Большой юбилей «Авторадио» – одного из лидеров отечественного радиовещания – хороший повод поговорить о том, что делает радио по-настоящему успешным на долгие годы. Как, меняясь с течением времени, оставаться неизменным в главном. Почему сегодня радио должно быть похожим на digital, и, конечно, каким оно станет в будущем. Наш собеседник – генеральный продюсер Радио ENERGY и Like FM, радийщик с двадцатилетним стажем Денис Сериков.
«Авторадио» – одна из первых коммерческих радиостанций страны, бренду уже 25 лет, но он до сих пор на пике популярности. Чем можно объяснить такой долговременный успех?
«Авторадио» – большой национальный радиобренд. Таких гигантов у нас в стране всего три. Они старейшие, имеют самые большие сети вещания и самые высокие рейтинги. Это формат для взрослой аудитории, которая, конечно же, более стабильная, чем молодежь. И такие станции, создав успешный формат, долго остаются популярными.
Для меня это большая станция еще потому, что, помимо своей главной работы – создания контента, принимает участие в крупных событиях в стране и сама создает такие события. Например, культовый музыкальный фестиваль «Дискотека 80-х», на который уже за полгода продаются билеты. «Авторадио» проводит гигантские акции с огромным количеством участников по всей стране, постоянно придумывает что-то новое.
Я считаю, успех «Авторадио» обусловлен и тем, что сейчас, наверное, «последней милей» для радио остались автомобили. В других местах можно слушать что-то с мобильного телефона, с компьютера через Интернет, а когда вы в машине и заняты вождением, у вас есть радиоприемник. И «Авторадио» занимает эту нишу друга автомобилистов. Если вспомнить «пилотов Авторадио», «Авторадиоклубы», когда лояльные слушатели сами сообщали радиостанции о дорожной ситуации, то можно сказать, что по сути «Авторадио» построило социальную сеть задолго до появления чего-то подобного. Представьте гигантское сообщество людей, объединенных интересом к автомобильному движению, которые бесплатно, на одном энтузиазме стараются улучшить дорожную ситуацию. Ни у одной другой станции таких суперактивных фанатов никогда не было.
И название у «Авторадио» отличное, оно сразу обозначает аудиторию, связывает людей. Сейчас все страны автомобильные, с каждым годом автомобилей становится все больше, поэтому и взрослые люди, и молодежь лояльны к «Авторадио», особенно те, кто водит. У радиостанции есть программы образовательного характера – как общаться с дорожными инспекторами, какие-то юридические аспекты. Я считаю, это очень здорово. Просто музыкальных станций много, они отличаются лишь подборками, а у «Авторадио» есть еще вот такая миссия.
Зачем радио с таким бэкграундом внедрять в свой эфир что-то новое, непривычное устоявшейся аудитории?
Дело как раз в том, что аудитория на долгие годы «прилипает» к любимому бренду. Новые проекты нужны, чтобы не превратиться со временем в ретроформатную станцию с аудиторией 50+. Когда в утреннем эфире «Авторадио» появилось шоу «Поехали» с молодыми прогрессивными ведущими, они стали привлекать более молодых слушателей, потому что у них другой юмор, драйв, свой язык, сленг. Еще «Авторадио» делает смешные видеоролики, присутствует в соцсетях… Они удивили меня своим успехом на YouTube – из всех радиостанций России самое большое количество подписчиков там у «Авторадио», более 700 тысяч. Это говорит о том, что «Авторадио» может создавать качественный злободневный контент и грамотно его распространять в Сети. Сейчас такая тенденция, что люди больше верят людям, и рост персонального блога легче обеспечить, чем рост видеоблога какого-либо бренда. Достижение «Авторадио» на YouTube – это супер-результат. Так что, с точки зрения контента, это радио интересно сегодня самой широкой аудитории. Недаром в Москве «Авторадио» номер один уже девятый год подряд. Так долго лидировать на таком агрессивном конкурентном рынке очень сложно. Думаю, чтобы оставаться и дальше такой большой массовой станцией, важно в хорошем смысле не стариться, сохранять свой креативный дух и умение удивлять аудиторию.
Конкурентность высокая, но каждый год в Москве появляются новые станции. Существует ли какой-то рецепт успеха для новичков?
