В марте 2002 г. на OnAir.ru проходила информация о том, что Александр Нуждин назначен заместителем программного директора Радио MAXIMUM и покинул линейный эфир. Полгода назад в сетке вещания радиостанции появился новый проект Александра "FM-кафе" - специальная программа, посвященная современной "легкой" музыке в стиле Lounge, Acid-jazz, New Age, NU-jazz и др. О своих обязанностях в новой должности, работе с сетевыми партнерами Радио МAXIMUM и о лучшей, по мнению членов жюри Национальной премии "Радиомания", музыкальной программе 2003 года Александр Нуждин рассказал OnAir.ru.
OnAir.ru: Александр, несмотря на то, что основной темой нашего разговора будет Ваша программа "FM-кафе", хотелось бы узнать, чем Вы занимались с тех пор, как ушли из эфира год назад? И почему вообще решили покинуть линейный эфир? Александр Нуждин: Это было решение не мое, а руководства станции, и связано оно было с изменением подхода к ведению. В какой-то момент сочли, что в эфире нужно побольше "душек", "своих парней", а я в эту концепцию не вписывался. Все то время, что я работал, я сознательно пропагандировал другой стиль ведения - лаконичный, несколько отстраненный и максимально уважительный к слушателю. Шутить на заказ и быть балагуром я не захотел, тогда мне предложили стать заместителем программного директора. А я, естественно, был не против, потому что в эфире к тому моменту проработал уже 10 лет, и надо было куда-то развиваться.
OnAir.ru: Чем Вы занимались в новом качестве? Александ Нуждин: Программами, которые записываются заранее, и сетевым продуктом. Тем же "Хит-парадом двух столиц", который веду уже восьмой год. Здесь меня все устраивает: программы, мною подготовленные и предзаписанные, обладают намного большей динамикой, нежели обычный линейный эфир. Я вообще считаю, что будущее за записными программами. С ростом конкуренции на рынке нужно выдавать все более качественный продукт. А что значит качественный продукт на радио? Это очень динамичный продукт. Если у тебя достаточно опыта, ты, конечно, можешь без записи преподносить себя таким образом, как от тебя требует руководство и как ты сам себя ощущаешь. Но записанное, отредактированное и смонтированное намного выразительнее. На Западе это поняли уже давно. Там существует сегмент интерактивного шоу, но в основном все эфиры записные...
OnAir.ru: По прямому эфиру не скучаете? Александ Нуждин: Скучаю. Будоражит, когда сидишь у микрофона и понимаешь, что нужно работать без огреха. Но любая работа, какая бы она ни была привлекательная, все равно рано или поздно превращается в рутину. Ежедневный линейный эфир достаточно сложно раскрасить. Нужно долго готовиться и обладать хорошим чувством юмора, чтобы обыгрывать каждый раз одно и то же. Тематические программы, посвященные чему-то, делать намного проще. Я, например, веду рубрику "Краем уха". Там я читаю интересные новости, поэтому мне нужно просто чуть приукрасить и без того интересную информацию. У меня нет новости, которую я рассказываю каждый день и вынужден каким-то образом все это словесно обыгрывать, переставляя слова. Грубо говоря, пытаться из одних и тех же кубиков составить другую фигуру.
OnAir.ru: А в чем заключалась Ваша работа над сетевым продуктом? И почему именно Вы взялись за это? Александ Нуждин: Просто так получилось. Сеть Радио MAXIMUM начала расти два года назад, и кто-то должен был этим заниматься. Я отслеживал качество программного продукта, который делают наши региональные партнеры на местах. По договору мы, как правило, отдаем какое-то время на откуп местным редакциям (поскольку каждая станция должна иметь свой колорит), а я должен был контролировать, как оно используется. Мой подход в этом отношении достаточно жесток: никаких станций-"мутантов" в регионах. "Кока-кола" не размешивается на местах квасом. Она везде продается в унифицированных упаковках. Возможно, для некоторых городов этот напиток более специфичен, чем для Москвы, поскольку он заточен под столичного потребителя, но спрос есть именно на "Кока-колу". Так же и мы, продавая свой продукт, не собираемся лепить из него колобков. Это принципиально важно. Все, что делается нашими партнерами, в обязательном порядке присылается нам для оценки. Из этих же соображений мы сделали раздельное вещание на Москву и регионы. И то, что рейтинги сразу сильно поползли вверх, означает, что мы на правильном пути.
