Исполнился год, как в FM-диапазоне в Москве (105,0 fm) начала работу новая радиостанция «Радио «Книга», к появлению которой прямое отношение имеет народный артист России Николай Расторгуев.
О том, что предшествовало рождению радиостанции, а также о самой среде, которая иной раз благоприятствует, но нередко и вредит столь значимым медийным проектам, нашему корреспонденту рассказал главный редактор радиостанции Егор Серов.
– Когда я писал концепцию этого радио, честно говоря, сам не верил в успех. На отечественном радийном рынке подобные попытки предпринимались не раз, но заканчивались довольно быстро с предсказуемым результатом: «игрушка» дорогая, монетизируется плохо, рождает одни только досужие вопросы: «Кому это надо?», «Кто эти сумасшедшие люди, готовые эту обузу на себя взять?» и т.д. А такие люди есть. Наш идейный вдохновитель – Николай Расторгуев. Генеральный директор – Игорь Николенко.
Более трёх лет вещания в Волгограде и год вещания в Москве подтвердили жизнеспособность концепции. Я до этого трудился генеральным продюсером на радио «Звезда». Так что опыт, накопленный на площадке литературных чтений на этой радиостанции, стал для меня и моих коллег некой отправной точкой. Что касается «Звезды», то её концепцию я прорабатывал с моим коллегой Михаилом Эйдельманом. Он в основном занимался музыкой, я – редакцией в целом и, так сказать, «буквами». Я придумал на «Звезде» немалое количество познавательных программ, и мы тогда начали много записывать того, что сегодня в жанровом плане стало устойчиво именоваться аудиокнигой.
Вообще, эта очень непростая задача – приобщение людей к большой литературе посредством красиво и грамотно звучащего слова – решалась в несвойственном формате: на информационной радиостанции. Литература – это как бы «непрофильный актив» для «Звезды». К тому же мысли «о добром и вечном», которые нам так хотелось продвигать в нашем эфире, надо было уметь сочетать с теми задачами, которые ставил перед нами учредитель – Министерство обороны РФ. Ну вроде получилось, – какого-либо противоречия тут, как мне кажется, не было. Наоборот, удалось решить многие деликатные задачи не прямо, не в лоб.
– Вы сами не первый год работаете актёром озвучивания, нет ли усталости от этого? Не трудно ли совмещать в себе функции руководителя, менеджера и чисто творческого человека?
– Это надоесть не может. И потому, что мне нравится эта работа, и потому, что я чувствую ответственность за то, что делаю, кроме озвучивания. Это же довольно обычная история: иногда проще и быстрее сделать самому, чем объяснить и научить другого. Когда ты долго не работаешь в студии, начинаешь буквально болеть: это сродни, я бы сказал, труду писателя, которому не дают возможности писать. Но вместе с тем надо понимать и сверхзадачу: делать литературную радиостанцию взамен чтения как такового – вещь не то что абсурдная, но не совсем честная.
Пришло и ещё одно важное понимание того, что (как это ни странно может прозвучать) чтения вслух не существует. Дело в том, что оно существует тогда, когда читаешь ребёнку на ночь. Или когда делаешь это опять же в кругу своей семьи. Тогда люди, которых ты хорошо знаешь, воспринимают текст особым образом. Вот это – чтение вслух.
А когда актёр берет чьё-то произведение, то, как правило, – если это сделано хорошо, – он отодвигает автора немножко в сторону. Потому что это уже не чтение, а прочтение. То есть между читателем (он же слушатель) и автором возникает дополнительное поле, дополнительное видение. И актёр (или чтец – неважно, как назвать этого человека) это видение предлагает. Мы можем с ним соглашаться или не соглашаться, но перед нами – его видение текста, его прочтение.
Тут есть две стороны: читать, совершенно не используя актёрской игры, без интонационного обозначения драматургических поворотов нельзя, а с другой – чрезмерный акцент на драматургии мешает слушать, вдумываться в текст. Поэтому какой-то длинный фрагмент лучше исполнять более нейтрально, без «слишком широкого» драматического диапазона; но опять-таки надо учитывать, что когда это происходит на радио (не забывайте, что человек на слух воспринимает не более 10% информации), просто необходимо отыскивать золотую середину. Нужно, чтобы, с одной стороны, было интересно, а с другой – чтобы слушатель знал, что всё равно перед ним – прочтение, и заменить общение с книгой ничем нельзя. Мы это важнейшее наблюдение вынесли просто «в лоб», в наш основной девиз: «СЛУШАЙ!..ЧТОБЫ ЧИТАТЬ!».
