Год свободы не видать


Текстовая версия


Основными поставшиками новостей о СМИ в 2005 году были Кремль и дружественные ему коммерческие структуры. Гиперактивность государства в сфере массовых коммуникаций имела несколько важных последствий. Во-первых, она привела к дальнейшей маргинализации законодательной ветви власти. Другой итог государственной политики в области СМИ - бум развлекательных программ на телевидении и крен в сторону "желтой" журналистики у некоторых серьезных изданий.

Прощай, немытая Россия
В этом году была продолжена "зачистка" информационного поля - к дружному хору "Первого канала", "России", НТВ присоединился последний канал, на котором выходят федеральные новости. В начале лета бывшие владельцы REN TV Ирена и Дмитрий Лесневские продали свой пакет акций немецкой компании RTL Group, одновременно "Северсталь-групп" объявила о покупке у РАО "ЕЭС" 70 процентов долей телеканала за 100 миллионов долларов. В конце лета "Северсталь-групп" продала 35 процентов акций ОАО "Сургутнефтегаз", а в октябре Лесневские подали в отставку со своих постов на канале. Позднее в интервью "Известиям" Лесневская объяснила продажу акций изменением политического климата в России, при котором телеканалы больше не в состоянии проводить независимую информационную политику.

В политической подоплеке происходящего были уверены и представители медиасообщества. Несмотря на то что новые акционеры и назначенный ими гендиректор Александр Орджоникидзе обещали не менять информполитики канала, в ноябре с REN TV ушли глава службы информации Елена Федорова, ведущая Ольга Романова, а также несколько редакторов программы новостей "24". По словам журналистов, после ухода Лесневских атмосфера в редакции стала невыносимой, а из информационных программ стали исчезать острые сюжеты. Руководство телеканала поспешило обвинить журналистов во лжи, однако факты свидетельствовали о том, что выпад явно не по адресу. Отстранение Романовой от эфира - первое, что сделал Орджоникидзе, заняв кресло гендиректора REN TV - проходило в лучших традициях времен "автоматного права", с привлечением молодых людей спортивной наружности и удостоверениями сотрудников частного охранного предприятия. Вооруженные сотрудники ЧП перегородили вход в эфирную студию программы "24".

Не успели улечься страсти вокруг REN TV, как был отправлен в отставку генеральный директор ТВЦ Олег Попцов. Позднее "Коммерсант" со ссылкой на самого Попцова сообщил о том, что причиной увольнения мог стать фильм "Ваше высокоодиночество", в котором телеменеджер вел виртуальный диалог с президентом Владимиром Путиным. Источник в московской мэрии, которой принадлежит 99,2 процента акций канала, заявил изданию, что медиаменеджер знал о скорой отставке и "специально сделал фильм, в котором обращается к Путину, и таким образом решил эффектно хлопнуть дверью". По некоторым данным, Юрия Лужкова раздосадовало то, как канал освещал выборы в Мосгордуму. ТВЦ оказался чуть ли не единственным телевещателем, который допустил до эфира оппозицию. Позднее СМИ сообщили, что Попцов опроверг информацию о политическом подтексте своего увольнения. Однако спустя несколько дней в интервью на радио "Свобода" экс-глава ТВЦ заявил, что и в этот раз журналисты неверно его истолковали. Оказалось, Попцов допускает, что был уволен за фильм, но не настаивает на этой версии.

В прошлом году государство активно занималось совершенствованием пропагандистской машины. В феврале вышел в эфир телеканал Минобороны. Военные уверяют, что следуют примеру Пентагона, чей телеканал работает в десятках стран. На самом деле, это не так. Если главный медиаресурс армии США создан по образцу CNN и посвящен исключительно армейской проблематике, то на "Звезде" кирзовые сапоги мелькают гораздо реже - под программы на военные темы отдано только 10 процентов эфира. Остальное время занимают фильмы, передачи о жизни животных, просветительские программы о самоидентификации и, конечно же, сериалы. Такое программирование свидетельствует о том, что телеканал нужен Минобороны не для того, чтобы рассказывать о жизни армии без купюр. В декабре выяснилось, что только каналом военные ограничиваться не собираются, а создадут огромный медиахолдинг. Кроме "Звезды", в него войдет национальная радиостанция "Звезда FM", интернет-портал, телерадиовещательная студия и рекламное агентство. До мая 2006 года в Москве будет запущен телерадиокомплекс, который сможет передавать на спутник цифровой сигнал 10-ти теле- и радиоканалов, а в 2007 году начнет работу еще один телеканал, который Минобороны намерено использовать для внутреннего пользования.

