#HOT! Шорт–лист Национальной Премии «Радиомания 2024»


Андрей Максимов: Музыка балета в исполнении оркестра радио «Орфей» грандиозна


Андрей Максимов: Музыка балета в исполнении оркестра радио «Орфей» грандиозна - Новости радио OnAir.ru

И - настоящее открытие. Интересное, мощное, очень необходимое


OnAir.ru | Избранное в Telegram

"Этого не может быть, - думаешь ты, потрясенный и оглушенный музыкой. - Как же так? Почему ты этого никогда не слышал? Не только звуков этих, не только мелодии, но даже - имени... Как получилось, что ты никогда не слышал имени такого композитора?"

Оркестр играет вдохновенно и мощно. Один из лучших, думаю, наших музыкальных коллективов - симфонический оркестр радио "Орфей". И ты сидишь, вжавшись в кресло, оглушенный и потрясенный, словно в самолете, идущем на взлет. Ты даже уже удивляться перестаешь, у тебя остается только одно чувство - восторг.

...Я еще помню те времена, когда радио было просто радио: включил, нажал кнопку, слушаешь... Нынче не так. Музыкальные радиостанции постоянно что-то придумывают - концерты там, премии. Или еще чего-нибудь невероятное.

Радио "Орфей" как раз про невероятное. На прошлой неделе единственная в нашей стране радиостанция классической музыки в Московском международном доме музыки совместно с ПАО "Юнипро" провела фестиваль "Энергия открытий".

Вы никогда не думали, что слово "радио" можно расшифровать очень просто: ради "о". Вот это самое "О!" - вскрик восхищения и восторга - оно у каждого радио собственное: все ради разных восторгов работают. "Орфей" проводит свой фестиваль ради открытий. Настоящих и невероятных.

Два дня фестиваля - два спектакля. Два спектакля - два открытия. Алексей Животов и Владимир Дешевов. Советские композиторы, попавшие под сталинскую немилость. Забитые и забытые. Я видел один из двух спектаклей - о нем и речь.

"Игры теней". Спиритический сеанс с оркестром. Режиссер - Глеб Черепанов. Главное в этом спектакле, конечно же, музыка Владимира Дешевова.

Жил себе такой человек. Общался с Ахматовой и Гумилевым. Слышал звуки, витающие в воздухе, и переносил их на нотную бумагу. Его музыку хвалили А. Глазунов и С. Прокофьев. Он полюбил советскую власть, а она его не полюбила. Так бывало в те времена. Его не посадили, но лично товарищ Сталин, который как всякий тиран был убежден, что разбирается во всем лучше профессионалов, его музыку запретил. Он писал, потому что звуки витают в воздухе, вне зависимости от воли тирана. Многие произведения Дешевова пропали.

Слово "радио" можно расшифровать очень просто: ради "о". "Орфей" проводит свой фестиваль ради открытий.

Наконец, опала спала. Большой театр начал репетировать его балет "Бэлла" по произведению Лермонтова - любимого поэта Дешевова еще с юности. Генеральная репетиция была назначена на... 22 июня 1941 года. 25 июня сыграли премьеру. А потом многие исполнители балета ушли на фронт. А Дешевов уехал в Ленинград, где провел страшные блокадные годы. Точка. Не только в этой истории, но и в судьбе.

Музыка балета в исполнении оркестра радио "Орфей" под руководством Сергея Кондрашева грандиозна. Балет не был поставлен никогда. Произведения Дешевова не звучат никогда нигде. А это очень мощный композитор. Я подозреваю, что гениальный.

Рукописи, как известно, не горят. Партитуры тоже. Только рукопись вы можете взять, да и прочесть. Отдельно взятый человек отдельно взятую рукопись. А для того, чтобы прозвучала партитура, мало ее найти - хотя дело это само по себе важное и непростое. Еще необходимо, чтобы появился оркестр и дирижер, который заболеет этой музыкой, потому что хорошие дирижеры могут работать только с той музыкой, которая их заразила. Сергей Кондрашев - очень хороший дирижер. Он и его оркестр мощно и своеобразно открыли нам музыку Владимира Дешевова.

