Михаил Козырев: Пространство для бизнеса в СМИ сузилось до "желтизны" и политики


Текстовая версия


26 мая в Красноярске состоялся официальный старт работы радиостанции «Серебряный дождь». В течение часа на волнах 102,2 FM новый региональный проект презентовал один из самых одиозных радиодиджеев страны, основатель и экс-генеральный продюсер «Максимум», «Ультра» и «Нашего радио» в России, действующий продюсер ночного эфира на телеканале «Дождь» и ведущий программы «Мишанина» на «Серебряном дожде» Михаил Козырев. А после эфира он поговорил с корреспондентом Newslab.ru о своей радийной карьере, музыке, политике и современной журналистике.

Спасибо маме и папе

OnAir.ru - Михаил Козырев: Пространство для бизнеса в СМИ сузилось до "желтизны" и политикиНачнем с банальщины. Вы для российского FM-диапазона фигура более чем значимая. Но в последние годы пробуете себя и в других творческих нишах: телевидение, актерская работа, недавно вот книгу издали... Так почему же радио, почему изначально вы подались именно в эту сферу?

Я не знаю до сих пор, что в моей жизни было преднамеренным, а что случайным. Но по опыту могу сказать, что любая случайность — результат целой цепи закономерностей. Я родом с Урала, в свое время окончил мединститут (Свердловский государственный медицинский институт. — Newslab.ru) и уехал в Америку. Мне казалось, в жизни есть еще много вещей, которым стоит научиться, поэтому поступил в калифорнийский колледж. Там я впервые оказался в эфире местной студенческой радиостанции. Программы здесь делали ребята совершенно безбашенные, станция была разнузданная, веселая, андеграундная, на ней можно было творить все, что угодно. И в этом, мне кажется, преимущество западного образования: оно либеральное. Если ты хочешь реализовывать себя в кино, здесь тебе дают возможность снять фильм, если ты компьютерщик, есть потрясающая компьютерная лаборатория, для музыкантов имеются концертные залы, студенческие оркестры...

А вам, значит, захотелось «почесать языком»...

Я всегда знал, что внешность — не главный мой козырь, но зато когда я открываю рот... В этой сфере я всегда был более-менее самоуверенным. Уже потом я понял, что это не случайно. Папино музыкальное наследие — он был концертмейстером и скрипачом — и мамина страсть к кино — я с самого детства бывал на съемочных площадках, — все это удачно сплавилось в моей радийной карьере. Но это я понял уже постфактум.

Рок не должен общаться с государством

В своих интервью вы говорите, что на эфирах не хотите видеть никакой политики. Почему?

Это не точная цитата. Когда я это говорил, я имел в виду, что люблю договариваться о правилах игры на берегу. Когда я создавал ту или иную радиостанцию, я всегда опирался на свои собственные ощущения и понимание музыкальных предпочтений аудитории. Поэтому с самого начала проговаривал с руководством свою позицию. Если бы мне предложили работу в том СМИ, которое имеет четкую политическую направленность, вряд ли я согласился бы. Так же было, и когда я пришел на «Серебряный дождь» делать авторскую программу. Сразу зафиксировал, что в своих программах я буду говорить только о тех темах, которые меня волнуют. Это может быть и политическая тема, но выбранная мной.

И вы считаете, что сегодня СМИ может существовать без политики? С учетом того, что большинство федеральных проектов подконтрольны государству.

Музыкальное средство массовой информации может легко и просто существовать в руках у какого угодно владельца. По той простой причине, что оно ни на что не претендует, кроме как играть музыку. Если говорить о том, может ли существовать независимая радиостанция еще и с собственной политической точкой зрения — это сложно. То, что мне позволено на «Серебряном дожде» — это редкое исключение. Если мы когда-то с этой станцией расстанемся, я точно знаю, что ни на одно государственное радио меня ведущим не возьмут. Все знают мои политические убеждения. Они связаны, прежде всего, с ощущением себя как гражданина.

OnAir.ru - Михаил Козырев: Пространство для бизнеса в СМИ сузилось до "желтизны" и политикиПоэтому вы и любите рок? Не случайно же все ваши проекты связаны с рок-музыкой.

Как говорил Боно, если поп-музыка убеждает тебя: «Все отлично, все нормально, все хорошо», то рок кричит: «Задумайся, оглянись, не все хорошо! Тебя хотят в том убедить». Это мощнейшее оружие применительно к мыслям и чувствам людей. Я придерживаюсь мнения, что художник должен быть этаким колокольчиком, камертоном, который озвучивает настроения общества. И не вести при этом диалог с властью, не общаться с ней. Хотя это слишком общие принципы, есть из них разные исключения.

Но рок-музыканты сейчас скатились в ту же тематику, что и поп-музыка. Поют о любви, деньгах. Групп, которые говорят «остановись, задумайся» крайне мало.

Их никогда и не было много, разве что в самые тяжелые времена массово возникает движение протеста в музыке. Не поймите неправильно, я не хочу бросать тезисы, мол, рок что-то должен, обязан. Это не так. Если одни песни складываются у Юрия Шевчука, так дай ему Бог такие песни исполнять. А, например, Земфира от политики очень далека, но это не делает ее менее талантливым артистом. Песни о человеческих чувствах, отношениях так же могут вышибать из состояния комфорта, как и песни про государство. Что беззубых и бесталанных музыкантов много, это тоже закономерное явление. Чем спокойней обстановка в стране, тем больше таких команд.

Так в рок-музыке что важнее-то? Музыка или тексты?

