#HOT! Победители Национальной Премии «Радиомания 2024»Песенка рубль бережетПесенка рубль бережет OnAir.ru | Избранное в Telegram
На днях был опубликован проект постановления Правительства РФ о фиксированных минимальных тарифах за проигрывание фонограммы в любых публичных местах — ресторанах, заправках, пляжах, катках. Сенсации, вроде бы, нет: как уверяют нас разработчики из Минкульта (та же Ксения Мирясова из нормативно-правового департамента), платить юрлица должны были и прежде, начиная с 2008 года (момент принятия IV части Гражданского кодекса). Только ставки эти якобы утверждались общественными организациями — РАО или ВОИС. А теперь четко фиксируются самим Правительством. Мы, ради интереса, стали обзванивать рестораны, ночные клубы и крытые «летние» катки, дабы убедиться — платят ли они за ежедневный прогон фонограмм «для настроения» хоть какие-то деньги. — Да ничего мы не платим, — говорит девушка-куратор с катка, — да, наши посетители катаются под музыку, но мы ее подбираем случайно — с компьютера. Сегодня — одно, завтра — другое. Есть хиты, есть спокойная музыка, есть просто отрывки и фрагменты, есть музыка из свободных фонотек — а за что платить и кому? — Слушай, я тебе одно скажу: все эти законы — развод лохов, понял? — Откровенничает парень с другого крытого катка. — У меня музыка звучит из интернета — пусть к интернету претензии предъявляют! — То есть, вы ничего платить не будете? — Это рубка капусты: авось с кого-нибудь что-нибудь содрать. Какого черта наше РАО должно собирать с меня деньги за Мадонну или Майкла Джексона? Мадонна вообще в курсе про русское законодательство и про то, что за нее хотят здесь срубить по-быстрому, а? Они уже лет пять назад принимали все эти законы. Письма приходили из РАО. И ничего это не работает. Как доказать? А будут наезжать — диджея поставлю. — А диджей спасет? — Это самый легкий способ их всех послать. Всё, что диджей играет — это его музыка, его переработки. И потом — чтоб ты знал — 29 секунд любой музыки я имею права играть бесплатно! Это цитирование «в целях информирования»! Тебя ж никто за руку не хватает, когда ты... не знаю, Акунина цитируешь? — Ну, или, напротив, играть Моцарта... — Естественно! Будем играть классику, не подпадающую под авторское право. Так что государство нас не разведет! После этого разгоряченного спича мы связались с известным экспертом по авторскому праву Павлом Катковым — юридическим советником Национальной федерации музыкальной индустрии. Он расставил все точки: — Давайте прямо по пунктам: может упертого неплательщика спасти диджей в ресторане или на катке? — Не может. При публичном исполнении произведений вопрос об оплате вознаграждения все равно ставится к собственнику помещения, а не к группе (или диджею), исполняющим музыку. То есть, независимо от источника звучания, разговаривать с представителями РАО будет юрлицо — ресторан, каток и так далее. — Ну вот хозяин заведения говорит — я интернет включаю и слушаю: какие проблемы? — С интернетом ситуация такая: легальный контент, например, та же Яндекс.музыка, iTunes, зависит от вида лицензии. Если в эту лицензию включено разрешение на публичное воспроизведение — тогда да, собственник может пустить ее через колонки для других людей. Но, как правило, лицензия ограничивается личным, некоммерческим использованием. — Сотрудники РАО очень плохо идут на контакт, словно это не РАО, а ФСБ, а потому для нас многие вопросы — темный лес: скажем, может русское РАО брать деньги за Мадонну? — Общества по коллективному управлению правами существуют во всем мире. Более того: есть их международные объединения (в сфере литературы, например). И, как правило, работает перекрестная схема, по которой авторское общество в одной стране собирает вознаграждения как за собственных граждан, так и за артистов других государств. После чего пересылает деньги туда... То