Первые из популярных


Текстовая версия


"Мы ищем новые формы общения с аудиторией - за этим, на мой взгляд, будущее музыкального радио", - уверена гендиректор "Первого популярного радио" Юлия Яковлева

Юлия ЯковлеваЕще до выхода в эфир "Первое Популярное радио" (в просторечии "Поп-Са") запомнилось публике логотипом, похожим на анаграмму кока-колы. Сходство ко многому обязывало. Ведь самый популярный напиток в мире принимают внутрь все, от домохозяйки до мэра города. А какая судьба уготована станции, тогда еще никто не знал. Но сходство было отыграно взрывным ростом популярности. А ведь эфир нынче тесен, и каналы плодятся словно кролики... Тем не менее после нескольких месяцев вещания часть аудитории намертво прилипла к частоте 102,5 FM и уже не могла с нее уйти. В чем секрет музыкального напитка, который делает "Первое популярное", мы пришли выяснить у гендиректора станции Юлии Яковлевой. Юлия - девушка спортивная, не любит сидеть на месте, и мы убиваем сразу трех зайцев: беседуем, пьем крепкий кофе и осматриваем редакцию. Не переставая вертеть головой по сторонам, я начинаю с места в карьер:

- Очень хочется придраться к названию станции. Можно?

- Придирайтесь, что с вами сделаешь.

- Популярной музыки в эфире хоть отбавляй - 24 часа в сутки. Почему ваше радио все-таки "Первое"?

- Вопрос в том, что понимать под популярностью. "Первое популярное" - действительно первый проект в Москве, который выстроен согласно формату Top-40. А формат этот проверен временем, он имеет многолетнюю историю на Западе.

- Что означает Тор-40 в наших условиях?

- То же, что и везде, здесь не надо изобретать велосипед. На практике это означает, что мы ставим только самые популярные музыкальные композиции, ежедневно отслеживая все колебания в настроениях и предпочтениях аудитории. Мы не пропагандируем и не навязываем никакие стили, а служим барометром. Зеркалом. Мы даем публике то, что ей нравится здесь и сейчас.

- Но вкусы меняются чуть ли не каждую неделю, не так ли?

- Так это же самое интересное. Поймать момент. Попасть в десятку. Возможно, еще вчера на слуху были совсем другие хиты. А завтра маятник моды качнется в сторону хип-хопа или, не знаю, бардовской песни. Но это будет завтра. В этом и состоит наша задача - успеть зафиксировать то, что сейчас на вершине успеха.
- А если станет популярной какая-нибудь ария - вроде арии Квазимодо из "Нотр-Дам де Пари"?

- Она, безусловно, будет иметь все шансы у нас прозвучать.

- Прошу прощения, а если группа Rammstein?

- Мы - станция русскоязычная. Но если они запишут песню на русском языке и будут очень популярны у массовой аудитории в России - нет вопросов. Мы обязаны будем поставить ее в эфир.

- Два слова о технологии. Как, если не секрет, вы создаете сводный рейтинг топовых композиций?

- Вообще-то секрет, ноу-хау не подлежит разглашению. Но мониторинг, скажу я вам, не прекращается ни на день. Это исследование аудитории, различные замеры, отслеживание информации в СМИ, наблюдение за рынком продаж и рынком рингтонов и т. д.

- А ведь вначале формат "Первого популярного радио" позиционировался как антироковый. Помню, слоган был такой: "Рок-н-ролл мертв, а радио - нет". Это осталось?

- Этот слоган должен был объяснить смену формата. Переход от рокового "Открытого радио" к другой концепции отбора материала и общения с аудиторией. Поскольку узкожанровая станция всегда будет уступать по своим возможностям той, которая рассчитана на всех или почти на всех. Были для этого лозунга и объективные причины. Позиции, которые рок занимал 20-30 лет назад, уже утрачены. Приходят новые технологии, психология меняется.

- Много разговоров о поляризации эстрады. О том, что рок снова уходит в подполье и становится музыкой протеста, а попса, напротив, завоевывает электорат...

- Думаю, это преувеличение. Чаще всего такие разговоры ведут люди, настроенные снобистски. Они говорят: "Ах, попса - это дурной вкус!" Но в любой популярной музыке, как и в R'n'B, и в роке, может быть и качественный, и некачественный материал. Для нас же попса - это вообще не жанр, а принцип отбора материала. Очень, очень популярная песня - это и есть попса. И не важно, к какому музыкальному жанру она относится. Главное, чтобы она была любима миллионами слушателей. Это как народное кино. Вот на днях на TВ был сюжет, посвященный юбилею фильма "Весна на Заречной улице". Когда этот фильм появился, люди могли ходить в кино месяцами и знали диалоги наизусть.

