Сергей Архипов. Главный редактор "Русского Радио"
Сергей Архипов. Главный редактор "Русского Радио"
OnAir.ru: Недавно в одной из интернет-конференций Вы признались, что Вам была чрезвычайно близка музыка ныне почившей радиостанции «Престиж».
Сергей Архипов: Совершенно верно. Но если говорить об эстетической стороне, то у нас в стране, к сожалению, ни, например, smooth jazz, ни fusion коммерческой музыкой не будут еще очень долго, если не сказать никогда. Радио - в первую очередь бизнес. Когда бизнес совпадает с хобби, это хорошо, но так бывает не всегда.
А из тех радиостанций, которыми Вы управляете, формат какой Вам ближе всего?
Наверное, «Радио Монте-Карло».
У Вас в нынешней ситуации есть возможность поддерживать существование интересной, но неприбыльной станции?
Ну, во-первых, «Радио Монте-Карло» прибыльная станция, она сейчас «отбивает» себя даже лучше, чем «Динамит». А теперь что касается возможности поддержки, действительно неприбыльной станции. Я не единственный владелец этой структуры. У «Русской Медиа-группы» несколько владельцев, и у всех совершенно разные музыкальные вкусы. Что же теперь, под каждого что-то создавать? Ну, давайте тогда всё скупать и тратить деньги, которые мы зарабатываем, на удовлетворение собственных амбиций.
Вы считаете, что радио - это для тех, кто не может себе позволить купить альбом?
Нет, радио для тех, кто любит радио.
И то, что Вам нравится, не совпадает с тем, что приносит Вам деньги?
Деньги - это лишь одна небольшая составляющая общего процесса под названием бизнес. Мне нравится процесс - процесс создания хорошего грамотного программного продукта, на котором можно ещё и зарабатывать деньги.
Вы - руководитель проекта Радио Танго. Кроме того, недавно в «Русскую медиа-группу» вошла «Станция». Каким из проектов сейчас приходится заниматься больше?
Я занимаюсь стратегическим развитием холдинга вообще, в принципе. Произвожу на свет идеи, так сказать. А наши грамотные специалисты уже программируют станции, составляют плейлисты. Если бы я занимался этим на всех станциях, у меня бы голова лопнула. Но музыкальный материал я всегда слушаю, прежде, чем он пойдет в эфир, кругозор расширяю.
Кажется, раньше Вы занимались и плейлистами, и персоналом.
Было время. Весь персонал здесь набран мной. Да и сейчас я обязательно лично беседую со всеми ди-джеями, которые хотят работать у нас. У меня есть определенные стратегические задачи, которые передо мной ставят мои партнеры, и которые я должен решать. «Русское Радио» когда-то занимало всего лишь одну комнату в этом здании на 18 этаже, а теперь спустя почти шесть лет это огромный холдинг, которые, кстати, успешно справляется с «болезнью роста».
Кстати, о персонале. В одном из Ваших интервью Вы сказали: «Русское Радио - это глупая музыка плюс умные ведущие». Разве существует музыкальный формат, при котором допустимы глупые ведущие?
Позволить себе умных ведущих могут только умные люди. Если радио делают не специалисты, то ведущие у них могут быть не очень умные. Всё зависит от того, кто набирает персонал. Ведь могут быть замечательно умные, талантливые специалисты, гении торговли - а для масс-медиа абсолютно непригодны. Например, есть люди, которые не могут ездить за рулем. У меня знакомые такие есть: мечтают сидеть за рулем - но категорически не могут. Комплекс такой. И есть определенный тип людей, которые не могут заниматься СМИ, потому что они из совершенно другого бизнеса.
Радиостанция, на которой вообще нет ведущих, может преуспеть?
А почему нет? Смотря как её сделать. Всё в мире относительно. А радиостанции, на которых глупые ведущие, очень быстро закрывается. Примеры не буду приводить, чтобы не оскорблять людей.
Но аудитория «Русского Радио» не требует высокого интеллектуального уровня ди-джеев.
Кто вам сказал? Глупости. Наши ди-джеи умные люди, настоящие профессионалы. Аудиторию надо подтягивать до своего уровня, а не опускаться самим. Тем более, нужно большое мастерство, чтобы вести эфир на «РР», ведь у нас массовая аудитория, надо чтобы всем нравилось, условно говоря, большому начальнику и его водителю тоже.Что касается «Русского Радио», меня очень радует, что в последнее время появляется огромное количество качественного материала, который западному не уступает. И вообще, кому дано судить, что хорошо, а что плохо? Не судите, да не судимы будете.
Может быть, владельцам радиостанций дано судить?
Ничего подобного, нам тоже не дано судить. «Русское Радио» производит массовый продукт, который могут любить или не любить, но он массовый.
Что такое, по-вашему мнению, качественная музыка?
Музыка, не уступающая по качеству западной. Качественная музыка - это расплывчатое понятие. Стравинский - это качественная музыка? Моцарт - качественная музыка? Я, конечно, не хочу Моцарта сравнивать с группой «Руки Вверх», или Бетховена с Ликой Стар, дай ей Бог здоровья и счастья, но тем не менее... Даже если у исполнителя средние данные, но с ним или с ней работает команда настоящих профессионалов, если есть хороший текст, качественная аранжировка, записано все это в хорошей студии, то конечный продукт можно назвать качественным. Хотя все, конечно, сугубо индивидуально: сколько людей, столько и мнений. А вообще-то, словосочетание «качественная музыка» - это изобретение Миши Козырева, моего большого друга.