OnAir.ru: Что Вы имеете в виду под раздельным вещанием? Александр Нуждин: То, что теперь наши ди-джеи, садясь в московский эфир, во время музыкальных сетов параллельно записывают войс-треки для сетевого вещания. Раньше мы работали по обычной схеме. В некоторых городах стояли компьютеры, в некоторых - релейные переключатели. В момент московской рекламы им нужно было переключаться на местные блоки, а потом опять включать московский сигнал. Поскольку песни все разные по хронометражу, а ди-джеи в прямом эфире не всегда могут рассчитать свои вставки до секунды, унифицировать все не получалось: где-то все равно были обрубки, и звучало это не лучшим образом. Количество огрехов производило ужасающее впечатление. Сейчас на местах вещают так же хорошо, как в Москве: им предоставляется выверенный до секунды сигнал, в который остается только вставить свою рекламу.
OnAir.ru: Это сильно удорожает работу с сетью? Александр Нуждин: Подробностей я не знаю, но, естественно, на первом этапе требовались определенные вложения. Но мы потратили деньги на то, чтобы сделать эфир более качественным, и в результате с повышением рейтинга на местах увеличили свои прибыли.
OnAir.ru: Как Вы думаете, слушатели в регионах ощущают, что эфир полностью записной? Вы же, наверное, не афишируете это? Александр Нуждин: Мы этого не скрываем, но, естественно, и не афишируем. Насколько мне известно, записная часть никого не отпугнула. Конечно, "живьем" можно все. Когда записываешь шесть часов эфира, может быть, не выдашь такую шутку, которая тебе пришла бы в голову вдруг. Но мы достаточно профессиональны, поэтому хорошо справляемся.
OnAir.ru: Что ж, перейдем к "FM-кафе". Как Вы пришли к идее создания программы? И что было сначала: желание включить в эфир эту музыку или разнообразить его хоть как-нибудь? Александр Нуждин: Изначально к созданию передачи подтолкнул чисто коммерческий интерес. Я больше четырех лет работаю ди-джеем в клубах, где играю музыку для отдыха и танцев. Но по формату она не подходит MAXIMUM'у, поэтому, хотя я периодически капал на мозги начальству, мне никто не давал эту музыку ставить. Потом стали появляться потенциальные рекламодатели, которые поддерживают концерты исполнителей, скажем так, лёгкой музыки, и им нужно было размещать рекламу в эфире, который был бы обрамлен такой же музыкой (после "Metallica" не поставишь рекламу концерта "De-Phazz"). Наша аудитория - именно та, что им нужна, поэтому на нас вышли с предложением что-нибудь сделать, и директорат предложил мне заняться подобной программой. Не было уверенности на сто процентов - будет ли это оправдано. Но "FM-кафе" уже через три недели было продано и стало коммерчески обоснованным продуктом. А когда я получил "Радиоманию" за лучшую музыкальную программу в России, все сомнения рассеялись окончательно.
OnAir.ru: Какова концепция программы? Александр Нуждин: "Час легкой музыки" - это наш слоган. Мы даем возможность послушать альтернативную - альтернативу тому, что существует на рынке, - музыку. Это программа обзорная, она рассчитана на абсолютно не подготовленных людей. Там нет заумных сентенций, я ни в коем случае не хочу строить из себя сноба или знатока. Да, я разбираюсь в этой музыке, но хочу аккуратно, интеллигентно преподнести ее тем, кто с нею не знаком - людям, которые даже не знают о существовании этого гигантского пласта красивых, общечеловеческих произведений. Поэтому это еще и некая просветительская роль. Я не меломан и не интроверт и больше кайфую оттого, что отдаю эту музыку - это и есть концепция.
OnAir.ru: Что можно было бы сказать по структуре и хронометражу "FM-кафе"? Александр Нуждин: "FM-кафе" - часовая передача, в ней нет рубрик. Я не хотел ее перегружать. Изначально я вообще хотел, чтобы моего голоса в эфире не было, но потом понял, что это необходимо - нужно каким-то образом рассказывать об артистах. Комбинирую музыку, чтобы она была максимально разнообразна по темпу и эмоциям. Когда я делаю программу, я складываю пазл, а потом еще минут тридцать-сорок переставляю "кусочки". Даже когда приезжают форматные для "FM-кафе" артисты, я не беру у них большого тяжеловесного интервью. Они просто дают ID: "Привет, вы слушаете "FM-кафе", я такой-то". Может быть, спрошу что-нибудь из разряда: "Вас в России не знают, какой композицией вы бы хотели проиллюстрировать свое творчество?" Мне отвечают: "Ну, вот у меня есть такая-то вещь", - и я ее ставлю.