- Перемены на радиорынке порой стремительнее, чем смена музыкальных вкусов. Одни станции умирают, другие рождаются. Что помогает выдерживать конкуренцию?

- Конкуренция - это хорошо. Она не дает застаиваться идеям. Чем ее больше, тем радио интереснее, верно? Мы ищем новые формы общения с аудиторией - за этим, на мой взгляд, будущее музыкального радио. Жесткие границы - здесь ведущий, там аудитория - постепенно отойдут в прошлое. Уже сейчас от этого надо уходить.

- И в этом вы, похоже, первопроходцы.

- Стараемся. У нас полная открытость. Вот посмотрите. (Я оглядываюсь: кругом прозрачные стены, уходящие вдаль анфиладами. Сотрудники смотрятся в них как золотые рыбки в аквариуме - необычно). Если слушатель придет в "Новинский Пассаж", он сможет наблюдать через стекло, как мы работаем. А нашему корреспонденту ничего не стоит выйти прямо к нему.

- Студии "Первого популярного радио" и радио NEXT уже получили в народе прозвище - Аквариум. Это плод коллективного разума создателей каналов?

- Нет, мозгового штурма в данном случае не было. Это конкретная дизайнерская разработка, получившая в прошлом году сразу две премии: Архитектурную премию 2006 в номинации "Общественный интерьер" и Present of Futurе. Во втором случае это единственная российская работа, номинированная жюри конкурса. Авторы - архитекторы Алексей Николашин и Александра Федорова. Они воплотили нашу идею в современном дизайне. Благодаря им "радиозрители" - назовем их так - могут разглядеть всю нашу начинку. Сердце студии - музыкальный суперкомпьютер. Как в лучших нью-йоркских студиях.

- Что там, в соседнем отсеке?

- Продакшн - производственная студия. Здесь можно записать и вокал, и полный набор инструментов. Здесь мы пишем ролики, джинглы и аудиоматериалы с качеством лучших лондонских студий. Кстати, наши слушатели в Лондоне нас тоже прекрасно видят. Здесь везде интернет-камеры. Нас смотрят в Интернете 24 часа в сутки по всему миру. Поэтому электронные письма откуда только не идут: и из Австралии, и из Китая...

- Как реализуется идея "Первого популярного" в программах?

- В нашем эфире много программ разговорного жанра. В эфире ежедневно работают самые популярные лица, звезды первой величины, а толпы фанатов идут посмотреть на своих любимцев. Например, Дарью Донцову очень любят за ее дневное шоу "Жить хочется". Литературные труды нисколько не мешают ей выступать в роли психотерапевта.

- Кто ей звонит?

- Разные люди, от школьников до пенсионеров. От кого-то ушел супруг или супруга, у кого-то заболел любимый щенок, кому-то нахамил начальник. Обычные проблемы мегаполиса. В отличие от психоаналитика Дарья не анализирует, а дает эмоциональное обезболивающее. Несколько секунд беседы - и жизнь не так плоха: серьезные проблемы решим, о ерунде поскорее забудем - выход всегда есть. Вот такая скорая психологическая помощь. Еще одна суперпопулярная программа - "Блондинки на Поп-Се". Две блондинки - это Алиса и Марина. Два характера. Одна - наивная, слегка оторванная от жизни. Другая - опытнее и мудрее. Вместе получается прекрасный дуэт. Хозяйственные, общительные, легкие на подъем. Они создают в эфире приятный флер, так всем нам необходимый с утра. Такой щит против негативных эмоций, которые положено получить за день. Погода, пробки, немилость начальников - с ними это не страшно. Вся женская аудитория узнает в них себя, а мужская - чувствует себя мужественнее. Рефреном идет добрый лозунг: "Мы любим вас..." Люди очень хотят, чтобы их любили.

- Обвинений в неполиткорректности не боитесь?

- С чего вдруг?

- Не все же любят, когда кошку называют кошкой. Вот принято считать, что блондинки - не самые большие интеллектуалки. Стереотип, конечно. Но...

- Это же просто сценические образы и немного самоиронии. Важнее, что в эфире царят доброта и открытость, которые на самом деле привлекают к блондинкам людей. Еще одна топовая программа - "Можно все... со звездой". Приходит любая знаменитость - актер, политик, спортсмен. И вот он остается один на один с микрофоном. Без подсказок и помощи профессиональных ведущих. Одиночное плавание в эфире. Все естественно, ничего наигранного, никаких заготовок. Порой человек открывается с самой неожиданной стороны. И наконец, не могу не упомянуть наш осенний проект. При поддержке московских властей в День города мы провели музыкальный фестиваль "Звезды московского эфира - без фонограммы!" Все участники выступали вживую. Тем самым они поддержали предложенный городскими властями проект закона об ограничении использования фонограмм. Наши артисты уважают своих слушателей.

