Радио 21-го века


Текстовая версия


CNET News.com, 11.10.2004
Джон Борланд (John Borland), Эван Хансен (Evan Hansen)
Источник: Building a 21st century radio (8.10.2004)

К взлету с платформы FM-радио на орбиту самого современного спутникового вещания Говарда Штерна подтолкнули не только консервативные ограничения регуляторов: хайтек-скачок «короля эфира» подчеркивает ширящуюся пропасть между старым и новым миром радио.

Успех iPod, цифрового телевидения, TiVo и других развлекательных устройств отчетливо указывает на то, что традиционное радио, опирающееся на аналоговый сигнал, устарело и должно уйти со сцены. Сегодня радио переживает технологическую революцию как сверху, так и снизу: станции начинают переходить с аналогового вещания в новую цифровую среду, а компании и потребители применяют передовые инструменты для приема передач в их существующей нецифровой форме.

«Радио не может оставаться единственным аналоговым игроком в цифровом мире, — говорит генеральный директор Национальной ассоциации радиовещательных компаний Эдвард Фриттс. — В этой отрасли всегда было много рискованных предприятий. Но настоящему риску, по-моему, подвергаются те, кто не верит в перспективы HD (цифрового) радио».

Цифровая технология приходит на радио медленно, но верно, обещая потрясти отрасль такими усовершенствованиями, как повышенное качество приема, передачи по требованию и смещение по времени, которые начинают соблазнять телезрителей, несмотря на сопротивление Голливуда.

В США цифровое радио осваивают с трудом, но за океаном этот процесс идет гораздо быстрее: там уже продаются «радиоприемники с памятью», позволяющие останавливать, «перематывать» и записывать передачи.

На этой неделе британское Бюро развития цифрового радио сообщило, что к 2008 году, по его расчетам, в стране будет продано 13 млн цифровых радиоприемников (это примерно 29% от общего количества домовладений), что создаст рынок объемом $891 млн. При этом объем продаж радиоприемников с памятью типа TiVo вырастет с 36 тыс. в 2004 году до 261 тыс. в 2008, что принесет доходы в $8,9 млн и $56,8 млн соответственно.

Тем временем в США цифровые радиоприемники только начинают появляться. В среду на выставке NAB radio show Boston Acoustics представила один из первых домашних цифровых радиоприемников. Однако это устройство лишено жесткого диска для записи цифровых передач.

Цифровая радиотехнология, признанная федеральными регуляторами США, основана на проекте компании iBiquity Digital. Эта фирма работает над несколькими новыми функциями, включая возможность записывать и воспроизводить передачи, а также нажатием одной кнопки получать такие услуги, как информация о движении на дорогах и прогноз погоды.

Американские потребители уже получили представление о будущем по тому ажиотажу, который недавно возник вокруг программного обеспечения TimeTrax, позволяющего слушателям записывать передачи XM Radio и сохранять их на своих компьютерах в виде файлов МР3. Впоследствии спутниковая радиокомпания прекратила вещание передач на ПК, отчасти из опасения негативной реакции со стороны индустрии звукозаписи.

Однако сдержать эту волну будет трудно.

Хотя широкого распространения службы цифрового радио пока не получили, растущий интерес к устройствам, подобным TiVo, подталкивает к развитию индустрии, обещающей заполнить сигналами современного аналогового радио жесткие диски.

Новая компания AudioFeast предлагает поколению iPod защищенные от копирования, загружаемые передачи NPR, BBC и других радиостанций. А фирма Audible, торгующая аудиокнигами, давно обеспечивает своих заказчиков цифровыми версиями избранных радиопередач.

Блогерская сеть организовала «pod-вещание» — радиопередачи, которые можно загрузить в iPod одним файлом.

Несколько компаний начали предлагать услуги, нацеленные на предоставление TiVo-подобных возможностей аналоговыми радиостанциями. Одна из них, Griffin Technologies, выпустила напоминающее акулий плавник устройство RadioShark, которое подключается к компьютеру и записывает радиопередачи на жесткий диск.

Слушатели могут приостанавливать передачи и прокручивать их вперед точно так же, как телепередачи на TiVo. Но поскольку цифровая информация, сопровождающая телепередачи, отсутствует, устройство не позволяет увидеть программу передач или пропустить следующую песню.

Скоро у радиослушателей могут появиться еще более широкие возможности. Griffin ведет переговоры с компанией онлайновой музыки Gracenote о лицензировании технологии, распознающей аудиоаналог отпечатков пальцев. Будь такая возможность у RadioShark, песни можно было бы идентифицировать при их воспроизведении на радио, создавая на жестком диске компьютера архив любимых произведений, говорит вице-президент Griffin по маркетингу Эндрю Грин: «Для аналогового радио в его теперешнем виде это большая проблема. На радио не существует ничего подобного программам телепередач. Но кое-что мы все же можем сделать».

Подобные разработки заставляют нервничать индустрию звукозаписи. Фирмы и так опасаются, что цифровое радио позволит делать качественные копии песен, и лоббирует в правительстве внесение в стандарты цифрового радио специальных мер защиты от копирования.

Однако, хотя дебаты продолжаются, радиовещательная индустрия уже сделала свой выбор. В конце 2002 года Федеральная комиссия по связи установила базовый стандарт цифрового радио, основанный на технологии фирмы iBiquity.

Как утверждается на веб-сайте этой компании, почти 400 станций уже получили лицензии на вещание в формате iBiquity HD Radio, хотя радиовещательных станций сегодня гораздо больше. Недавно было объявлено, что Clear Channel в ближайшие три года переведет на цифровой формат 1000 своих основных станций.

«Это эффект домино, — говорит вице-президент iBiquity по маркетингу Дэвид Салеми. — К концу года у нас будет от 2000 до 2500 станций, купивших лицензию или планирующих перейти на цифру».




20.10.2004 г. - 5178 - Прислать свою новость!







OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных

- Мобильная версия сайта