"К хорошему быстро привыкаешь". Фирменная фраза заслуженного "комментатора" "Нашего Радио" Макса Любимова. И ведь действительно быстро… Три года понадобилось "Нашему Радио" для того, чтобы страна привыкла к "Нашествию" в Раменском. Три фестиваля - для того, чтобы "распробовать" его, выработать собственную культуру посещения и привыкнуть к нему до физиологической потребности. "Нашествие-2003" ждали. Работающие люди переносили на начало августа отпуска, студенты переживали сессию, мысленно рисуя стяг фестиваля в конце туннеля, а школьники за два месяца принимались "разрушать мозг" родителям просьбами отпустить их в Раменское. И, как показала практика, напрасно. В этом году все шло своим чередом. Только с правительством Московской области проблем возникало больше обычного. Видно, в ответственный избирательный год в политические интересы власть держащих хлопотный многотысячный фестиваль никак не вписывался. Последняя надежда организаторов умерла 5 июля с первым взрывом в Тушине. Железный и, наверное, обоснованный аргумент о невозможности обеспечения безопасности крыть было нечем. 7 июля генеральный продюсер "Нашего Радио" Михаил Козырев официально объявил об отмене фестиваля в Раменском и переносе его в эфирное пространство. То, что необходима альтернатива живому оупен-эйру - хотя бы во имя поддержания раскрученного брэнда - было очевидно, и, видимо, это был единственный вариант, реально осуществимый меньше, чем за месяц. Буквально через пару дней Москва пестрела щитовой рекламой "виртуального" фестиваля: "Нашествие. Версия 2003. Свободный доступ". Почти все музыканты, планировавшие приехать в Раменское, согласились отыграть живые сеты в студии "Нашего Радио". Более того, именно благодаря "студийности" фестиваля в списки выступающих вписали "АукцЫон", Павла Кашина, Zемфиру и "Ленинград" (вот уж кого на сцене Раменского мы точно не увидели бы). Правда, не все то, что звучало, игралось непосредственно 2 и 3 числа. В силу различных технических и финансовых причин многие выступления записывались заранее и воспроизводились в то время, когда в студии настраивался очередной "живой" исполнитель. Слушателям, разумеется, все нюансы организации эфира не разглашались. Зато велась аккуратная идеологическая обработка, примиряющая их с действительностью. Плюсы "виртуального" фестиваля лежали на поверхности: и услышать его смогут не 140 тысяч человек, а все 140 городов вещания станции, и трансляция на весь мир в Интернете, и возможность культурно отдохнуть в теплой компании на собственном диване… Аргументы возымели действие, народ воспрянул духом и засобирался. Не в Раменское - так в ближайший парк. Не в фан-зону - так к студии радиостанции, авось и даст кто автограф… Когда 2 августа я подходила к офису "Нашего Радио", у ворот бизнес-центра на Спартаковской уже расположилось человек 30. Разбившись на небольшие группы, они поджидали музыкантов (причем, неважно кого - Сурганову или группу "Звери") и явно изнывали от скуки. Наткнувшись глазами на знакомую "Люську" - логотип группы "Пилот", произнесла магическое слово "Йоханга" и пошла знакомиться. Снорк, 18 лет, Пермь: "Мы обязательно поехали бы на "Нашествие, если бы оно было в Раменском. Политика, конечно, политикой, но людям нужен фестиваль, он для нас все. Мы весь год планировали, как поедем на "Нашествие". В прошлом году наш рок-клуб развесил по городу афиши, 100 человек арендовали два автобуса, поехали в Раменское. Еще больше автостопом, в поездах. Мы ехали в автобусе с номером "666". Как доехали - до сих пор не понимаю: постоянно ломались в дороге, устраивали стоянки прямо в полях. Впечатлений - море. С тех пор каждую субботу встречаются человек 20, которые познакомились на "Нашествии". То, что сейчас идет в эфире, как "Нашествие" не воспринимается. Есть передача "Воздух", в которой играют в прямом эфире, там также можно сидеть дома и слушать. А в Раменском - драйв, живая музыка, общение…" К разговору подключилась девушка лет 20: "Знаете, что такое две недели на море? Вот "Нашествие" - примерно то же самое. Компенсация