Вадим Наливайко. Программный директор радио "Шансон"
Вадим Наливайко. Программный директор радио "Шансон".
OnAir.ru: Вадим, Rambler назвал Вас "Человеком года 2002", примите наши поздравления! Что для Вас значат подобные премии?
Вадим Наливайко: Вообще я очень спокойно отношусь к любого рода премиям. Хотя был очень удивлен, когда начали поступать поздравления - еще за два дня до того, как позвонил представитель Rambler. В любом случае я надеюсь, что это не только мне награда, но и радио "Шансон".
Вы программируете эфир радио "Шансон" с момента его основания. Что Вы считаете самым большим своим достижением за эти 2,5 года?
Во-первых, безусловно, то, что я стал достаточно хорошо разбираться в том музыкальном материале, с которым работает наша станция. В самом начале это было для меня проблемой: когда в 2000 г. отцы-основатели радио "Шансон" предложили мне делать эфир, где костяком будут авторская, бардовская песня, городской романс, для меня это был абсолютно неизвестный музыкальный пласт.
Я понимал, что это большая ответственность, но мне это было интересно именно как программному директору, человеку, который может с нуля сформулировать правила, законы построения эфира и воплотить их.
Кто-то консультировал вас в плане музыки?
Да, на начальном этапе, при первичном отборе музыкально материала мне очень помог Александр Фрумин. Это один из самых серьезных знатоков этого жанра, он работает на радио "Шансон" в Петербурге, у него своя студия "Ночное такси", две своих авторских программы, которые пользуются заслуженной популярностью. Я ему очень благодарен.
А Вас не пугала специфика музыкального материала?
Нет. По-настоящему культурным шоком для меня был переход с "Престиж-радио" от мягкого джаза на радио "Классика", к рок-н-ролу. Тогда было действительно психологически тяжело.
К ситуации с "Шансоном" я подходил профессионально. Спросите любого ди-джея, который отсидел больше двух лет в эфире, - ему принципиально все равно, с какой музыкой работать. Он либо может работать с ней, либо нет.
Конечно, мне было сложно работать с незнакомой музыкой. Но она была и не очень знакома среднестатистическому слушателю FM-радио, поэтому, например, я посчитал необходимым ввести такие жанровые направления, как советская рок и поп-музыка. Их я знал - все мы выросли на Цое и Гребенщикове. А остальное было делом наживным.
Сколько времени ушло у Вас на то, чтобы влиться в культуру шансона?
Да этот процесс еще идет, каждый день я открываю для себя новые имена и новые песни.
Не возникало ли у Вас как у человека со стороны проблемы проникновения в "тусовку от шансона", если можно так выразиться?
Я вообще-то очень не тусовочный человек. К тому же мне кажется, что в творчестве и бизнесе личные контакты все-таки обременительны. Когда начинаются вопросы типа: "Ну, почему, ты не ставишь мои песни?", гораздо проще объясниться с исполнителем, если вас не связывают какие-то приятельские отношения. Поэтому, будучи лично знакомым с большинством исполнителей, я считаю, что у нас отношения исключительно деловые, цивилизованные и дистанцированные. Мне так легче жить.
А что касается авторитета самой радиостанции, то он приобретается только со временем, его надо заслужить, прежде всего работой. И мне кажется, что радио "Шансон" достаточно быстро этот авторитет завоевало. В том числе тем, что у нас нет платной ротации, например. А это означает, что, если материал попал к нам в эфир, - это определенный знак качества и это позиция и Вадима Наливайко лично, и радио в целом.
Какие изменения произошли со станцией за то время, что она в эфире?
Изменилось очень многое. Во-первых, нам удалось сломать (как мы и хотели) обывательский стереотип, что шансон - это блатная песня. Это глубоко не верное утверждение. Блатная песня - это жанр, который существует много лет, в истории России он занимает свою нишу, но он не является стилеобразующим жанром для радио "Шансон". У нас звучит самая разная музыка.
