Закрывается известный британский музыкальный журнал Q


Закрывается известный британский музыкальный журнал Q - Новости радио OnAir.ru

Стало известно о закрытии легендарного британского журнала Q, который на протяжении 34 лет был одним из самых влиятельных музыкальных СМИ в Европе


Стало известно о закрытии легендарного британского журнала Q, который на протяжении 34 лет был одним из самых влиятельных музыкальных СМИ в Европе. Последний номер выйдет 28 июля. Борис Барабанов задался вопросом, как глянцевый журнал так долго протянул в цифровом мире, а заодно вспомнил так и не случившийся выход Q на российский рынок.

Журнал Q начал выходить в Лондоне в 1986 году. Его основатели, музыкальные журналисты BBC Марк Эллен и Дэвид Хеппворт, обнаружили, что взрослые меломаны заново закупают альбомы, которые полюбили в виниловой версии,— теперь на CD. А значит, им все еще интересны их старые кумиры. Это не была совсем юная аудитория, на которую была рассчитана прочая музыкальная пресса той поры. Выпуск ежемесячного глянцевого журнала для публики с более высокими потребительскими стандартами, нежели, например, у покупателей еженедельных New Musical Express или Melody Maker, точно имел смысл.

В 1990-е в Англии появились похожие по формату журналы Mojo и Uncut.

Толстый глянцевый журнал про индустрию развлечений с большими интервью, дорогими фотосессиями и внушительными подборками рецензий на новые пластинки мог продавать рекламу на своих страницах только в стране, где можно говорить о шоу-бизнесе как о внушительной отрасли экономики.

Спустя буквально несколько лет после запуска журнал Q стал вручать свои ежегодные награды, конкурируя в престижности с «британской Grammy» — BRIT Awards.

В 1990-е российские меломаны и журналисты, начавшие регулярно наведываться в музыкальную Мекку Старого Света, стали покупать Q, и для многих он стал эталоном музыкального журнала. Q писал о музыкантах, которые так или иначе были представлены у нас на радио и в магазинах — U2, Depeche Mode, Oasis, Blur, Мадонна, Radiohead и так далее, в то время как главный американский музыкальный журнал Rolling Stone был по сути не совсем музыкальным, скорее культурно-публицистическим, а его аудитория обожала чуждые россиянам кантри и рэп.

Впрочем, широкая аудитория в России ничего про Q не знала. Хотя в какой-то момент издание было в нескольких шагах от отечественного читателя.

В 1995 году формат Q попытался представить на местном рынке Сева Новгородцев. Его «журнал, похожий на Q» получил название «О!», он даже появился на прилавках, но дальше трех номеров дело не пошло.

А в самом начале 2000-х Артемий Троицкий, порядком уставший от руководства местным Playboy, убедил боссов из ИД Independent Media, что настоящий музыкальный глянец может быть интересным бизнесом в России. В этот период Q был в Англии вне конкуренции, его несомненным преимуществом было соседство на журнальных страницах актуального рока и поп-музыки из чартов. По поручению господина Троицкого пилотный выпуск российской версии Q подготовил журналист Максим Семеляк. По словам последнего, это был не в чистом виде Q, а некий новый продукт с материалами из Q и другого авторитетного британского издания — журнала Mojo, нацеленного на еще более консервативную и меломанскую аудиторию. На обложке пилота был Ник Кейв, а внутри среди прочего — интервью с Адриано Челентано. «Мы сразу думали об окупаемости и о специфике русской аудитории,— вспоминает Троицкий,— так что интервью с Аллой Пугачевой там тоже вполне могло появиться».

В стране, чья музыкальная индустрия только становилась на ноги, было в тот период на удивление много музыкальных журналов. Если питерский Fuzz наследовал традиции андерграундного самиздата, то, например, русский NME пытался быть модным и наглым пробританским изданием, а Play состоял только и исключительно из рецензий.

Q должен был быть дорогим глянцем для мужчин, слушающих музыку, в той же степени, в которой Playboy был дорогим глянцем для мачо, а Men`s Health — дорогим глянцем для ЗОЖников.