Я двадцать лет на радио, но до сих пор это для меня из разряда «как стать миллионером». Одно яблоко продал, потом другое, а потом дедушка оставил мне миллион… На самом деле, успех – долгое мытье яблок перед продажей. Двадцать лет работаешь, а потом приходит идея в голову, как это было с Like FM. Но если мне прямо сейчас скажут: «Вот тебе частота, сделай какую-нибудь станцию», я не буду знать, что делать. Просто сесть и придумать невозможно. Обязательно должен быть какой-то «вау-фактор». Like FM придумывался не по заказу, когда появилась идея, не было даже частоты для ее реализации. Я встречался с топ-менеджерами нашей компании, рассказывал, почему надо пойти на риск и запустить такую станцию. Говорил так, что каждый уходил с уверенностью – проект взлетит. Как одержимый заражал всех, глаза горели... И все сложилось, компания нашла способы, пошла на риск, дала возможность. Идея победила. Но чаще бывает так, что люди вроде бы знают, как делать радио, но нет у них никакого «вау». В чем у вас фишка, ребята? «У нас хорошая станция…» Ну и чем она хороша? «У нас интересная музыка…» Какая? Музыка везде одинаковая. Должно быть четкое понимание, почему этот контент нужно слушать. Если этого нет, появляется какая-то очередная станция, которая потом исчезает или меняется.
Идея Like FM оказалась счастливой, многие называют его радио будущего…
Я бы сказал, это попытка создать радио будущего. Станция быстро набрала популярность за счет смелых решений в области программирования, в области музыки. Like FM создал новую нишу молодежной музыки, которая сейчас стала популярной, открывает новых артистов. Нас копируют, музыканты начали писать больше такой музыки. Подсоединились к этому процессу и digital-провайдеры, потому что они тоже хотят открывать артистов. Сейчас, например, Like FM сделал первый революционный проект с компанией Apple Music. Вместе мы создали уникальную вещь, не только для России. Мы сделали тренд-чарт – хит-парад песен, которые обещают стать хитами. Apple Music помогает понять, какие песни вызывают наибольший интерес аудитории, а мы приглашаем в тренд-чарт супермодных исполнителей. И люди слушают подборку будущих хитов, о которых еще никто не знает, а в придачу интервью со звездой, сделанное Like FM. Таким образом, мы создаем чарт пока неизвестных хитов. Заглядываем в будущее.
В чем «фишка» LikeParty? Фестивалей много, чем отличается шоу Like FM?
Инновационная радиостанция не может сделать обычный концерт, где люди просто выходят и поют. Прошло уже три LikeParty, и все связывает одна идея – зрители интерактивно взаимодействуют с шоу. С помощью приложения в мобильном телефоне они выстраивают лайн-ап, голосуют за артистов, даже выставляют порядок выступления. Опираясь на их мнение, мы корректируем программу фестиваля. И самое интересное, во время концерта тоже есть моменты, когда с помощью приложения можно внести изменения в шоу – влиять на сценические эффекты, конкурсную механику, участвовать в розыгрыше призов... Слоган LikeParty: «Шоу, которым управляешь ты». И, в принципе, Like FM – радиостанция, которой «управляешь ты». Нравится песня – голосуешь – она попадает в эфир.
Как станция-трендсеттер, авторитетное медиа в формировании музыкального вкуса молодежи, Like FM должен не только следовать трендам, но и опережать их, поэтому с каждым годом меняется и LikeParty. Мы начали с больших имен, но не все звезды дошли до третьего фестиваля. В LikeParty-2018, кроме суперкумиров – таких как Элджей, T-Fest, Jah Khalib, 80% участников – молодые артисты. У ребят крутые песни, но сами они еще недостаточно знакомы публике. LikeParty показал их, дал возможность оценить их артистическую харизму. Музыкальный фестиваль LikeParty во всех отношениях новый проект – новые технологии, новые артисты, новый подход к шоу... Каждый концерт лучше, чем предыдущий, и в следующем году, надеюсь, мы опять удивим зрителей.
Радио сегодня не только в эфире, но везде – в Инстаграме, в Фейсбуке, на YouTube…
Это делается для того, чтобы было проникновение во все медиапространства, чтобы о бренде узнало больше людей. Потому что, даже когда исчезнут FM-передатчики, люди все равно будут доверять брендам, которые делают хороший контент, интересную музыкальную подборку, актуальные новости. Мы контент-провайдеры, которые под своим брендом создают что-то ценное для массовой аудитории.
Став просто производителем контента, чем радио будет отличаться от того же телевидения?