Особое внимание в 2005 году государство уделило работе с иностранными гражданами. В рекордные сроки был создан круглосуточный канал на английском языке Russia Today. Ему предстоит донести до зрителей за рубежом всю правду о России - в том виде, как ее понимают в Кремле. О создании телеканала было объявлено в июне, а 10 декабря новая "кнопка" впервые появилась в эфире. Правда ненадолго, спустя два дня телеканал, в который было вложено 30 миллионов долларов, замолчал - вышло из строя оборудование. Первоначально гендиректор RT 25-летняя Маргарита Симоньян объясняла проблемы атакой хакеров, однако позднее выяснилось, что причиной сбоя стало обыкновенное разгильдяйство - технические службы не подготовили должным образом компьютеры.

В прошедшем году российские власти не только отмывали незаконно поруганный образ России, но и карали СМИ, которые продолжали его "пачкать". В конце июля американская телекомпания ABC показала интервью журналиста Андрея Бабицкого с террористом Шамилем Басаевым. Через два дня Министерство обороны РФ лишило АВС аккредитации. Чуть позже российский МИД предостерег российские госструктуры от общения с телекомпанией и заявил, что не станет продлевать ее аккредитацию, без которой западные СМИ не имеют права работать в России. А в феврале редакция газеты "Коммерсант" получила официальное предупреждение от Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций. По мнению чиновников, в материале "Аслан Масхадов: мой призыв обращен к президенту России", опубликованной 7 февраля, содержалась информация, "обосновывающая и оправдывающая необходимость осуществления экстремистской деятельности". Попытки оспорить в суде законность решения службы не увенчались успехом.

Появление телеканала для домохозяек "Домашний", пожалуй, единственная серьезная неполитическая новость российского телевидения в прошлом году.


Не так страшен Кремль, как его малюют
На рынке печатных СМИ власть была менее активна. Ее волю можно усмотреть только в одной крупной сделке - покупке "Известий". Чуть больше 50-ти процентов акций ОАО "Редакция газеты "Известия" были приобретены медиа-холдингом "Газпром-медиа" у издательского дома "Проф-Медиа" в начале июня. Изменения не заставили себя долго ждать - в сентябре новый владелец снимает гендиректора "Известий", а два месяца спустя - главного редактора. По информации осведомленных источников, последний разгневал Кремль подробной статьей о многотысячном марше националистов в Москве в День народного единения 4 ноября. Для сравнения, федеральные каналы дружно не заметили демонстрацию, которая собрала, по разным оценкам, от трех до пяти тысяч человек. Новым главредом "Известий" стал шеф-редактор "Комсомольской правды" Владимир Мамонтов. Эксперты опасались, что Мамонтов попытается привить старейшей российской газете "передовой" опыт "Комсомолки", которая в последние годы превратилась в таблоид. Желтым листком "Известия" не стали, но и движением в сторону качественной прессы происходящие в газете перемены назвать нельзя. Теперь редкий день издание не печатает развернутых интервью с российскими чиновниками, заголовки все чаще пишутся по принципу "не укуси руку тебя кормящую". Что до критики властей, то она исчезла из газеты практически сразу после ухода Бородина.

