Голос за кадром. В том, что треть россиян сменила работу за последние три года, чаще всего виноваты работодатели


Текстовая версия


Большинство российских компаний страдает от высокой текучести кадров, констатируют в своем последнем исследовании специалисты Института глобализации и социальных движений (ИГСО). Результаты их анализа идут вразрез с традиционным представлением о том, что «сверхтекучесть» вызвана дефицитом кадров и, как следствие, постоянным переманиванием хороших сотрудников из одной фирмы в другую.

Виноваты, утверждают исследователи, в первую очередь, сами работодатели. Как выяснили «НИ», россияне все больше готовы к трудовым отношениям по западной модели, но им предлагают испытанные советские образцы.

Ротация кадров в нашей стране действительно впечатляет иностранцев. «Уровень «текучки» в России выше, чем за рубежом: средний срок работы в одной компании составляет 2–3 года. В США, где работодатели активно поощряют сотрудников низших и средних звеньев морально, они остаются на одном месте 7–8 лет», – рассказал «НИ» генеральный директор группы компаний HeadHunter Михаил Жуков. В Европе, где компании активно занимаются HR-брендингом (улучшением репутации в глазах сотрудников и соискателей) и не скупятся на материальное стимулирование – до 10 лет. Ситуация же в Японии, где в одной фирме трудятся семьями до пенсии, уже стала притчей во языцех.

Треть россиян хотя бы раз меняла основное место работы за последние три года, свидетельствует опрос ВЦИОМ. Причем 21% граждан сменили работодателя только один раз, 9% – 2–3 раза, 2% – 3–5 раз, а 1% – более 5 раз. Разумеется, текучесть сильно зависит от отрасли. Она велика в розничной торговле (49%) и на предприятиях по производству и продаже товаров народного потребления (30%). «Минимальный уровень текучести персонала зафиксирован в энергетическом и добывающем секторе, где среднее значение не превышает 12%», – говорится в Ежегодном исследовании эффективности системы управления персоналом, проведенном международной консалтинговой компанией PricewaterhouseCoopers (PwC).

Что же заставляет россиян искать новую работу? Главная причина – стремление к увеличению уровня дохода (ее упомянуло 37% в ходе опроса, проведенного исследовательским центром SuperJob.ru). На втором месте с большим отрывом идет желание получать удовлетворение от хорошо выполненной работы, осознавать общественную значимость своего труда – 14%. На первый взгляд, это однозначно говорит, что россияне в погоне за «длинным рублем» чаще готовы уйти даже из самой хорошей компании. Однако более пристальный взгляд показывает, что за желанием увеличить зарплату и ощутить свою значимость могут скрываться другие факторы.

«Отечественные фирмы не пытаются предложить персоналу долговременно приемлемых условий работы. Продолжительность рабочего дня оказывается больше предварительно оговоренной, а работа в выходные и перерабатываемые часы не оплачиваются. Попытки уже проработавшего в компании продолжительное время человека изменить ситуацию, как правило, упираются в твердое «нет» руководства», – отмечают аналитики ИГСО. Менеджмент не считает необходимым удерживать персонал, рассчитывая заменить ушедших «менее привередливыми» кадрами. «Потери компании от ухода работников, обладающих ценными, долго приобретающимися навыками, просто не принимаются в оборот. В результате как у увольняющихся, так и у остающихся в фирме людей формируется четкое представление «меня здесь не ценят», – считает руководитель Центра социально-психологических исследований ИГСО Михаил Ларинов. Причина в том, что российский рынок активно развивается, и на волне растущих продаж топ-менеджмент может позволить себе просто не замечать эти потери.

Итак, приток шальных нефтедолларов в России испортил не работников, как обычно считается, а работодателей. Доказательством может служить тот факт, что в иностранных компаниях, работающих в РФ (а там культуру обращения с персоналом принято считать выше), текучесть персонала ниже, чем в отечественных. И это действительно так, говорится в исследовании PwC. В филиалах зарубежных корпораций текучка в среднем на 26% ниже и составляет 20%. Из иностранных компаний увольняются реже: доля покинувших их по собственной инициативе – 66%, а из российских – 75%. «Анализ выявил, что иностранные компании больше заботятся о создании комфортных условий для работы сотрудников. Например, чаще организуют питание (в том числе чайно-кофейный стол), удобный график работы, спортивный зал в офисе, массаж, душевые кабинки и парковку», – заявил Михаил Жуков. По данным HeadHunter, оплату мобильной связи включают в соцпакет 91% российских компаний и 92% иностранных, медицинскую страховку – 79% российских и 96% иностранных, предоставляют автомобиль – 13% российских и 25% иностранных.

Забавно, но опрос SuperJob.ru показал: ради хорошего соцпакета (на который упирают многие большие компании, ищущие сотрудников) работу ищет лишь… 1% россиян. Решающим преимуществом для выбора являются размер «белой» части зарплаты (для 19% опрошенных) и близость к дому (13%). Такие традиционные составляющие соцпакета, как оплата спортклуба, мобильника, медицинского полиса и организация питания в офисе, набрали от 2 до 5%.

Похоже, что иностранные компании удерживают россиян не только зарплатой и соцпакетами, а еще и чем-то другим, что не сразу бросается в глаза. Например, поговорив с сотрудниками ряда крупных западных фирм, «НИ» выяснили: там считается нормальным разговаривать с шефом о потолке своего роста, о возможности увольнения, то есть о том, о чем с нашим работодателем лучше помалкивать. Как ни странно, заявление сотрудника, что ему стоит уйти через полгода, вызывает не гнев, а скорее благодарность. Ведь такая информация позволяет судить о настроениях в коллективе, заранее подбирать подходящих кандидатов на замену или даже вовремя предложить повышение зарплаты или должности смотрящему на сторону работнику.

В нашей стране на каждый вложенный в сотрудника доллар возвращается 2,3 доллара прибыли, подсчитали в PwC. В компаниях-лидерах по отдаче от инвестиций в персонал уровень текучести вдове ниже, поскольку деньги, вложенные фирмой в своих людей, не утекают к конкурентам вместе с увольняющимися. Также компании-лидеры на 70% чаще используют назначение на вакантные позиции внутренних кандидатов, а не приглашение людей со стороны.

Конечно, неправильно сводить всю текучесть кадров к проблеме зарплаты и отношений с руководством. Опрос SuperJob.ru выявляет еще два важных фактора. Во-первых, с возрастом люди ищут работу поспокойнее. К примеру, отсутствие нервотрепки важно для 6% людей моложе 19 лет и 15% людей 40–49 лет.

Кроме того, есть причины, характерные именно для России. «Во-первых, довольно долго смена работы была единственной возможностью продвинуться по карьерной лестнице и получить повышение зарплаты. Во-вторых, советская система не позволяла менять сферу деятельности, и, почувствовав в 1990-е годы свободу, многие стремились попробовать себя в разных областях», – считает г-н Жуков. Вдобавок система образования не успевает перестраиваться вслед за экономикой. Поэтому неудивительно, что многим россиянам приходится работать не по специальности. Кстати, с возрастом труд «не по диплому» воспринимается проще. Если в возрасте до 29 лет 12% россиян ищут работу по полученному образованию, то в группе 30–49-летних доля таких не превышает 5%.

НИКОЛАЙ ДЗИСЬ-ВОЙНАРОВСКИЙ Новые Известия



* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.


7154 ONAIR.RU 21.07.2008 TEXT АРХИВ Прислать свою новость!





OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных - О защите персональных данных - Публикационная этика

Мобильная версия сайта