Сергей Кузин: Радиоличности – в дефиците


Текстовая версия


Член правления украинского радиохолдинга «Тавр Медиа», директор «Русского радио Украина» и голос утреннего эфира «Радио Рокс» не видит в кризисе особой проблемы, называя его «временем санитаров». По его мнению, в данный период рынок очищается от проектов, которые уже были «рождены мертвыми», и к концу года с рынка исчезнет еще пару станций. Сергей Кузин рассказал также о ситуации с рекламой, кадрами, инвестициями и о планируемых проектах группы.

OnAir.ru - Сергей Кузин: Радиоличности – в дефиците-  Каков на ваш взгляд рецепт выживания радиостанции во время кризиса и падения рекламного рынка? У каких радиостанций есть шанс все это пережить и иметь «светлое будущее»?

- Если к началу кризиса радиостанция обладала устойчивой аудиторией, четкой направленностью на определенную часть социума, и с двойной-тройной силой обслуживала его, - тогда она жизнеспособна.

Сейчас все на рынке ищут ниши, и нишевание по аудитории – это панацея. В условиях кризиса максимальное внимание должно быть привлечено к компаниям-измерителям, которые изучают, кто конкретно слушает данное радио, в каком объеме и почему. А рекламные отделы должны объяснять клиентам, что эти люди у станции есть.

В целом, я в кризисе никакого ужаса не вижу – это время санитаров в бизнесе. Те радиостанции, которые были созданы с целью привлечения админресуса, удовлетворения амбиций бизнесменов, не разбирающихся в медиа, - уйдут. Останутся серьезные бизнес проекты. Резюмируя, - радиостанции необходима максимально близкая связь с аудиторией, плюс слаженная работа рекламного отдела в смысле гибкого ценообразования.

- На сколько упали рекламные цены?

- По разным оценкам, рынок просел на 30-50%. Я уверен, что на половину, если не больше.

- Но сейчас стабилизацию какую-то ощущаете?

- Есть определенный рост по рекламе, но о выздоровлении рынка я бы говорить не стал. Пока рынок в общем понимании – серый, серыми будут и все его сферы. Тут возникает вопрос очищения экономики в целом. Я осторожен в прогнозах: уж слишком все было перегрето.

- А рекламные цены могут вернуться на докризисный уровень?

- Никогда. И это правильно. Цены были не нормальными. До кризиса в радиосфере пребывало большое количество людей, которые радио не понимали, делать его не умели, но пользуясь тем, что денежной массы было много, пребывали в иллюзии, что они великие менеджеры. Сейчас их количество уменьшается, и меня это радует. Мне жаль какие-то уходящие бренды и их слушателей, но абсолютно не жаль таких менеджеров.

- Вы прогнозируете дальнейшее сокращение станций?

- К концу года с большой долей вероятности еще две-три станции (в том числе сетевые) – или исчезнут, или поменяют собственника. И это нормально. Проблема медиа-бизнеса в целом в том, что на очень маленькую часть общества упали слишком большие деньги, а они к этому были не готовы: «цацка» в виде машины, «цацка» в виде радио...

- Т.е – на лицо оздоровление?

- Да, и это все равно бы произошло рано или поздно.

- Каким образом упомянутое Вами ниширование совместимо с тенденцией укрупнения рынка, его универсализацией?

- Ниширование каждого отдельного направления – это главный тренд. И оно не исключает объединения в большие холдинги. Даже крупные неповоротливые станции все равно четче будут работать с аудиторией.

Радио – это не просто музыка и новости. Это атмосфера, эмоциональный продукт. По сути, оно перестало быть источником новой музыкальной информации – все можно скачать из Интернета. И поэтому радиостанция аппелирует не только к музыкальным вкусам, а и к кругу интересов человека. Именно в этом смысле я говорю о нишировании.

- А как насчет именно музыкальных ниш - у нас может появиться джаз-радио, фолк-радио и т.п.?

- Для любого направления можно найти аудиторию. Вопрос – найти ее правильно и правильно обслужить. Маленькие аудитории и затрат требуют меньше. Например, если выкинуть из тела станции, все что связано с новостями, она становится намного рентабельней: любое музыкальное радио 4-5 раз дешевле новостного.

Новости во всем мире – это дотационная вещь, но они определяют статус станции, уровень ее IQ. Только в нашей стране – ситуация специфическая: и новости, и их тональность могут напрямую зависеть от собственника.

- Но бытует мнение, что проекты с нишевыми направлениями музыки не выгодны ввиду маленькой аудитории.

- Не нужно думать за слушателя. Нужно тестировать аудиторию, правильно задавать вопросы и их обрабатывать - благо современные инструменты это позволяют.

Если станция способна обслужить определенное число платежеспособных людей и рекламодателей – ее нужно создавать. Нет, - нужно быть готовым заранее, что путь только дотационный.

- Как вы оцениваете ситуацию с кадрами на радио?

- Учитывая, что радио – очень эмоциональный и  персонифицированный бизнес, стоимость бренда – в человеке. Конечно же, кадры – это проблема. Украина – эмоциональная и музыкальная страна. Но топ-менеджеры и радиобизнесмены пошли здесь по ложному пути: еще в 90-е станции стали привносить из-за рубежа. В результате, вся интеллектуальная мощь рынка свелась к нулю. Если бы в основе политики было создание собственного программного продукта –  появился бы пул местных профессионалов.

Сегодня в большинстве своем радийщики – это ребята из провинции, с небольшой зарплатой. Ярких персонажей, увы, мало. Радиоличности – в дефиците. А еще и местный менталитет, - если кто-то эпатирует, его пытаются загнать в рамки. Плюс - предвзятость и необъективность из среды политикума проецируется и на журналистскую среду.

- От кого могут исходить инвестиции в радио?

- В первую очередь это должны быть небедные и в моральном, и материальном смысле люди. Мир держится на одиночках-психах (улыбается).

Вот, например, новостийная радиостанция – это огромные затраты на технику, на персонал. А риски - бойкот со стороны слушателя по причине непрофессионализма кадров.

- Ну а кто может рискнуть на такой шаг, и зачем?

- Во-первых, это человек небедный и независимый, который понимает силу слова, медиа-профессионал. Желательно, чтобы инвестор понимал цели и задачи станции. Она может быть «дубиной», «веником», «морем мнений»… Плюс – нужны очень професиональные журналисты, коих, как я уже говорил, не хватает.

- О вашей компании – что можете сказать о последнем запущенном продукте, «Радио Рокс», - насколько оправдываются ожидания? (в группу Тавр Медиа входят также Русское радио, Kiss FM, Хіт FM, - ред )

- С «Радио Рокс» все успешно, показатели идут вверх, в том числе рекламные. Мы с опережением идем, подключая города. Среди его аудитории около 30% женщин – это очень много для рок-станции, в США у аналогичных брендов показатель в 10-12%. К тому же мы не экспериментируем с новой музыкой, которая более четко сегментируется по гендерному признаку…

- А как насчет окупаемости?

- В ближайшее время «Радио Рокс» выйдет на окупаемость, остальные уже давно таковые.

- Новые проекты собираетесь запускать?

- По результатам тест-групп есть два формата, но не хочу пока афишировать. Мы готовы их  запускать – главное, чтобы к этому была готова экономика страны.

www.mediabusiness.com.ua


6017 ONAIR.RU 10.06.2010 TEXT Прислать свою новость!






УСПЕШНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ СЛОЖНЫХ СПОРОВ ПО НАЛОГАМ. ГАРАНТИИ. ПОДРОБНОСТИ



OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных

- Мобильная версия сайта