На прошлой неделе OnAir.ru опубликовал репортаж с VIII Фестиваля Радио MAXIMUM MAXIDROM, в котором наш журналист Леонид Авер озвучил несколько вопросов, касающихся организации концерта: принципа подбора групп-участников, работы малой, "клубной" сцены, отстройки звука, необычного ведения эфира и др. Прокомментировать некоторые моменты этого репортажа согласился генеральный директор Радио MAXIMUM Михаил Эйдельман.
OnAir.ru: Михаил, давайте начнем со звука. Михаил Эйдельман: Давайте. Как со-продюсер, я участвую в проведении 5-го по счету фестиваля и ответственно заявляю, что мощности и качеству использованного звукового оборудования, 8-й MAXIDROM не имеет себе равных. Были ли сложности со звуком в процессе концерта? Да, были, но они вполне объяснимы. Во-первых, было установлено 5 независимых звуковых пультов: каждый из иностранных участников првез с собой собственный "боекомплект". Можете себе представить, насколько сложно было грамотно скоммутировать все это "хозяйство" и сделать так, чтобы "все звучало". А все звучало! Во-вторых, в таком сложном зале, как "Олимпийский", принципиальна квалификация и опыт концертного звукорежиссера каждой группы. "Сплин", "Би-2", "Ночные Снайперы", Найк Борзов, Дельфин, "CерьГа", "HIM", "Apocalyptica", "Chumbawamba" звучали, что называется, "как с пластинки". "Снайперы", кстати, вышли на сцену вообще без саундчека, поскольку прилетели на MAXIDROM из Питера только 17-го днем на частном самолете. На первой песне они полностью настроились и "не сломались", даже когда у Арбениной во время песни отказал основной микрофон, - в течение трех секунд она получила новый, а зритель вообще ничего не заметил. Как "звучал" MAXIDROM, кстати, можно хорошо понять, посмотрев его телеверсию на СТС в ближайшее воскресенье. Звучал отменно. В целом, в этом году звука было ровно в два раза больше, чем год назад, потому что, кроме основной сцены, была еще и мощно (кстати, все музыканты это отметили) озвучена и "малая" сцена. К сожалению, я только после концерта выяснил, что портал на малой сцене был направлен только в сторону главных трибун, и не был достаточно "довернут" в сторону танцевального партера, хотя по первоначальной идее должен был быть круговым. Но это уже моя претензия к тем, кто устанавливал звук: будем выяснять, как и почему это произошло.
OnAir.ru: Многих в зале раздражало то, как были смонтированы ролики с ведущим фестиваля Сергеем Шнуровым, и, опять же, их озвучка - временами ни слова было не разобрать. Михаил Эйдельман: Похоже, многое, на фестивале "не было слышно" автору материала. Только вот зал, почему-то, адекватно реагировал на все интродукции Шнура. Так что - "не расслышали" их те, кто предпочел провести фестиваль в пресс-буфете... Монтаж интродукций сознательно был сделан так, чтобы картинка смотрелась динамично - эти же фрагменты будут использованы и в телевизионной версии фестиваля.
OnAir.ru: Почему Вы решили не выпускать Шнура на сцену "живьем", и сделали ведение виртуальным? Михаил Эйдельман: Идея состояла в том, чтобы "погрузить" Шнура в контекст Москвы и слегка напомнить зрителю о непростых отношениях "Ленинграда" со столицей. В финале фестиваля, Сергей, по нашему замыслу, "оживал" на сцене в той же тельняшке, в которой снимался в эпизодах за полторы недели до концерта. Все это нам удалось. Более того, зрители так и остались в уверенности, что во время своего "живого" появления, представляя "HIM", Шнур был "пьян в мясо"…
OnAir.ru: Одним из главных сюрпризов фестиваля было наличие "малой" сцены. Почему было решено установить ее "лицом" к трибунам и оставить позади весь танцующий партер? Михаил Эйдельман: Потому что артист не может быть повернут "спиной" к трибунам "Олимпийского", на которых находится в четыре раза больше людей, чем в партере. В будущем году для малой сцены, очевидно, будет найдено более выгодное положение и все зрители MAXIDROM'а, включая танцевальный партер, будут видеть артиста, что называется, с "лица".
OnAir.ru: Вопрос по составу выступающих - по каким критериям выбирались молодые группы, которые выступили на "малой" сцене? Насколько я понимаю, ни "Спирали", ни "Полюса", ни "Озоновый коктейль" в формат Радио MAXIMUM не укладываются? Михаил Эйдельман: Песня молодой питерской группы "Полюса" "Поэзия" играет в нашем эфире уже больше 2-х месяцев и сейчас уверенно входит в "Хит-Парад Двух Столиц". "Спирали", "Озоновый Коктейль", как, кстати и "Тетрис", и Александр Нуждин - это проекты "электронные", а нашей мыслью и было показать на "клубной" сцене, то, чем живет "Большой Город". "Живет" он, очевидно, не только мейнстримовым "гитарным" звуком. Но поскольку MAXIDROM - все-таки фестиваль большой и сложный, в нем неизбежны замены. Так, два коллектива пришлось в срочном порядке заменять, и надо признать, что замены эти (специально не называю имен "выдвиженцев") были неудачны.