Несмотря на то что, кроме "Известий", на рынке печатных СМИ в этом году Кремль больше ничего не купил, его политика фактически предопределила дальнейшее развитие сразу нескольких известных изданий. В середине июня предприниматель Борис Березовский отправил в отставку главного редактора газеты "Коммерсант" Александра Стукалина, а также генерального директора издательского дома и шеф-редактора объединенной редакции Андрея Васильева. Свое решение Березовский объяснил желанием вернуть газете утраченные позиции на рынке деловых СМИ, однако в это мало кто поверил. По мнению наблюдателей, Березовский был недоволен работой Васильева, который проводил слишком независимую редакционную политику. Опальному олигарху нужен боевой листок против Путина, а Васильев был готов печатать обличительные письма Березовского только на правах рекламы. Сразу после ссылки Васильева в Киев из "Коммерсанта" ушли несколько известных журналистов, в том числе глава отдела экономической политики Николай Вардуль (теперь работает в "Газете"), карикатурист Андрей Бильжо (его сериал про Петровича переехал в "Известия"), спецкор отдела "Общество" Олег Кашин (устроился на работу в "Эксперт"). А 28 декабря стало известно об отставке Владимира Ленского, который сменил на посту Андрея Васильева.

В марте разразился скандал вокруг газеты "Московские новости". Все началось с того, что главный редактор Евгений Киселев уволил своих замов Людмилу Телень и Михаила Шевелева. Отставники публично пожаловались на непрофессионализм главного редактора, в дело вмешался наблюдательный совет, но, не добившись восстановления в должностях Телень и Шевелева, в полном составе ушел в оставку. Владелец "МН" Леонид Невзлин заявил, что в этой ситуации ему остается только "избавиться от газеты". Издание, за которым в годы перестройки ходили занимать очередь затемно, купил украинский предприниматель Вадим Рабинович. Он пообещал вернуть газете былое величие, но, в конечном итоге, продал израильскому предпринимателю российского происхождения Аркадию Гайдамаку. Новый владелец в интервью "Коммерсанту" заявил, что при нем издание будет проправительственным. С тех пор о газете ничего не слышно.

О государстве вспоминали и при очередной смене владельцев "Огонька". В июне журнал купила компания "Телекоминвест", которая до этого издавала только телефонные справочники. Новый хозяин тут же признал несостоятельными попытки превратить журнал в модный глянец, которые с начала 2005 года предпринимал Владимир Вдовин, и вернул изданию прежнего редактора - Виктора Лошака. Участвовавший в "перезапуске" журнала Леонид Бершидский тогда заявил, что издание было продано по указанию Кремля. А источник газеты "Ведомости" сообщил, что "Телекоминвест" приобрел издание по просьбе Валентина Юмашева, бывшего главы администрации президента.

Неполитических новостей на медийном рынке было немного, и в большинстве случаев они освещались гораздо скромнее политических. Сразу после новогодних праздников был закрыт журнал "Новый очевидец", который позиционировал себя как литературно-художественный, а по дизайну и верстке был поразительно похож на американский New Yoker. В октябре в продаже появился сатирический журнал "Крокодил" - тезка издания, которое выходило в Советском Союзе с 1922 года. Из других событий стоит отметить смену руководства в "Газете" и ее переход на таблоидный формат, а также приход Леонида Парфенова в русский Newsweek.

Лишь одна неполитическая новость освещалась так же широко, как и политические, - иск "Ведомостей" к РБК. Недовольство газеты вызвало то, что информагентство размещало на одном из своих сайтов статьи газеты без ссылки на первоисточник. Обычно отраслевые новости не получают большого резонанса, однако РБК сделало все для того, чтобы иск "Ведомостей" стал прецедентом. Информагентство разместило на своем сайте официальное предложение купить газету. Только после этого СМИ распространили пресс-релиз, полученный от газеты накануне и сообщавший об иске "Ведомостей" к РБК. Выступив с публичной офертой, информагентство, по всей видимости, пыталось "загасить" негативную новость позитивной. Но РБК никто не поверил: о скандале написали все крупные столичные газеты, и ни одна из них не рассматривала предложение РБК к "Ведомостям" всерьез.


