22 августа радио "Эхо Москвы" исполняется 13 лет. OnAir.ru присоединяется к поздравлениям в адрес коллег и предлагает вашему вниманию интервью с главным редактором радиостанции Алексеем Венедиктовым.
OnAir.ru: Радиостанции "Эхо Москвы" 13 лет. А ведь все начиналось с маленькой студии на Никольской... Не жалко романтики того времени? И изменилась ли концепция станции за прошедшие годы? Алексей Венедиктов: Концепция радиостанции и романтика времени - немного разные вещи. Насчет сожаления о прошлых годах - это как сожаление об ушедшей молодости: раньше и солнце светило ярче, и травка была зеленее, и девушки чаще оборачивались. Есть некая ностальгия не только по радио, но и по тем временам, когда все было ясно: враги черные, друзья белые и пушистые. Сейчас все сложнее. Что касается концепции "Эха", то сначала радиостанция придумывалась как некая альтернатива государственному радио. Концепция была в альтернативе, которая чувствовалась и в разговоре, и в информации. Затем, когда государственное радио отступило и мы вышли на первую позицию, стало ясно, что нельзя делать только альтернативное радио, - надо делать радио полное. И с 1994 года "Эхо" перешло на позиции информационного радио.
OnAir.ru: На что теперь делается основной акцент - на свежие новости, интересных и редких гостей, объективность информации? Алексей Венедиктов: Сейчас новостное поле отброшено к 1990 году, и государственные СМИ занимают ту же позицию, что и 13 лет назад, - выборочно дают новости, например из Чечни или из Ирака. Мы возвращаемся в ту же среду. В этих условиях мы не отказываемся от приоритета новостей и считаем, что полное новостное поле - наша первая "фишка". Гости, наша вторая "фишка", появились в 1994 году как самостоятельный проект. Конечно, они приходили и раньше, но к тому моменту мы поняли, что гости часто прямо в эфире создают новости. Надо не просто разговаривать, а выводить их на то, чтобы они делали сенсационные объявления. Поэтому в 1994 году была создана специальная продюсерская служба, которая занимается гостями. Она поддерживает отношения с ними, их женами, собачками и попугайчиками. Я не знаю, как они работают, но, как недавно сказал руководитель одной крупной английской газеты, радиостанцию, на которой в течение 24 часов побывали Колин Пауэл и "Тату", не заметить невозможно. Гости самые разные - от Владимира Путина до Бориса Березовского…
OnAir.ru: Но ведь президент у вас еще не был… Алексей Венедиктов: Владимир Путин у нас был еще до своего президентства, его фотография висит на первой стене почетных гостей. Он сам напомнил мне об этом, когда я недавно попросил его прийти к нам в эфир… Но я бы выделил еще один приоритет. Третья "фишка", которая возникла два года назад, - это интерактивность. Радио в мире развивается в сторону интерактивности, когда слушатели не просто пассивные участники. Они не только задают вопросы, но и формулируют позицию. Наш проект "Одна семья времен Владимира Путина" был первой попыткой создать это третье направление, когда слушатели становятся авторами. Мы движемся в нем, но пока что очень медленно.
OnAir.ru: Насколько важен Интернет для интерактивности? Алексей Венедиктов: Интернет дает идеи. Например, раньше был форум "Говорим по-русски", мы приглашали людей из этого форума на программы. Приглашали из форумов в прямой эфир людей, которые спорили с нами о политике. Совершенно неизвестных нам, но, очевидно, имеющих свою точку зрения и умеющих ее обосновать. Оттуда, из форумов, и вырос проект "Одна семья времен Владимира Путина". (Каждую неделю выбиралась одна семья, члены которой активно участвовали в передачах "Эха Москвы", разговаривали с гостями и выражали свое мнение. Каждое воскресенье Матвей Ганапольский в своем эфире прощался с одной семьей радиослушателей и представлял новую. - Прим. автора)
OnAir.ru: Почему же проект закрыли спустя некоторое время? Алексей Венедиктов: Он перестал быть оригинальным. Ведущие, по сути, повторяли одни и те же вопросы. Но проект, безусловно, возродится, наша рабочая группа обсуждает, каким образом можно это сделать.
