6 июля в Хорватии закончила работу III Конференция вещателей "Авторадио". О том, для чего она проводится, и о работе радиостанции с региональными партнерами OnAir.ru рассказал промоушн директор и продюсер региональных программ "Авторадио" Сергей Тихонов.
OnAir.ru: В этом году "Авторадио" отмечает 10-летний юбилей. Недавно вы провели в Хорватии III конференцию региональных вещателей. Почему вы занялись развитием сети только три года назад? Сергей Тихонов: Наверное, потому, что продукт наш должен был созреть для этого. Мы же начинали как чисто автомобильная радиостанция, говорящая о московских проблемах. Когда мы вышли на качественно иной уровень, стали освещать проблемы общегосударственные, и программы наши начали представлять интерес для других городов, тогда мы занялись продвижением своего продукта в регионы. Сейчас развитие региональной сети - одно из приоритетных направлений работы "Авторадио", и, как мне кажется, за последние три года, что мы занимаемся этим, сделан очень большой скачок. "Авторадио" уже обладает третьей по величине сетью в России, и статистика говорит о том, что на сегодняшний день мы - самая динамично развивающаяся сетевая радиостанция страны.
OnAir.ru: Сколько городов насчитывает сеть "Авторадио"? Сергей Тихонов: Смотря как считать города. Если "Русское Радио" и "Европа Плюс" считают каждый городок в отдельности, то мы считаем передатчиками, то есть приемниками нашего сигнала. Элементарный пример: мы говорим "Москва", хотя московский сигнал охватывает и Подольск, и Дмитров, и Клин, и другие достаточно крупные города, которые другие радиостанции считают. На данный момент у "Авторадио" уже 60 приемников, которые покрывают "по-нашему" более 150 городов. Динамика роста сети хорошо отражается и на конференциях региональных вещателей. Если на первой было человек 50, на второй - 90, то на последнюю приехало более 160 человек. Были даже представители тех городов, в которых только собираются нас ретранслировать. Это очень приятно. К тому же раньше города присылали по одному своему представителю, сейчас - по два, по три, потому что это некая школа, им необходимая.
OnAir.ru: Да и турпоездка заманчивая, можно сказать… Сергей Тихонов: Да нет, как ни странно, никто наши конференции как турпоездки не воспринимает. Из всех дней только один сделали днем отдыха - при том, что остальные были очень насыщенными, с утра до обеда - общие пленарные заседания, потом семинары по группам, по направлениям. Что для нас очень важно - города открыты к восприятию информации. Они хотят учиться и, как губка, впитывают новые знания. И приезжают они не отдыхать, а работать и учиться, потому что это не такое дешевое мероприятие, чтобы ехать на него только ради отдыха.
OnAir.ru: Если у вас не было намерений отдыхать на конференциях, чем же обусловлен выбор места их проведения? В прошлом году - Кипр, в этом - Хорватия… Сергей Тихонов: Скажем так, мы стремимся к грамотному сочетанию работы и отдыха. Мы же прекрасно понимаем, что отрываем людей от работы, а потому хотим предложить им что-то особенное. Первый "слет" мы устроили в Подмосковье, тогда все получилось очень душевно. Второй делали на Кипре, потому что мы там вещаем, единственная русскоязычная станция. И третий - в Хорватии, потому что, во-первых, это было очень удобно с точки зрения организации самой конференции - безвизовая страна. Во-вторых, там есть что посмотреть, и в море можно покупаться, пусть и немного. Была возможность съездить оттуда в Венецию, опять же безвизово.
OnAir.ru: Расскажите в двух словах, что представляет из себя "Авторадио - Кипр"? Сергей Тихонов: На Кипре очень интересная ситуация. Ни для кого не секрет, что на Кипре живёт и, конечно, отдыхает много русских. Так там местная только программа по заявкам идет, даже информация о московских пробках не перекрывается. Люди слушают, какие в Москве проблемы, и ловят кайф: "Мы тут отдыхаем, а они "парятся!" Там работает очень небольшая команда, всего человека четыре, которые практически занимаются шоу-бизнесом - возят артистов, делают радио и газету.
OnAir.ru: Возвращаясь к теме, исходя из каких соображений, вы решили заняться организацией таких конференций для региональных партнеров? Сергей Тихонов: Принцип очень простой: мы достаточно ревностно относимся к нашему продукту. Хороший продукт испортить легко, а сохранить его, сделав местные включения - очень сложно. Когда к нам стали приходить "слезные" письма от слушателей из разных городов, мы поняли, что, видимо, не все знают, как и что надо делать с теми местными блоками, которые им достались. Более того, мы стали получать местные программы, которые присылали нам партнеры: "Ребята, оцените, посоветуйте". Нам стало понятно, что надо с ними встречаться, обсуждать насущные вопросы. Для нас это тоже было важно - мы только начинали региональное вещание. Где сделать переход, какую отбивочку дополнительную поставить, чтобы на местах могли "подхватить" и т.д. Эта общая корректировка наших действий (чтобы они не перебивали наш эфир, а мы давали его для них в таком виде, чтобы он был удобен) была просто необходима.