Мы отличные специалисты по аудио. Уже сейчас в радийной индустрии начинают говорить «аудио» вместо «радио». Есть аудиопровайдеры контента и видеопровайдеры, движущаяся картинка и аудиозвук... Все стриминговые сервисы вначале запустили музыку, а потом стали приходить к тому, что этого мало, людям нужно, чтобы приходили интересные гости, крутые звезды вели программы. Такая интересная история. Радио пытается быть похожим на digital, а digital старается быть похожим на радио. Сегодня люди, создавшие роботизированные программы для подбора музыки, стали ставить у себя студии и приглашать туда ведущих.
Есть мнение, что скоро не будет ни радио, ни телевидения, ни кино, один сплошной Интернет…
Отчасти это верно, но на самом деле нет. Я посещаю много международных конференций, и где-то с 2009-2010 годов всех стал беспокоить вопрос: «А что будет с радио? Ведь Интернет же наступает». И знаете, мнения разделились. Американцы, к примеру, говорят: у нас с радио все хорошо, все классно. И это действительно так, потому что там проникновение Интернета по стране не очень хорошее. В крупных городах Калифорнии и Восточного побережья востребованы стриминговые сервисы. Но если посмотреть, как люди живут в американской глубинке – старые машины, старые телевизоры, старые приемники… Я ездил по разным штатам, в некоторых местах даже телефон не берет, о каком мобильном Интернете может идти речь?
То есть все зависит от темпов технического прогресса, а не от задач, которые ставит перед собой медиа?
Конечно, законы развития диктует технический прогресс. Ведь что такое медиа? Это контент и его доставка до аудитории. На радио песни подобрали, новости прочитали, и посредством FM-передатчика распространили на определенной территории, не дальше. А у Интернета зона покрытия глобальная по стране. Я апологет теории, что развитие и удешевление Интернета приведет к тому, что радиостанции останутся провайдерами контента, будут отвечать за его создание. А распространять контент можно с помощью Сети. Но глобальная перестройка потребует какого-то времени – 5-10 лет… Знаете пословицу: «Москва очень удобно расположена – сто километров, и ты в России»? В других российских городах качество Интернета пока не позволяет заменить радио. Но есть страны – Норвегия, например, – которые уже отказалась от традиционного FM-вещания. Правда, сами норвежцы не очень довольны этой историей, ведь надо купить устройство, установить его в машину, сделать какой-то апгрейд, возможно, платить абонентскую плату. А люди не любят тратить лишние деньги. Ведь чем хорошо радио? Тем, что оно абсолютно бесплатно.
Если радио должно измениться, каким оно станет в будущем, лет через тридцать?
Когда я был студентом, Интернет был еще очень слабый, я даже не знал, что это такое. У друга был Фидонет, такой прообраз Интернета. Я спрашивал: «А зачем это? Ты что, просто позвонить не можешь? Зачем писать-то?» Первооткрывателями интересных песен, музыкальных коллективов были для меня радиостанции. «Нирвану», например, я первый раз услышал на радио. Слушали разные шоу, которые были для нас и развлекательными, и познавательными. Какая музыка круче, какую машину лучше купить... И вдруг скачок произошел, Интернет появился везде. Даже моя бабушка сегодня может в WhatsApp сообщение написать. Телефоны вообще без кнопок или с одной кнопкой всего, мы в стекло пальцем тыкаем. С развитием стриминговых сервисов на одной платформе в Сети можно и программы слушать, и музыкальный контент, и видео смотреть. Конечно, все это сильно меняет индустрии радио и телевидения.
Я думаю, технический прогресс при нормальном развитии ситуации приведет к тому, что останутся те радиостанции, которые лучше адаптируются к новым способам доставки контента. Кто лучше ориентируется в digital-мире и сохраняет при этом свою креативность, уникальность и силу бренда. Конечно, стриминговые сервисы по количеству функций, которые они предлагают за небольшую стоимость, круче, чем радио. Но у радио огромный опыт в экспертизе, в поиске и подборе музыки, радийщики умеют это лучше. Мы останемся как создатели авторского контента, как эксперты в музыке, интересные интервьюеры, как фильтр, который выбирает суперинтересную информацию.
Самый хороший робот все-таки подбирает музыку хуже, чем человек. Робот не способен на неожиданность, на какую-то авантюру, риск, на глупость в хорошем смысле слова, на шутку. Даже если мы будем передавать контент не через антенны и радиоприемники, какая разница? Все равно на том конце кто-то должен придумать шутку. Потому что если никто не пошутил, то и смеяться нечему.
Зоя Брылина // Журнал «АВТОРАДИО», №2 2018
* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.