отпуска за два выходных дня. У нас никогда не было никаких проблем с охраной или пьяными фанатами, никогда я не видела никаких драк, все всегда проходило очень мирно. Да я эти два дня "Нашествия" в эфире с удовольствием променяла бы на одну поездку на электричке к Раменскому". Лена, 21 год, Балашиха: "Мне кажется, что переносить фестиваль в эфир не стоило - это все-таки должны быть живые выступления, заменить их чем-то очень сложно. Я поняла одно: теперь я никогда ничего не буду загадывать. Я весь год ждала "Нашествия", взяла билеты специально, чтобы из отпуска успеть к нему вернуться. И такое разочарование…". Тут к нашей компании подлетела молодая девчонка и бодро сообщила, что плюс ко всем имеющимся "радостям" "Наше Радио" у самого радиокомплекса не ловится: "В эти выходные многие собираются своими компаниями, слушают "Нашествие" где-нибудь на природе. Мы вот решили сюда прийти. Правда, здесь "Наше Радио" практически не ловится. Так что мы ничего не видим, ничего не слышим, но все равно хоть какое-то ощущение фестиваля". На вопросы о степени безопасности подобных мероприятий отвечали примерно одинаково, в лучших традициях российского фатализма: "Да жизнь вообще - такая штука: суждено тебе умереть - значит, суждено. Не сидеть же теперь дома. Да, к тому же два раза снаряд в одну воронку не падает…" На общем фоне выделяется серьезно настроенный молодой человек, явно имеющий что сказать: "Нашествие" в Раменском в сегодняшних условиях проводить было, конечно, нельзя, я с этим не спорю. Но устроить два дня фестиваля в Лужниках, например, было бы гораздо лучше, чем в эфире. Туда достаточно сложно было бы что-то пронести, с точки зрения безопасности это был бы лучший вариант, и удовольствия бы все присутствующие получили гораздо больше". Пообещав, что доведу до сведения организаторов последнее рацпредложение (что, собственно, сейчас и делаю :), прошла на территорию радиокомплекса. В офисе "Нашего Радио" царило нечто приближенное к хаосу. Своим спокойствием в общем броуновском движении выделялись лишь журналисты и "гости" - те самые счастливчики, выигравшие билеты. Свобода передвижения и тех, и других была ограничена первым этажом офиса: холл, коридор, кабинет промо-отдела, наскоро расчищенный для брифингов, и конференц-зал, соседствующий со студией, с врезанным в стену окном, позволяющим видеть музыкантов. Слушатели этакими приливами и отливами "накатывали" в конференц-зал, как только в студии появлялась очередная группа, и растекались во время записных сетов по коридорам в надежде "подловить" музыкантов. Журналисты же подчинялись расписанию брифингов (которого в сущности не было), а потому пребывали в перманентном ожидании фронтменов, не уходя далеко от промо-отдела. Интересный момент. Всех музыкантов непременно спрашивали об их отношении к вынужденной "виртуализации" "Нашествия". И все, как один, проявляли чудеса политкорректности, отвечая примерно следующее: "А нам и так все нравится, и аудитория больше, и технические возможности огромные". Такую же лаконичность и размеренность большинство исполнителей проявляли в эфире - на пальцах одной руки можно было пересчитать выступления, по драйву и энергетике приближенные к фестивальным. Даже часовой суперконцерт "Чайфов" не развеял этого ощущения: при всем желании организаторов сделать в эфире аналог Раменского "студийность" выступлений наложила свой отпечаток, и композиции звучали в основном спокойные, малозажигательные и для оупен-эйра абсолютно не приемлемые. В результате по музыке "Нашествие-2003" можно было бы назвать живым и интересным марафоном, но никак не фестивалем в привычном, "Нашим" же радио взращенном понимании этого слова. Такой фестиваль отдыха на море не заменит. Так может, не стоило бы запрещать "Нашествие", пока уровень жизни в стране настолько низок, что не каждый желающий может позволить себе ежегодную поездку на море? А то поди знай, как поведет себя утомленный за год электорат, перегревшийся в жаре мегаполисов?
6 августа 2003 г.
* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.