OnAir.ru: Какие еще проекты появятся в новом сезоне "Эха Москвы"? Алексей Венедиктов: Мы кардинально переделываем час с 16 до 17. В это время люди слушают нас в основном дома, и мы хотим сделать так, чтобы программы в этом часе были направлены только на домашнее прослушивание. Темы передач - дети, здоровье, город. Думаем о том, чтобы передвинуть наши вечерние музыкальные передачи (которые начинаются с 22:00) на "Арсенал", потому что, как выясняется, людям в это время еще нужна информация. Может быть, там будет дайджест гостей, которые были днем. Спорим, нужно ли возвращаться к новостям раз в пятнадцать минут или достаточно сохранить их раз в полчаса. Кроме того, к нам приходят новые люди, и я надеюсь, что возникнут передачи Латыниной, Шендеровича, Киселева. Запустили передачу "Тройной удар", сейчас ждем реакции. Пока она идет по партиям, но возможны и другие варианты. Например, министр культуры, который три вечера подряд говорит на разные темы в разных форматах.
OnAir.ru: "Эхо" славилось своими играми и тотализаторами, в которых можно было выиграть от книги до поездки на "Формулу I". Сейчас они исчезли из эфира. С чем это связано? Алексей Венедиктов: Во-первых, сейчас летний период, и мы действительно не играем. Во-вторых, часть игр "переехала" на "Арсенал" - мы все же пытаемся "разводить" аудиторию. В-третьих, маркетинговое исследование показало, что нашей аудитории не интересны игры. Люди приходят сюда за информацией, за общением и возможностью задать вопрос "великому". Игры же лежат в очень узком сегменте. Мы не отказываемся от них вообще, но придумываем сейчас информационные игры, связанные с событиями сегодняшнего дня. И еще одна проблема: у нас появились профессиональные игроки, которые выигрывают в 90% игр, а остальным просто не дают прорваться в эфир. Эти люди уже составили библиотеки и фонотеки из полученных призов. Мы взяли тайм-аут и надеемся, что этот "профессиональный клуб" распадется.
OnAir.ru: А ведь это касается не только игроков. Часто в программах звучат голоса одних и тех же слушателей, их вопросы всегда попадают на пейджер и зачитываются в эфире... Алексей Венедиктов: Да. Есть, например, некая Зинаида Прокофьевна. По нашим сведениям, это молодой мужик из Дубны, который играет роль восьмидесятилетней тещи. Человек развлекается - имеет на это право.
OnAir.ru: Не возникала у Вас мысль создать полуофициальный клуб любителей "Эха", постоянных и активных его слушателей? Алексей Венедиктов: Мы обсуждали этот вопрос, но такие клубы фактически складываются вокруг передач: "Говорим по-русски", "Без посредников", "Свой дом", передач Матвея Ганапольского. Организовывать сами мы ничего не будем.
OnAir.ru: А это не было бы еще одним шагом к созданию некого "семейного" радио? Алексей Венедиктов: Нет, потому что точно так же, как звонят одни и те же люди, так и в этом клубе будут одни и те же. Согласно последнему опросу "Комкона", наша ежедневная аудитория в Москве - 560 тысяч человек. Они слушают "Эхо", чтобы получить какую-то услугу: информацию, общение. Клуб нужен из них примерно ста слушателям, но они могут создать его и сами.
OnAir.ru: Недавно Владимир Жириновский, выступая в программе "Контрудар", сделал следующий любопытный вывод: "Эхо" слушают люди благополучные и обеспеченные. Согласны ли Вы с ним? Алексей Венедиктов: Не согласен. Во-первых, мы тут недавно спрашивали слушателей в присутствии министра связи Реймана, у кого есть мобильные телефоны. 46% позвонивших имеют телефоны, остальные - нет. Поэтому извините, но насчет состоятельности я сомневаюсь. Да, большая часть наших слушателей (почти 67%) имеет машину. Многие имеют высокий доход. Но нас слушают люди и с низким доходом, и значительная их часть - бюджетники. Я бы выстроил характеристику по-другому. Я бы сказал, что "Эхо Москвы" слушают люди самостоятельные. Они сами себя делают, приходят к собственным выводам, принимают самостоятельные решения. Мы не даем им рецепты, но предлагаем варианты. А они сравнивают нашу информацию с тем, что знают сами.
