Сева Новгородцев: у нас искаженное ностальгическое настроение


Текстовая версия


С.Новгородцев: у нас искаженное ностальгическое настроениеПрезентабельный вид Вильнюса и малонаселенность, по словам известного радиоведущего, автора знаменитых "Рок-посевов" Севы Новгородцева привлекают его в литовской столице. В этом интервью он поделился своими мыслями о музыке, работе, Литве, своей бывшей родине и верности британской королеве.

- Раньше вы бывали в Вильнюсе, есть ли у вас какие-то связи с Литвой?

- Когда-то очень давно в 70-х я был в Литве на гастролях. Но это было так давно, что я уже и не помню. Я под очень хорошим впечатлением от города, потому что здесь сохранилось все барочное наследие прошлого, которое на европейские деньги покрашено и отремонтировано и выглядит очень презентабельно. Кроме того, часть народа, как я понимаю, у вас сбежала в Европу, что приводит к малонаселенности. Что тоже хорошо.

- Вы много лет в эфире. У вас есть свой стиль, почерк, но как бы вы сами его определили? Чем вы принципиально отличаетесь от других?

- Сегодня с утра думал, о чем же буду рассказывать студентам (Сева Новгородцев прочитал студентам Европейского государственного университета публичную лекцию - Delfi)? Я пришел к выводу, что главная тема - это стык между образованием и жизнью. В образовании отражаются прошлые знания человечества, оно структурирует накопленное. Жизнь является хаосом и непредсказуема. Если в образовании нужны усидчивость, старание и память, в жизни нужно включать интуицию. Видимо, в этом и будет заключаться мой совет молодежи. Интуицию можно проявлять разным образом. В частности, можно вязать крючком или мыть посуду. Если вам ни то, ни другое не годится - медитируйте.

- В советские годы народ приникал к радиоприемникам, чтобы услышать вас, ваши радиопередачи, глоток свежего воздуха, потому как советское искусство казалось невкусным, несъедобным. Почему сегодня маятник повернулся в другую сторону, и то советское искусство, от которого нас когда-то воротило, сегодня пользуется в России такой популярностью?

- Во-первых, всякое поколение, старея, вспоминает молодость как нечто априори хорошее и веселое. Потому как человеческая память так устроена, что все плохое уходит. Но для того, что вы описали, есть и объективная причина. В советской системе все искусство творилось профессиональными людьми. Людьми с подготовкой, поэтому по качеству все было сделано хорошо. Кроме того, у цензуры, при всей ее неприглядности, были и положительные моменты. Она не пропускала заведомо неприемлемого, того, от чего сейчас многих воротит.

И третье, конечно, было колоссальное количество жутких советских фильмов. Если бы их сегодня показывали - наша неприязнь к советской системе воспрянула бы с той же силой. Но и никто их не показывает. Показывают - лучшее. Поэтому у нас остается искаженное ностальгическое настроение о том самом прошлом.

- Возвращаться на родину вы не собираетесь?

- Я в Англии уже 32 года, у меня английский паспорт, который мне дали взамен отнятого советского. В те годы мы уезжали из Советского Союза, заплатив 500 рублей за отказ от гражданства. И нас выпустили с визой в один конец. И даже если бы мне снова предложили российское гражданство, я ту старую обиду, конечно, забыть не собираюсь. Я на Библии поклялся, что буду верен королеве, и буду верен.

- В советские годы 'сусловские' идеологи ненавидели вас также как в свое время Гитлер Левитана. До вас доносились отклики этих настроений?

- Чувство было двойственным, потому что журналисты, которые разоблачали меня в советских газетах, не без ехидства цитировали некоторые мои скабрезные высказывания. Поэтому отношение было двойственным, с одной стороны меня нужно было громить, с другой стороны - я был нивой для их деятельности. Так что было это невидимое и обоюдное согласие. Я был им некоторым образом нужен.

- В свое время вы покинули родину, в связи с этим как вы смотрите на то, что сейчас происходит в России?

- Грустная история, потому что Россия на протяжении многих лет, если не веков, отторгает от себя все то, что у нее есть лучшего. Я живу в Гринвиче, и рядом на бывшем военном кладбище я нашел могилу Огарева. Его, конечно, давно уже вынули и вернули в 60-х годах. Но это напоминает мне историю его друга Герцена и других, которые искали приюта где-то за границей. Процесс этот, к сожалению, продолжается.

В последние годы выехало 200 000 умных и образованных людей, видимо, продвигать Запад по всем направлениям. Россия от этого богаче не стала. Россия ищет себе того комфорта, которого ищет себе неумный и ревнивый муж, который наелся котлет и хочет, чтобы все вокруг было спокойно. В этом нет движения вперед, нет ни счастья, ни прогресса. Утешая себя, ничего не достигнешь. Поэтому, к сожалению, Россия идет по той модели, которую сама себе выдумала еще в годы крепостничества.