Очень важным моментом я считаю, что в нашем эфире присутствует огромное количество новых, молодых исполнителей. Или тех, кто давно работал, но до сих пор был известен в узких кругах.
За то время, что мы в эфире, очень подросла технологическая составляющая музыкального материала. То есть, если я раньше позволял себе поставить в эфир песни, исполненные под гитарку на кухне и на бытовом компьютере записанные, то теперь сами исполнители приносят вещи достойного европейского уровня. И пишутся они при этом по-прежнему от души, а не на потребу.
Меня очень радует успешное сетевое развитие станции. Я вижу, что в городах очень востребован именно эфир радио "Шансон", городов у нас уже больше 50-ти. Нами охвачены практически все города-миллионеры России, по-моему, все города-миллионеры Украины. Нас очень много слушают через интернет - в Бразилии, Аргентине, Америке, Израиле, местах скопления туристов.
Большую роль в этом играет то, что мы уже преодолели болезнь роста и избавились от кое-каких "детских болезней". Ведь когда "Шансон" только появился, это был шок во всех отношениях. Его новизна несла с собой как многочисленные плюсы, так и минусы. Мы делали некоторые ошибки, часть которых я сейчас вспоминаю со стыдом, часть - с улыбкой. Сейчас прошел самый болезненный период роста, и мы действуем более аккуратно и осознанно.
Вы можете привести пример, какие именно ошибки Вы имеете в виду?
Например, кроме менее важной, но все же существенной ошибки, связанной с низким техническим качеством музыки (об этом я уже говорил), были ошибки по использованию жанровых песен. В эфир шли такие композиции, которые, я считаю, вполне допустимо тиражировать на компакт-дисках, исполнять на концертах, куда приходит подготовленная аудитория, но которые не нужно ротировать в линейном прямом эфире. Потому что нас слушают дети, экзальтированные особы...
Нецензурные?
Вплоть до того. Бывают песни, из которых слова точно не выкинешь, там ненормативная лексика просто по сюжету необходима. Несколько таких у нас крутятся до сих пор, но я их потихонечку снимаю с эфира. Это же относится к песням с определенным посылом, романтизирующим некоторые нездоровые формы жизни, скажем так. Я против этого.
Не было ли ротирование таких песен с Вашей стороны своеобразным приемом-привлечением лояльной аудитории, вкусы которой потом можно было бы корректировать и направлять в более приемлемое для Вас русло?
Может быть, это ужасно, но именно это мы и делали.
То есть Вы использовали эти композиции намеренно, чтобы затем, заручившись симпатией и доверием слушателей, чуть-чуть увести их вкусы в другую сторону?
Именно так. И я убежден, что так делать нужно. За те десять лет, что я работаю на радио, я наблюдал разные ситуации, но потворство публике никогда не доводило до добра. Стоит человеку, принимающему решения на радио - программному директору; музыкальному, генеральному продюсерам - пойти на поводу у аудитории, и все начинает сыпаться.
Другое дело, когда ты задаешь планку, ставишь себе цель, определяешь ресурсы и сроки для достижения этой цели. Твоя аудитория чувствует это и тянется за тобой, понимая, что любимой станции в этом можно верить.
А в нашем случае потянулись не только слушатели, но и музыканты. И это очень заметно. Ключевые жанровые исполнители приносят мне новые проекты, альбомы, которые и музыкально, и по тексту, и по подаче вокальной очень сильно отличаются от того, что они делали раньше. И это не только мое мнение, это констатируют и они сами, и наши слушатели.
Вы изначально ставили себе задачу таким образом?
Нет, это понимание пришло. Довольно быстро, за первые месяцы после выхода на FM-диапазон, где-то через год после начала вещания. И сейчас вся наша работа направлена именно на это.
Каково сегодня процентное соотношение музыкальных жанров в эфире станции?