Глеб Черепанов поставил спектакль. Полуреальная, полумистическая история про человека, который повсюду слышал музыку, писал ее, потому что не было у него иного способа существования. Спектакль - спиритический сеанс. Ахматова, Ленин, Прокофьев, Шостакович... И много-много других. Возникают фигурами, голосами, эхом истории... Замечательные актеры: Роза Хайруллина, Данил Стеклов, Константин Новичков... Перевоплощаются. Существуют иногда гротескно, иногда - психологически точно. Создают мир, который крутится вокруг главного героя. В спектакле, видимо, принципиально нет совсем личной жизни героя. Творец и общество - такова тема.

Кузьма Котрелев - совсем еще молодой артист - играет главного героя грандиозно. Делает то, что не всегда удается и более маститым - играет судьбу. И тут, конечно, реверанс Глебу Черепанову, потому что подобная роль - явное сотворчество актера и режиссера. Если бы надо было одним словом охарактеризовать, какой Дешевов у Котрелева, - я бы сказал: удивленный. Все, что происходит с ним в жизни: жуткие удары судьбы, потери, страдания, наконец, трагическая невостребованность - не пугают его, а удивляют. И правда, странно: если есть такая гармоничная и прекрасная музыка, разве не удивительно, что вокруг существует такая ужасная негармоничная жизнь?

Произведения Дешевова не звучат никогда нигде. А это очень мощный композитор. Я подозреваю, что гениальный.

Котрелев "со товарищи" делает так, что Дешевов запоминается не только музыкой, что само по себе замечательно, но и, так сказать, лично. Мы поняли этого человека. И полюбили его. На мой взгляд, ради этого спектакль и задумывался.

Спектакль снят, и теперь его можно искать на сайте, посвященном неизвестным композиторам. Спектакль остался. Но, что самое главное, возродилась музыка Владимира Дешевова.

Вообще, согласитесь, - это поразительно. Ну я еще понимаю, когда находят забытую музыку, которая была написана 200 и больше лет назад. Но тут-то - рядом совсем. Дешевов умер в середине прошлого века. Наверное, есть люди, которые его помнят...

И - настоящее открытие. Интересное, мощное, очень необходимое.


rg.ru



Данное сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.



• Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.
•• А.А. Венедиктов внесен Минюстом РФ в реестр СМИ-иноагентов.
••• Генеральная прокуратура России признала нежелательной в РФ деятельность иностранной неправительственной организации Medusa Project (владельца интернет-издания "Медуза"/Meduza), которая ранее была признана иноагентом Минюстом РФ.


#1085 ONAIR.RU 12.04.2022


Далее


Онлайн-трансляция «Радио в глобальной медиаконкуренции - 2024». 2-й день
В Москве проходит одно из значимых событий радиоиндустрии
Ведущая радио Хит FM Диана Терешкова рассказала на конференции РАР – кем для слушателей должен являться радиоведущий
Утренние шоу должны делать люди счастливые, веселые, умные, обладающие ценностями
На Детском радио в Санкт-Петербурге завершился конкурс «Мой классный – классный!»
Для класса-победителя и его учительницы прошла Дискотека Детского радио
Радио и Digital: дальнейшие пути взаимного развития коллаборации
Радиостанции уже «научили» слушателей настраиваться на любимую волну на ПК или смартфоне, запускать радио в умных колонках, слушать подкасты
«Европа Плюс Челябинск» дарит слушателям 40 тыс. рублей на отдых от городской суеты
В эфирном проекте радиостанции нет проигравших

RSS E-Mail ВКонтакте

Далее новости за этот день

# РЕКОМЕНДУЕМ


# РЕКОМЕНДУЕМ



OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных - О защите персональных данных - Публикационная этика

Мобильная версия сайта