OnAir.ru: Каким образом в составе выступающих на "малой" сцене оказались в этом году Сергей Галанин, "7Б" и "Каста"? Михаил Эйдельман: "7Б" и "Каста" - по тем же соображениям, что и перечисленные исполнители: мы хотели для фестиваля большего эксперимента, и, может быть, чуть более широкого музыкального спектра, чем обычно. С Сергеем Галаниным - несколько иная ситуация. Песня "Дети большого города", записанная им вместе с Михеем - одна из самых ярких русскоязычных песен эфира Радио MAXIMUM сегодня. Обратившись к Галанину с просьбой спеть ее на фестивале, мы хотели сейчас, пока боль от этой утраты еще свежа, напомнить аудитории фестиваля о музыканте, очень многое сделавшем для Радио MAXIMUM. Именно MAXIMUM в сентябре 1998 года первым поставил его песни в эфир. Оля Максимова положила мне тогда на стол CD-R со словами: "Тут мои друзья записали песни, послушай". На следующий день "Сука-Любовь" была в эфире. Так началась эфирная история удивительных песен Михея и "Джуманджи". История, длиной почти в 5 лет...
OnAir.ru: По подбору команд на основной сцене. Можно ли говорить, что MAXIDROM отражает эфир Радио MAXIMUM? Михаил Эйдельман: Безусловно. Фестиваль и, прежде всего, его основная сцена являются отражением эфирной политики радиостанции, которая сформулирована четко - "максимум новой рок-музыки".
OnAir.ru: Тогда чем продиктовано изменение в эфирной политике станции в сторону "утяжеления" музыки? Михаил Эйдельман: Я бы не назвал это "утяжелением". Мы просто играем актуальную музыку, отражающую представления о жанре современного молодого человека в возрасте 18-30 лет. Радио MAXIMUM долгое время было "широкоформатной" радиостанцией - и, начиная, с 1998 г. совершало эволюционный "люфт", последовательно "сужая" формат.
OnAir.ru: А как Вы определяете, что подходит под определение "мейнстрима", а что нет? Например, на трибунах фестиваля был замечен Илья Черт, лидер группы "Пилот". Почему "Пилот" не вписывается в формат станции, а Найк Борзов, допустим, вписывается? Михаил Эйдельман: Потому что аудитория Радио MAXIMUM так считает. Мы, как любая профессиональная радиостанция, проводим большой комплекс исследований и довольно четко "меряем" вкусы наших слушателей. Мы ведь существуем не только для собственного удовольствия. Мы обязаны соответствовать вкусам и потребностям аудитории, которые, в целом, уже сформированы. Безусловно, мы постоянно знакомим слушателей с новым материалом, но, если он находит отклика, эти песни исчезают из эфира. А "мейнстрим" - понятие относительное. HIM (в момент их появления в "массовом" поле зрения) "мейнстримом" не казался. Что это сейчас?
OnAir.ru: Одна из самых обсуждавшихся на трибунах фестиваля тем - отсутствие алкогольного пива в свободной продаже. На пресс-конференции, предваряющей MAXIDROM, один журналист задал организаторам каверзный вопрос: мол, на концерт придут дети малолетние, а спонсор - крепкое пиво, непорядок! Не слишком ли радикально была решена проблема? Михаил Эйдельман: Наверное, я не могу на 100% отвечать за то, как работали в "Олимпийском" торговые организации. Мы все-таки занимались продакшеном события в зале... Насколько я знаю, пиво должно было продаваться только совершеннолетним покупателям. Но что можно сделать, если с подростком пришел старший брат и купил стакан пива для него? Очевидно, если некто пришел на фестиваль, чтобы "надраться", он может достичь этой цели в любом возрасте. К счастью, на MAXIDROM люди приходят не за этим, а чтобы слушать музыку и получать от нее удовольствие. MAXIDROM несколько отличается от других (вполне уважаемых и толковых) open air фестивалей: у нас продажа пива является не основной частью программы :)) Мы не ставили перед собой задачу "залить" всех пивом и довести 15-титысячную аудиторию до невменяемого состояния. У нас была другая цель - расширить музыкальную палитру MAXIDROMa, превратить его, наконец, в международный фестиваль, показать разные грани жанра, не "роняя" качество события. Мы в этом году сознательно шли на эксперимент. И он получился удачным.
28 мая 2003 г.
* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.