Фефект фикции. Чтобы научиться правильной артикуляции, телеведущие используют винные пробки


Данный текст запрещен к копированию и публикации на страницах сайта radioportal.ru
Текстовая версия - Версия для печати


     Героиня Ирины Муравьевой в известном фильме «Карнавал», готовясь к поступлению в театральный вуз, тренировала технику речи, набив рот орехами и старательно выговаривая скороговорки: бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. Перед тем как начать работу в кадре, технику речи должен освоить и каждый телеведущий. Только вот вместо орехов сегодня используют... винные пробки.

Чукча в чуме-читальне
     «Никогда не делайте так, как делала Ирина Муравьева! — предупреждает нас преподаватель по технике речи канала «Россия» Наталья Погосова. — Можно поперхнуться, орех попадет в дыхательные пути — тогда пиши пропало. А пробка выполняет ту же функцию». Оказывается, когда во рту есть какая-то помеха, а мы, преодолевая ее, будем стараться максимально четко произносить слова, автоматически нарабатывается мышечная активность в органах артикуляции. На слух при этом произносимый текст может звучать со множеством лишних шумов, зато потом, когда вынимаешь пробку изо рта, привычка «сопротивляться» в мышцах остается, и текст произносится легко и свободно. С пробкой можно проговаривать слоги, скороговорки, а телеведущие, начиная заниматься, даже читают с пробкой во рту свои эфирные тексты. При этом помещать ее нужно в рот не целиком, а только на сантиметр-полтора, придерживая зубами и немного рукой за внешний край — в этом случае рот может свободно открываться.
     Преподаватель занимается с каждым учеником с учетом его природных данных и индивидуальных проблем. «Если у кого-то вяло работают губы, значит, мы больше отрабатываем звуки «п-б», «в-ф», — рассказывает Наталья Погосова. — При проблемах с шипящими пробка ставится под язык, и все тексты проговариваются только в этой позиции. Например: чукча в чуме-читальне читает «Чайку» Чехова. Если у человека слишком «свистят» свистящие звуки, кладем пробку на язык и произносим слогосочетания: КCИ-КCЭ-КCА-КCО-КCУ-КCИ. Когда пробка вынимается, язык привыкает к определенной позиции, и дефект речи устраняется».
     Наталья Вартановна Погосова — заслуженный работник культуры РФ, доцент, преподаватель кафедры сценической речи РАТИ — работает с телеведущими уже 15 лет. Через ее руки в буквальном смысле прошли почти все ведущие и корреспонденты информационной службы канала: Елена Мартынова, Елена Выходцева, Михаил Антонов, вся бригада программы «Дежурная часть»... Преподаватель радуется, что независимо от профессионализма, приходя работать на канал, каждый человек воспринимает ее пожелания и помощь адекватно. «Совсем недолго мы занимались с Машей Ситтель — она уже была мастером, когда перешла работать в «Вести», — рассказывает Наталья Вартановна. — Чуть-чуть работали с Сергеем Брилевым, когда он вернулся из Англии, — занимались эфирной стилистикой и интонацией. Работали с Сергеем Пашковым: он ведь по образованию историк и педагог, заканчивал историко-архивный институт. А сейчас — профессиональный на телевидении человек, собкор канала в Израиле».
     «Когда я начинала работать в «Дежурной части», — вспоминает ведущая программы Татьяна Петрова, — Наталья Вартановна давала мне папку с эфирными текстами моего тогдашнего напарника Дениса Яковлева, и по ним мы учились читать с выражением, расставлять акценты в предложениях, правильно делать ударения, брать дыхание, выдерживать паузы. Затем лично от меня требовали жесткости в голосе — в криминальной программе у ведущего должна быть именно жесткая манера подачи информации. Наталья Вартановна сразу меня успокоила: сделаем подачу, какую нужно. Занимались в общей сложности месяца три — голос действительно стал жестче. А еще запомнилось, что Наталья Вартановна, чтобы исправить мою вялую голосовую подачу, советовала мне... бегать по лестнице. Говорила: «Вы пробегите по лестнице с первого на пятый этаж, а потом забегите в студию — у вас сразу така-ая подача будет!»