есть юрисдикция конкретного общества ограничена территорией своей страны, но не ограничена национальной принадлежностью авторов. — Но в данном случае фискальный момент интересует: хватит на все клубы и катки сотрудников РАО? — Если речь идет о радио или телевидении — там оплата идет автоматически за каждый трек... — Это понятно, их легче схватить за хвост и удобнее судиться... — А на клубы и катки, ясно, всех не хватит. Но государство, внедряющее этот закон, подразумевает, что люди добровольно и добросовестно будут платить. Всё равно что налоги. Хватит на всех налоговых проверяющих? — Теперь вопрос про Моцарта, Генделя, Баха — их крути сколько хочешь? — Существует правовая категория «общественного достояния». 70-летний срок охраны на Моцарта, Баха прошел. И вы можете их свободно использовать. Единственный момент, что объектом правовой охраны станет исполнитель, его смежное право. Если вы сами в ресторане будете играть Моцарта на скрипке — вы никому ничего не должны. Равно как, если другой исполнитель за давностью лет перешел в общественное достояние. — Так что, нам лет 15 понадобится, чтобы ментально цивилизоваться? А то пока бизнесмены воспринимают эти законы в штыки, будто государство ищет лазейку нажиться... — Россия очень быстрыми темпами развивается. Буквально за 20 лет мы догнали и Европу и Америку по многим бизнес-показателям. У нас одна из самых серьезных в мире интернет-индустрий. И я уверен, что прогресс в области добропорядочного правоприменения — это вопрос не 15 лет, а 3-5. Вон, сегодня Яндекс-музыка стремительно отъедает аудиторию Вконтакте, просто приглашая людей бесплатно легализовать свои пиратские треки... ворованное становится честным. Так что, какие там 15 лет... порядок будет наведен в интернет-пиратстве очень быстро. — Но если все станут честными и будут платить — не повысятся ли цены на билеты (понятно, что авторские отчисления лягут «бременем» на публику)? — Существует лимит покупательской способности, который ограничивает рост любой цены на предметы потребления. Если сделаете билет в 1000 рублей, к вам (на каток, в кино) никто не придет. У людей нет таких денег. Так что перекладывание издержек на цену продукта ограничивается этим лимитом. — Но вы считаете нормальным, что Правительство впервые предложило фиксированные в рублях минимальные сборы? — Да это нормальная ситуация. Все делается в интересах автора. А почему вас смущает госрегулирование? Государство регулирует налоговую сферу, лицензируют сферу общепита, чтобы вас не отравили в ресторане, следит за безопасностью воздушных перевозок. Без него нельзя. Так что никакого шока здесь нет — нормальная деятельность, ни чуть не ущемляющая интересы бизнеса. Ян Смирницкий, mk.ru Данное сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер. •• А.А. Венедиктов внесен Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов. ••• Генеральная прокуратура России признала нежелательной в РФ деятельность иностранной неправительственной организации Medusa Project (владельца интернет-издания "Медуза"/Meduza), которая ранее была признана иноагентом Минюстом РФ. #1252 ONAIR
|
Торжественная церемония награждения состоялась 22 ноября в Radisson Collection Hotel
«Радиомания - 2024». Итоги. В Москве вручили золотые микрофоны
«Радиомания» учреждена с целью повышения престижа Радио, демонстрации достижений отрасли, обмена опытом и повышения профессионального уровня работников радиовещания
«Радиомания-2024». Онлайн-трансляция церемонии вручения национальной Премии
Смотрите прямой эфир церемонии вручения главной награды в сфере радиовещания в России
Смотреть онлайн! Прямая трансляция «Ээхх, Разгуляй! 2024» из Москвы
Будем петь, танцевать и зажигать под лучшие хиты «Радио Шансон»
Онлайн-трансляция «Радио в глобальной медиаконкуренции - 2024». 2-й день
В Москве проходит одно из значимых событий радиоиндустрии
Далее