Мне нравится то, что сделано талантливо. Посредственности мне не нравятся нигде. А талантливым может быть и текст, и музыка, и рэп-речитатив, наговоренный на метроном.

Попса тоже может быть такой?

Безусловно, и тому много примеров.

Слушает Березовский. И еще кто-то

Вы основатель главных в России рок-фестивалей. Тяжело было эту тему в стране поднимать?

Начинать всегда тяжело. Каждый из фестивалей, который мы запускали, стоял на огромной работе и колоссальном риске. Потому что никто заранее не может сказать, сколько лет понадобится, чтобы начать зарабатывать деньги, выживет ли проект, срастется ли. Так получилось, что и «Максидром», и «Нашествие» срослись. При этом оба проекта задумывались, как пиар, дополнение к работе радиостанций. Чтобы слушатели еще больше могли поучаствовать в жизни любимого радио, ведь ни один телеканал не может похвастаться такой степенью преданности аудитории, как радио. Ни разу не видел человека, который сказал бы: «Я так люблю ТВ-8, всегда смотрю только его». Потому что то, что там показывают, завтра будет на ТВ-9, которое не отличишь от ТВ-10 и т.д. Радиостанция — это образ жизни, она должна передавать слушателям ощущение «одной крови». Чтобы в толпе люди могли по каким-то мелочам почувствовать друг друга, узнать о своей сопричастности к чему-то важному. Мы старались достичь этого эффекта, в том числе и фестивалями.

А сейчас фестивали живут своей жизнью и уже без вас. Не жалко?

Жалко конечно, но это нормально. Нужно уметь легко отпускать от сердца свои проекты, два раза в одну воду не ступишь. Тем более есть много разных идей, если будет нужно, я вернусь в фестивальную деятельность.

Вас слушал Борис Березовский. А кто еще из политиков, олигархов любит ваши эфиры?

Думаю, известных, влиятельных людей, лояльных к моей программе, много. Не хотелось бы называть имен. Я почему и люблю свое дело, потому что очень люблю людей. Мне они интересны, даже если мы находимся с человеком по разные стороны политических, культурных пластов. Думаю успех Лари Кинга в том, что он любил разговаривать. У меня внутренние ощущения такие же. Мне одинаково интересно поговорить в эфире как с оппозиционером Борисом Немцовым, так и с Никитой Михалковым, который монарший государственник до мозга костей. И с тем и с другим я хотел бы расставаться, пожав друг другу руки. Поэтому я не стараюсь сделать подставу в эфире, чтобы вывести собеседника на чистую воду. Я задаю те вопросы, которые меня волнуют.

Хороший — великий

OnAir.ru - Михаил Козырев: Пространство для бизнеса в СМИ сузилось до "желтизны" и политикиПочему у нас так мало ведущих, которые действительно умеют поддержать разговор и вести диалог в эфире? Причем не только на радио.

Хороший интервьюер — это вершина профессии, поэтому их немного. Тут не столько играет роль образование, сколько опыт. В целом образованность важна, чтобы просто не ударить в грязь лицом. Но ко всему этому багажу знаний должен примешиваться этакий невидимый, неосязаемый ингредиент. Талант, что ли... От него и зависит, выпечется ли из продуктов хорошее блюдо. Я смотрю на Фёклу (Фёкла Толстая, соведущая Козырева в программе «Мишанина» на «Серебряном дожде». — Newslab.ru), восторгаюсь ею и завидую. Она энциклопедически образованна и в ней заложена абсолютно журналистская природа. В разговоре она не пропустит ни одного поворота, выхватывает самую суть и на ней фокусируется.

А по какому принципу вы выбираете себе напарников? Да и в принципе диджеев на радио, вам же часто это приходилось делать за время карьерных поворотов.

Это вещь интуитивная, расчленить ее на азбуку невозможно. Иногда, как с Ритой Митрофановой, это становится очевидным с первого же момента. Порой это возникает со временем, после долгой работы. Радиодиджей всегда должен быть личностью, он не должен быть аморфным, амебным созданием. Тогда и разговор получится интересным. Но порог «хороший интервьюер — великий интервьюер» все же в другом: человек должен уметь слушать. Большинство же ведущих настолько упиваются своим великолепием, что не слышат других. Артисты — все эгоцентрики, по-другому они не могут. Я видел это и в радиостудии, и за кулисами. Когда Земфира заходит в комнату, все остальные теряются на заднем плане. Но для журналиста важно уметь отдавать свое пространство. Самые великие ведущие могли, обойдясь без анализа, только наводящими вопросами докопаться до самого нутра собеседника.

А почему на радиостанциях нет таких людей?

Да мудаки кругом одни! (смеется). Очень мало любителей высококачественной журналистики. На каждый журнал «Эксвайр» приходятся десятки журналов «Твой день», «Стар», «Май лайф», «Фак ю» и т.д. Светские сплетни более востребованы, чем интеллектуальные беседы. И на Западе то же самое. Газета «Сан» представляет собой такой же пошлый таблоид, как и «Твой день», увы. Пространство для эффективного бизнеса в средствах массовой информации сильно сузилось в последние годы, это правда. Хотя я не хотел бы забивать последний гвоздь в СМИ. Есть хорошие качественные продукты, которые сохраняют свое лицо и имеют неплохие заработки.

Кира Сергеева, www.newslab.ru



* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.


5511 ONAIR.RU 29.05.2011 TEXT АРХИВ Прислать свою новость!





OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных - О защите персональных данных - Публикационная этика

Мобильная версия сайта