Время закрывать «Культуру». В ВГТРК происходят серьезные изменения


Текстовая версия


Мы крайне редко обсуждаем качество и последствия культурной политики. Только в связи с сенсациями -- кража в Эрмитаже, постановка «Детей Розенталя» в Большом театре, недавние суждения министра культуры о современном изобразительном искусстве. А вот рутинные и невидимые повседневные действия не попадают на сцену общественного внимания.

Заурядное дело. Тихо, спокойно, между делом внутренних менеджерских решений и, как обычно в таких случаях, «в связи с оптимизацией деятельности» сообщено о закрытии в скором времени радио «Культура». Заместитель гендиректора ВГТРК Сергей Архипов, объясняя суть начавшихся радикальных изменений всего государственного радиовещания, заявил: «Культура» -- безумно затратный проект, при том что число слушателей радиостанции крайне невелико из-за слабой системы распространения сигнала. Мы не можем и дальше позволять себе разбрасываться государственными деньгами» («Московские новости» от 5--11 октября). «А на той частоте, где вещает радио «Культура», мы, скорее всего, прекратим вещание...».
Вот и все. Решение принято в интересах самих радиослушателей и даже как бы от их имени. Журналистских расследований тут не ожидается, поскольку речь идет не о политике, жизни звезд, олигархах или большом футболе. Да и нет никакого способа обсудить действия владельца, особенно если это не частник, и посмотреть на проблему с другой стороны. Понятно, что идея перенести несколько программ «Культуры» на радио «Россия», где и без того есть аналогичные форматы, -- лукавая обманка, сопутствующая стратегическому решению закрыть станцию.
Сначала об аргументах, представленных Архиповым. Что значит «безумно затратный проект»? На радио «Культура» работает 50 человек, его расходы, включая огромное собственное производство и распространение сигнала, составляют 2,1 млн долл. в год, что совсем не дорого для FM-диапазона, ставки на котором растут ежемесячно. На недавно открывшейся, к примеру, «Сити-FM» занято 150 человек, на «Маяке» или радио «Россия» -- более 400. К этому следует добавить 200 тыс. долл. гранта, который Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям ежегодно платит за уникальные 132 студийные и нестудийные записи выдающихся концертов и исполнителей и 71 -- великих литературных произведений и спектаклей.
Архипов прекрасно знает, что еще два года назад Федеральная конкурсная комиссия по лицензированию телерадиовещания (ФКК) разрешила привлекать средства рекламы, если она касается любой культурной деятельности. На нее только в Москве сейчас тратится более 6 млрд долл. в год. Этим правом после ухода с радио «Культура» Александра Пономарева не воспользовались. Более того, «Культуре» было запрещено рекламировать собственную работу где бы то ни было, включая одноименный телеканал. Вы не найдете ни одного упоминания о ней ни на одном из дочерних предприятий ВГТРК. Это как если бы канал СТС игнорировал «Домашний», а НТВ бойкотировал «НТВ-Плюс».
У радио «Культура» есть шесть лицензий на вещание в больших городах -- огромный ресурс, который не освоен. ВГТРК сразу прекратила участие своего новобранца в конкурсах ФКК, поскольку «Культура» выигрывала везде, где участвовала.
Аргумент «слабой системы распространения». Сигнал вот уже три года идет со старой башни в Балашихе. Требовалась всего лишь политическая воля руководства ВГТРК и 100 тыс. долл. возвратных средств, чтобы, состыковав свои нужды с интересами связистов, решить эту заурядную для любых FM-станций проблему. Ведь в Санкт-Петербурге, где к «Культуре» власти относятся иначе, ее превосходно слышно.
Теперь о самой философии претензий: «Мы не можем дальше позволять себе закапывать государственные деньги в песок». Бывший президент «Российской медиагруппы», видимо, не знает, что задачи государства в сфере СМИ кардинально отличаются от целей бизнеса, где, естественно, главное -- прибыль. Здесь же медиа, сам эфир понимается как величайшее общественное благо, позволяющее не обслуживать уже имеющиеся потребности слушателя и зрителя, а, наоборот, буквально «выращивать» новые, более высокие побуждения и ценности. Кропотливо и терпеливо делать то, на что редко согласен бизнес, -- развивать человека, несмотря на стоимость этой работы.