В эфире «Пионерская зорька»
     Ключевое понятие, которое запомнилось из разговора с преподавателем по технике речи, — это «опёртость». Именно таким — «опёртым» — должен быть голос ведущего. Считается, что такой голосовой тембр вызывает больше доверия у зрителя и просто приятен на слух. «Вы послушайте, какой красивый голос у Михаила Зеленского! — восхищается Погосова. — В Мишу только из-за голоса влюбиться можно. Причем этот голос ему дан от природы, а это большая редкость». Воспользовавшись служебным положением, я попросила Наталью Вартановну оценить свои собственные голосовые данные. «Пожалуйста, почитайте что-нибудь из этой папки», — подала мне стопку с подводками ведущего преподаватель.
     Читаю текст: «Здравствуйте! В эфире — программа «Вести-Москва» с новостями столичного региона. В студии Алексей Логинов.
     В Москве может появиться официальный реестр такси. Соответствующий законопроект одобрила сегодня в первом чтении Московская городская дума».
     Приговор преподавателя строг. «Во-первых, голос вам желательно понизить — придать больше грудного тембра и того самого «опёртого» звучания. Высокие женские голоса хороши для утреннего эфира. Но мы, педагоги по речи, про себя говорим о них: в эфире — «Пионерская зорька». Далее, вам нужно поработать с темпоритмом и активностью фразы. Последние слова предложений у вас как морской прибой: начало активное, а конец фразы затухает. Затем, я бы поработала с логикой и немножко с дикцией: почистить шипящие и мягкий «ть». Кроме того, вы сейчас все прочитали, а нужно рассказать. Для этого существуют некоторые секреты начитки...»
     Весь этот набор проблем тщательно разбирается на занятиях по технике речи. Однако, как оказалось, правильной дикции и чтению текстов начинающие ведущие учатся только... во вторую очередь. Первое, чего добивается от них преподаватель, — это свободной манеры общения со зрителем в кадре. Другими словами, для начала нужно выработать у человека желание общаться со зрителем, а затем уже — научить его общаться правильно.
     На занятия по технике речи к Наталье Погосовой съезжаются ведущие и журналисты со всей России. Представителям регионов сложнее всего избавляться от говора — процесс этот трудоемкий, уделять время занятиям нужно каждый день, а загруженность на работе у всех и без того большая. В театральной школе над избавлением от говора работают около трех лет — на телевидении такой роскоши позволить невозможно. Но и в довольно сжатые временные рамки можно добиться успехов. Главное — работать на результат. И еще одно правило: все упражнения должны доставлять удовольствие, иначе в занятиях нет никакого смысла.
     Чтобы голос звучал полно и красиво, прежде всего выполняется дыхательная гимнастика. Упражнения из известной дыхательной гимнастики по системе Стрельниковой, упражнения на отработку бесшумного вдоха и выдоха, преподаватель следит за работой мышц, которые задействованы в дыхательном процессе. «А в целом, чтобы лучше говорить, нужно прежде всего хорошо открывать рот, — советует Наталья Вартановна. — Когда у человека зажата челюсть, впечатление от артикуляции остается совершенно невнятное». Для освобождения нижней челюсти Наталья Погосова рекомендует упражнение «Щелкунчик». Попробуйте произнести несколько раз фразу «Вот кот, вот крот», резко опуская челюсть вниз на произнесении буквы «т». Эффект не заставит себя ждать. А вот если вы охрипли и голос пропал совсем, специалист советует заваривать кипятком свежие яблоки: такой чай должен спасти ситуацию.