Дума против людоедов
Активность исполнительной ветви власти на медиарынке имела несколько важных последствий. Во-первых, она привела к дальнейшей маргинализации ветви законодательной. В этом году депутаты выступили с несколькими законопроектами, которые могли бы иметь серьезные последствия для рынка, но ни один из них так и не был принят. Так, в апреле в Думу был внесен проект федерального закона "О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию". Документ, созданный комитетом Госдумы по делам женщин, семьи и молодежи совместно с НИИ Генеральной прокуратуры РФ, был направлен на то, чтобы предотвратить тлетворное влияние вредных, по мнению депутатов, СМИ, Интернета, электронных игр, мобильной связи, книг и кинофильмов. "Вредными для здоровья детей" признавались "сцены насилия и жестокости, натуралистическое изображение смерти или травм", выдуманные и мистические персонажи, дискредитация семьи и родителей; призыв к потенциально опасным поступкам; демонстрация "веществ, товаров и услуг, опасных для жизни и здоровья" (например, пирсинг и нанесение татуировок), рассказ об экстремальных видах спорта, неэтичная реклама, в том числе реклама, содержащая "оскорбительные слова, сравнения, образы в отношении профессии, социальной категории, возрастной группы, пола". В документе было подробно расписано, что и когда имеют право показывать российские телеканалы. Авторы законопроекта также предложили составить словарь ненормативной лексики. В середине мая Дума проголосовала против этой законодательной инициативы.

Сложно назвать действенными и попытки "Единой России" вмешаться в работу российских СМИ. В начале июня по инициативе Госдумы руководители шести ведущих российских телеканалов подписали Хартию телевещателей против насилия и жестокости. Свои подписи под документом поставили гендиректор "Первого канала" Константин Эрнст, председатель ВГТРК Олег Добродеев, президент ТВЦ Олег Попцов, гендиректор НТВ Владимир Кулистиков, гендиректор СТС Александр Роднянский и президент REN TV Ирена Лесневская. В подписанном документе говорится, что, действуя строго в рамках законодательства, средства массовой информации должны не допускать "нанесения ущерба общественной нравственности, распространения информации и материалов откровенно циничного и оскорбительного характера и/или пропагандирующих культ насилия и жестокости". Спустя пять месяцев разгорелся скандал вокруг показанного на НТВ в программе "Чистосердечное признание" документального фильма о людоедах. "Отвратительные кадры - кровь, расчлененные тела. Это может нанести психическую травму не только ребенку, но и взрослым!" - восклицала тогда вице-спикер нижней палаты парламента Любовь Слиска. Она же подготовила специальное обращение к руководителям крупнейших телеканалов, которое позднее почти единогласно приняли депутаты. "Госдума выражает обеспокоенность сложившейся ситуацией и обращается к вам, уважаемые руководители российских телевизионных каналов, с требованием соблюдать нормы законодательства и положения хартии, подписанной вами, а также предпринять действенные меры по ограничению выхода в эфир программ, которые могут причинить вред общественной нравственности", - говорится в обращении. Но и этот документ не помог - передачи спорного содержания продолжают появляться на российских телеканалах. Так, в декабре НТВ показало документальный фильм о столичных публичных домах. Депутаты сделали вид, что ничего не заметили.

Когда ведущая REN TV Ольга Романова была отстранена от эфира, Госдума поручила Комитету по информационной политике запросить у руководства телеканала всю информацию о конфликте. Что стало с тем запросом, до сих пор неизвестно.

В октябре президент выступил с инициативой передать часть полномочий Госдумы в сфере контроля за СМИ созданной в этом году Общественной палате. Поправки наделяют Общественную палату правом привлекать граждан, общественные объединения и представителей СМИ к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в СМИ, реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации, а также вырабатывать по данным вопросам рекомендации. Кроме того, ОП сможет давать заключения о нарушениях свободы слова в СМИ, которые в зависимости от содержащихся в них выводов могут направляться в регистрирующие, надзорные или правоохранительные органы, СМИ, допустившие нарушения, а также в иные компетентные государственные органы или должностным лицам. Девятого декабря законопроект одобрила Госдума, 14 декабря поддержал Совет Федерации, а 28 декабря - подписал президент. Правозащитники и участники рынка в новых полномочиях Общественной палаты усматривают угрозу демократии в России. Они опасаются, что орган будет использоваться для давления на независимые СМИ.