Вообще у нас 6 базовых музыкальных категорий. Я их условно разделил на две группы. Первая - это категория шансон-музыки. Она, в свою очередь, делится еще на две: современный городской романс и то, что с ним связано (примерно 45%), и барды, авторская песня (15%). Вторая, очень уважаемая, но вспомогательная для них категория - это отечественная рок-, поп-музыка (по 10%) и то, что я называю "старенькое" (2%). "Старенькое" - это голды: Марк Бернес, Майя Кристалинская, Изабелла Юрьева, Утесов и т.д.
Последняя группа так малочисленна во многом в силу технических причин. Потому что, например, абсолютно подходящий под эфир "Шансона" Вертинский по качеству записей, по подаче романсов своих, к сожалению, очень малорадиен. Он хорош для коллекционера: вы укутались пледиком, налили кружку чая, и слушаете, и каждая пылинка - это душа. Но когда между хорошо аранжированным Шуфутинским и хорошо аранжированным Розенбаумом, Макаревичем идет песня такого качества, она настолько себя просаживает, что не оценивается по достоинству. И велика вероятность, что слушатель в это время кнопку приемника будет переключать.
В рок- и поп-музыке Вы берете не хиты, а только те композиции, что подходят по стилистике?
Да, мы берем только то, что подходит. Причем, если нам подходит текущий хит, мы не рассматриваем горячую ротацию его на других станциях как противопоказание к нашему эфиру. Хотя, если вдруг по какой-то песне идет мощная медийная поддержка (2 музыкальных телеканала, 4 радиостанции), а я вижу, что песня, на самом деле, проживет месяца два - ну, пусть у них покатается. Если она и через три месяца будет актуальна, тогда я ее возьму. За горячими хитами я не гонюсь.
Повлиял ли на развитие станции переход в FM-диапазон?
В малой степени, и только на аудиторию. Она видимо сменилась. В первую очередь, потому, что в России вообще, и особенно среди слушателей радио "Шансон", до сих пор технически жив-здоров парк тех радиоприемников, которые вообще не настроены на верхний FМ-диапазон. А зачем покупать новый, если работает этот? И, когда мы ушли на FM, этот пласт людей отошёл.
По возрасту скачка не было. Мы изначально не нацеливались на пионерскую аудиторию, нас слушают люди взрослые, имеющие свое мнение, понимающие, что большое количество песен, звучащих у нас, - это стеб, шутка. И вообще я никогда не гнался за тем, чтобы охватить какую-то узкую, специализированную аудиторию.
Единственное существенное отличие по контенту: на УКВ я делал - по лицензии было положено - полчаса детской музыки. Народ говорил, что музыка из советских мультфильмов и детских кинофильмов слушалась "на ура". С переходом на FM это отошло.
Зато эта музыка процветает у ваших конкурентов. С появлением конкурентов что-то поменялось? Вы не пытались как-то от них отстроиться?
В малой степени. Практически нет, не пытались. Они достаточно быстро поняли, что делать слепую кальку с нас - уже не догнать паровоз. Наряду с "Шансоном" серьезными игроками фактически были и остаются только две станции, сделанные очень профессионально и к которым я отношусь с большим уважением. Это "Наше время на Милицейской волне" и "Русское Радио-2". Они вовремя кардинально изменили свое наполнение и заняли свои ниши. И аудитория наша, насколько я представляю, довольно часто ходит друг к другу в гости, я не вижу в этом особой беды.
Есть еще две станции, которые, на мой взгляд, гораздо менее профессионально пытаются просто нас копировать, у них это не очень получается, я их не рассматриваю как наших конкурентов.
С момента начала вещания радио "Шансон" Вы довольно долго сами вели эфиры выходного дня. Почему и когда Вы ушли из эфира, и не тянет ли обратно?
Да, до февраля прошедшего года по субботам и воскресениям с 8 утра до 13 часов дня я сидел в эфире сам. Теперь у меня просто нет на это времени.
Конечно, мне не хватает живого эфира. До нового года я озвучивал программу "Астрологический прогноз", которую делала профессиональный астролог, но сейчас в силу определенных причин программа ушла. Но меня остается много в джинглах, промо, в роликах, я появляюсь в эфире как один из "голосов канала".