Американский рэп и русская кантиленность
     На «Радио России», где Наталья Погосова тоже проработала много лет, однажды пришло письмо: «Уважаемая редакция! Не могли бы ваши дикторы говорить помедленнее — мы не поспеваем понимать. Вы бы пригласили кого-нибудь из старых дикторов, таких, как Левитан. Может, они еще не все умерли?» Современные телеведущие выдают информацию тоже намного быстрее, чем преподносили ее дикторы советского телевидения. «Событий происходит очень много, — поясняет Наталья Погосова, — и всем хочется рассказать в новостном блоке как можно больше». Слуховой порог восприятия в русском языке — 120 слов в минуту. Если ведущий проговаривает текст быстрее — слушателю действительно сложно разобрать доносимую до него информацию. «Я всегда объясняю: это иллюзия, что на скорости проговаривания экономится время. Экономятся секунды, а общее впечатление от речи уже другое, — продолжает Наталья Вартановна. — Общество сегодня находится в большом напряжении, и со зрителем нужно просто разговаривать, а не «давить» и не «наезжать» с экрана».
     Образец спокойствия в нашем эфире, по мнению Натальи Погосовой, — ведущий программы «Вести недели» Сергей Брилев. Ему свойственна очень редкая сегодня на экране манера непосредственного общения со зрителем, неторопливость, вдумчивость суждений и заинтересованность в том, о чем он говорит. «А что скажете о ведущих, которые буквально кричат в эфире?» — спрашиваем мы. «Действительно, нужно всегда соизмерять свой звук с расстоянием до собеседника, — отвечает педагог. — Часто, когда ведущий говорит очень громко и в агрессивной манере, им это превратно понимается как драйв. Но иногда такая манера действительно допустима, если это оправдано стилистикой программы. Например, на ток-шоу или при комментировании спортивных соревнований».
     «Меня удручает, что на некоторых каналах сегодня разрушается мелодика русского языка, — говорит Наталья Погосова. — Русская речь отличается своей плавностью, кантиленностью. А у нас сейчас появился стиль рваной и дерганой речи, которая напоминает американский рэп. С моей точки зрения, это ужасно». И еще важный совет, который дают всем телеведущим. Перед тем как произносить написанный текст в эфире, обязательно самому «попробовать его на язык и на ухо». Иначе даже при хорошем произношении зритель услышит с экрана что-нибудь не то. Однажды так произошло с фразой: «Состоялась встреча с экс-мэром одного из городов...» На бумаге все выглядит безобидно, а вот на слух у мэра получается довольно завидная, наверное, должность.
    
     Несколько скороговорок для отработки хорошей дикции
     (не забудьте про винную пробку):
     Купи кипу пик. Купи кипу пуха.
     Осип охрип, Архип осип.
     Король — орел.
     Бесперспективняк. Жлобственничественность.
     В один, Клим, клин колоти.
     Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
     Ложечка моя — желобовыгибистая с переподвыподвертом.
     Из-под куста из-под подвыподверта зайчонок маленький изподподвыподвернулся.
     Это колониализм? Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
     Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
     Деидеологизировали-деидеологизировали и додеидеологизировались.
     На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной двор.
     В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
    
     Слоговые цепочки
     (тоже с пробкой во рту):
     БДГИ БДГЭ БДГА БДГО БДГУ БДГЫ
     ГБДИ ГБДЭ ГБДА ГБДО ГБДУ ГБДЫ
     ПТКИ ПТКЭ ПТКА ПТКО ПТКУ ПТКЫ
     КПТИ КПТЭ КПТА КПТО КПТУ КПТЫ


Ведущие, чей голос трудно перепутать

     «МК-Бульвар» внимательно выслушал эксперта, но рискнул составить свою пятерку самых голосистых телезвезд.
    
     1. Александр Гуревич, «Сто к одному».
     Александр Гуревич мог бы посоревноваться с любым в скорости проговариваемого текста. Характерно, что качество текста при этом не страдает, а обаяние ведущего только растет.
    
     2. Павел Любимцев, «Городское путешествие».
     Павел Любимцев может одинаково интересно рассказать о чем угодно. Неудивительно. Телеведущий — профессиональный чтец по образованию.
    
     3. Екатерина Андреева, «Время».
     Как ходят в театр на игру определенного актера, так программу «Время» многие включают, чтобы послушать Екатерину Андрееву. Во многом благодаря ее манере ведения программы и правильной речи.
    
     4. Алексей Пивоваров, «Сегодня».
     Достойный наследник Леонида Парфенова. В новостях от Пивоварова всегда есть место шуткам и игре слов, что несет за собой риск: не все телезрители обладают хорошим чувством юмора. Несмотря на это, юмор Пивоварова почти всегда попадает в цель. Вероятно, потому что шутки — авторские.
    
     5. Глеб Пьяных, «Программа максимум».
     «Зачем он так кричит?!» — недоумевают многие телезрители. Но стоит признать, что многие сюжеты его программы достойны подачи в духе уличных зазывал, продававших газеты в начале прошлого века. И голос Глеба можно узнать, даже повернувшись к телевизору спиной. Редкий дар.
     
МК-Бульвар Валентина ПЕСКОВА




31.01.2007 г. - 22853 - Прислать свою новость!







OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна!

Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.

Мобильная версия сайта