Михаил Эйдельман: «Уровень профессионализма сотрудников радио в России может дать фору многим медиа»


Текстовая версия


Михаил ЭйдельманМихаил Эйдельман. В медиабизнесе с 1990 года. Участвовал в создании «Авторадио», «Радио Maximum», был управляющим директором компании Amedia. Является генеральным директором радиостанций Сити FM и Relax FM, генеральным продюсером Детского Радио – все эти станции входят в холдинг «Газпром-медиа». Член правления гильдии радио Медиасоюза, действительный член Российской Академии Радио. Порталу MediaJOBS Михаил Эйдельман ответил на вопросы о радиобизнесе и работе на радио.

- Михаил, как человек, чья карьера в радиобизнесе началась с 1990 года, Вы можете охарактеризовать профессиональные ресурсы радиоотрасли практически по всем параметрам: информационное вещание, музыкальное вещание, программирование, творческая сторона, техническая сторона и менеджмент. Как Вы оцениваете уровень профессионализма людей, работающих в радиобизнесе, в целом и по отдельным специальностям?

- Уровень профессионализма большинства специалистов определяется масштабом и, отчасти, возрастом рынка. Российский радиорынок довольно объемен, хотя существует недолго. То, что принято называть коммерческим радио, стартовало у нас в начале 90-х. Тогда некоторых профессий, которые сегодня являются для радиобизнеса совершенно обычными (например, сотрудник коммерческой службы, промоутер, продюсер ток-шоу, ди-джей, маркетолог) просто не существовало. Рынок вырос довольно резво, и сегодня в Москве, например, вещает уже около 50-ти FM-радиостанций: больше, чем в Лондоне или Париже. Объем московского рынка радиорекламы превышает 300 млн. долларов в год, общенационального – 600 млн. долларов, это около 7% всего рекламного «пирога» в России. Показатели, как видим, весьма солидные. Соответственно, многие творческие, маркетинговые и бизнес-решения на таком рынке не сильно отличаются, а порой и превосходят по глубине и оригинальности многие вполне развитые европейские рынки. Так что в целом уровень профессионализма сотрудников радио в России, на мой взгляд, высок - он может дать фору многим медиа.

- Где сегодня, по Вашему мнению, сотрудники наиболее профессиональны: в информационном вещании, в музыкальном вещании или в менеджменте? Попробуйте оценить уровень профессионализма различных категорий сотрудников какой-нибудь отдельно взятой радиостанции.

- На информационно-разговорных станциях, безусловно, работают более подготовленные журналисты, нежели на станциях музыкальных. Зато, вероятно, ни один матерый ведущий ток-шоу не сможет эффективно спрограммировать музыкальное радио. Что касается топ-менеджеров… В какой-то книжке я прочел, что генеральный директор радиостанции должен уметь управлять «бродячим цирком» (программная служба, ди-джеи, журналисты и пр.) и «дилерской конторой по продаже авто» (коммерческая служба) одновременно. Иногда это забавно, но не всегда легко. Особенно сейчас, когда конкурентная ситуация для радио в целом складывается так, что лишь «взаимопроникновение» и эффективное взаимодействии трех ключевых служб – программной, коммерческой и маркетинговой – может обеспечить успех бизнеса в целом.

- Вы занимались информационными и музыкальными радиостанциями. Пожалуйста, опишите особенности штатов музыкальной и информационной радиостанций для тех наших читателей, которые еще только знакомятся с радиобизнесом. Как различается состав специалистов на информационном и музыкальном радио?

- Технологии до неузнаваемости изменили лицо современного музыкального радио. Сегодня один (правда, талантливый и подготовленный!) сотрудник может эффективно программировать несколько радио-каналов и, взаимодействуя с продюсерами и звукорежиссерами, создавать полноценные продукты. Что касается радио информационно-разговорного, то, в силу своей природы, оно вынуждено пока опираться на «живых» людей. К сожалению, здесь мы довольно часто сталкиваемся с ситуацией, когда количество не переходит в качество. Вся надежда на технологии, которые рано или поздно придут и в эту отрасль.

- Диктует ли формат радиостанции особые требования к подбору персонала?

