Когда происходит первое знакомство человека с радио, сказать довольно сложно. Скорее всего еще до рождения. Об этом заботится западная музыкальная индустрия, выпуская диски "Для будущей мамы и ее ребенка". Данные регулярных исследований аудитории радиостанций, проводимых КОМКОН, - "Новое поколение" и "Мониторинг" - охватывают несколько повзрослевшее население (от 4 лет и старше) и дают представление о более осознанном радиопрослушивании. Свои первые впечатления на эту тему дети высказывают при участии родителей и опытного интервьюера.
Потребление радио детьми от года к году идет по нарастающей и переживает три пика существенных изменений в объемах слушания: в 6, 8 и 12 лет. По утверждению психологов, именно в эти периоды жизни у детей происходят важные психофизиологические изменения, связанные с развитием мышления, памяти, внимания, воображения, чувств. Являясь самым абстрактным из искусств, радио требует немалой работы перечисленных высших психических функций, поэтому неудивительно, что повышение интереса к радио происходит именно в эти годы. С 13 лет слушание радио приобретает черты "взрослого": оно становится регулярным и стабильно высоким по объемам. Так, если в возрасте 8-11 лет радио слушают 58% детей, то в период с 12 до 15 лет количество радиослушателей в подгруппе достигает 78%. Эта цифра вполне сопоставима с той, которую демонстрируют люди в возрасте 31-40 лет, - 74%. Продолжительность слушания радио также меняется с возрастом в сторону увеличения: дети младшего возраста в среднем проводят у радиоприемника чуть больше часа, 12-15-летние - около двух часов. Своего максимума как по объемам, так и по продолжительности молодежное слушание достигает в группе 16-19 лет: ежедневно на какую-либо волну настраиваются 87% опрошенных и остаются там в среднем 2 часа 50 минут.
Подавляющее большинство тинейджеров слушают радио каждый день, однако девушки более активно включены в процесс. Они проводят у радиоприемников в среднем на 30 минут в день больше, чем юноши. С 24 лет мужчины начинают проявлять больший интерес к радио, опережают женщин по интенсивности слушания и уже не уступают позиций вплоть до 50-летнего возраста. Аналогичные тенденции, кстати, прослеживаются в потреблении радио и у американских подростков.
Несколько десятков лет назад радио у ребенка ассоциировалось со словом преимущественно из какой-нибудь радиопостановки или детской образовательной программы (вроде "Радионяни", ставшей уже легендой). У современного ребенка первоначальный интерес к радио возникает как интерес к музыке. До 8-9 лет восприятие музыки на радио происходит на эмоциональном уровне - грустно/весело.
Однако ученые доказали, что именно в раннем возрасте человек имеет уникальную способность воспринимать и находить интересной самую сложную музыку. В ходе эксперимента выяснилось, что наибольшей привлекательностью для маленького ребенка обладает не жанр популярной музыки или детские песни, а классика. В этой же плоскости лежит открытие, что человек, лишенный в детстве возможности слушать сложную с точки зрения гармонии и интонационного строения музыку, имеет менее развитое музыкальное мышление и не в состоянии воспринимать такую музыку в зрелом возрасте.
То, что ребенок слушает в период до 9 лет, запечатлевается в его сознании наиболее прочно. На этом этапе радио-музыкальными пристрастиями ребенка являются пристрастия родителей и ближайших родственников. 35% слушателей из группы 8-11 лет признаются, что слушают станции по выбору родителей, 14% заявляют, что на выбор влияют брат или сестра, а также другие члены семьи. С годами процесс восприятия музыки, а также жизни в целом усложняется и к 12-13 годам выходит на качественно новый уровень.
Подросток перестает быть ретранслятором родительских предпочтений, у него активно начинает вырабатываться собственный взгляд на вещи, происходит его становление как личности. Радио уже не воспринимается в качестве обычного внешнего раздражителя, оно приобретает черты живого человека с характером, способного что-то рассказать и объяснить, чему-то научить или развлечь. Радио на этом этапе является отражением философии жизни молодых людей и одновременно проводником этой самой философии посредством музыки и информации. Одним словом, становится неотъемлемой частью молодежной субкультуры. Любая станция, не удовлетворяющая требованиям стильности, модности и прогрессивности, характеризуется емким словом "отстой". На этом же основании выбираемые для прослушивания станции могут служить индикатором "продвинутости" молодого человека.
Распознать станции, ориентированные на молодежь, легко даже не искушенному в вопросах социологии человеку. Названия большинства из них говорят сами за себя: "Энергия", "Динамит", Ultra, "Хит FM", Maximum. Во всех чувствуется напор и недвусмысленный намек на их исключительность и незаурядный потенциал - категории, которыми мыслит каждый подросток. Помимо идеологической радио в этот период выполняет также и социальную функцию: абсорбирует бурные психофизиологические процессы и избыток внутренней энергии, направляя их в созидательное русло. Еще один важный момент состоит в том, что радио дает российским молодым людям возможность приобщиться к образу жизни и культуре их западных сверстников. Ведь известно, что за границей радио является непременным атрибутом школьной и студенческой жизни.
По силе воздействия на молодых людей с радио не могут конкурировать ни телевидение, ни пресса, ни Интернет, ни кино, ни уж тем более книги. Тому есть две причины. Первая состоит в том, что за журналом и в кино надо сходить, Интернет установить, в книгу вникнуть, телевидение вообще слабо приспособлено для удовлетворения потребностей молодежи. А радио всегда под рукой и не требует дополнительных физических, умственных и финансовых усилий. Оно динамично в своих изменениях, эмоционально и всегда находится в мейнстриме культурно-развлекательной жизни. Вторая же причина - это то, что, по данным социологических исследований, в иерархии интересов подростка первое место занимает музыка (за ней следуют мода и Интернет). А что, как не радио, является перекрестком музыкальных потоков?
На сегодняшний день безусловными фаворитами среди радиостанций у населения в возрасте 12-19 лет являются "Динамит FM", Ultra и "Европа Плюс". Тройку лидеров в мужской группе образуют Ultra, "Динамит FM" и "Наше радио", в женской - "Динамит FM", "Европа Плюс" и "Русское радио". Для девушек также характерны высокие объемы прослушивания Love Radio. Что касается кумиров современной молодежи, то из исполнителей пятерку лидеров образуют Эминем, Шакира, Алсу, Бритни Спирс и Наталья Орейро. Среди лидеров-групп соотечественников явно больше: Rammstein, "Руки вверх", "Дискотека Авария", "Тату" и "Король и Шут". Интересно, что группа "Тату" попала в пятерку усилиями лишь женской половины аудитории. В списке мужских предпочтений они открывают только третью десятку. Правда, тот факт, что они оказались практически единственной женской группой, попавшей в топ-лист мужских симпатий, тоже может считаться свидетельством успеха.
Ирина Чмовж, Руководитель проектов радио компании "КОМКОН-Mедиа" 29.05.2003 Русский Фокус
* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.