OnAir.ru: Как обстоят дела "Эха Москвы" в регионах? И какие люди будут слушать вас там? Алексей Венедиктов: До недавнего прошлого мы заключали соглашения с региональными партнерами, они брали у нас часть программ. Но после войны, которая была развязана государством против Гусинского, многие наши партнеры по разным причинам отказались от сотрудничества. И с прошлого года мы перешли на новую схему работы: выигрываем себе лицензии и организовываем редакции от себя. В этом году получили лицензии на вещание в Самаре, Казани, Оренбурге и Томске. Плюс Нижний Новгород, где появится "Арсенал". Кто нас будет слушать в регионах, я не готов говорить, - нужно, чтобы прошло время.
OnAir.ru: Вы затронули тему владельца радиостанции… Ощущаете ли вы лично то, что "Эхо" сейчас юридически подконтрольно "Газпром-медиа"? Как на развитие радиостанции влияет ее хозяин? Алексей Венедиктов: На общих собраниях это влияет на меня как на акционера, потому что я не только главный редактор, но еще и акционер, а "Газпром" - мой старший партнер. Влияют ли на меня как на главного редактора? Конечно, нет. Есть одно условие: редакционная политика, кадровая политика - это прерогатива главного редактора. Они могут со мной разговаривать, но заставить меня сделать что-то невозможно. И никакого политического давления за эти годы не было. Наглядный пример: сейчас я веду переговоры с сотрудниками ТВС, уже договорился, что на "Эхе" будет работать Владимир Кара-Мурза, но акционеров в связи с этим только поставил в известность. Главное - я укладываюсь в рамки моего бюджета и считаю, что приход этих людей увеличит рейтинг станции. Остальное их волновать не должно.
OnAir.ru: Вы говорите, что приглашаете новых людей, но в большинстве своем рубрики годами не меняются, звучат одни и те же голоса. Почему "Эхо" настолько консервативно в этом отношении? Алексей Венедиктов: Я не соглашусь с Вами, что у нас не идет обновление. Мы просто не сторонники частого обновления и придерживаемся консервативного подхода. Я вообще считаю, что радио - это вещь семейная, домашняя. Многие журналисты через приемник становятся членами семьи. Когда один из них уходит в отпуск, на пейджер во время моих эфиров приходят вопросы: "А где этот сотрудник? Что с ним случилось? Не заболел ли он?" У каждого журналиста своя группа фанатов. Это люди знакомые, они все знают: что мы женились, родили детей, разошлись… И в этой связи по всем опросам аудитория "Эхо Москвы" обладает максимальной лояльностью. Есть такой термин в проводимых опросах - "лояльность". Это означает, что слушатели могут с нами ссориться, оскорблять нас, мы им можем не нравиться - все, как в семье. Таким образом мы держим часть аудитории.
OnAir.ru: Хорошо, но, допустим, придет завтра на "Эхо" молодой человек и скажет: "Хочу у вас работать". Ваша реакция? Алексей Венедиктов: Приходят… Первая позиция: если есть деньги, - есть место. Все же радиостанция - бизнес-структура с определенным штатным расписанием. Если есть вакансии, все зависит от того, кем человек хочет работать. Если он хочет вести новости, например, я отдаю его Марине Королевой… А потом Марина приходит и говорит: "Какие новости? Человек не выговаривает 32 буквы алфавита и путает Буша с Путиным".
OnAir.ru: Какими же качествами, навыками должен обладать Ваш потенциальный сотрудник? Алексей Венедиктов: Самоиронией. Человек не должен к себе относиться серьезно. Как только он начинает "выполнять миссию", "нести свое слово в народ" и "глаголом жечь сердца людей", зверей, птиц и т.д., то все - это конец для радиожурналиста. К себе надо относиться несерьезно. Когда я беру человека на работу, я должен чувствовать это качество. Если оно есть, это уже значительный плюс. Ну, и, конечно, должно прилагаться образование, чтобы человек отличал того же Буша от Тернера.
OnAir.ru: Рейтинг "Эха" по Москве в два раза выше, чем у "Маяка-24". Чем вы можете это объяснить - известной оппозиционностью станции или, опять же, кадрами? Алексей Венедиктов: Вообще, я к конкурентам отношусь позитивно, потому что они заставляют нас шевелиться. Всякий раз, когда активизируется или появляется очередной конкурент, у нас в редакции садятся специальные люди, которые отслушивают новую сетку, следят за радиостанциями, предлагают нам дальнейшие ходы. Иными словами, я отношусь к конкурентам как к плетке, которая должна нас подхлестывать, чтобы мы не слишком зазнавались. Второй момент: журналист, с моей точки зрения, всегда должен быть оппозиционен власти. В любой аналитике, в разборе любого решения властного органа должно вычленяться позитивное и негативное для наших слушателей. И когда государство не является нашим владельцем, акционером, мы можем анализировать это достаточно свободно.
