компании Alcoa". Речь идет об информации, которая якобы получена из источников в Службе. Антимонопольное ведомство не передавало средствам массовой информации никаких сведений, содержащих информацию об этой сделке, - утверждается в заявлении. Федеральная антимонопольная служба считает для себя недопустимым давать комментарии, которые могут оказать влияние на условия сделок между частными экономическими агентами, - подчеркивается в документе.

5. На пресс-конференции в Екатеринбурге губернатору Свердловской области Эдуарду Росселю задали не совсем традиционный вопрос. Один из представителей СМИ сравнил губернатора с большим локомотивом и спросил, что мешает ему на пути. "Мешает многое. В том числе и вы! - неожиданно ответил Эдуард Россель. - Вы на меня, (на человека, который борется за вас, за демократию) набрасываетесь все время! Пишете, что попало!". По словам губернатора, у тех СМИ, которые искренне радуются неудачам областных властей, просто отсутствует чувство патриотизма.
"Это детская болезнь, это пройдет со временем", - обнадежил журналистов Эдуард Россель, после чего посоветовал аудитории гордиться родиной и прославлять свой регион. 

6. 30 июля пресс-служба Юго-Восточного регионального пограничного управления ФСБ России распространила заявление, в котором отмечается, что в последнее время участились попытки использования средств массовой информации для создания отрицательного общественного мнения о работе пограничной службы и других силовых ведомств на границе. Якобы под видом сенсационного материала журналисты подают непроверенные факты должностных нарушений. Чем, по мнению стражей границы, журналисты искусственно создают социальную напряженность среди населения приграничных районов. Людей, наиболее поддающихся негативному настроению, контрабандисты переманивают на свою сторону и используют в своих целях. Этим же методом контрабандисты отвлекают внимание пограничников на определенной территории, а тем временем совершают преступления на другом участке границы, отмечается в заявлении Пограничной службы.




24.08.2004 г. - 7116 - Прислать свою новость!







OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных

- Мобильная версия сайта