Развитие -- это в первую очередь накопление потенциала (интеллектуального, эмоционального, нравственного), умение оперировать сложными смыслами. Приобретение самого интереса к творчеству и самостоятельному мышлению. Наша экономическая политика сейчас направлена именно на развитие, на инновации. Этого невозможно достичь вне «культуры, рост влияния которой -- это важнейший социальный и политический вопрос» (послание президента Российской Федерации Федеральному Собранию, 2007). Да, «Культура» -- затратная программа, но в этом и есть важнейшая миссия государства, берущего на себя ответственность не столько за массовые потребности, сколько за формирование продвинутого и общественно значимого меньшинства. Иначе -- тотальное вымывание, а затем и исчезновение элиты. Попросту говоря, катастрофа в конечном счете и экономическая.
О пресловутых рейтингах. Государство в лице ВГТРК финансирует телеканал «Культура», которым гордится вся страна, вне какой-либо связи с тем, что его рейтинг составляет менее 3%. Вот уже десять лет он сохраняет интеллектуальный потенциал нации, лучшие исторические традиции, моральную систему -- поддерживая все то, что принято называть качеством человеческого капитала.
Профессионалы прекрасно знают, что эта требующая колоссальных средств деятельность в принципе не может базироваться на рейтинговой технологии. Ведь увеличение аудитории в подавляющем большинстве случаев достигается как раз за счет упрощения, а не усложнения контента, превращения любого продукта, включая аналитические программы, в инфотейнмент, в развлечение. Для реализации этих целей как раз и существуют гигантские коммерческие медиахолдинги (46 радиостанций FМ-диапазона насчитывается сейчас только в Москве).
Когда во Франции (во всех европейских странах радио «Культура» финансируется государством) наметилась попытка, конечно, не закрыть, а только переформатировать такую станцию (ее рейтинг был 0,9%), возникли бурные дебаты, целое общественное движение. Было доказано, что качество аудитории в современном мире важнее рейтинга. Кроме того, известно, что уже начался интенсивный и неотвратимый процесс дифференциации аудиторий. Скоро уже нигде не будет величины в 10--13 пунктов, максимум 4--5. В этой ситуации и 1% для некоммерческой разговорной станции -- огромная доля.
Отвечая за перспективы, за общественные нужды, за развитие и обновление страны, именно государство в своем попечении будущего призвано не равняться на консервативное большинство. Тут необходимы совсем другие модели и приоритеты. Известно, что менее 4% населения -- работодатели -- кормят всех, а, скажем, в некоторых разделах науки или современного искусства вообще разбираются несколько сот человек. Но это не мешает им отвечать «за всю Россию», делая ее, в частности, признанным лидером среди мировых математических школ.
Закрытие радио «Культура» -- следствие недальновидного переноса бизнес-стратегии на государственное вещание. Об этом свидетельствует еще совсем не очевидный результат перехода «Маяка» на формат «тотального интерактива», «энергичного ток-радио» «оптимистично настроенных патриотов», говорящих на «четком, доступном языке». «В выходные дни мы можем позволить себе больше времени уделить культуре» (тот же Архипов в «Российской газете» от 12 октября). Но культурой нельзя заниматься исключительно в субботу и отчасти в воскресенье, да и пресловутый сигнал можно существенно улучшить без предварительной констатации смерти. Так что запрещение производить главное -- собственные программы, недавнее смещение руководства, запрет на пользование старыми записями Радиофонда, кардинальное сокращение бюджета, перевод вещания на повторы и в первую очередь уничтожение самостоятельности «Культуры» (теперь это рядовой отдел радио «Россия») свидетельствуют об изменении концепции государственной политики в этой сфере. Или, судя по тому, как не развивалась станция в минувшие три года, с самого начала существует какой-то специальный план? Под предлогом плохого сигнала закрыть ее немедля, хотя до конца лицензии остается еще полтора года, и только затем передать эту лакомую частоту кому-то другому. Интересно узнать, кому?
Даниил ДОНДУРЕЙ, главный редактор журнала «Искусство кино», член Федеральной конкурсной комиссии по лицензированию телерадиовещания

Время Новостей


6281 ONAIR.RU 12.09.2007 TEXT Прислать свою новость!






ПОЛНЫЙ ПАКЕТ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ ПО СОЗДАНИЮ БИЗНЕСА В СТРАНАХ ЕС. ДАЛЕЕ


Перекресток

OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных

- Мобильная версия сайта