OnAir.ru: Что и привлекает в итоге слушателей? Алексей Венедиктов: Да. Государственная радиостанция вынуждена даже при наличии блестящих журналистов учитывать интересы своего владельца. Мы тоже учитываем их интересы - во всем мире так. Но у государства интересы всюду, а у частных владельцев зона интересов ограничена, предположим, алюминием, нефтью. И вот только эта зона для журналистов частной компании закрыта, остальное - пожалуйста. У нас изначально больше шансов, зона "обстрела", анализа шире…
OnAir.ru: Как Вы относитесь к концепции fast-radio своего бывшего конкурента "Новостей он лайн"? Алексей Венедиктов: Сергей Корзун что-то подобное предлагал делать и у нас. Тогда я не принял план переформатирования "Эха Москвы" в приблизительно такое. Как я понимаю, это и стало одной из причин ухода Сергея с радиостанции. Когда появились "Новости", я внимательно их послушал, но сразу сказал, что это не мое радио.
OnAir.ru: Вы вынесли из эфира коллег что-то, что с успехом можно было бы внедрить на "Эхе"? Алексей Венедиктов: Оттуда можно вынести одну важную вещь - тщательную работу со звуком. Сергей очень силен в этом тоже, и он сделал блестящее звучание. Но блестящее звучание - это даже не форма, это ее часть. А содержание? Что такое записанные новости? Я не могу себе этого представить. Кроме того, я принципиально считаю, что радио в России сложилось как домашнее СМИ, здесь очень важна индивидуальность ведущего. А там не было индивидуальности, как вы помните, журналисты даже не представлялись. Это как игрушка, которая может быть дополнением к чему-нибудь, как клуб "Челси" для Романа Абрамовича, у которого есть и нефть, и алюминий, и много чего еще. Очень хорошо, ярко, познавательно, но коммерчески неудачно. Хотя я сказал владельцу "Новостей он лайн", что не одобряю их поспешного решения об отказе от этого формата.
OnAir.ru: Кого же вы в таком случае считаете своими настоящими конкурентами? Алексей Венедиктов: "Маяк 24", "Авторадио" в известной степени, "Свободу", "Радио 7"… Но что значит "конкуренты"? В нашем формате сейчас работают станции, которые я назвал, но они не нацелены на то, чтобы откусить часть нашей аудитории. Конкурент - это радио, которое строится так же, как и "Эхо Москвы", обладает такими же возможностями. В 1997 была смешная история: руководство "Маяка" пошло к высшим чиновникам и сказало, что им надо побить "Эхо Москвы", надо, чтобы к ним на эфиры ходили гости. Был начертан график прихода министров на "Маяк"… Этим все сказано. Конечно, когда приходит министр, то слушательская аудитория повышается. Но допустим, что у нас дефолт, а у них - министр культуры, приход которого расписан в графике. Я же могу отменить любого министра, могу не позвать любого человека, радио "Эхо Москвы" работает на сегодняшние новости, гости - это продолжение и одновременно создатели новостей. Мы очень гибкие, в отличие от своих конкурентов…
OnAir.ru: Вам никогда не хотелось работать на государственном радио, попытаться что-то изменить там? Алексей Венедиктов: В 1997 году мне предлагали стать главным редактором одной из государственных радиостанций, но я тогда на встрече произнес совершенно внятную фразу: вы завтра начнете новую чеченскую войну, и что я буду делать? Как я буду ее освещать, если буду не согласен с вами? Я имею у них репутацию сумасшедшего, блаженного или юродивого. Это неправильно: я очень хитрый, а нисколько не сумасшедший. Но если им так нравится так думать, пусть утешают себя этим. Все знают, чего от меня ждать, я совершенно не являюсь внезапным. Моя позиция публична, я ее каждую неделю озвучиваю в передаче "Без посредников". По большому счету, это они от меня отказались, потому что поняли, что, если действительно что-нибудь такое начнется, на меня положиться будет нельзя: я буду делать то, что считаю правильным. Играть в чьей-то команде я не стану.
