Юрий Костин: «Слушатель сейчас хочет собеседника. Социальные сети – это не совсем то»


Текстовая версия


OnAir.ru - Юрий Костин: «Слушатель сейчас хочет собеседника. Социальные сети – это не совсем то»В начале июня РБК публиковал собственный рейтинг крупнейших медиакомпаний на постсоветском пространстве. В десятку лидеров вошла «Вещательная корпорация Проф-Медиа». Президент компании Юрий Костин рассказал корреспонденту РБК daily Катерине Китаевой, за какими показателями нужно следить, чтобы оставаться в лидерах рынка, о том, как меняется чувство юмора у слушателей и почему в России всегда будет популярен шансон.

- Для ВКПМ прошлый год прошел спокойно в плане бизнес-новостей. Каковы финансовые результаты за 2012 год?

- Доходы ВКПМ за прошлый год составили около 2,3 млрд рублей, мы продемонстрировали колоссальный для радио рост. Рентабельность по EBITDA увеличилась на 94% - до 620 млн рублей, а выручка от рекламы – на 30%. Это был прекрасный год и для радио, и для нашей корпорации.

- В этом году «Авторадио» празднует 20-летие. 21 июня в «Крокус Сити Холле» состоится большой концерт в честь торжества. Сейчас проводить внеэфирные проекты стало сложнее? Ведь практически все крупные радиохолдинги имеют свои мероприятия...

- Мы занимаем лидирующую позицию в рейтинге среди 53 радиостанций Москвы, поэтому не имеем право не быть лучшими в деле организации внеэфирных проектов. В юбилейном концерте «Авторадио» принимает участие столько артистов, что на афише можно было бы написать «участвуют все». Думаем над оригинальными идеями шоу, чтобы телеканалу было что снимать, а потом показывать наш праздник неоднократно.

Сложнее ли сегодня проводить внеэфирные проекты в условиях возросшей конкуренции? Сложнее, потому что благодаря конкуренции ужесточаются стандарты качества. Но и легче, потому что мы имеем достаточно мужества экспериментировать на базе нашего опыта. Главное - ты сам должен понимать, нужен ли аудитории твой проект, надо ли его оставлять в рамках привычной концепции или он требует обновления.

Для «Дискотеки-80-х» в 2012 году мы придумали концепцию «Rock and Dance», включили в программу развлекательного фестиваля выступление Вячеслава Бутусова и группы «Ю-Питер», Гарика Сукачева и «Неприкасаемых», «Парка Горького», Константина Никольского. Получилось уникальное шоу, которое невозможно сравнить с другими подобными радийными внеэфирными мероприятиями. Мы и контентом удивили, и спецэффектами, например, эффектом 3D. В юбилейном году наша «Дискотека 80-х» пройдет в Олимпийском 23 ноября. Мы уже работаем над составом участников.

В июне стартует большой федеральный проект «Авторадио дарит «Машину». Он точно подпадает под определение «Авторадио – лучшее» (в смысле, лучшие проекты за 20 лет), и в этот раз мы дарим его некоторым городам вещания «Авторадио». В региональных центрах таких акций еще не проводилось, и мы считаем, что это несправедливо. Проект трудный, затратный, да еще и благотворительный - вход на концерты группы «Машина времени» будет бесплатным, - но его значение для нас велико. Кстати, мы его проводим в содружестве с Госавтоинспекцией, пропагандируя ответственное поведение участников дорожного движения. С точки зрения стратегии – это логичное решение, потому что наше московское лидерство – это далеко не все, что делает нас сильными и успешными. Дополнительно, благодаря партнерству с компанией Nissan, которая запустила в Тольятти линию производства автомобилей, мы еще и автомобили раздаем в Самаре, Казани, Ростове-на-Дону, Воронеже, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. Конечно, всю сеть нам не охватить, но это ведь только начало. Сейчас «Авторадио» слышно еще в 1345 городах, у нас около 260 передатчиков.