OnAir.ru: Вы проигрываете только зарубежную музыку? Александр Нуждин: К сожалению, да. Есть исключения, но в одном ряду с иностранными композициями высочайшего качества большинство из них настолько проигрывает, что отпадает всякое желание их ставить.
OnAir.ru: На кого была изначально рассчитана программа и какая аудитория у нее реально сложилась? Александр Нуждин: Рассчитана была на кого угодно. По большей части она "съедобна" для людей всех возрастов. В мои поклонники даже записались родители нашего генерального директора. Но основными потребителями, думаю, являются молодые люди от 20 до 35 лет.
OnAir.ru: А более определенных данных об аудитории у Вас пока нет? Проводились ли какие-нибудь исследования по "FM-кафе"? Александр Нуждин: Специально по этой программе - нет. Исследования на данном этапе бессмысленны: они будут иметь только познавательный характер. То, что слушают, - я знаю, а тратить деньги на то, чтобы узнать, кто слушает, сейчас не имеет смысла. Программа продана, программа признана профессионалами и слушателями - что еще нужно? Если появятся проблемы, естественно, надо будет разбираться: слушают ли, кто слушает, когда больше - когда меньше... Но это, как диагностика автомобиля, которую не делают сразу после выезда машины из салона. Должен быть какой-то пробег, и, когда что-то не так заурчит, - тогда уж надо проверять.
OnAir.ru: Ну, хоть какой-то пробег у "FM-кафе" уже есть. За те полгода, что идет программа, - и после ее широкого признания - не возникало ли у Вас желания изменить что-то? Быть может, перенести ее на более выгодные позиции в сетке, увеличить количество выпусков в неделю? Александр Нуждин: Если мы сделаем передачу пораньше, то, конечно, охватим большую аудиторию. Но тогда пришлось бы разрывать шестичасовой ди-джейский сегмент, а это нелогично. Если только на час ее передвинуть. А делать больше повторов или увеличивать хронометраж я не могу. Я делаю хороший продукт, делаю с любовью, и ставить его на поток - значит, снижать качество. К тому же, если передача будет длиться два часа, у меня не хватит музыки. То есть музыка-то есть. Но за время эфира у нас не повторилось еще ни одной композиции. Этим я тоже горжусь и не хочу терять этих позиций. Вот что действительно было бы здорово - более полно освоить возможности интернет-странички. Я бы очень хотел сделать оперативную страничку, где с удовольствием вывешивал бы семплы тех композиций, которые я ставлю. Давал бы анонсы концертов. Н пока у нас не хватает на это рук.
OnAir.ru: Понимаю, что задам не самый мудрый вопрос в своей жизни, но все же: есть ли хоть малейший шанс, что эта музыка со временем перекочует в основной эфир Радио MAXIMUM? Александр Нуждин: Не думаю. Станция нашла свою нишу и максимально точно обслуживает ту музыкальную аудиторию, которую выбрала. Делая подобные изыски, мы привлечем другую аудиторию - но эту-то потеряем. Рынок нам этого не простит. Тем не менее, эта музыка будет в эфире. Если не на MAXIMUM'e, так на другой радиостанции…
OnAir.ru: Это ли Вы имели в виду, когда написали в анкете на сайте Радио MAXIMUM, что мечтаете создать собственную радиостанцию? Александр Нуждин: Возможно. Видите ли, этой музыки много, она востребована, и ей нужен выход. Поэтому такая станция может возникнуть. Мне поступало предположение сделать радиостанцию целиком из этой музыки, и это мне интересно. Но я пока не знаю, в каком качестве мог бы этим заниматься, потому что я не администратор и не смогу стать генеральным директором. Более того, не уверен, что меня устроит финансовая часть предложения. Формат специфический, поэтому и говорить о том, в каком это будет виде и будет ли вообще, пока рано. Но одно я знаю точно: если станцию делать, то делать сейчас. Потому что именно сейчас эта музыка актуальна. Через пару лет, ее, возможно, никто уже не будет слушать. Надо ловить момент.
22 августа 2003 г.
* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.