Андрей Бубукин: "Если говорить на радио языком Чехова или, не дай бог, Пушкина, тебя будут воспринимать как больного человека"


Текстовая версия


Андрей БубукинМузыкальное коммерческое радиовещание - изобретение западное. Многие думали, что и развиваться оно будет по-западному, но сегодня уже с полной уверенностью можно сказать, что и здесь Россия пошла своим путем.

Например, на зарубежных радиостанциях музыкальным ведущим может стать только эрудированный человек с большим жизненным опытом. В нашей стране средний возраст радиоведущего - 20-30 лет. Если в Европе вещатели делают ставку на региональные радиостанции, то у нас - на столичные. "Там" первые строчки рейтингов занимают религиозные и просветительские станции, у нас - музыкально-развлекательные. О том, что сегодня происходит в FM-диапазоне России и Северо-Запада в частности, мы попросили рассказать руководителя регионального департамента вещательной корпорации "Профмедиа" Андрея Бубукина.

Lenizdat.Ru: Андрей, вы довольно часто бываете на региональных музыкальных радиостанциях. Как обстоят дела в регионе?
А.Бубукин: Знаете, Москва тоже регион, только специфический. Нет, любой город, конечно, это специфический регион, но общие тенденции сегодня такие: во-первых, появились деньги на рекламном рынке, то есть резкий рост радиорынка как такового. На каждый федеральный конкурс комиссии ежемесячно, даже от малых городов, приходит от 5 до 12 соискателей. Иногда думаешь: "Боже мой, ну откуда в этом городе могут браться такие деньги?" Вот, например, город Бузулук Оренбургской области, население 87 тысяч человек, 6 радиостанций в FM-диапазоне! Застрелиться можно! Вторая тенденция - это большая склонность к сетевому продукту и меньшая склонность к самостоятельному продукту.

Lenizdat.Ru: Почему?
А.Бубукин: Здесь я вижу несколько причин. Первая - экономическая: сетевой продукт выгоднее, не надо ни о чем думать, ты просто берешь готовый столичный эфир и вставляешь какие-то свои элементы. Вторая причина - отсутствие ноу-хау, общих знаний и элементарной, примитивной информации, как делать радио, каким оно должно быть, почему оно интересно или неинтересно. Кроме того, люди, которые делают свое радио, должны отдавать себе отчет в том, что это радио должно быть интересно не для себя, а для тех, для кого они его делают.

Lenizdat.Ru: Как ведут себя петербургские вещатели?
А.Бубукин: Питер в этом отношении как раз является скорее исключением из правил, потому что в других крупных городах собственных радиостанций очень мало. Например, в том же Новосибирске можно назвать две-три радиостанции - начиная с известного в Екатеринбурге радио "Юнитон", в Красноярске свое собственное "Авторадио" - не московское, в Перми тоже было собственное "Авторадио", которое сейчас переформатируют. Сейчас они будут делать его как "радио для взрослых" - новый бренд. То есть в таких больших городах можно по пальцам перечислить собственные радиостанции, которые хоть как-то могут конкурировать с московскими. Но это скорее исключение из правил.
В отличие от этого в Питере большое количество собственных радиостанций, которые занимают значительную долю эфира. Под "собственной станцией" я могу с полным основанием понимать "Европу Плюс", потому что питерская "Европа Плюс" - это не московская "Европа Плюс" - у них достаточно большой отрезок времени занимает свое вещание. Ну и сейчас в Петербурге умирает радио "Классика" - его берут под "Серебряный дождь", как в свое время закрыли радио "Модерн", на волне которого сейчас работает "Наше радио".

Lenizdat.Ru: Почему на питерских радиостанциях очень мало осталось утренних шоу? Буквально одно-два...
А.Бубукин: Количество шоу уменьшается, потому что исчерпываются ресурсы, потому что лучше сделать хорошо, чем плохо - это естественно. Если это получается не очень хорошо, значит, лучше вообще не делать, а давать утром простой линейный эфир. Я думаю, что нет людей, которые способны это сделать, или они есть, но по каким-то причинам не делают этого. Может быть, не заинтересованы творчески, материально...

Lenizdat.Ru: Не кажется, что Петербург не хочет конкурировать с Москвой? Многие вещатели сегодня говорят: "Зачем делать свое утреннее шоу, если есть Стиллавин с Бачинским"?
А.Бубукин: Во-первых, Стиллавин и Бачинский - это болтовня. Я не имею в виду их шоу, а разговоры о шоу или вокруг него. Говорят, что Толстой или Чехов - классики русской литературы. Возникает вопрос: кто в последний раз читал Толстого или Чехова? Конечно, есть люди, которые читают их, и получают от этого удовольствие, но это не массовое чтение сегодня. Так и здесь, Стиллавин с Бачинским считаются создателями стильного утреннего шоу. Но я сомневаюсь, что у этого шоу реально большая аудитория, потому что оно очень специфическое и узконаправленное. Поэтому если можно конкурировать - надо конкурировать. Если создатель радиостанции говорит: "Зачем я буду потеть, раз есть Стиллавин с Бачинским?!", значит, собственный продукт он отодвигает на второе место. "Ребята, в моем утреннем эфире рекламу размещать не надо, потому что все слушают Стиллавина с Бачинским", - если так рассуждать, то возникает вопрос - зачем тогда вообще утренний эфир? Давайте включать передатчики в 10 утра! Я считаю, что жить надо в соответствии с английской поговоркой: "Если полюбить, так королеву, если украсть, так миллион!" Если выкладываться, то на сто процентов.

