Олег Митяев: Самое главное на фестивале — это песня


Текстовая версия


"Интернет-газета "Вслух.ру": С 10 по 12 июня на берегу Ильменского озера в окрестностях города Миасса (в Челябинской области) в 29-й раз прошел фестиваль авторской песни — второй по величине после Грушинского (под Самарой). Если в прошлом году на Грушинском фестивале выступил рокер Юрий Шевчук, то на Ильменском в этом году побывал Владимир Кристовский из группы «Уматурман». Но лицом фестиваля, как и прежде, был Олег Митяев.

Олег Митяев уже давно является самым популярным исполнителем, ставшим открытием Ильменского фестиваля, — без челябинца, имя которого сейчас известно всей России, возможно, сейчас не было и самого фестиваля. А без этого фестиваля, возможно, не было бы и Олега Митяева, потому что именно Митяева фестиваль, в первую очередь, и открыл. Мой разговор с Олегом Митяевым — об Ильменском фестивале, о приглашенной им популярной группе «Уматурман», приобщившейся на днях к бардовской песне.

- Вы выступаете на Ильменке много лет подряд. Чувствуете ли вы себя на этом фестивале классиком? Или завидуете молодым-зеленым, ведь у них все впервые?
 
- Вспоминаю 1979-й год, когда я в первый раз пришел на Ильменку. Смотрю — какие-то люди с рюкзаками, поют чего-то там, и все люди такие хорошие, и песни приятные. И с тех пор я просто не могу не приезжать каждый год.

Многие люди говорили, что можно все отдать за то, чтобы снова оказаться в палатке 20 лет назад молодым, замерзшим за ночь и уставшим. Но это другая жизнь. Это жизнь, которая уже прошла и никогда не вернется. Что об этом говорить? Я им завидую, но это светлая и добрая зависть. Мне кажется, что как раз для них ничего не изменилось. Они также приезжают и удивляются этим песням, этим людям. Может быть, они могут быть разочарованными некоторыми недостатками фестиваля: ну не удалось генеральному спонсору оплатить погоду. Только на время концерта «Уматурман» им хватило денег — чтобы дождь прекратился, и, может быть, будет оплачен еще вечерний звездопад, и дождя не будет.

- Как музыка группы «Уматурман», которую крутят по MTV, связана с бардовской песней? Почему вы пригласили на Ильменку именно их?

- Это печальная история — все так разошлись по своим кружкам. Эти придуманные форматы — это MTV, это «Русское радио», а это шансон. Мы как бы расставили все по своим местам. Но мне ужасно нравятся некоторые песни, например, Трофима. Не тот блатняк, который у него есть, а его шикарная лирика. И группа «Уматурман», мне кажется, разбивает все стандарты, потому что у них есть прекрасные песни, которыми я восхищен. Может быть, конечно, я восхищен ими потому, что они похожи на мои, но тем не менее мне они нравятся.
 
- Те песни, которые крутятся по MTV, вам тоже нравятся?

- В основном нет. Но меня всегда интересовали исключения в этой жизни, а не обобщения. И когда на фестивале авторской песни появляется Юрий Шевчук, который, как мы знаем, все-таки рок-музыкант, его встречают с восторгом. Я думаю, что если приедет Жванецкий, ни-кто ему не скажет: «Это не ваш формат! Уйдите отсюда!». Потому что все-таки на Ильменском фестивале, особенно раньше, присутствовали в основном интеллигентные люди. И пусть они в штормовках, пусть с рюкзаками, но это образованные люди, и им нужен определенный уровень поэзии и музыки. Что-то выше, что-то ниже, но это отличается от среднестатистического уровня песен по всей стране. И это не тюрьма и колючая проволока, и это все-таки не «Ласковый май». И мне кажется, что Кристовский до него дотягивается в некоторых песнях. Но он еще молод…

- Какова история вашего знакомства с группой «Уматурман»?

- Мы случайно пересеклись на вечере Николая Караченцова. Но до этого Владимир Кристовский мог дать концерт песен Олега Митяева, а я уже, проснувшись утром, успел увидеть замечательный клип и подумал: «Что-то случилось с нашим телевидением. Какая песня хорошая и со словами!». Ну а потом он уже приехал на мотоцикле на дачу. Виктория Токарева сказала, что он — Д`Артаньян. И так вот мы и познакомились, но это пока недолгое знакомство.

- Ваш концерт с «Уматурман» — это была импровизация?

- Любой концерт — это всегда импровизация. Но иногда вдруг из импровизации рождаются такие куски, которые бы не грех и повторить для людей, которые не слышали. Вот я недавно был на концерте Михаила Жванецкого в зале Чайковского. Вы знаете, даже он достает из портфеля одни и те же тексты и читает. Хотя это же шутки — шутки два раза вообще не повторяются. Но я даже записываю, что я сказал на концерте, чтобы в следующий раз опять не рассказать эти анекдоты. Но какие-то песни без истории уже не идут, и если я эту историю не расскажу, то кто-то не услышит, а кто-то скажет: «Ну что ж ты не рассказал?». Когда собираются два человека, я им рассказываю анекдот, а потом приходит третий и говорит: «Ну расскажи!», и я еще раз рассказываю этот же анекдот, то его обязательно слышит тот, кто его уже слышал, и никуда от этого не деться!.. Либо нужно реже выступать, но реже выступать — не получается… Или тогда нужно реже ходить на концерты… (Смеется.) Я рекомендую ходить на концерты раз в полтора года…

- Будут ли у вас еще какие-то совместные проекты? Вы шикарно смотрелись вместе с Владимиром Кристовским…

- Да? Как отец и сын? Не знаю пока, но нет противопоказаний. Просто такая загруженность — что у него, что у меня. Но желание работать вместе есть…

- Поддерживаете ли вы другие фестивали или мероприятия?