OnAir.ru: Вы как-то сказали, что хотите, чтобы две Ваши станции, "Эхо Москвы" и "Арсенал" конкурировали друг с другом. Насколько это возможно при одном главном редакторе и почти одном и том же составе сотрудников? Алексей Венедиктов: Возможно, сотрудников мы еще будем добирать, когда концепция определится. А в чем здесь странность? Есть издательские дома, которые выпускают глянцевые журналы, конкурирующие между собой. Задача коммерческого издания - чтобы оно вышло на самоокупаемость и приносило доход. Наша задача - чтобы "Арсенал" вышел на самоокупаемость, причем "Эхо" не должно ее потерять.
OnAir.ru: Концепция "Арсенала" уже полностью сформировалась? Алексей Венедиктов: Это точно будет разговорное радио, оно находится в процессе "обкатки". Там нет пока супергостей, но идут разговоры со слушателями. С "Арсеналом" у нас две проблемы: проблема концепции и проблема звука. По концепции я надеюсь, закончим осенью и в середине сентября мы выйдем со стопроцентной оригинальной программой. А по звуку, по усилению передатчика мы работаем…
OnAir.ru: Вы известны в широких кругах, обладаете каким-то влиянием. Как Вы это используете и насколько активно участвуете в делах отрасли? Алексей Венедиктов: Я участвую в Индустриальном комитете, в радиосообществе и, скажем откровенно, в политическом лоббировании. И лоббирую я не свою радиостанцию, а в целом радиовещание в России. Если я что-то пролоббировал в законе в Москве, то это отразится на станции в Ханты-Мансийске. "Эхо" сотрудничает с Национальной Ассоциацией Телерадиовещателей, Фондом Независимого Радиовещании. Но не сотрудничает с Медиасоюзом и "национальными" премиями… Мы не считаем, что сейчас существует по-настоящему национальная премия. Для нас Премия Попова или "Радиомания" - партийные премии, мы же не хотим занимать какую-либо партийную позицию.
OnAir.ru: Неужели вам не было бы лестно получить бронзовый микрофон "Радиомании"? Алексей Венедиктов: Мы бы его не взяли, потому что мы знаем, когда и для чего создавался Медиасоюз…
OnAir.ru: А Премия Попова? Алексей Венедиктов: Эта премия была угроблена ее основателями, когда сначала они согласились на "Радиоманию", а позже вышли с непонятным уставом…
OnAir.ru: Но ведь в этом году Александр Плющев специально вышел из состава жюри Премии Попова, чтобы его программа "Серебро" могла участвовать в конкурсе… Алексей Венедиктов: Программа "Серебро" была выдвинута не им самим, а слушателями. Но я вас уверяю, что этого больше не повторится. Программы "Эхо Москвы" в дальнейшем будут сниматься редакцией, как бы слушатели не хотели обратного, потому что это влияет на нашу репутацию. Когда премия Попова станет общенациональной, тогда мы будем в ней участвовать. Все просто: мы хотим, чтобы все было прозрачно, чтобы люди понимали, за что и как они получают премии. Нам премий уже не надо, мы уже "опремлены" и знаем себе цену. Но мы готовы, например, участвовать в организации национальной премии "ТЭФИ" для радио, если туда соберутся все, включая Медиасоюз, Союз журналистов, Премию Попова. Готовы участвовать и даже стать площадкой, если это кому-то интересно, для того, чтобы была создана действительно национальная радийная премия.
OnAir.ru: И последний вопрос. Вам всегда что-то мешало отметить свой день рождения, потому что уже много лет в двадцатых числах августа происходят какие-то катастрофы. Не ощущаете ничего зловещего в цифре "13"? Алексей Венедиктов: Я думаю, что этот год будет счастливым исключением. В этой цифре достаточно уже того, что она сама по себе "13". Но будет же еще и "14", и "15"…
22 августа 2003 г.
* Meta, Facebook, Instagram решением суда признаны запрещенными на территории России экстремистскими организациями.
При полном или частичном использовании материалов активная индексируемая ссылка на сайт OnAir.Ru обязательна! Портал работает на PortalBuilder2 R5 HP.Свидетельство на товарный знак №264601, №264991 Российское агентство по патентам и товарным знакам.