- В прошлом году радиостанция Радио Energy запустилась в Санкт-Петербурге и других крупных городах. Уже есть первые итоги по запуску? Как вы думаете, музыкальные вкусы слушателей Санкт-Петербурга отличаются от московских?

- Немного отличаются. Поэтому в Санкт-Петербурге у нас независимое от Москвы программирование. Да и Санкт-Петербург - принципиально важный для нас рынок. Что касается итогов, то по данным крайней федеральной волны TNS, Радио Energy имеет ежедневную общероссийскую аудиторию, превышающую 3 млн человек, и вклад Санкт-Петербурга в этот рейтинг очевиден.

- И какая же целевая аудитория радиостанции? Молодежь в возрасте 18 — 30?

- За последние несколько лет аудитория Радио Energy стала шире. Станция успешно работает в сегменте 18-39 лет. В Москве мы сейчас лидируем во всех молодежных сегментах: 12-19 и 20-29 (измерения TNS за февраль-апрель 2013 года, категория Daily Reach). Станция современна и очень жизнеспособна. Всегда на шаг впереди конкурентов в пуле молодежных форматов, да и не только.

- Как вы думаете, радиоаудитория изменилась в возрастном плане, она стала старше или моложе?

- Не уверен, что кардинальные изменения произошли. Если говорить про исследования того же TNS, то по их результатам существенно уменьшилось количество слушателей в возрасте 40-49 лет, особенно мужчин. Но это связано с перевзвешиванием аудитории в измерениях, которое произошло в результате изменения данных Росстата.

- У вас есть еще Радио Romantika, которую вы переформатировали два года назад. Кто потенциальный слушатель?

- Это самая женская станция среди всех проектов ВКПМ, а нам только этого и надо. Правда, мы ее не стараемся уж очень навязчиво позиционировать таким образом. Радио Romantika – очень привлекательный рекламоноситель для люксовых брендов. Непросто сейчас делать новые радиостанции, но у нас все получается именно так, как мы предполагали. Мы реалисты и практики. Станция растет и будет расти, она является прекрасным дополнением к предлагаемым нами площадкам для размещения радиорекламы.

- А кто конкуренты?

- Все, как большие, так и не очень. Даже начинающие станции могут конкурировать с гигантами.

- Synovate Comcon делал исследование по радиожанрам. Там цифры показали, что у радиослушателей падает интерес к юмору. Это правда?

- Не стану спорить с наукой. Но юмор – жанр-долгожитель. Я считаю, что причины в этом глубинные. Они такие же, как и популярность музыки 80-х. Та же юмористическая «классика жанра» уж больно хороша и очень живуча. Был всплеск нового юмора и новой сатиры у нас на заре перестройки и в середине 90-х. Да и совсем недавно, в 2010 году, на ряде телеканалов много хорошего юмористического контента образовалось. Но качественный юмор – это дело творческое, а в творчестве бывают взлеты и кризисы. Но ни смеяться, ни придумывать анекдоты и шутки в нашей стране еще не разучились. «Юмор FM», например, очень позитивная станция, но это еще и качественный продукт и мощный федеральный игрок – станция вещает практически в 700 городах России, ежедневно на ее частоты настраивается более 5 млн слушателей.

- По данным той же исследовательской компании, интерес к шансону снижается на 1-2%. Есть такое ощущение, что радиостанции, которые работают в этом жанре, уже пресытили аудиторию?

- Но ведь именно радиостанции заказывают и изучают основную массу исследований. А потом корректируют эфир. А вообще в случае с шансоном все не так грустно для тех, кто строит на этом жанре свою музыкальную политику. У нас 90% популярных музыкальных жанров, как ни крути, основано на шансоне. Нам ведь как надо? Чтобы «душа пела»! Это все на генетическом уровне. Так что дефицит аудитории шансону в России еще некоторое время грозить не будет. Факт сегодняшнего дня - стагнация вкусов аудитории, отсутствие желания узнать, что еще есть у нас и в мире, помимо, извините, «умца-умца» или ретро-музыки. Но все будет меняться. Наконец-то стало модно петь «живьем». Придет время, и новое вытеснит старое.