Что нового покажет нам Москва?
Другой итог чрезмерной активности государства в сфере массовых коммуникаций - бум развлекательных программ на телевидении. В сезоне 2004/2005 информационные и общественно-политические программы окончательно перестали быть критерием для выбора канала - последние известия на всех федеральных "кнопках" превратились в серый поток официоза, разбавленного "живинкой" из регионов. Ведущие аналитических программ вынуждены либо мириться с цензурой, либо закрывать свои проекты, как сделала в начале лета Светлана Сорокина. Теперь при выборе канала зритель ориентируется на сериалы, юмористические передачи и сенсационную документалистику (вроде той, что представлена в программе "Максимум" на НТВ). Под всевозможные "аншлаги", "кривые зеркала" и концерты из Кремлевского дворца отдан прайм-тайм на всех центральных каналах. Проблема, однако, в том, что юмор Петросяна и некогда популярные исполнители мало интересны молодым зрителям - они включают телевизор, чтобы посмотреть сериалы по REN TV и СТС, а федеральные "кнопки" смотрят только в том случае, если там показывают известные фильмы. По итогам телезона 2004/2005 в тройку лидеров у тех, кому до 35 лет, попали только голливудские ленты: "Красотка", "Убить Билла", "Титаник", - все три были показаны на "Первом канале". Среди сериалов самым востребованным у молодежи оказался проект "Солдаты" (REN TV).

Крен в сторону развлекательной журналистики в 2005 году произошел и у некоторых печатных СМИ. После смены главного редактора на страницах газеты "Известия" стало появляться гораздо больше материалов без информационного повода, но на популярные у читателей темы, вроде китайской угрозы. Все чаще на первую полосу издания стали попадать криминальные сюжеты, чей масштаб явно недотягивал до общероссийского, не постеснялись "Известия" написать и о роспуске попгруппы "Виагра". Таблоидом по форме (но не по содержанию) стала в этом году "Газета", похожие изменения анонсировала "Независимая газета", проданная в конце лета Борисом Березовским.

Характерно, что крен в сторону развлекательной журналистики наблюдался только в тех сегементах медиарынка, где было ощутимо давление государства. Для сравнения, на радио за последнее время произошло серьезное укрепление качественной журналистики. По данным TSN Gallup Media, почти в полтора раза за последние два года увеличилась аудитория радиостанции "Эхо Москвы". Медиаизмеритель связывает тенденцию с удачной редакционной политикой вещателя и, в первую очередь, с появлением таких передач, как "Большая информационная программа "Эхо", "Персонально ваш", "Ищем выход". Неплохая динамика и у утренних разговорных программ на радиостанции "Серебряный дождь", чья доля за последние два года выросла почти в два раза. В этом году заявило о смене формата вещания с музыкального на информационный "Русское Радио – 2", а в мае стало известно о планах холдинга "Газпром-Медиа" открыть новую разговорную радиостанцию.

Главным событием Рунета в прошлом году также стала неполитическая новость - в начале ноября издательский дом "Секрет фирмы" купил новостной интернет-ресурс "Газета.Ru". По мнению Алексея Волина - гендиректора ИД Родионова, интернет-проект обошелся новым владельцам в 5-10 миллионов долларов. С этой оценкой согласен советник Rambler Media Group Антон Носик.


Там за горизонтом
В целом же, в прошлом году российская система СМИ стала еще сильнее напоминать ту модель, которая распространена в авторитарных обществах. Пока Кремль взял под полный контроль только телевидение, а потому главный вопрос наступающего года - будет ли продолжена экспансия? Под конец года Минкультуры разработало законопроект, предусматривающий превращение государственного телевидения в общественное. Однако проект по созданию российского аналога британской "Би-Би-Си" чиновники мусолят уже так долго, что в реалистичность этого плана перестали верить даже оптимисты.

Андрей Ломкин Lenta.ru




09.01.2006 г. - 4441 - Прислать свою новость!







OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных

- Мобильная версия сайта