"Новости СМИ": Регион - Екатеринбург

TEXT


РЕГИОН - ЕКАТЕРИНБУРГ

"Новости СМИ", №23

Свердловская область расположена в предгорьях Среднего и Северного Урала и на прилегающей окраине Западно-Сибирской равнины. Территория области - 194, 8 тыс. кв. км, население - около 4,5 млн человек. Административный центр - Екатеринбург.  Ведущие отрасли промышленности - металлургия, машиностроение и металлообработка, станкостроение, приборостроение, электротехническая, радиоэлектронная, химическая, химико-фармацевтическая, лесная, деревообрабатывающая, бумажная, легкая, пищевая и др. На территории области добывают железные, медные руды, золото, бокситы, асбест, тальк, уголь, торф. Здесь находятся Рефтинская и Среднеуральская ГРЭС, Белоярская АЭС.

     Первые радиостанции в FM-диапазоне появились в Екатеринбурге в середине 90-х годов. Одной из первых начала вещать станция "Радио 101" (Москва), затем - "Радио Модерн" (СПб). Потом в эфире появилось "Русское радио", "Эхо Москвы". Причем можно отметить, что радиовещание в Екатеринбурге развивалось не только по принципу ретрансляции московских и петербургских станций. Медиа-рынок активно рос и за счет местных радиостанций, таких как   "Студия Город", "Стиль ФМ", "Авторадио-Екатеринбург". Сейчас в Екатеринбурге вещает 15 FM-станций. Часть из них входит в медиа-холдинг "Четвертый канал", другие объединены в группу радиокомпаний, и несколько станций являются независимыми игроками.

Елена Соколова, начальник отдела продаж "ТОК-радио 107,6 FM":
     "Обороты нашей радиокомпании невысоки в силу специфики радиостанции: это разговорное радио. Большую долю рынка "оттянули" на себя музыкальные радиостанции,  работающие не только на город, но и на область в целом, именно им удалось заманить большую часть крупных корпоративных клиентов. Однако думаю, что в скором времени приоритет радиослушателей сместится в сторону информационных станций, но этому должны способствовать сами станции формата news-talk. Исходя из этого, большую долю нашего рекламного времени занимает  имидж-реклама банков и страховых компаний, а также реклама продуктов питания и товаров для офиса. Ведь замечено, что передачи разговорной радиостанции слушают преимущественно в офисах и дома.
     Что касается прогноза на будущий год, то объемы рекламы на радио не уменьшатся, хотя и тенденции к росту и не наблюдается. Если рекламу на  ТВ можно рассматривать как самостоятельную, другими словами, если средний клиент, ведущий неагрессивную рекламную политику, способен купить время на ТВ в нужном объеме, он скорее пойдет на телевидение. В таком случае фирмы с меньшим бюджетом, рассматривая вариант газетной рекламы, в большинстве случаев склоняются и к радиорекламе".

Александр Косых, коммерческий директор "Радио МАКСИМУМ" (Екатеринбург):
     "Рынок радиорекламы в Екатеринбурге я бы оценил примерно в $350 - 400 тыс.  в месяц. Основные рекламодатели - это  местные крупные и средние розничные  продавцы и поставщики  услуг. Дела на рынке весьма сумбурные, так как есть два крупных медиа-холдинга, в которые поступают основные бюджеты. Станциям, работающим вне холдингов,  очень трудно бороться за рекламные бюджеты.  Хотя в последнее время рекламодатели начинают руководствоваться при выборе станции не своими вкусами и традициями ("Я там уже 5 лет размещаю рекламу!"), а пристрастиями той аудитории, которая слушает эту станцию. Постепенно рынок радиорекламы растет,  новые компании с небольшими бюджетами охотно выходят на него. Хотя стоимость рекламы на высокорейтинговых радиостанциях сравнима с низкорейтинговыми телеканалами".

     Семь радиостанций Екатеринбурга объединены в единую группу, но пока они не составляют  холдинг. По информации, полученной "НСМИ", процедура регистрации, возможно, состоится в ближайшем будущем.
     О ситуации, сложившейся на  медиа-рынке,  мы попросили рассказать руководителя "сгруппированных" региональных радиокомпаний Николая Грахова