Большой друг - это в кавычках?
Нет, почему. Без всяких кавычек. Мы с Мишей очень большие друзья, и с Аксютой мы большие друзья десятилетней давности.
А как же конкуренция?
А при чем здесь конкуренция, когда речь идет о личных отношениях. Знаете, есть выражение - nothing personal (ничего личного).
То есть за пивом вы с ними говорите о сексе, и никогда - о бизнесе?
Почему, мы говорим и о бизнесе. О чем угодно. Я всегда с большим удовольствием общаюсь и с Козыревым, и с Аксютой, и с Наташей Синдеевой с Серебряного Дождя мы подружились ещё до того, как она начала работать на радио. Я не вижу, почему бизнес и конкуренция должны помешать человеческим отношениям. Это полный бред.
В чем принципиальное различие между Русским и Нашим?
Просто разная аудитория, разные целевые группы. Как классик говорил: кому-то нравится арбуз, а кому-то - свиной хрящик. Кому-то нравится музыка «Станции» (107,0 Fm), никоим образом не пересекающаяся, например, с «Нашим Радио». Вы можете себе представить, чтобы «Станцию» слушал человек, у которого «Шансон» в машине играет? Я не могу. Нет, представить-то можно, но это очень редкое явление.
Не отражается ли тенденция к узкой сегментации FM-диапазона на численности аудитории «Русского Радио»?
Нет. Существует пересечение аудитории, отток аудитории. Аудитория - штука динамичная, она постоянно перемещается с одной волны на другую, ничего в этом страшного нет, это абсолютно естественно. Допустим, появляется «Шансон». Ну и пусть, кому он мешает? Здесь уже должны работать рекламщики. Борьба ведь идет не совсем за аудиторию. Борьба идет за рекламные бюджеты, чтобы выжить. У нас в России от объема общего рекламного рынка на радио приходится 4%. В Канаде, например - 12%, а в среднем в мире - 8-9%. Кроме того, расценки у нас на радио совершенно другие. Содержание станции стоит примерно столько же, сколько на Западе, а рекламное время стоит других денег, и ни о каких сверхприбылях речь не идет.
Кто-то борется за рейтинги: кому-то нужен пафос. Я перестал бороться за рейтинги, потому что я прекрасно знаю, что, если нужно будет сделать рейтинговую станцию, которая сможет убить и «Русское Радио», и «Европу Плюс», я это сделаю за год. Совершенно новую станцию, с новым названием. Сегментировать аудиторию нужно для того, чтобы на «Станции» не рекламировали «Мерседесы», а на «Эхо Москвы» - роликовые коньки. Это очень серьёзная работа с медиаметрическими группами, с рекламными агентствами.
Вы сказали о пафосных людях...
Это самоутверждение, вот что я хотел сказать. Пафос в том, что «вот, дескать, как мы их сейчас нагнем». Да ради бога, нагибайте. Если вы такие умные, то почему вы такие бедные? Да, отняли часть аудитории у Русского Радио. Ну и что? Вон у Love Radio какой рейтинг, а денег зарабатывает намного меньше, чем «РР». Положение в рейтинге и прибыль не всегда находятся в прямой зависимости друг от друга.
А Радио Танго будет конкурировать с Love Radio?
Не будет оно конкурировать с Love Radio. На радио «Танго» вообще информации будет больше, чем музыки. Информации ведь сколько угодно. Откройте какой угодно жeнский сайт - разве мало женских тем?
Значит, радио «Танго» будет подобно такому сайту - познавательно, информативно...
Совершенно верно. Плюс музыка, которая нравится женщинам. А темы будут самые разные: для молодых мам, для домохозяек, для 13-15-летних. Мода для беременных, женщина за рулем, многомужество и вообще - обо всем.
А почему же название такое музыкальное - Танго?
Когда мы подавали заявку на конкурс, мы создали концепцию женской станции, формат Прокладка-ФМ.
С точки зрения прибыли выгоднее было бы создать станцию для мужчин.
С рекламой порносалонов? Может быть, да, было бы выгоднее. Вы знаете, сколько нужно денег, чтобы создать станцию, вывести её на уровень? До трех миллионов долларов.
Я слышала версию, что на частоте «Станции» будет открыта детская станция.
Писать и говорить могут все, что угодно. Я вам скажу, что на частоте «Станции» (107,0 Fm) будет работать совершенно другая станция. Сенсация? Фигушки, не дождетесь. Она будет называться просто: Радио «Станция», и формат у неё будет - танцевальное радио - транс-техно-хаус музыка.
А каковы ближайшие планы холдинга?
Помимо радиовещания, мы в ближайшее время вплотную займемся телевидением. Но это отдельный разговор, это ещё не скоро. У нас есть планы по производству телевизионных программ для разных каналов. Покупать себе какой-то телевизионный канал - это безумные деньги и невыгодно, не приносит никаких дивидендов. А вот программы производить по заказу для каких-то каналов - это реально, и возможность для этого у нас есть. Я давно интересуюсь телевидением. Уже пять лет мы производим самый рейтинговый телевизионный продукт под названием «Золотой граммофон». Доля аудитории - под 50%. Каждый второй в стране, по исследованиям Гэллапа, смотрит программу «Золотой Граммофон». Национальную премию. Вы ни разу не видели? Значит, вы каждый первый.
© 2001, OnAir.ru. Евгения Тен.
646 ONAIR