Однако, по словам Артемия Троицкого, ни обычные рекламодатели, к которым обратились его коллеги из Independent Media, ни его друзья из шоу-бизнеса не были готовы размещать рекламу в русском Q. Троицкий вспоминает слова одного из гастрольных промоутеров: «Зачем мне рекламировать свой концерт в Q за $4–5 тыс., если я могу дать $200 музобозревателю "Комсомольской правды" и получу тот же эффект?» По словам журналиста, сотня сигнальных номеров Q так и лежат до сих пор где-то в его архивах.

Ближе к концу 2000-х Q пришлось подстраиваться под реалии рынка. В 2008 году журнал в два раза уменьшился в объеме. Если в 2007-м тираж Q составлял 130 тыс. экземпляров, то в 2015-м — только 44 тыс., и это все равно была хорошая цифра, которую обеспечивала преданная аудитория взрослых островных меломанов (для сравнения, бумажный NME в этот период уже распространялся бесплатно, а с 2018-го существует только в интернете). Переселение журнала в интернет газета The Guardian в недавней статье о закате Q называет «безнадежно медленным».

Q спасали не столько любимые публикой коллекционные выпуски, публикация разного рода «списков лучших групп» и вкладка эксклюзивных CD, сколько простая привычка целого поколения получать рекомендации именно таким способом.

В июле 2020 года, сообщая о закрытии журнала, его редактор Тед Кесслер сказал, что еще в марте никто не мог предсказать такой исход, но ситуация, сложившаяся из-за эпидемии COVID-19, «оказалась непреодолимой». В мае владельцы Q из компании Bauer Media выставили журнал на продажу, но покупателя не нашлось. Конец Q, как и большей части мейнстримной бумажной прессы, можно было предсказать давно. Он стал результатом всеобщей цифровизации, смены потребительских привычек аудитории и конкуренции с блогами и онлайн-медиа.

Как отмечает та же The Guardian, последней каплей для журнала Q стала попытка быть актуальным, писать о самых модных артистах и поднимать самые обсуждаемые темы. Для ежемесячного издания это смерть: то, что было важно месяц назад, сегодня никого не волнует. На плаву остаются нишевые бумажные издания с маленькими тиражами, рассказывающие о делах давно минувших дней. Так, как это делал Q в 1986-м.


фото: qthemusic.com | текст: Борис Барабанов, kommersant.ru



Данное сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.



• Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.
•• А.А. Венедиктов внесен Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов.
••• Генеральная прокуратура России признала нежелательной в РФ деятельность иностранной неправительственной организации Medusa Project (владельца интернет-издания "Медуза"/Meduza), которая ранее была признана иноагентом Минюстом РФ.


#2353 ONAIR.RU 23.07.2020


Далее


«Музыкальный марафон поддержки от звезд «Русского Радио» стал самым проникновенным эфиром станции за всю историю
Радиостанция всегда поддерживала, всегда становилась опорой, дарила веру в лучшее своей многомиллионной аудитории
Результаты мартовских конкурсов ФКК
О результатах конкурсов на получение права осуществлять наземное эфирное вещание с использованием конкретных радиочастот от 27 марта
Журналистам «Питер ФМ» пригрозили «коктейлем Молотова» из-за выпуска новостей
Составлен административный протокол о хулиганстве, принимается решение о возбуждении уголовного дела
Первые три месяца года обещают продолжение роста спроса на радиорекламу – эксперт ГПМ радио
Ассоциация коммуникационных агентств России подвела итоги развития рекламного рынка за минувший год. О драйверах роста в сегменте «аудио» рассказала Юлия Андрюшова
Муром – новый город вещания «Радио Дача»
Региональная сеть вещания «Радио Дача» насчитывает 266 передатчиков, размещенных в городах России и в странах ближнего зарубежья

RSS E-Mail ВКонтакте

Далее новости за этот день

OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных - О защите персональных данных - Публикационная этика

Мобильная версия сайта