- В эфире Екатеринбурга более 15 радиостанций. Это свидетельствует о высоких экономических возможностях Свердловской области? 
- Во-первых, это говорит о том, что рынок в состоянии поддерживать такое количество радиостанций. Рентабельность екатеринбургских радиостанций высока, что свидетельствует о выгодности открытия новых станций. По своему опыту знаю, что в крупных торговых российских центрах, таких как Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург и Ростов, похожая ситуация.
- Каков объем продаж рекламы в Екатеринбурге?
- Эта цифра в разные месяцы разная. В течение этого года объем медленно рос. Если в начале 2002 г. он составлял $150 тыс. в месяц, то сейчас - больше $200 тыс.
- С чем связан такой рост?
- Радиореклама и реклама вообще - это производные от розничной торговли. В каждом товаре заложены расходы на рекламу. Чем больше розничный оборот, тем больше рекламы этого товара. Думаю, что доходы потребителей возросли, а значит, возросли доходы в торговле, и люди стали больше средств тратить на рекламу.
- Некоторые московские радиостанции проводят акцию "Выбери радио". Как вы оцениваете ее проведение?
- Мне понятна акция московских коллег, она оправданна. Во-первых, в России на радиорекламу приходится 4% от общего "пирога", в развитых странах эта цифра составляет  приблизительно 8%. Во-вторых, телереклама развивается более быстрыми темпами, чем радиореклама. Кампания "Выбери радио" стремится довести процентное количество рекламы до уровня развитых стран.
- Для Екатеринбурга эта проблема актуальна?
- В Москве кроме телевизионной, очень развиты другие виды рекламы: наружная, полиграфическая. Поэтому радиорекламу надо еще развивать. В Екатеринбурге развитие рекламного рынка шло по-другому. В качестве рекламоносителя здесь сначала наибольшей популярностью пользовались телевидение и радио. Полиграфия стала набирать обороты только в последнее время, постепенно развивается наружная реклама. Поэтому для нас проблема передела рекламного рынка еще впереди.
- Кто является основными рекламодателями?
- Компании, осуществляющие сотовую связь, автоуслуги, а также банки, крупные торговые сети.
- Сколько в среднем стоит прокат радиоролика в Екатеринбурге?
- Цены на станциях различаются в зависимости от объема аудитории. Чем моложе аудитория, тем она менее ценна для рекламодателя.
- Скажите, а существует нижняя планка цен проката ролика? Можно ли говорить о  демпинге?
- Я присутствовал на некоторых встречах руководителей радиостанций, где поднимался вопрос демпинга. Считаю, что каждая радиостанция устанавливает цены в зависимости от того, что она может предложить рекламодателю. И когда станция демпингует, то есть продает рекламное время дешевле, значит, она столько и "стоит".
- Некоторые игроки рынка считают, что вся реклама поделена между вашими станциями и "Четвертым каналом" и одиночным радиостанциям просто невозможно выжить. Как вы относитесь к подобному мнению?
- Нет, это не так. Если станция делает хороший продукт, у нее есть своя аудитория, то и рекламодатель приходит.
- Исчерпан ли частотный ресурс?
- Думаю, нет, можно открыть еще 5-6 станций. Ближайший конкурс состоится в декабре, и претенденты на частоту есть.
- Какая станция может появиться в эфире Екатеринбурга?
- Возможно, в наш регион придут НВНМ, Love Radio, то есть те станции, которые начали строить свои сети. Частоты будут еще открываться, и у этих радиостанций есть реальный шанс. Может быть, с УКВ на FM-вещание перейдет "Русское радио-2". Кроме того, я не исключаю появления еще одной местной станции.
- Вы активно открываете станции в других городах России. Почему?
- Это обусловлено тем, что мы можем открыть прибыльные станции, тем самым мы распределяем затраты на создание качественного эфирного продукта и достигаем рентабельности. Станции, аналогичные "Радио Си" - одной из наших станций в Екатеринбурге, работают в Перми, Челябинске, Тюмени. Но здесь надо отметить одну особенность. В этих городах мы открыли самостоятельные станции, то есть это не ретрансляция, а станции со своим персоналом, ведущими, редакторами, но они работают в формате, аналогичном формату "Радио Си". Мы специализируемся на нескольких форматах, развиваем их. Отрабатываем сначала в Екатеринбурге, а потом открываем подобные станции в других городах. Эти станции ориентированы на одну целевую аудиторию, используют одну музыкальную библиотеку. Мы применяем так называемый американский подход к развитию радиобизнеса.
- Как относится к таким разработкам Федеральная конкурсная комиссия? Кому отдает предпочтение?
- Члены ФКК смотрят и сравнивают, кто из конкурсантов предложил лучшую концепцию и кто в состоянии открыть более качественную станцию.
- Но ведь московские станции, вероятно, могут вложить больше денег в  новые станции...
- Я бы не сказал. Наши реальные возможности не меньше. А учитывая наше знание специфики региональных рынков, может, даже и больше.
- При таком большом количестве станций существует ли недостаток в профессиональных журналистах?
- Журналистика - важный момент. У нас одна из станций - информационная, она использует программу "Эхо Москвы". Я много езжу по городам и заметил, что практически нигде нет хороших информационных станций. Да и в Москве "Новости on line" (вторая информационная станция после "Эха") совсем недавно начала работать. Информационное вещание очень затратное, для него требуется большое количество журналистов. Но если удается создать такую станцию, то и она может быть рентабельной.
- У "Эха в Екатеринбурге" высокий рейтинг?
- Пока не очень, потому что количество людей, которым интересна эта станция, невелико. Но это постоянная очень привлекательная, для рекламодателей целевая аудитория, и рекламу там размещают охотно.
- Какая из московских станций, ретранслируемых в Екатеринбурге, имеет хороший рейтинг?
- "Русскоге радио". Но многие станции появились не так давно. На рынок позже вышли "Радио 7 На Семи Холмах" и "Авторадио". "Новички", к сожалению, не предложили слушателям чего-то революционного, принципиально нового. Поэтому и рейтинг они набирают постепенно. Им приходится бороться за место. Например, радио "Шансон" быстро набрало аудиторию, предложив ей нечто новое по сравнению с другими станциями.
- Каков ваш прогноз развития рекламного рынка на следующий год?
- Радиорынок будет зависеть от доходов населения - это связано с развитием экономики. Будут расти реальные доходы населения - будет расти и рынок.