- Какую роль играет в вещании информационный элемент?

- Если напишете "огромную", не ошибетесь. Новости - продукт особой важности. Слушатель должен знать, что происходит в мире.

- Портрет слушателя "Первого популярного" радио могли бы нарисовать?

- Конечно. Ядро аудитории - 25-40 лет. Это целевая группа, и по отношению к ней мы сегодня одни из лидеров радиорынка. Нас слушают благополучные горожане, больше половины из них - люди довольно обеспеченные. Средний класс и выше.

- Но понятие "миддла" в России весьма расплывчато.

- Однако в московском регионе, на который мы в основном вещаем, цифры доходов более или менее сопоставимы с европейскими. Да и такой критерий, как самоопределение, тоже важен. Если человек чувствует себя успешным невзирая на временные трудности, - задача "Первого популярного радио" наполовину выполнена. Ведь наше кредо - социальный оптимизм и душевный комфорт. Поэтому 22 процента наших поклонников, как ни странно, студенты. Впрочем, студенческая пора - самая счастливая.

- А остальные?

- Примерно треть - специалисты и служащие, 10 процентов - руководители фирм и предприятий. Сегодня каждый дневной концерт по заявкам на 90 процентов состоит из звонков из офисов. Что, конечно, радует - это ведь коллективное прослушивание. "Первое популярное радио" становится фоном для рабочего общения в компании.

- Велики ли сегодня возможности роста радио? Ведь рынок радиорекламы серьезно отстает от телевизионного, не так ли?

- Десятипроцентный рост рынка радиорекламы в прошлом году - конечно, не бог весть какая цифра. Правда, некоторые вещатели уверены, что данные (в частности, приводимые Ассоциацией коммуникационных агентств России) несколько занижены. Реклама во всех СМИ в 2006 году выросла более чем на 25 процентов по сравнению с 2005 годом. Быстрее всего она развивалась в Интернете, но первенство было, разумеется, за ТВ. Некоторые ожидали, что на индустрию окажет влияние новый закон о рекламе, который уменьшил квоту рекламы на ТВ. Но перетекания бюджетов в радиоформат пока не наблюдается. Это проблема. Ведь меньше денег - меньше ресурсов для развития. Но рост числа каналов - верный признак того, что бум на рынке рано или поздно неизбежен. И "светлое будущее" радио - не миф, а самая настоящая реальность. Просто до нее надо дожить. Полагаю, ждать придется не так долго.

- Откуда такая уверенность, Юлия?

- Очень просто: радиоэфир и наш быт все теснее переплетаются. Ведь если жизнь без наружной рекламы еще можно себе представить, то без радио это нонсенс. Радио звучит в машинах, на кухнях, на рабочих местах, в магазинах и офисах. Человек проснулся - нажал кнопку. Сел в машину - опять нажал кнопку. Конечно, вечером мы ТВ не конкуренты. Но утром и днем - еще какие. И, поверьте, рекламодатель уже диверсифицирует свои вложения.

- "Первое популярное" - прибыльное радио. А легко ли сегодня радиостанции быть прибыльной?

- Нелегко. Но кому-то, возможно, это и не нужно. В наших условиях прибыльность - условие самостоятельности и независимости. И если будем отражать реальные тенденции в музыке и жизни, а не чьи-то личные вкусы и приоритеты, мы обязаны быть прибыльным каналом. Конечно, тот факт, что мы входим в крупный холдинг "Газпром-медиа", вызывает у нас гордость. И любой поддержке со стороны крупного акционера мы рады. Но шефской помощи при этом не ожидаем, поскольку прекрасно умеем зарабатывать сами.

- А какова ценовая политика радиостанции?

- Вся информация на эту тему находится в открытом доступе. Любой желающий может ее получить. Я скажу лишь, что для нас важным критерием является показатель Cost Per Thousand, и по этому показателю мы имеем явные конкурентные преимущества.

- Скоро эфир, верно? Не помешаю?

- Главное - в нужный момент сделать паузу.

Микрофон включается, мы замолкаем. Приветствие аудитории и несколько шуток ведущего предваряют очередную композицию. И наконец: "Следующий час вещания откроет вам все оттенки музыкального вкуса. Прямо сейчас Валерий Меладзе - "Верни мою любовь". Мы продолжаем программу".

ИТОГИ.ру - Евгений Белжеларский




26.03.2007 г. - 8725 - Прислать свою новость!







OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных

- Мобильная версия сайта