OnAir.ru: Приведите какой-нибудь пример из тех советов, что вы даете своим партнерам. Сергей Тихонов: Если брать начальный этап ретрансляции, мы просто советуем не торопиться с перекрытием местными эфирами. По договору наши партнеры имеют право делать свои новости, передачи, но мы просим их не "врываться" сразу в тот продукт, который к ним приходит. Иначе можно по неосторожности сломать эфир - все равно, что вытащить какую-то деталь из идеально собранного механизма, - и он развалится. Главное - не спешите. Начните с дорожной обстановки. Как ее перекрыть? Если у вас нет пробок, у вас есть ремонт дорог, открытые люки, угоны машин, информация от местного ГИБДД и МВД. Мало этой информации - перекройте лучше музыкой, будет меньше раздражающих факторов. Отладили одно, переходите к другому, делайте новости. Тот же подход в промоушне станции - не изобретайте велосипед, возьмите готовую идею, адаптируйте ее под себя. Пусть ваш слушатель поучаствует в проектах, аналогичных московским, и почувствует себя частью большого живого организма, под названием "Авторадио".
OnAir.ru: Что из ваших внеэфирных проектов перешло в другие города? Сергей Тихонов: В Москве у нас есть "Авторадиоклуб" - своеобразный фанклуб радиостанции с постоянным местом для встреч. Во многих городах появились свои "Авторадиоклубы". То же самое с конкурсом "Автоледи". У нас даже была идея провести на местах локальные конкурсы, а потом собрать в Москве всех победительниц и сделать общий всероссийский финал "Автоледи". У нас в Москве с пробками борется вертолет, Хабаровск тоже запустил вертолет. А Белгород - велосипед: "Велосипед "Авторадио" атакует пробки". У них нет таких пробок, но ездит человек в фирменной форме станции и передает: "У нас тут авария. А тут люк открыт". Мы им специально переделали джингл, вместо слова "вертолет" сделали "велосипед" - и вперед!
OnAir.ru: Это, видимо, как раз то, что имел в виду Александр Варин, говоря, что ретрансляция "Авторадио" требует от партнеров определенной активности. Сергей Тихонов: Конечно. В Новосибирске, например, "Авторадио" просто забрало День города под себя, наши "Мурзилки" приехали туда выступать, и представьте себе: людское море, бесконечное и уходящее в глубь улиц от центральной площади, в ночном небе высвечивается фейерверком - "АВТОРАДИО", - ребята были в шоке. Помимо этого, несколько наших основных городов стали брать на себя инициативу по продвижению брэнда "Авторадио" в регионах. Новосибирск, например, занимается всем своим регионом. Проводит местные конференции с обучающими семинарами для близлежащих, соседних городов. Они вместе собираются, решают какие-то общие региональные вопросы, которые центральный офис даже не затрагивают. Это очень здорово.
OnAir.ru: О продвижении брэнда. После заключения договора о ретрансляции в том или ином городе вы отдаете эту миссию на откуп партнерам или же контролируете, как они проводят рекламную кампанию станции? Сергей Тихонов: Во-первых, мы обязываем наших партнеров следовать общей рекламной концепции, стилистике. Предоставляем им наши макеты, и они на местах адаптируют их под собственные рекламные и промо-кампании. А что касается каких-то консультаций по продвижению на местном рынке - они сами звонят и спрашивают, просят приехать. У нас в редакции постоянно стажируются региональные журналисты, абсолютно бесплатно, конечно. Приезжают к нам за свой счет, как в командировку, и учатся.
OnAir.ru: Помимо технических, имиджевых моментов, в плане контента вы не отслеживаете в обязательном порядке, что делается на местах? Сергей Тихонов: По идее надо было бы. Не только то, что именно говорится в эфире, а и то - как говорится. И на конференции сами города внесли предложения раз в месяц писать суточный эфир и присылать нам на отслушку. Это замечательная идея. Но. Их - городов - много. По 24 часа раз в месяц. Это нужно брать специального, очень профессионального человека, который бы все это отслушивал и писал каждому городу рецензию с рекомендациями. Это очень большой объем работы.
OnAir.ru: Вы провели уже три конференции. Были ли осуществлены в этом году какие-то новые идеи и что, на ваш взгляд, стоило бы изменить в следующий раз при организации мероприятия? Сергей Тихонов: В следующий раз необходимо будет проводить семинары разного уровня сложности. Мы столкнулись с тем, что с постоянным увеличением числа городов на конференцию приезжают люди совершенно разного уровня подготовки. И те, что приехали впервые, не могут полноценно участвовать в семинаре с более опытными коллегами - они просто изначально не понимают, о чем идет речь. Теперь будем учитывать этот фактор. А в этом году мы впервые отметили те города, которые, по нашему мнению, успешнее всего продвигают марку "Авторадио" в своих регионах, ведут активные промо- и PR-кампании, лидируют по рейтингам и т.д. Для них это был сюрприз, мы сделали красивые подарочные дипломы, вписали туда имена победителей, указали, за что вручаем их. Все были просто в восторге, у них появился дополнительный стимул работать. Регионы не так избалованы наградами и поощрениями, как Москва, и для них это очень важно.