И силовики, которые пришли к власти, отражают глубинные процессы, которые происходят в России. Путин не случайно популярен. Сталин не случайно пользовался народной любовью. Поэтому мы имеем дело с чем-то исконным, глубоким, о чем даже и говорить сейчас не принято, во всяком случае, в информационном пространстве России. Потому что это значит взглянуть на свое нестиранное белье. Это стыдно, и об этом никто вслух не говорит.

- Как человек, разбирающийся в музыке, что вы думаете о происходящем на российской сцене?

- В России есть довольно много приличной музыки и хороших артистов Я столкнулся с этим, когда вел в Лондоне 'Первое русское радио' ('Первое русское радио' вещало с 1 марта 2000 года по 30 октября 2005 года на средних волнах в Лондоне - Delfi). Нужно было играть музыку, и я выбрал 300-400 произведений. Там много чего было: от Джима Маршалла из 'Парка Горького', который хоть и пишет на русском, но с полным пониманием рок-н-рольной структуры, до Земфиры, которая в свой 'доистерический' период выдавала довольно приличный материал.

Но мы опять возвращаемся к тому же. К народному подсознанию, которое выбирает то, с чем ему комфортно. Отсюда вся 'унца-унца', и весь идиотизм, который, к сожалению, сейчас поддерживается властями, отчасти из-за дешевого популизма, отчасти из-за того, что в этом болоте правительству и силовикам легче жить.

КГБ никогда не вербовало в свои ряды энтузиастов. Если на человека был компромат, они поддевали его на крючок. Поэтому силовики всегда комфортно чувствуют себя в сфере 'ниже пояса'. В связи с этим происходит отупление народа. Это очень опасная стратегия, потому что она направлена на понижение мыслительной планки страны, интеллектуального потенциала и роли в мире, в конце концов.

Все движется мозгами. Грядет энергетическая революция, о которой пока никто не слышал. Когда нефть окажется огромным черным болотом, и все будут ездить на чем-то экологически чистом и получаемом из космоса - схватятся, но будет поздно.

- Одно время у музыкантов наблюдалось влечение к разного рода электронным приборам для сочинения и производства музыки. Последнее время, процессы обратные. Некий возврат к ламповой аппаратуре, аутентичному звучанию инструментов. Как вы смотрите на само понятие рок-н-ролла, насколько он актуален?

- Мой сын - диджей. Он пользуется компактами, но у него масса винила самого высшего качества. На его примере я понял, что, несмотря на возраст, есть тяга к качеству. Мы должны помнить, что винил отражал звук в том виде, в котором он существует в природе, а цифровая запись отражает описание этого звука, с неизбежными потерями.

Человек, наслушавшись цифровой записи, и послушав однажды аналоговый звук, понимает, что там для него открыты целые пласты, которых раньше, возможно, он понять не мог. Поэтому цифровую запись мы с вами условно можем отнести к начальной школе звука, которую люди пусть проходят, но если они захотят в этом направлении двигаться дальше, то неизбежно придут к аналоговому звуку.

- Мы живем в век визуального, когда люди охотно воспринимают видеоряд. И он повсеместен. Как вы видите перспективы радио?

- Радио гениально тем, что под него можно мыть посуду. Однако история развития нашего 'Би-би-си' показывает, как можно совмещать и то, и другое. Если тебя интересует история идей, нечто более абстрактное - звук незаменим. Это будет сосуществовать рядом, не вытесняя, а дополняя.

- Чем бы вы объяснили популярность "Русского радио" на постсоветском пространстве? По выражению одного журналиста - это единственная вещь, которая продолжает объединять бывшие советские республики.

- Я помню историю, как после войны, в начале 50-х годов, когда всем заправляли советские интеллигенты, которые красноречиво рассказывали об освободительной роли оперы Бетховена 'Фиделио' и тому подобных вещах, однажды в этой советской стене образовалась брешь. Появилась песня 'Мишка, Мишка, где твоя улыбка'.

Интеллигенция была в полном ужасе от этой пошлости, но народ ее пел с упоением. Наконец-то, он дорвался до чего-то своего, родного, а не навязанного сверху. И эта 'мишкинская' культура пошла, потому как выяснилось, что народ подспудно существовал, но не имел права никакого голоса.

Голос этот подчас ужасен, неприемлем, но он есть. Поэтому у нас есть только один путь -- дать народу выразить себя, каким бы нам это ужасным не казалось, а потом вместе, кряхтя поднимать общую планку, миллиметр за миллиметром. Другого пути у нас нет, надо признаться себе, что мы есть и совместно пытаться двигать себя дальше.

Константин Амелюшкин - Delfi - inosmi.ru


12136 ONAIR.RU 15.04.2009 TEXT Прислать свою новость!






ЗАКОННАЯ ЭКОНОМИЯ НА НАЛОГАХ. УСПЕШНЫЕ ПРИМЕРЫ. ГАРАНТИИ. ПОДРОБНОСТИ



OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных

- Мобильная версия сайта