Lenizdat.Ru: Кстати, в эфире тех же Стиллавина и Бачинского сегодня можно услышать очень дерзкие выражения, и не только в адрес друг друга, но и в адрес слушателя. Это допустимо?
А.Бубукин: Оскорбление слушателя недопустимо, я считаю. Вообще оскорбление людей - это последнее дело, тем более если это делается специально. Я не сторонник такого радио.

Lenizdat.Ru: Согласитесь, что сегодня язык ведущих, которые работают на музыкальных коммерческих радиостанциях, не отличается богатством и многообразием, не говоря уже об элементарной культуре. Не так давно в эфире одной станции услышала: "Если ты не гей, пришли мне sms!"
А.Бубукин: Я даже не знаю, к чему отнести радио - к элементу культуры или к чему-то еще. Какая-то новая форма общественного сознания... Дело в том, что язык - живое существо, он изменяется вместе с носителем языка - с одной стороны, и с другой стороны - язык является прямым продуктом общества, который его производит, на котором человек говорит. Если язык изменяется, то изменяется он естественным образом - зеркальное отражение менталитета общества, уровня сознания общества на данный момент. Просто общество такое. Это не плохо или хорошо - это надо принять как данность. И какие бы искусственные механизмы ни вводились по ограничениям, язык все равно будет таким. Это язык улиц, и люди хотят его слышать - они на нем говорят. Если ты сейчас будешь говорить на радио языком Чехова или, не дай бог, Пушкина, с его огромным количеством архаизмов, старых слов, красивых, пышных выражений, навряд ли тебя будут воспринимать адекватно, тебя будут воспринимать как больного человека.

Lenizdat.Ru: А как же одна из функций радио - просвещать?
А.Бубукин: Радио должно развлекать, информировать. Точка. Как только начинаешь просвещать, ты теряешь коммерческую составляющую. Это относится к музыкальному радиовещанию. В информационном вещании с языком все более или менее нормально. Я уже не говорю про то, что его очень мало - станций раз-два и обчелся. На "Эхе Москвы" достаточно грамотный русский язык: они приглашают в студию определенных гостей, которые говорят на языке, будем говорить, близком к литературному. На музыкальных радиостанциях, особенно если они ориентированы на молодую аудиторию, язык должен быть соответствующий. В противном случае тебя не будут слушать.

Lenizdat.Ru: Сейчас на некоторых станциях речь линейных ведущих в эфире ограничивается 20-30 секундами, некоторые станции вообще отказываются от голосов в эфире. Вам не кажется, что эта профессия умирает?
А.Бубукин: Дело в том, что людей, которые подходили бы творчески к своей профессии в эфире, сегодня достаточно мало. Люди, которые способны это делать, начинают делать авторские программы, уходят из линейного эфира, что тоже, в общем-то, нормально, потому что человек хочет расти творчески - с одной стороны, и с другой - хочет получать больше, потому что авторский эфир стоит дороже, чем простой линейный. И я считаю, что одним из возможных вариантов будущего FM-радио является эфир вообще без живого голоса. То есть довольная большая работа проводится заранее, делаются какие-то голосовые элементы, которые создают эффект прямого эфира, только они без эканий, аканий... они почище, они выверены, и идет полная имитация прямого эфира, но человек, который не знает этого, никогда не догадается, что голос выдается в записи.

Lenizdat.Ru: Почему в радиопространстве практически не осталось ярких личностей?
А.Бубукин: Диджей - это человек, который является элементом эфира. Он должен соответствовать стилистике, энергетике, саунду и прочим другим элементам эфира. Если он немножко выбивается, если он индивидуален, то часть публики начинает его просто выключать в этот момент. Яркие личности в эфире - они делят аудиторию пополам: одна половинка начинает любить их страстно, другая половинка начинает их страстно ненавидеть и выключать радиостанцию или переключаться на другую волну, что абсолютно невыгодно. Поэтому, как это ни парадоксально, именно вот такой средний уровень линейного ведущего, безликий, который просто создает настроение, говорит какие-то банальности - он значительно более удобен с точки зрения коммерческой организации, чем яркий, необычный, нестандартный ведущий.

Lenizdat.Ru: Многие из радийщиков сегодня спорят на предмет того, нужны ли новости на музыкальной радиостанции...
А.Бубукин: Я считаю, что новости на музыкальном радио нужны - разные, а содержание зависит от формата. На радио "для взрослых" должны быть новости политики, экономики, культурной жизни. Для молодежи эта информация малоинтересна. Например, я знаю многих молодых людей, которые учатся на политологов - они в силу своей будущей профессии должны интересоваться политикой... Ничего подобного! Им она не интересна. Для них институт, образование - одно, а окружающая жизнь - другое. Это не значит, что это плохо, просто они такие. Поэтому на молодежных радиостанциях должны быть новости, которые касаются содержания музыкального эфира - музыкальной жизни, жизни исполнителей, скандалы, то есть то, что можно прочесть в молодежных гламурных журналах.

Lenizdat.ru, Яна Быстрова


12589 ONAIR.RU 20.03.2006 TEXT Прислать свою новость!






ЗАКОННАЯ ЭКОНОМИЯ НА НАЛОГАХ. УСПЕШНЫЕ ПРИМЕРЫ. ГАРАНТИИ. ПОДРОБНОСТИ



OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных

- Мобильная версия сайта

Купить принтер для пластиковых карт https://scancode.net.ua/.