Станция "Динамит FM" (Екатеринбург) входит в холдинг "Четвертый канал" вместе с еще двумя сетевыми станциями - радио "Шансон" и "Русское радио". О ситуации на рынке радиорекламы рассказывает исполнительный директор станции "Динамит FM" Ольга Морозова.

- Эксперты оценивают емкость рынка радиорекламы Екатеринбурга примерно в $3-4 млн в год.
- Объемы продаж рекламы в Екатеринбурге действительно довольно высоки, если не забывать о том, что это город-миллионник. Сложно сказать, какова конкретная цифра, но, думаю, объемы продаж близки к петербургским. Другое дело, что по сравнению с телевизионным рынком они не впечатляют. Известно же, что в прошлом году рост рынка телерекламы  в целом по стране составил 75%, а  радиорекламы - всего 13%. По Екатеринбургу  точных  данных нет, но мое субъективное ощущение, что эти цифры и того меньше. И это, на мой взгляд, не отражает эффективности радио как рекламоносителя.
     Вместе с тем игроки на нашем радиорынке могли бы вести себя куда более активно...
- Кто основные рекламодатели?
- Как и везде в России, прежде всего это сотовые компании, а также различные торговые сети и банки.
- Существует ли демпинг на рынке рекламы?
- Есть две станции в Екатеринбурге, которые делают такие вещи. Но из соображений этики называть их не буду. В основном радиостанции работают по своим прайсам.
- Сколько станций входит в холдинг  "Четвертый канал"?
- Мы считаем, что четыре. Это вещающие в FM-диапазоне "Шансон", "Динамит", "Русское радио", а также "Русское радио-2", которое работает на УКВ.
- Все эти станции ретранслируют московский эфир. Есть ли в холдинге местная станция?
- Пока нет. С точки зрения логики построения радиохолдинга, нам как раз не хватает местной станции. Но когда начинаешь составлять бизнес-план,  понимаешь, что содержать такую станцию непросто. В Екатеринбурге станций, программирующихся самостоятельно, немного. Гораздо легче ретранслировать вещание московской компании, но при этом делать свои программы.
- Сколько еще станций может появиться в Екатеринбурге?
- Если вы имеете в виду емкость рынка, то он практически заполнен. Местный рынок может принять еще несколько станций, но не больше двух-трех.
- На радиорынке Екатеринбурга присутствуют два крупных игрока: холдинг "Четвертый канал" и группа станций Николая Грахова. Считается, что вся реклама поделена между этими компаниями.
- Это поверхностный взгляд. Более двух третей рекламного рынка действительно принадлежит этим двум группам. Но есть сильные игроки - местные станции "Европа Плюс", "Хит FM", "Авторадио - Екатеринбург". Вроде бы они должны были ослабнуть или исчезнуть, но этого не происходит. Однако тенденция к объединению в холдинги существует. Гораздо легче выстоять на рынке, когда есть на гого опереться.  В условиях холдинга можно действовать более гибко. Если у тебя несколько станций и тебя волнует, как будет завтра развиваться рынок и твое предприятие, то ты должен  заниматься не только станцией-лидером, но и и менее выгодными проектами. Достаточно того, что это позволяет более полно охватить целевую аудиторию, а значит, привлекает рекламодателя. И еще - так удобнее вести хозяйство. Кроме того, на рекламном рынке Екатеринбурга денег гораздо меньше, чем в Москве, а конкуренция довольно жесткая. Исходя из этого, можно сделать вывод, что укрупнение действующих на этом рынке игроков вообще неизбежно.
- Как будет развиваться рекламный рынок в следующем году?
- Это напрямую зависит от того, как будет развиваться экономика в стране. Если произойдет улучшение, то и рекламный рынок будет расти.






10901 ONAIR.RU Прислать свою новость!





OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных - О защите персональных данных - Публикационная этика

Мобильная версия сайта