- А почему ВКПМ не запустит рок-станцию, у «РМГ» их целых две, и у «Мультимедиа холдинга»?

- Потому что мы все разные на рынке... Кстати, у нас на «Авторадио» очень много добротной рок-музыки, и проверенной временем, и новой.

- РМГ запустила телеканал RU.TV как визуализацию своей радиостанции «Русское радио». Вы видите перспективы в запуске кабельного телеканала на базе своих радиостанций, или это слишком затратная инвестиция?

- Фактически у нас существует своя мини-видео-студия. Мы все время поддерживаем радиоэфир трансляциями из студии и с наших ивентов в Интернете. Мы на этой площадке прекрасно представлены визуально. Пародии «Мурзилок», утреннего шоу на «Авторадио», очень популярны в сети. Что касается отдельного телеканала, то не надо забывать, что мы являемся частью успешного медийного холдинга «Проф-Медиа», в котором есть три федеральных телеканала, в том числе запускающийся сейчас совершенно новый, уникальный для рынка телеканал «Пятница».

- У телеканалов есть такая проблема как переключение по кнопкам. На радиостанциях наверняка тоже есть такой же синдром? Как в этом случае можно сохранить аудиторию?

- В музыкальных тестах есть такой показатель - «процент переключающихся на другую станцию». В данном случае, безусловно, переключение зависит от нескольких факторов. Первое – насколько человек лоялен к бренду и потому более терпелив, чем среднестатистический слушатель. Второе – насколько качество сигнала является хорошим в данный момент. Третье – насколько песня соответствует настроению человека, является ли она хитом и оправдывает ожидания слушателя конкретной радиостанции. Если человек любит станцию, он будет слушать четырехминутный рекламный блок и спокойно дождется, когда ведущие снова выйдут в эфир или зазвучит музыка.

- Какие ощущения слушатель ищет на радиостанциях, что это за эмоции?

- Радио должно угадывать эмоциональные потребности аудитории в данный момент времени, учитывая все: сезон, ситуацию в стране, погоду, время суток... Главное, я думаю, слушатель сейчас хочет собеседника. Общение - потребность общества. Социальные сети – это не совсем то. Здесь ты не слышишь эмоций. Радио – это эмоция, которую, чем дальше, тем больше захочется ощутить.

Костин, Юрий Алексеевич (род. 1 августа 1965 г, Москва) — журналист, писатель, деятель отечественного FM-радиовещания.

1987 г. — окончил факультет международной журналистики МГИМО МИД СССР;
1987—1990 гг. — работал в Главной редакции радиовещания Гостелерадио на Северную Америку;
1990 г. — назначен заведующим отделом радиовещания на Великобританию и Северную Ирландию;
1992—2000 гг. — генеральный директор и совладелец «Радио 101» (101.2 FM);
2000—2002 гг. — главный редактор интернет-радио «101.RU»;
2002—2004 гг. — генеральный продюсер «Авторадио» и «Радио Энергия»;
2004—17.12.2009 гг. — вице-президент холдинга "Вещательная корпорация «Проф-медиа» (ВКПМ) по общественным и международным связям, генеральный продюсер проекта «Дискотека 80-х».
17.12.2009 — н.в. — президент холдинга "Вещательная корпорация «Проф-медиа» (ВКПМ).

www.rbcdaily.ru



* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.


2949 ONAIR.RU 13.06.2013 TEXT АРХИВ Прислать свою новость!





OnAir.ru

При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Условия использования - Политика конфиденциальности - О защите персональных данных - О защите персональных данных - Публикационная этика

Мобильная версия сайта