РЕАЛЬНОСТЬ ВИРТУАЛЬНЫХ РАДИОСТАНЦИЙ
РЕАЛЬНОСТЬ ВИРТУАЛЬНЫХ РАДИОСТАНЦИЙ
Лариса Степанова. Директор по работе с клиентами компании «NAME»
Влияет ли сегодня существование социальных музыкальных сетей в Интернете на российский радиобизнес (на положение FM-станций)?
Пока существенного влияния не оказывает.. скорее российский радиобизнесс оказывает влияние на формирование музыкальных сетей в Интернете – я имею в виду открытие онлайн вещания известными радиостанциями, радио 101 (ВКПМ), Наше.ру (Наше радио)
Теряет ли слушателей или рекламодателей российский радиорынок от онлайн-вещания?
Нет, существенных потерь пока нет. Если рассматривать радио как источник музыки и информации, то традиционное радио – более доступное и распространенное средство (достаточно просто купить приемник и настроить его на нужную частоту), онлайн вещание же требует, как минимум, наличие компьютера и доступа в Интернет, желательно широкополосного. И если радиоприемники достаточно мобильные устройства – встроены в мобильные телефоны, плееры, в автомобилях, их банально можно взять с собой в поход или на дачу, то с онлайн вещанием сейчас несколько сложнее.
Соглашусь, что количество пользователей Интернета в нашей стране растет в геометрической прогрессии, но на аудиторию радио это практически не сказывается: если в 2004 году доля радиослушателей в Москве составляла почти 90,5%, то сегодня это около 97,6%, в то время как доля пользователей Интернета в Москве в 2004 г составляла – 37%, а сегодня – 57%, обратите внимание это только пользователи Интернета, но не все они - слушатели онлайн радио.
Если рассматривать радио с точки зрения площадки для рекламы, то традиционному радио - онлайн радио пока не угрожает все по той же причине – ведь рекламодатели покупают не объем вещания в виде проплаченных минут и секунд, а аудиторию. И отрадно, что аудитория традиционного ради, все-таки превосходит аудиторию Интернет - пользователей. Кроме того, остаются радиослушатели, далекие от Интернета.
Какие недостатки и преимущества вы видите у онлайн-радиостанций, таких как Bee.fm и Moskva.fm (сервис, который предоставляет информацию по эфирам московских радиостанций) по сравнению с традиционными российскими FM-радиостанциями?
Основные преимущества, на мой взгляд – это широкий выбор и широкая доступность, вне зависимости от географического положения, возможность самостоятельного формирования плей-листов, обмена плей-листами, и, как это не парадоксально звучит от продавца радиорекламы, это отсутствие рекламы. А недостатки – отсутствие элемента сюрприза и новизны, когда ты не знаешь, что услышишь в следующий момент, отсутствие информационного наполнения (если мы не говорим о подкастах)
Каков, на ваш взгляд, потенциальный размер аудитории оналайн-радиостанций в России? Обоснуйте, пожалуйста, вашу оценку?
Потенциальный? Да все пользователи Интернета.
Какая аудитория (социально-демографические показатели), на ваш взгляд, сейчас является слушателями онлайн-радиостанций в России? Изменится ли она в ближайшие год-два? Почему? Насколько, по вашему, сегодня пересекается аудитория традиционных российских FM-станций и вещателей онлайн?
Основной целевой аудиторией онлайн - радиостанций в России, на мой взгляд, являются люди в возрасте от 15 до 35 лет: учащиеся, студенты, молодые специалисты, имеющие высшее образование и проживающие в промышленно развитых регионов страны, большей частью городские жители. Эта целевая аудитория будет только возрастать как количественно, так и взрослеть «качественно» в смысле передачи опыта пользования информационными технологиями (в том числе «интернетизацией»).
Как взрослеет аудитория Интернета, от более молодого поколения к последующим, так и будет взрослеть аудитория онлайн-радиостанций. Пересечение аудитории традиционных FM станций и вещателей онлайн наблюдается среди слушателей, которые предпочитают современную молодежную культуру.
Переключаются ли, на ваш взгляд, сегодня российские слушатели в массовом порядке на онлайн-станции? Если нет, то почему? Если да, то на какие станции?
Нет, к счастью, или к сожалению, в ближайшее время нам это не грозит. Основная причина – это технические возможности доступа к сетям – все-таки fm-сети и Интернет-сети требуют разных по технической сложности устройств.. кроме того, если в Москве доступный широкополосный Интернет уже реальность, то по России в целом, это ещё не так, да и интернет - поглощенность по России составляет всего 25% населения, в то время как радио - 88 %.
Я вообще против противопоставления радио и Интернет-вещания, это скорее приятное дополнение и развлечение, новый способ передачи информации, новый способ вещания, как уже было – переход от проводного радио к fm-вещанию.
Отражают ли сегодня традиционные российские FM-станции в полной мере музыкальные пристрастия и интересы слушателей в России?
Если говорить о Москве, то в Москве сейчас представлены станции почти всех возможных музыкальных направлений, российскому же рынку есть куда развиваться. Очень радует появление в последнее время на российском рынке станций с новыми форматами, новых проектов и технологий общения со слушателями. Вновь созданные станции – узкофрматные, четко спрограммированные, не ставящие целью охватить всех радиослушателей, а четко нацеленные на «своих» слушателей.
Не является ли слушание онлайн-станций попыткой не нашедшей на FM любимую музыку аудитории найти ее в Интернете?
Совершенно верно, так и есть. Именно благодаря Интернету, сейчас можно удовлетворить любое свое информационно-музыкальнео желание. Более того, если мой друг посоветует послушать некую композицию, куда я пойду?? Уж конечно не включу fm-приемник и не буду ждать, слушая весь эфир.
Какова, на ваш взгляд, судьба русскоязычных проектов, аналогов Last.fm (Bee.fm и Moskva.fm)?
Очень хочется верить, что проекты будут развиваться и набирать аудиторию.
7733 ONAIR