OnAir.ru: По каким показателям, критериям вы выбирали победителей? По рейтингам? Сергей Тихонов: По собственным впечатлениям. Мы же постоянно ездим по стране, и я, и другие сотрудники, и наши ведущие. К сожалению, вся социология в регионах находится на таком зачаточном уровне, что о достоверности проводимых там исследований говорить очень сложно. Скажем, как оценить рейтинг в городе Х, если там не присутствует ни Gallup, ни Комкон? А есть некая компания, у которой кто заказывает исследование, тот обычно и бывает первым.
OnAir.ru: То есть и какие-то недостатки эфирного продукта выявить может только с уходом местного рекламодателя со станции? Сергей Тихонов: По большому счету, да. Если нам говорят, что где-то реклама не продается, это самый верный сигнал, что что-то делается неправильно, надо искать причину в своем эфире и рекламной политике в городе.
OnAir.ru: С тех пор, как станция вплотную занялась расширением сети, появилась ли какая-то общая концепция, под которую вы подводите свое продвижение в регионах? Сергей Тихонов: Да, и нам, в общем-то, долго думать не пришлось. Все логично: "Авторадио" - это та станция, которая сопровождает человека в пути. Россия большая, и получать достоверную дорожную информацию, переезжая из города в город, очень важно. Тем и хорош наш брэнд, что мы можем информационно сопровождать любого автотуриста, автомобилиста, дальнобойщика и т.д. Ведь очень часто случается, что человек, привыкший к определенному музыкальному формату, определенному информационному потоку, подаче материала, ищет в чужом городе что-то подобное и не находит. Сейчас мы вплотную занимаемся вопросом покрытия трассы Москва-Санкт-Петербург: уже начинаем вещание в Клину, Твери. Остается найти еще один - два города, и центральная трасса России будет полностью перекрыта "Авторадио". Потом сможем дать волю креативщикам и поставить по дороге щиты, говорящие о том, что вы находитесь или вступили в зону вещания "Авторадио", частота такая-то.
OnAir.ru: Про Петербург хотелось бы поговорить отдельно. Это единственный пока город, в котором "Авторадио" полностью принадлежит частота? Сергей Тихонов: Да. И единственный город, в котором работает собственная редакция и делает, подчёркиваю, авторадийный питерский продукт.
OnAir.ru: Почему вы не захотели просто ретранслировать там свой эфир, а пошли по такому сложному пути? Сергей Тихонов: Потому что это особенный город. Там свой менталитет, немного другая жизнь, даже язык несколько другой. Например, у нас "мобильники", у них - "трубки". Есть такие специфические вещи. И влезать туда с московским напором и московским ритмом не совсем правильно. Но в Санкт-Петербурге "Авторадио" - то, к которому привык и которое любит наш слушатель. Если можно так сказать, с питерским уклоном.
OnAir.ru: Что представляет собой эфир "Авторадио - Санкт-Петербург"? Сергей Тихонов: Сейчас в эфире идут их информационные выпуски, и только что началась "Дискотека 80-х" - с местным ведущим. По формату 1:1 с московским. Построение часа такое же, подача материала - тоже, но стилистика немного иная. Небольшие изменения есть в музыкальной базе. Все плей-листы готовятся здесь, в Москве, но делается некоторое смещение акцентов. Например, если Москву можно назвать попсовым городом, то в Питере поп-музыка не так популярна. Там сильны традиции рок-клуба, есть свои пристрастия, "герои города", голоса. Но это уже зона компетенции нашей музыкальной дирекции. Это, на мой взгляд, одно из отличий региональных городов - у них нет таких музыкальных "столпов", как в крупных городах. А крупных-то самых всего два: Питер и Москва. И нам есть, чем гордиться.
OnAir.ru: Под занавес не могу не задать вопросы, касающиеся самого холдинга. Ходили слухи, что "Проф-Медиа" собирается покупать "Радио 7 на Семи Холмах". Вы можете как-то их прокомментировать? Сергей Тихонов: Я знаю только, что "Радио 7" продавалось. Кто их покупает, что об этом думает дирекция "Проф-Медиа", - не моя епархия.
OnAir.ru: Прояснилась ли уже ситуация с "Новостями on line"? Что будет происходить с эфиром станции? Сергей Тихонов: Это вопрос не ко мне, а к Александру Александровичу Варину - Президенту нашей радиостанции. По моим личным ощущениям, работа ведется, может быть, не такими темпами, как бы всем хотелось, но всему свое время. Ведь и "Авторадио", и "Энергию", и "Новости on line" делает фактически одна команда. Только что мы закончили все юбилейные мероприятия с "Авторадио", вывели в московский эфир "Энергию", до осени, я думаю, будем набираться сил, а там уже возьмемся за 88,7 MГц. Торопиться не надо.
14 июля 2003 г.
* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.