Я бы очень хотел делать две программы, которые у меня в голове сидят, но я не успеваю, это будет мешать основной работе.
К основной работе. У Вас в кабинете только на обозримых площадях лежат несколько сотен дисков. Неужели все это Вы отслушиваете сами?
Да, всегда. Чтобы, с одной стороны, не просмотреть звезду, а с другой, потому, что я имею моральные обязательства: когда я беру диск у автора, это становится и моей проблемой. Сейчас в моем кабинете около 2,5 тысяч дисков, до сих пор лежат альбомы, которые мне принесли прошлой весной.
Причем везут отовсюду: от Читы и Магадана до Калининграда. Вот из последних - made in USA, Бруклин, Нью-Йорк.
Вы делали какие-то объявления о том, что отслушиваете записи?
Да нет, никаких кличей типа "Алло, мы ищем таланты!" мы не пускали. Люди сами несут. Сначала я просто искал материал, чтобы заполнить фонотеку, теперь проблема диаметрально противоположная - музыкального материала переизбыток. Мне очень не хочется по-совковски говорить: "Товарищи покупатели, вас много, а я одна". Это замечательно, конечно, спасибо за это большое все творцам. Но 6 тысяч песен - это для радио очень много.
А среди тех, кто приносит диски, есть молодые команды, исполнители?
Молодые в каком смысле? Молодых по времени пребывания в индустрии - очень много.
Бывают группы, регулярно работающие в других музыкальных жанрах и которые решили (может быть, не они, а их продюсеры) попробовать себя в том жанре, который протащит их на радио "Шансон". Из такого рода попыток у меня есть один единственный положительный пример - группа "Лицей", перепевшая песню "Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой" (я ее ставил на 9 мая) так деликатно, нежно и искренне, что бабушки плакали.
А молодых по паспорту? Интересно, привлекателен ли жанр шансона для молодежи.
По паспорту практически нет.
В программе "Земля-Воздух" Антон Комолов спросил меня недавно, не боюсь ли я, что новое поколение подрастет, и мою станцию некому будет слушать? Не боюсь. Потому что я думаю, что основная часть населения нашей страны вменяема, и эти дети, когда вырастут, поймут, что было, что стало, и выберут по себе: кто-то будет слушать джаз, кто-то "Лесоповал", в обоих случаях это достойная позиция. Я не хочу быть гуру и влечь за собой массы. Я хочу делать то, что мне нравится, и статистика показывает, что есть довольно много людей, разделяющих мое мнение.
Вы считаете, что то, что делается в современной, допустим, рок-музыке вменяемые люди слушать не станут?
Есть некоторые настораживающие моменты. Например, из последних разов, когда я участвовал программе "Земля-Воздух", было минимум две группы, которые не умеют играть, петь и абсолютно не уважают свою аудиторию. А то, что они пишут - не очень бережно зарифмованные русскоязычные слова, не более. Это было стыдно и неприятно.
При этом исполнители, отвечая на вопросы, любят говорить: "Ну, мы не в шоу-бизнесе". Извините, пожалуйста. Если вы целый день стоите у станка, или учителем у доски, или блинчики печете в столовой, а вечером с ребятами и у костра или на кухне поете песни, как я в свое время, - да, это означает, что вы не в шоу-бизнесе, вы занимаетесь любительством. Здесь главное, чтобы друзьям нравилось. Но если вы даете концерты, на которые ходят люди, которые верят вам и тратят свои деньги, вы становитесь ответственными перед слушателями.
И уж тем более, если ты - принимающий решение менеджер популярной радиостанции, и ты подаешь это, и говоришь: "Бандерлоги! Это хорошо!". Я считаю, что это ужасно, это развращение нации. Потому что эта молодежная аудитория через 10 лет будет управлять государством. Это, может быть, громко звучит, но я в этом убежден.
© 2003, OnAir.ru.
634 ONAIR