- Во всем, что касается контента и его продвижения, скорее, да. Радио – очень личностный бизнес. Если говорить о музыкальных форматах, то каждый из них, как правило, связан с определенной системой ценностей, стилем жизни. Бесполезно ждать хорошего результата от продюсера рок-станции, если он не «живет» внутри продукта и не понимает своей целевой аудитории. То же касается и разговорных форматов: здесь для эффективного специалиста важны, в первую очередь, эрудиция, память, аналитические способности, скорость мышления, жизненный опыт.

- Какова численность среднего штата музыкальной и информационной радиостанции в Москве?

- Число сотрудников существенно зависит от того, существует радиостанция самостоятельно или является частью более крупной холдинговой структуры. Во втором случае продажи, производство, маркетинг, финансовая, техническая и исполнительная службы вполне могут обслуживать несколько станций. Если говорить только об эфирной деятельности, то (опять-таки, в зависимости от формата) ею на музыкальной станции могут заниматься от 2-4-х до 20-25 человек. Информационные форматы требуют большего числа творческих единиц. В самых «тяжелых» случаях может быть несколько десятков персонажей, включая внештатных сотрудников.

- Где готовят будущих сотрудников радийных компаний? Дипломы каких ВУЗов лично Вы особо цените при подборе сотрудников на радио?

- Я не знаю таких учебных заведений. Факультеты журналистики в России, на мой взгляд, дают довольно формальное и, к тому же, оторванное от реальности образование. Несколько лучше ситуация с выпускниками факультетов управления и менеджмента, с юристами и финансистами, инженерами и программистами. При подборе сотрудника я обращаю внимание на его мозги, энергетику, знание языков, профессиональный опыт, моральные принципы и планы. Какой у него диплом, мне интересно в последнюю очередь.

- Как Вы оцениваете уровень зарплат в радиобизнесе в сравнении с другими СМИ?

- Как вполне конкурентный и соответствующий размерам рынка. С активизацией государства (реформирующего сегодня свои радио-ресурсы), «планка» зарплат сильных эфирных и продюсерских персоналий поднялась еще выше. Сотрудники коммерческих служб радиокомпаний всегда зарабатывали неплохо (правда, если работали эффективно!). Так что пока грех жаловаться.

- Какие кадровые задачи и проблемы Вы прогнозируете для радиобизнеса на ближайшие 5 лет? Какими видите пути их решения?

- На мой взгляд, постепенно будут уходить в прошлое категории так называемых «узких» специалистов. Как я уже говорил, новые технологии меняют сам подход к работе. Будущее за «мультиинструменталистами», которые резво соображают и реализуют свои идеи. Готовить людей с такими навыками и качествами необходимо уже сейчас. В книжке Funky Business два умных шведа, Йонас Риддерстраль и Келле Нордстрём, высказались весьма точно: в недалеком будущем мы увидим всего два вида компаний – быстрые или мертвые.

- Что Вы можете посоветовать молодым людям, которые мечтают работать на радио? Это перспективно? Что необходимо для успешной карьеры?

- Радио будет востребовано людьми до тех пор, пока они будут стремиться получать информацию и эмоции посредством пары ушей. Похоже, что с этой точки зрения работы хватит и нам, и нескольким будущим поколениями. Радио стремительно видоизменяется, и в конкурентной борьбе (в том числе с другими электронными медиа) выживут лишь те проекты, которые трансформируются из «хозяина»  частот в производителя и агрегатора уникального аудио-контента.  Это означает, что будущее открыто для «специалистов-многостаночников» - креативных и динамичных, умеющих ориентироваться как в оффлайн-, так и в онлайн-средах, владеющих навыками самоорганизации, знающих языки, для тех, кто быстро приспосабливается к самым разным корпоративным культурам. Ключевыми качествами для таких сотрудников будут оставаться воображение и желание делиться «увиденным» с окружающими. Как сказал нам во время одной из фокус-групп 5-ти летний ребенок: «Я радио люблю больше, чем телевизор. В нем - картинки интереснее!»

MediaJOBS




01.07.2008 г. - 8172 - Прислать свою новость!







OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных

- Мобильная версия сайта