- Невозможно все поддержать, да и каким образом? Я пишу песни, и настолько втянулся в эту изящную словесность, что больше ничем заниматься и не хочется. И если бы не такой мощный организаторский аппарат, то здесь, может быть, ничего такого и не происходило. Я просто не могу возразить ребятам, когда они предлагают, например, открыть просветительский лицей Олега Митяева и вручать премию «Светлое прошлое», награждая всех наших земляков. Я только чем могу помогаю в Москве — если нужно кого-то подпнуть. А так приезжаешь — все налажено: бери гитару и пой!..

- Третий год подряд главным спонсором фестиваля выступает пивоваренный завод. Вы считаете, это нормально, что палатки с пивом стоят рядом со сценическими площадками? Правильные ли ассоциации рождаются у народа — песни под гитару у костра невозможны без пива. Как относятся к этому сами организаторы?

- Самое главное на фестивале — это песня. И все эти люди — замечательные организаторы, и они бы могли хорошо заработать при таких способностях — заняться нефтью, торговлей, промышленными товарами и много еще чем. Тем более что у них есть связь со Златоустовским заводом, с Каслями, и другие наработки. Сейчас вот если их выбросить на улицу, они не пропадут. Тем не менее они поддерживают такую замечательную вещь, как традиция, и традицию в жанре «авторская песня», которую 28 лет назад заложили замечательные люди: Геннадий Васильев, Юрий Трахтенберг и Лариса Петровна Коробицына из челябинского КСП.

- Интересно, как бы они сейчас восприняли эту связь бардовской песни с пивом?

- Изменился мир, изменилось время. И главная заслуга организаторов в том, что они сумели перестроиться. И я сейчас думаю, что если бы у нас в стране все было устроено по-другому, и на фестивале все происходило бы по-другому, и спонсор у нас, может быть, был другой — какой-нибудь более благозвучный, а не пиво. Но, однако, в государстве не все так хорошо устроено. Когда-нибудь все будут честно платить налоги, все это будет, как хлеб, перевариваться, и мы даже не будем знать, откуда мы получаем деньги для того, чтобы петь песни. А сейчас эти замечательные люди, не дожидаясь, пока все нормализуется, сами дотируют такие мероприятия. Дай бог, чтобы у них тоже все получалось, и количество спонсоров тоже росло.

- Еще и ликероводочный завод вдруг поддержит…

- Сейчас трудно предположить, что Челябинский исторический музей мог быть генеральным спонсором Ильменского фестиваля, потому что нет у него денег. И люди, может быть, станут пить меньше, а музеи станут богатеть, и они станут нашими спонсорами. Или Ильменский фестиваль станет спонсором пивоваренных заводов, потому что люди окунутся в культуру и практически перестанут пить. Медицина будет доказывать, что людям немного надо, и, может, мы доживем до этих замечательных времен…
Но все-таки самое главное — это песня, и я сам случайно попал на этот фестиваль много лет назад и был потрясен этими людьми, которые собираются на это намоленное место и поют. Вот я раньше ходил с тетрадочкой и возле каждого костра записывал песни. И, слава богу, что эта традиция не изменилась. Конечно, разные люди приезжают… Иных уж нет, а те далече. И молодежь больше тянется к «Уматурман», чем, может быть, к Юрию Визбору, но новые песни должны равняться на старые, должны улучшать их… Чего я несу, господи?

- Много ли претендентов на участие в фестивальном конкурсе отсеивается на предварительных прослушиваниях?

- Это было всегда. Нам кажется, что все уже настолько упростилось, что такой быдляк пошел уже, но меня утешает, что это было и 200 лет назад, и 300. И все говорят: «Вот раньше было, а сейчас… что-то все пошло на убыль». Нет. Я думаю, что они появляются — замечательные молодые люди с талантливыми песнями…

- У вас есть какие-то свои собственные рецепты борьбы со звездной болезнью?

- Видимо, у меня нет такой борьбы, поэтому и средств нет.

- И никогда не было соблазна блеснуть?

- Соблазны есть. Ну что вы — иногда хочется так блеснуть! Но на самом деле — желание блеснуть, это и есть такая движущая сила: я вот как раз хотел блеснуть именно на Ильменском фестивале, и мы с Петром Старцевым репетировали по 3 раза в день — и на остановке, и во всяких сложных условиях, и искали песни, и прослушивали, — и все это только для того, чтобы фиксануться здесь, на этой сцене, и получить медали. Поэтому, конечно, приступы такие бывают…

- Кого из молодых исполнителей вы можете отметить?

- Из молодых — Иващенко и Васильев. (Смеется.) Знаете, молодой автор-исполнитель и молодой поэт — это все очень относительно. Сергей Никитин был очень долго молодым, он уже поседел, а он все был молодым, и как-то его композиторы, которым за 80, величали: «Ну вот, молодой человек!». Все стоящее, оно все равно пробивается… Все равно мы это слышим, и всегда приятно это поддержать. Но это все уже состоялось — оно уже произошло…

Сергей Кузнецов


5637 ONAIR.RU 17.06.2005 TEXT Прислать свою новость!






ЗАКОННАЯ ЭКОНОМИЯ НА НАЛОГАХ. УСПЕШНЫЕ ПРИМЕРЫ. ГАРАНТИИ. ПОДРОБНОСТИ


Перекресток

OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных

- Мобильная версия сайта