– Николай Расторгуев – человек очень известный. Как он вышел на вас?
– У радио «Книга» два учредителя – Николай Расторгуев и Игорь Николенко. Каким образом меня нашли?.. Ну знаете, я же не был сантехником (улыбается), а работал до этого не один год на радио, кое-чего удалось добиться, стать профессионалом, получить некоторую известность. Расторгуев и Николенко были в курсе, что я создаю концепцию вещания новой радиостанции. Обратились ко мне не напрямую, – через посредников; но это не важно, тем более что вскоре мы познакомились. Позже, когда радиостанция выиграла конкурс на вещание, сначала в Волгограде, встал вопрос, кто же этим непосредственно будет заниматься, и они организовали конкурс. Николай, кстати, ранее в буквальном смысле слышал меня как ведущего и чтеца на радио «Звезда», – в общем, имел представление, что я делаю, и ему направление моей работы было созвучно.
– Понятно, что станция не коммерческая. Как же с деньгами на радио «Книга»?
– Ответ очень простой: затея наша дорогая. Мы платим гонорары артистам, которые читают. Мы снимаем офис недалеко от центра Москвы, у нас стоят передатчики, которые нужно оплачивать. Кроме этого, мы периодически участвуем в конкурсах, – а чтобы на них быть допущенными, нужно оплачивать конкурсные взносы. Чтобы представить объём финансовых нагрузок, приведу одну цифру: набор частот для вещания в 47 городах, который мы выиграли в июне прошлого года, стоил без малого 85 миллионов рублей. Причём, учтите, – мы выиграли не сами частоты, а право на разработку этих частот. Это означает, что вслед за этим нужно вложить деньги ещё в каждом городе, где будет вестись трансляция. Закупить технику, получить согласование от заинтересованных инстанций, – например, чтобы диспетчеры в аэропортах слышали пилотов, а не радио «Книга», чтобы мы не помешали своим сигналом МЧС и всем другим оперативным службам. В общем, на все эти согласования ушло много времени, понадобилось море бумаг и т.д. И это всё, заметьте, опять-таки стоит денег, – так что инвестиции в проект весьма ощутимые. Но я спокойно говорю про цифру «85 миллионов», потому что она открытая.
– Для вас «Детское радио» – просто этап в биографии? Или нечто большее?
– Признаюсь, ничего сложнее я не делал никогда. Я очень люблю радио, давно на нём работаю, много в нём, без ложной скромности, знаю и понимаю… Но когда я как-то вечерком включил компьютер и пальцами взмахнул над клавиатурой, пытаясь быстро сформулировать, каким сегодня должно быть детское радио, то обнаружил, что знаю мало. Тогда я эту работу отложил и в течение четырёх с лишним месяцев занимался тем, что, набравшись терпения, встречался с психологами, педагогами, педиатрами – то есть с теми, кого называют странным словосочетанием «специалисты детства». И весь этот срок мои наставники реферировали книги, делали в них закладки, присылали мне сканы публикаций; и только потом у меня сложилась более-менее стройная концепция. Тогда я многое понял, в том числе и про то, кто такие дети.
Я понял, в чём взрослые, в том числе работники радио, часто ошибаются. Они относятся к ребёнку как к ещё не выросшему взрослому. А это ой-ой-ой, как далеко от истины. На самом деле дети – это просто другие люди. Вообще другие. С другой психологией, с другим восприятием мира. Мы, взрослые, очень часто забываем (а некоторые просто и не знают толком), что существует периодизация детских возрастов. Для меня же эти представления имели огромное значение, чтобы чётко, до деталей, представлять свою адресную аудиторию. И кто этого не понимает, тот сразу потеряется в целях и задачах, не уловив, каким образом твой контент нужно будет доносить как минимум до трёх возрастных категорий.
Сейчас там начала работать профессиональная команда, я многих сотрудников знаю лично. Можно сказать, с радио «Книга», по своей миссии, – мы в одной упряжке.
Егор Серов родился в 1960 году. Окончил Московскую текстильную академию. Кандидат технических наук. Работал инженером-математиком, преподавателем вуза; коммерческим, финансовым, генеральным директором ряда предприятий. Был программным директором радио «Спорт FM», начальником службы планирования и выпуска программ радио «Культура» (ВГТРК), директором радио «Сити», главным редактором «Детского радио». Имеет множество профессиональных наград.
Фото: Ревизор TV. Беседу вел Алексей Голяков, lgz.ru
* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.